Научная статья на тему 'Определение понятия коммуникации в современной лингвистике'

Определение понятия коммуникации в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15871
1502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION / SOCIALIZATION / SOCIAL COMMUNICATION / INFORMATION EXCHANGE / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова О.Н., Базылева О.А.

В статье дается обзор направлений в исследовании понятия коммуникации. Анализируются определения данного феномена, представленные в различных словарях по разным областям современной науки: социологии, психологии, философии, лингвистики. Сравниваются понятия коммуникация и общение, выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Definition of the Concept of Communication in Modern Linguistics

The article provides an overview of the trends in the study of communication. It analyzes the definitions of this phenomenon, presented in different vocabularies on various areas of modern science: sociology, psychology, philosophy, linguistics. It compares the concepts of communication and socialization, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Текст научной работы на тему «Определение понятия коммуникации в современной лингвистике»

УДК 81:004.738

О.Н. Морозова, О.А. Базылева

Определение понятия коммуникации в современной лингвистике

В статье дается обзор направлений в исследовании понятия коммуникации. Анализируются определения данного феномена, представленные в различных словарях по разным областям современной науки: социологии, психологии, философии, лингвистики. Сравниваются понятия коммуникация и общение, выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

The article provides an overview of the trends in the study of communication. It analyzes the definitions of this phenomenon, presented in different vocabularies on various areas of modern science: sociology, psychology, philosophy, linguistics. It compares the concepts of communication and socialization, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Ключевые слова: коммуникация, общение, социальная коммуникация, информационный обмен, социальное взаимодействие.

Key words: communication, socialization, social communication, information exchange, social interaction.

Само понятие «коммуникация» (от латинского communico «делаю общим») весьма широкое. Оно активно используется в самых различных областях деятельности человека: в лингвистике, в биологии, технических науках: физике, электронике и так далее (например: «телекоммуникационные системы», «подземные коммуникации», «клеточная коммуникация», «химическая коммуникация бактерий»). Существует несколько подходов к его трактовке. В широком смысле «коммуникация» рассматривается как обмен информацией между индивидами/пунктами/доменами посредством общей системы символов. В механистическом подходе это однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и прием информации получателем сообщения. В дея-тельностном подходе это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними (www.glossary.ru).

Существует много определений коммуникации, рассмотрим лишь некоторые из них:

• Коммуникация - (латинское commuicatio, от commuico - делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). [14, электронный ресурс].

• Коммуникация (общение) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми. [13, электронный ресурс].

• Коммуникация - ... пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства.; Коммуникация, общение. Обычно К. определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например, производственной, так и при помощи специализированной формы речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. [2, электронный ресурс].

• Коммуникация - категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом - утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива [18, с. 207-208].

• Межличностная коммуникация (interpersonal communication) -Под М.к. понимается процесс передачи информации неким источником др. конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе личных взаимодействий, однако они могут также реализовы-ваться с использованием почты, телефона или других электронных средств [9, электронный ресурс].

• Коммуникация [лат. communicatio] - 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр. телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств массовой

205

коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям. [15, с. 294].

• Коммуникация есть процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя. [12, с. 15].

Во всех определениях подчеркивается процессуальность (передача, обмен, сообщение, распространение) и информативность данного явления. Таким образом, традиционно понятие коммуникации рассматривается как обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков).

Интересным представляется то, что в некоторых определениях термины «коммуникация» и «общение» используются как синонимы, однако, если внимательнее подойти к их интерпретации, становится очевидным, что между ними имеются существенные различия. В частности, в психологических и социологических словарях концепты «коммуникация» и «общение» рассматриваются как пересекающиеся, но разные по сути явления.

Коммуникация используется: 1. «Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми. 2. Для характеристики обмена информацией (представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п.) в человеческом общении вообще как его информационная сторона» [10, с. 154]. Кроме того, «о коммуникации можно говорить как об «обмене целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Коммуникация обеспечивает накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры» [17, с. 70-71].

Резюмируя определения, можно сказать, что главная функция коммуникации - информационная, заключается в передаче информации, при этом сообщение может быть безадресным, не ориентированным на какое-то конкретное лицо. В этом смысле возможна ассиметричная коммуникация. Однако психолог Б.Д. Парыгин, отмечает следующее: «Конечно, в рамках любой разновидности общение между людьми происходит через обмен информацией,

понимаемой в предельно широком смысле. Но есть и другая, не укладывающаяся в рамки утилитарного обмена безличной (деловой) информацией, функция коммуникации как глубинной психологической связи субъектов общения. Она состоит в передаче элементов уникальности в психическом состоянии и структуре личностного потенциала общающихся» [6, с. 63]. И в данном случае, по нашему мнению, уместно употреблять понятие «общение». Общение, как взаимодействие индивидов, помимо передачи сообщения преследует цель установить контакт, общность интересов. Оно представляет собой не просто информационное, а, пользуясь термином Б.Д. Парыгина, «энергоинформационное» поле.

Равновеликость содержания концептов «коммуникация» и «общение» оспаривается некоторыми исследователями (Б.А. Родионов, Д.Ю. Прилюк, А.В. Резаев, Т.А. Астафурова). Например, Ю.Д. Прилюк утверждает, что «самым общим понятием будет «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе), и, наконец, наиболее узким, означающим особую разновидность «социальной» коммуникации, осуществляющейся на вербальном уровне обмена информацией в обществе - «общение» [8, с. 34-38].

