Научная статья на тему 'Ответственность перевозчика по договору перевозки груза'

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ответственность перевозчика / сохранность груза / договор перевозки груза / the liability of the carrier / safety of cargo / transport contract

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стоян Кирилл Константинович

Автомобильный транспорт является важным звеном экономики России. Главным аспектом ответственности перевозчика по договору перевозки груза является сохранность груза. Нормативное закрепление сохранности груза в перспективе способствует повышению качества перевозки груза на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road transport is an important part of the economy of Russia. The main aspect of the carrier's liability under the contract of carriage of cargo is the cargo. Regulatory consolidation cargo safety in the long term contributes to the quality of transportation of cargo in road transport.

Текст научной работы на тему «Ответственность перевозчика по договору перевозки груза»

156

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

или муниципальной собственности", покажет практика. С ней же придет окончательное понимание содержания новых видов земельных прав, содержание которых, наверняка, еще не раз будет меняться, поэтому законодательство о правах на землю ждет еще не одно "совершенствование".

Список литературы

1. Аверьянова Н.Н. Новое законодательство о земельных сервитутах // Право и экономика. - 2015. - №2. - С. 13.

2. Анисимов А.П., Мелихов А.И. Правовой режим земельных участков: новый межотраслевой подход к соотношению норм гражданского и земельного права // Право и экономика. - 2008. - № 12. - С. 25.

3. Боголюбов С.А. Земельное

законодательство и Концепция развития

гражданского законодательства // Журнал

российского права. - 2010. - № 1. - С. 38 - 47.

4. Ершов О.Г. Строительные сервитуты // Право и экономика. - 2013. - № 1. - С. 25 - 31.

5. Концепция развития гражданского

законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. -2009. - № 11. - С. 53.

6. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108: по сост.на 29 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 29 (ч. 1). - Ст. 3482.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Стоян Кирилл Константинович

Магистрант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

Автомобильный транспорт является важным звеном экономики России. Главным аспектом ответственности перевозчика по договору перевозки груза является сохранность груза. Нормативное закрепление сохранности груза в перспективе способствует повышению качества перевозки груза на автомобильном транспорте.

ABSTRACT

Road transport is an important part of the economy of Russia. The main aspect of the carrier's liability under the contract of carriage of cargo is the cargo. Regulatory consolidation cargo safety in the long term contributes to the quality of transportation of cargo in road transport.

Ключевые слова: ответственность перевозчика, сохранность груза, договор перевозки груза.

Keywords: the liability of the carrier, safety of cargo,

Автомобильный транспорт, в настоящие время, занимает устойчивую позицию в экономике РФ. Данное положение обусловлено доступностью и гибкостью данного вида транспорта, которая заключается в его мобильности и локализации деятельности. Кроме того, транспортировка грузов в некоторых субъектах страны возможна исключительно данным видом транспорта по причине дефицита транспортного комплекса. По данным Минтранса РФ, грузовым автомобильным транспортом в различных отраслях экономики перевезено 5829,3 млн. тонн грузов, грузооборот составил 247,9 млрд. т-км.

В структуре перевозок грузов постепенно увеличивается доля автомобильного транспортного сегмента в среднем на 0,2 ежегодно. В общем объеме коммерческих перевозок структурный уровень автомобильного и железнодорожного транспорта составляет 78 %, при этом на долю автомобильного транспорта приходится 44 % от общего объема перевозок всех грузов. Объем коммерческих перевозок по всем субъектам автотранспортного комплекса экономики составляет примерно 1664 млн. тонн, коммерческий грузооборот - 127 млрд. т-км. На основании данной тенденции, рассмотрение автомобильного транспорта рационально производить с позиции коммерческих грузоперевозок. Ежегодно растет количество компаний автоперевозчиков, на

transport contract

2015 г. Насчитывалось 255 тысяч организаций в данном сегменте.

Перевозчик выполняет свою деятельность согласно договору перевозки груза. Договор является механизмом появления и регулирования отношений между клиентом и перевозчиком. При заключении договора стороны накладывают на себя обязательства относительно перевозки. Согласно действующему законодательству, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Отправитель (клиент), в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозка подразделяется на городскую, пригородную, междугородную, международную.

