Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и функциях коммуникации в современной лингвистике'

К вопросу о понятии и функциях коммуникации в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2317
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / социальная коммуникация / коммуникационный процесс / общение / лингвистика. / communication / social communication / communication process / linguistics.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. В. Третьякович

Данная статья посвящена теоретическим аспектам понятия и функций коммуникации. Определено соотношение терминов «коммуникация» и «общение»; сформулированы основные функции социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CONCEPT AND FUNCTIONS OF COMMUNICATION IN MODERN LINGUISTICS

This article is devoted to theoretical aspects of concept and functions of communication. The relationship between the terms «communication» and «communication» has been determined; the main functions of social communication are formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и функциях коммуникации в современной лингвистике»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ФУНКЦИЯХ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Е.В. Третьякович, канд. юрид. наук, начальник правового управления, магистрант Мурманский арктический государственный университет (Россия, г. Мурманск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10764

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим аспектам понятия и функций коммуникации. Определено соотношение терминов «коммуникация» и «общение»; сформулированы основные функции социальной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация; социальная коммуникация; коммуникационный процесс; общение; лингвистика.

Термин «коммуникация» (от лат. сошшишсо - делаю общим; сошшишсайо - сообщение; разделяемое всеми):

- является многомерной полисемичной лексической единицей;

- в зависимости от контекста может обозначать различные процессы и системы;

- широко используется в самых различных областях жизнедеятельности человека, например, в лингвистике, в технических науках и др. (например, «межкультурная коммуникация», «телекоммуникационные системы», «подземные коммуникации», «инженерные коммуникации», «энергетические коммуникации», «водные коммуникации» и мн. др.).

Ввиду многогранности рассматриваемого феномена в современной науке отсутствует единство мнений относительно того, какие функции выполняет коммуникация; существует множество определений указанного термина, в которых отражена суть различных подходов к трактовке его семантического значения.

В широком смысле «коммуникация» рассматривается как обмен информацией между людь-

ми/организациями/пунктами/доменами и др. посредством общей системы символов/знаков. В механистическом подходе это однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и прием информации получателем сообщения. В деятельностном подходе это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой

вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними [1, с. 204].

Коммуникация ([лат. communicatio] - 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр. телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям [2, с. 246].

В «Новом словаре иностранных слов» определение термина «коммуникация» дополняется существительным «сообщение», а также признаками массовой коммуникации - передачи информации с помощью технических средств - телевидения, печати, радио, Интернета [3, с. 459].

Коммуникация (общение) - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми, т.е. передача информации от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например, производственной, так и при помощи специализированной формы речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки.

Межличностная коммуникация

(interpersonal communication) означает процесс передачи и интерпретации информации между двумя или несколькими индивидами. Межличностная коммуника-

ция обычно осуществляется в ходе личного взаимодействия между субъектами, однако она может также реализовываться с использованием технических средств.

Можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс, посредством которого некоторая идея передается от отправителя к адресату с целью повлиять на поведение последнего.

Во всех определениях авторы акцентируют внимание на основных признаках коммуникации: информационном обмене (как содержательной составляющей) и процессуальное™ обмена информацией (передача, обмен, обработка, сообщение, распространение и др.) как формальной составляющей рассматриваемого феномена. Таким образом, понятие коммуникации можно рассматривать как обмен информацией (сообщениями, данными) между различными субъектами (коммуникантами) посредством общей, понятной для них системы знаков (кодов, символов).

Интересно отметить, что в английском языке термины «общение» и «коммуникация» обозначаются одним словом - communication.

В отдельных определениях, сформулированных российскими авторами, термины «коммуникация» и «общение» используются как синонимы, однако, если внимательнее подойти к их интерпретации, становится очевидным, что между ними имеются существенные различия. В частности, в психологических и социологических словарях концепты «коммуникация» и «общение» рассматриваются как пересекающиеся, но разные по сути явления.

Коммуникация используется: 1. «Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми. 2. Для характеристики обмена информацией (представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п.) в человеческом общении как его информационная сторона». Кроме того, «о коммуникации можно говорить как об «обмене целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Коммуни-

кация обеспечивает накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры».

Морозова О.Н., Базылева О.А., проанализировав множество дефиниций термина «коммуникация», приходят к выводу, что «главная функция коммуникации - информационная, заключается в передаче информации, при этом сообщение может быть безадресным, не ориентированным на какое-то конкретное лицо. В этом смысле возможна ассиметричная коммуникация.

Автор-психолог Парыгин Б.Д., отмечает: «Конечно, в рамках любой разновидности общение между людьми происходит через обмен информацией, понимаемой в предельно широком смысле... Но есть и другая, не укладывающаяся в рамки утилитарного обмена безличной (деловой) информацией, функция коммуникации как глубинной психологической связи субъектов общения. Она состоит в передаче элементов уникальности в психическом состоянии и структуре личностного потенциала общающихся». И в данном случае, по нашему мнению, уместно употреблять понятие «общение». Общение, как взаимодействие индивидов, помимо передачи сообщения преследует цель установить контакт, общность интересов. Оно представляет собой не просто информационное, а, пользуясь термином Б.Д. Парыгина, «энергоинформационное» поле» [1, с. 206-207].

