Научная статья на тему 'Определение параметров, характеризующих движение лесовозных автопоездов по участку магистрали общего пользования'

Определение параметров, характеризующих движение лесовозных автопоездов по участку магистрали общего пользования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРЫ / ЛЕСОВОЗ / УЧАСТОК / МАГИСТРАЛЬ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ХЛЫСТЫ / СОРТИМЕНТЫ / МОМЕНТ / ЗАКОН ПУАССОНА / PARAMETERS / TIMBER TRANSPORT / AREA / HIGHWAY OF GENERAL USE / STICKS / ASSORTMENTS / MOMENT / THE POISSON LAW

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макеев Виктор Николаевич, Сушков Сергей Иванович, Фурменко Александр Иванович, Солопанов Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются теоретические положения возможности оптимального движения лесовозных автопоездов с выездом на участки различной протяжённости магистралей общего пользования, которые могут находиться в зоне действия любого лесопромышленного предприятия как малолесных, так и многолесных регионов нашей страны. При этом учитывается возможность движения лесовозных автопоездов какой-то промежуток времени в существующем потоке транспорта участка магистрали общего пользования с последующим съездом его опять на лесовозную дорогу или дорогу к лесному складу предприятия, а может даже сразу на склад потребителя. В данном случае рассматриваются два основных момента: а) момент въезда лесовозного автопоезда на участок магистрали общего пользования, в процессе которого большое значение имеет определение среднего времени ожидания его (автопоезда) благоприятных условий для этого; б) момент движения лесовозного автопоезда по участку магистрали общего пользования до съезда с него, в процессе которого вполне возможно движение его по магистрали за транспортом с значительно меньшей скоростью движения (транспортная тележка с грузом). Для решения поставленных задач введена координатная схема движения лесовозного автопоезда на участке АВ магистрали общего пользования за транспортом с наименьшей скоростью движения общего потока. Так как движение транспортного потока по магистрали общего пользования предполагается подчинено закону Пуассона, то движение лесовозного автопоезда в этом потоке будет подчинено также этому закону. В результате целого ряда математических преобразований получена общая формула для определения времени движения лесовозного автопоезда по определённому участку магистрали общего пользования с отмеченными ограничениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Макеев Виктор Николаевич, Сушков Сергей Иванович, Фурменко Александр Иванович, Солопанов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of parameters characterizing the movement of logging trucks on the highway site of general use

The article discusses the theoretical position of the options for optimizing movement of logging trucks moving into areas of different length of highways for general use, which can be in any area of ​​the timber industry enterprises as well as sparsely wooded and reachly-wooded regions of our country. This takes into account the possibility of movement of logging trucks in any period of time in an existing transport stream of highway section of general use, followed by its movement to the logging roads again or road to the timber yards of enterprise, and may even directly to the warehouse of user. In this case, we consider two main points: a) the time of entry of logging trains to the section of the highway of general use, during which great importance is the definition of the average waiting time of train for favorable conditions for this purpose, and b) the time of movement of logging trains on the section of highway of general use until moving away from it, during which it is possible to move on the highway after transport with significantly slower rate velocity (transport truck with a load). To solve the problems coordinate traffic pattern of logging train is introduced in the area AB of highway of general use after transport with the lowest speed of the total flow. Since the movement of traffic on highway of general use is subjected to the Poisson law, as it is assumed, the motion of logging train in this stream also will be subjected to this law. As a result of a number of mathematical transformations, a general formula is got for determining the travel time of logging train on a specific area of highway of general use with marked limitations.

Текст научной работы на тему «Определение параметров, характеризующих движение лесовозных автопоездов по участку магистрали общего пользования»

Но без песчаной прослойки дорожной конструкции не обойтись, т.к. она выполняет дренирующие, морозоустойчивые и др. функции, но укрепление песчаного и грунтового основания возможно не целесообразно в связи с низкими физико-механическими свойствами материала.

Выводы:

1. В двухслойной дорожной конструкции из щебня и песка, наиболее слабым местом является песчаное основание.

2. Для уменьшения накапливания действующих напряжений в песчаном слое необходимо их перехватывать в вышележащих слоях, что видно из рис. 3.

3. Для исключения увеличения тол-

щины щебеночного слоя можно использовать армирующие мероприятия - укладку геосинтетических материалов.

Библиографический список

1. Занин А.А. Оценка целесообразности и направления совершенствования дорожных одежд лесных автомобильных дорог // Лесотехнический журнал. Воронеж, 2011. Вып. №2. С. 13-17.

2. Дорожные одежды из местных материалов / ред. А. К. Славуцкий. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1977. 264 с.