Деятельность перевозчика регулируют правовые акты. Согласно виду перевозки, используется определенный правовой акт. При внутренних перевозках им выступает [1] УАТ и ГНЭТ. При международных [2]-CMR. Каждый из нормативных актов имеет характер императива.

Ответственность перевозчика согласно данным правовым актом презюмируется. Презумпция имеет место быть по причине обязательств, которыми наделяется перевозчик при заключении договора, основой которого является обязанность перевозчика в доставке. Другими словами, перевозчик возлагает на себя ответственность, которая отражается состоянием

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

157

груза, то есть объекта имеющим как выраженный интерес заинтересованных в нем лиц, так и вещественную ценность данного объекта. На основании сказанного складывается концепция ответственности перевозчика как лица, не имеющего интерес в объекте, то есть грузе, а лица, интерес которого возложен на его состояние в период

процесса который зависит не посредственно от перевозчика.

Ответственность перевозчика по УАТ и ГНЭТ приведена в статье 34 настоящего федерального закона. Ответственность перевозчика по данному акту представлена в табл. 1.

Таблица 1

Ответственность перевозчика по УАТ и ГНЭТ

Вид ответственности перевозчика Информационный критерий по виду ответственности Размер ответственности

За невывоз груза — 20 % от провозной платы

За несвоевременное предоставление АТС (под погрузку) Г ородское пригородное сообщение 5 % от провозной платы за каждый час

Междугороднее сообщение 1 % среднесуточной провозной платы

За несохранность груза Может дополнятся договором (объявленная стоимость) По счету продавца ст. 34 п. 8

За просрочку в доставке Исчисляется от назначенного срока 9 % от провозной платы за каждые сутки

Конвенция CMR является инструментом международного частного права и регулирует договорные отношения по международной перевозке грузом автотранспортом между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. Ответственность

перевозчика приведена в 4 главе данной конвенции, а также дополнительным протоколом заменяющим статью 23 и дополняющим ее. Ответственность перевозчика по данному акту представлена в виде табл. 2.

Таблица 2

Ответственность перевозчика по КДПГ

Вид ответственности перевозчика Информационный критерий по виду ответственности Размер ответственности

За сохранность груза Статья 23 данной конвенции Не может превышать 25 франков за кг.

Согласно дополнительному протоколу 8,33 СДР за каждый кг. Груза. Но не более провозной платы

За просрочку в доставке Фактическое опоздание, согласно договору. Устанавливается договором

Проценты на сумму подлежащие возмещению Если не последовало рекламации, то со дня подачи иска 5 % годовых, со дня принятия рекламации

Ответственность перевозчика в обоих случаях четко определенна и регламентирована. При рассмотрении документов были выявлены явные сходства в критериях ответственности перевозчика, где видно, что главным и основополагающим критерием будет являться сохранность груза при перевозке. Через анализ концепции данной услуги определяется, что от перевозчика зависит процесс перевозки объекта,- то есть груза из пункта получения им груза в пункт передачи груза лицу уполномоченному в его получении. При этом груз имеет вещественную субстанцию, оцениваемую его состоянием, что непосредственно важно для лиц проявляющим интерес в данном объекте, а значит, перевозка базируется в пространственном перемещении объекта без изменений его качественных и количественных показателей, что будет являться важной задачей для лица, осуществляющего перевозку и важным условием лиц, которые прибегают к данному виду услуг. Следовательно, главным признаком ответственности перевозчика является состояние груза, который

формирует условие выраженное нормативно правовой базой как обязательство в сохранности груза.

Уровень утраченных по различным причинам грузов, по данным «РОСГОССТРАХ», составляет 0,30,45% от общего объема грузопотока, так на автомобильном - 0,3%, из них 70% приходится на хищения, остальные 30% - на аварии и крушения.

По данным «РОССЮРВЕЙР» каждая 6-ая перевозка сопровождается с неправильным или недостаточным креплением, упаковкой и размещением груза.

Также необходимо отметить что последствия несохранности груза и ограничение ответственности перевозчика невозможно исключить по средством страхования. Страхование в данном сегменте подразделяется на страхование груза и страхование ответственности перевозчика. Из двух представленных внимание привлекает страхование груза. Однако понимание механизма страхования груза как компенсирование любого случая несохранности груза является неверным. Существует ряд нюансов, которые обозначают невозможность избежания многих факторов несохранности груза.