Семантическое сходство значения терминов «коммуникация» и «общение» оспаривается некоторыми исследователями (Ю.Д. Прилюк, Т.А. Астафурова и др.). Так, Ю.Д. Прилюк утверждает, что «самым общим понятием будет «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе), и, наконец, наиболее узким, означающим особую разновидность «социальной» коммуникации, осуществляющейся на вербальном уровне обмена информацией в обществе - «общение».

Астафурова Т.Н. предлагает рассматривать общение через призму социальной коммуникации, межличностный характер

которой соответствует ее основные функции: фатическую, информационную, воз-действенную.

Коммуникация отражает смысловой аспект взаимодействия в социуме. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты.

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная и фатиче-ская функции, первая из которых является генетически и структурно исходной.

По соотношению этих функций условно выделяются сообщения:

- побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);

- информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);

- фатические (установление и поддержание контакта).

Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), паралин-гвистическая (жест, мимика, мелодия), ве-щественнознаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

Как отмечают Морозова О.Н., Базыле-ва О.А., «общение, в отличие от коммуникации, можно считать сугубо человеческим атрибутом, цель которого состоит в удовлетворении потребности в контактах с другими людьми. Результатом общения становятся отношения с другим человеком, другими людьми, в то время как коммуни-

кация безразлична к системе социальных отношений.

При этом следует принять во внимание и другую точку зрения на соотношение понятий «коммуникация» и «общение», где в структуру общения входит три составляющие: коммуникация (как обмен информацией), интеракция (воздействие на собеседника, организация взаимодействия), перцепция (восприятие как условие установления взаимопонимания партнеров)» [1, с. 209].

Соглашусь с вышеуказанными авторами в том, что «коммуникация представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя, как механический, так и деятельностный аспекты. Общение же входит именно в деятельностную когнитивную среду коммуникации и представляет собой сугубо человеческую деятельность». Грищук Е.И. и Новичихина М.Е. разделяют позицию о том, что понятия «общение» и «коммуникация» не тождественны между собой ввиду отсутствия научного подтверждения гипотезы о том, что общение не является исключительно человеческим феноменом [4, с. 12-13].

Объектом лингвистического исследования является социальная коммуникация, как «сообщение или передача между людьми средствами какого-либо языка содержания высказывания» [5, с. 445]. Это и определяет близость термина «коммуникация» к термину «общение». Последний, по сути, представляет собой одну из форм социальной коммуникации и направлен на выполнение следующих основных функций:

- информационно-коммуникативную (установление или поддержание контакта между людьми; приобретение и/или распространение людьми сведений, знаний, умений и навыков);

- регулятивно-управляющую (регламентация поведения людей; стимулирование людей к определенному поведению для достижения желаемых результатов; координация действий коммуникантов при совместной деятельности);

- экспрессивную (выражение и/или получение людьми определенных эмоций и

переживаний в процессе установления и вом вербальных средств коммуникации, в развития межличностных контактов); то время как коммуникация осуществляет-

- интерпретативную (понимание своего ся при помощи различных вербальных и партнера по коммуникации, интерпретация невербальных средств. его намерений, установок, переживаний, Таким образом, феномен коммуникации

состояний в соответствии с системой цен- как социального явления сходен и тесно ностей, установок, ориентиров и т.п. ин- связан с феноменом общения, однако терпретатора). представляет собой более широкое и уни-

Следует также отметить, что общение версальное понятие. реализуется, главным образом, посредст-

Библиографический список

1. Морозова О.Н., Базылева О.А. Определение понятия коммуникации в современной лингвистике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - 2014. - № 2. - С. 204-211.

2. Словарь иностранных слов / Вед. ред. Комарова Л.Н. - Издательство «Русский язык», 1979. - 624 с.

3. Новый словарь иностранных слов / Гл. ред. В.В. Адамчик. - Минск: Современный литератор, 2008. - 1088 с.

4. Грищук Е.И., Новичихина М.Е. О понятиях «общение» и «коммуникация» // Культура общения и ее формирование: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 20 / Под ред. И.А. Стернина, А.В. Рудаковой. - Воронеж: «Истоки», 2008. - С. 11-13.

5. Большой толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с. - ISBN 5-7711-0015-3.

TO THE QUESTION OF CONCEPT AND FUNCTIONS OF COMMUNICATION IN MODERN LINGUISTICS

E.V. Tretiakovich, candidate of legal sciences, associate professor, head of legal department, master degree undergraduate Murmansk arctic state university (Russia, Murmansk)

Abstract. This article is devoted to theoretical aspects of concept and functions of communication. The relationship between the terms «communication» and «communication» has been determined; the main functions of social communication are formulated.

Keywords: communication; social communication; communication process; linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.