DOI: 10.12737/1772 УДК 630*160.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, ХАРАКТЕРЕЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЕ ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОПОЕЗДОВ ПО УЧАСТКУ МАГИСТРАЛИ ОБЩЕГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ

кандидат технических наук, профессор кафедры промышленного транспорта,

строительства и геодезии В. Н. Макеев заведующий кафедрой промышленного транспорта, строительства и геодезии, доктор технических наук, профессор С. И. Сушков кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики А. И. Фурменко

студент М. С. Солопанов ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» [email protected], [email protected]

В настоящее время, как правило, и особенно в малолесных регионах специализированный подвижной состав доставляет хлысты или сортименты с лесосеки на нижний склад лесопромышленного предприятия, двигаясь, часть маршрута по лесовозным дорогам, а часть по магистралям общего пользования.

Технические характеристики лесовозного автопоезда (автомобиля - сорти-ментовоза) въезда существенно влияют на особенности его на магистраль общего пользования и движение его по участку магистрали до съезда с него.

При моделировании этого процесса перехода автопоезда (автомобиля - сорти-

ментовоза) с лесовозной дороги на участок магистрали общего пользования, а затем опять на лесовозную дорогу, большее значение имеет определение среднего времени ожидания лесовозного подвижного состава благоприятных условий для въезда на магистраль общего пользования и среднего времени движения по участку данной магистрали до момента съезда с него.

Рассмотрим упрощённую схему момента въезда лесовозного автопоезда (автомобиля - сортиментовоза) на магистраль общего пользования (рис. 1).

Предположим, что через поперечник ,,СС" ширины магистрали общего пользования движется установившийся транспортный поток в двух направлениях. Бу-

дем считать, что движение транспортного потока по магистрали общего пользования подчинено закону Пуассона [1]. В этом случае вероятность того, что за время I через перекрёсток в сторону движения лесовоза пройдёт ,,п" количество единиц автомобильного транспорта различного вида, определяется по формуле:

р„(0 = • ехр(-^), (1)

п!

где X - параметр пуассоновского потока, характеризующий число единиц различного типа автомобилей, проходящих через поперечник ,,СС" ширины проезжей части магистрали в единицу времени (т.е. X - интенсивность движения).

Рис. 1. Момент въезда (вхождения) лесовозного подвижного состава на магистраль общего пользования: 1 - лесовозная дорога, 2 - лесовозный подвижной состав, 3 - магистраль общего пользования, 4 - автотранспорт общего назначения, движущийся в сторону движения лесовоза, 5 - автотранспорт встречного потока; 6 - направление движения транспортных

потоков магистрали

Если предположить, что суточное время разбито на конечное число периодов, то можно считать, что X постоянно для каждого периода и поток будем считать стационарным.

Обозначим через ,,Т" наименьший промежуток времени ожидания необходимый лесовозному автопоезду, находящемуся в точке ,,А" (рис. 1), для момента въезда на магистраль общего пользования

при условии, что все типы автомобилей, двигающиеся по магистрали, не будут изменять своих скоростных характеристик и направления движения.

Плотность распределения временных промежутков движения между последовательными автомобилями в сторону движения лесовозного автопоезда задаётся соотношением:

9(t) = X • exp(-Xt), (2)

тогда существующая функция распределения равна:

F(t) = f' X exp(-Ar)dr = 1- exp(-Xt), (3)

J 0

Обозначим через ti, наименьший промежуток времени между моментом прибытия лесовоза в т.А и моментом появления I-го автомобиля на перекрёстке магистрали общего пользования (рис. 1), через t2 -промежуток времени между первым и вторым автомобилем на магистрали движущихся в сторону движения лесовозного автопоезда, соответственно определяются последующие промежутки t3, ..., tn. В этом случае, если для некоторого числа ,,К" max {t1,.,tk} <T, а tk+1 >T, то время ожидания лесовозного автопоезда в пункте А до въезда на магистраль дороги общего пользования равно t1+t2+.+tk. Если случайные величины ti считаются независимыми, то ве-

роятность момента въезда лесовозного автопоезда на магистраль общего пользования после пропуска ,,К" машин (автомобилей) может быть задана формулой: Р(tl<T) • Р^Т).. Р^Т) • (1-Р(1к+1<Т), (4) Для определения плотности распределения суммы t1+t2 . независимых случайных t1+ t2 .. достаточно воспользоваться формулой свертки функций. Так как характеристическая функция величины ^имеет вид:

Г e^ Xe'^dT . = J0 г X-ц

(5)

то преобразование позволяют получить выражение для плотности распределения вероятностей суммы при усло-

вии, что . ,+^<Т.(см.[1])

ф = (Xt f 1 exp(-X t)

ф1,2,.,к = X-

(6)

(П -1)!