158

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одним из них — это невозможность полного покрытия убытков перевозчика по причине ограничений в отношении страховой суммы к страховому взносу. Размер страхового взноса не может превышать суммы стоимости груза, а страховая сумма по аналогии не может превышать страхового взноса. Другими словами, в случаях повреждения не только груза, компенсироваться будет лишь стоимость груза. Вторым важным аспектом страхования является ограничения по случаям, что указывается во всех страховых компаниях, оказывающих данный спектр услуг как по умолчанию, а именно к страховому случаю не относится несохранность груза в случае недостаточного (неправильного) крепления, размещения груза в кузове, неправильная упаковка и маркировка [3].

Важность фактора сохранности груза выступает как обязанность перевозчика согласно договора перевозки, а значит повышения значимости

данного фактора путем нормативного закрепления является одним из методов повышения качества перевозок груза на автомобильном транспорте. Во многих странах существуют подзаконные акты регулирующие ответственность перевозчика и описывают процесс организации перевозочного процесса с точки зрения факторов влияющих на сохранность груза в период перевозки.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 259 фз, от 2.04.2008 г. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

2. Конвенция о договоре перевозки груза от

1969 г.

3. Стоян К.К. Определение потенциала риска

несохранности груза при организации автомобильной перевозки [Текст] / Стоян К.К. // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы

развития. - 2014 - с 193-199

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО НА ПРИМЕРЕ НОТАРИАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ

ПРАКТИКИ

Шишова Виктория Викторовна

Студентка Тюменского государственного университета, г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются примеры нотариальной и судебной практики по вопросу принятия наследства и отказа от права наследования. Обращено внимание на складывающуюся практику Конституционного Суда РФ по созданию прецедентного права. В качестве одного из оснований неправильного применения и толкования закона, по мнению автора, является использование законодателем, доктриной и судебной практикой неправильных и нечетких определений, которые сложились несколько веков назад и применяются законодателями не только в России, но и в других странах без уточнений и изменений.

ABSTRACT

The article analyses examples from notarial and judicial practices with regard to the issue of acceptance of an inheritance and refusal from the right to inherit. The author draws attention to the practice of the Constitutional Court of the RF regarding creation of precedent law. The author believes that one of the examples of incorrect application and interpretation of the law is the use by the legislator, doctrine and judicial practice of incorrect and unclear definitions which were formed several centuries ago and are applied by legislators not only in Russia, but also in other states without specification and amendments.

Ключевые слова: наследник, принятие наследства, отказ от принятия наследства, нотариальная и судебная практика, нечеткость используемых дефиниций.

Key words: heir, acceptance of an inheritance, refusal from an inheritance, notarial and judicial practice, unclear vagueness of definitions used.

Право наследования принадлежит наследнику со дня открытия наследства. Каждый наследник осуществляет его самостоятельно. Право наследования состоит из таких возможностей, как принятие наследства, отказ от права наследования. Отказаться можно от того, чем обладаешь. Наследник до принятия наследства не обладает наследственным имуществом. Если он не принимает наследства или отказывается, как сказано в законе, "от наследства", то он отказывается от права наследования, передавая его конкретному наследнику, наследующему вместе с ним (направленный отказ), либо без указания наследника (ненаправленный отказ). Отказ от наследства имеет место, если после принятия наследства наследник от него отказывается до истечения срока принятия наследства.

Конституционный Суд РФ ошибочно определяет право наследования как "право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти и право наследников на его получение", считая, что в совокупности двух названных правомочий это право вытекает и из ст. 35 (ч. 2) [6]. Право завещать (распорядиться своим имуществом на случай смерти) принадлежит завещателю (возможному наследодателю). Право наследования принадлежит наследнику. Оба эти права принадлежат живым лицам, а наследодателем признается умершее лицо.

ГК РСФСР 1964 г., как и ГК РФ, также устанавливал шестимесячный срок для принятия наследства и два способа его принятия. Статья 546 ГК РСФСР предусматривала: "Признается, что наследник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.