А.В. Резаев считает, что рассмотрение понятия через призму теории информации обедняет его, поскольку не учитывает характеристики личностной стороны социального взаимодействия и воздействия, психологические особенности и среду общения [11].

Т.Н. Астафурова также предлагает считать общение социальной коммуникацией, межличностный характер которой детерминирует ее основные функции: фатическую, информационную, воздейственную [1, с. 14].

И.И. Чурилов и С.А. Минеева в своей статье «Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога» дают следующее определение общения: «Общение - это форма деятельного, целенаправленного, свободного и свободно избранного практического и духовного способа реализации потребности человека как субъекта в другом человеке как субъекте» [19, электронный ресурс]. Такой подход представляется более правомерным, поскольку он отражает специфику общения по сравнению

с коммуникацией, однако его следует дополнить, уточнив, что общение - это двусторонний процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, рассматриваемое как акт осознанного рационально оформленного речевого обмена информацией и как непосредственный эмоциональный контакт между людьми [6, с. 28].

Коммуникация - (от лат. соттипюо - делаю общим, связываю, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная и фатическая функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), па-ралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

«Коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в которой мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая таким образом определенную степень взаимопонимания. При этом происходит не столько само-

выражение и передача-прием уже сформированных смыслов, сколько совместное смыслосозидание» [5, электронный ресурс].

А поэтому общение, в отличие от коммуникации, можно считать сугубо человеческим атрибутом, цель которого состоит в удовлетворении потребности в контактах с другими людьми. Результатом общения становятся отношения с другим человеком, другими людьми, в то время как коммуникация безразлична к системе социальных отношений. [4, с. 248]. В целом, большинство исследователей объединяет понимание общения как социального феномена, который включает в себя информационно-коммуникативный, интеракционный, гносеологический, аксиологический, нормативный, семиотический и социально-практический аспекты.

При этом следует принять во внимание и другую точку зрения на соотношение понятий «коммуникация» и «общение», где в структуру общения входит три составляющие: коммуникация (как обмен информацией), интеракция (воздействие на собеседника, организация взаимодействия), перцепция (восприятие как условие установления взаимопонимания партнеров). С позиций структурно-функционального подхода также можно выделить информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную составляющие общения [7, с. 6]. Другими словами, общение можно представить как процесс организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей [3, электронный ресурс]. В зависимости от области изучения, таксономия видов и типов общения базируется на психолого-философских, содержательно-деятельностных и функциональных критериях.

Таким образом, можно сказать, что коммуникация представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя, как механический, так и деятельностный аспекты. Общение же входит именно в деятельностную когнитивную среду коммуникации и представляет собой сугубо человеческую деятельность. Этот факт объясняет и оправдывает взаимозаменяемость этих терминов в контексте лингвистических исследований, когда ученые рассматривают коммуникацию только с точки зрения феномена человече-

ской дискурсивной деятельности в целях обмена информацией посредством языка как знаковой системы. Это хорошо демонстрируется в типизации коммуникации, предложенной в работе А.В. Соколова «Общая теория социальной коммуникации», основанной на характеристике пространственно-временной среды процесса коммуникации.

Коммуникация

I

Материальная

i

Смысловая

i

генетическая психическая

социальная

транспортная энергетическая миграция другие

Схема 1: Типизация коммуникации по Соколову [16, с.15].

Как видно из схемы, объектом лингвистического исследования является социальная коммуникация, что и определяет близость этого термина к термину общение, который, в принципе, представляет собой форму данного типа коммуникации и направлен на реализацию трех целей: 1) познавательная (информирование) -распространение или приобретение знаний и умений; 2) побудительная (воздействие) - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов и формирование мотивации предстоящего действия; 3) экспрессивная (фатика, эстетика) - выражение или получение определенных эмоций и переживаний.

Список литературы

1. Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 1997.

2. Большая советская энциклопедия [Текст]: (В 30-ти т.) / ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. Т.12: - М.: 1973 - 623 с. / Яндекс Словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ш/%20книги/БСЭЖоммуникация%20 (общение) / - Проверено 02.05.2009.

3. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации / Учебное пособие. СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/index.htm. Проверено 01.12.2009.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

5. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/m/matyash01 .shtml. Проверено 01.12.2009.

6. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999.

7. Пинтелеева Е.Л. Деловое общение: теория и практика. Тверь, Изд-во Твер. Гос. Техн. Ун-та, 2000.

8. Прилюк Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение // Общественные отношения (социально-философский анализ). - Киев: Наук, думка, 1991.

9. Психологическая энциклопедия / Мир словарей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psy/mezhlichnostnaja-kommunikacija-34750.html. Проверено 02.05.2009.

10. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.

11. Резаев А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиции социальной философии. - СПб., 1993.

12. Роджерс Э. Коммуникации в организациях [Текст] / Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. А. - М.: Экономика, 1980.

13. Словарь терминов антикризисного управления / Клерк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/slovar/cris/term/66191/. -Проверено 02.05.2009.

14. Современная энциклопедия / Академик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p. - Проверено 02.05.2009.

15. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - С. 649.

16. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. ISBN 5-8016-0091-4.

17. Социология: словарь-справочник. Т. 3. Междисциплинарные исследования. - М., 1991.

18. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. - 5-е изд.

19. Чурилов И.И., Минеева С.А., 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.perm.ru/_pdocs/253.doc. Проверено 18.01.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.