Средняя длительность ожидания лесовозным автопоездом необходимого временного промежутка между движущимися автомобилями для момента въезда на магистраль общего пользования с перекрёстка определяется из соотношения:

ТЖд = (1-F(T))-1 • (£ тф^т), (7)

Интегрирование формулы (7) даёт следующие выражение:

1 1

ТЖд = (1-(1-exp(-XT))"1 • f zexp(-Xz)dz = exp(XT) • [^exp(-XT) -

J0 XX

- Т ехр(-ХТ)] = I

Вхождение лесовозного автопоезда в транспортный поток магистрали общего пользования существенно меняет характер движения по магистрали, в частности, габариты лесовозного автопоезда делают затруднённым, а в ряде случаев невозможным выполнение обгона как самим лесо-

exP(XT) - X- T,

(8)

возным автопоездом, так и более скоростными участниками движения (различного рода автомобилей потока). Предполагая, что на участке магистрали общего пользования находятся участники движения с более низкими скоростями, чем эксплуатационная скорость лесовоза (например, трак-

торы, спецмашины и т.д.), рассмотрим изменение средней скорости движения лесовозного автопоезда на участке АВ (рис. 2)

и, следовательно, средне время прохождения АВ, какой-то определённой протяжённости.

Рис. 2. Движение лесовозного автопоезда на участке магистрали общего пользования за транспортом с меньшим скоростным движением: 1 - лесовозная дорога; 2 - лесовозный автопоезд; 3 - направление движения; 4 - магистраль общего пользования; 5 - различные автомобили в потоке на магистрали; 6 - колесный трактор с тележкой

При рассмотрении данной задачи токе интенсивности X группы автолюбите-

удобно воспользоваться методом, предло- лей, скорости которых попадают в фикси-

женным в работе [2]. рованные промежутки:

Выделим в общем транспортном по-

[V!, V2], . .,[^-1,^], при (У,<У,+0 (9)

рость лесовозного автопоезда на участке АВ [3]. Предположим, что автомобили с определёнными средними скоростями V поступают на участок АВ по закону Паус-сона с Х=Х.

Введём на участке АВ магистрали общего пользования систему координат (рис. 3).

Будем предполагать, что лесовозный автопоезд не может обгонять транспортные средства, движущиеся с меньшей скоростью, и в этой связи вынужден уменьшать свою собственную скорость.

где V1- наименьшая скорость транспортного средства, зафиксированная на участке АВ,

V - наибольшая скорость, зафиксированная на участке АВ.

Обозначим через X (1=1,...,п-1) интенсивность потока автомобилей, поступающих на участок АВ со скоростями из промежутка

Определим через V - среднюю скорость автомобиля из промежутка [У1^+1] с учётом интенсивности X,. Обозначим через V - наибольшую техническую ско-

О. XР X &

л\ в

Рис. 3. Координатная схема движения лесовозного автопоезда на участке АВ за транспортным средством с наименьшей скоростью

Наименьшее расстояние автомобиля, двигающегося со скоростью У1 (У1< V), от точки А(начало координат 0), позволяющее автомобилю выйти за пределы участка АВ до встречи с лесовозным автопоездом (при условии постоянной скорости V) определяется по выражению:

АВ АВ-х

V

Откуда

X = АВ

V V - V

V

(10)

(11)

Вероятность того, что лесовозному автопоезду не придётся на участке АВ снижать скорость до величины V определяем, как:

Рл(^>^) = ехр(-Хх) = ехр[-Х(1-V )АВ],

(12)

лесовозный автопоезд пройдёт весь участок АВ без снижения скорости ^ будет равна:

Так как появление на участке АВ автомобилей с характеристиками V (1=1,.,

к) представляет собой независимые случайные события, то вероятность того, что

Рл(^л) = Рл^>^) • Рл^>К2)...Рл^>^ ), (13)

При V [ ) лесовозного автопоезда произойдёт до вели-

Вероятность, что снижение скорости чины К в конЦе участка АВ опPеДеляем, как

Pл(Vл) = Рл^>V;) • Pл(v>^)...Рл<у>V-) • [1-Рл(У>V;-;)], (14)

Аналогично можно определить веро- Выбрав достаточно малый промежу-

ятности снижения скорости лесовозного ток [В-Дх,В] участка АВ, можно опреде-

автопоезда до величины ¥х, У2 ,., Vк-1 в конце участка АВ. Так

Р^) = 1-Р^> (15)

.Ах

лить среднюю скорость лесовозного автопоезда на участке Дх.

Ах

Ах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V (Дх)=дх[^ рл(у1) + ^ Рл(У2) + ...+^ Рл( V )]-1,

V

А также можно определить время движения лесовозного автопоезда по участку АВ из соотношения

-в 1 г.

Тдвиж

=в dx

V1(Ax)

(17)

fX=B I V cx=B 1

Тдвиж = f = [1 - exp(-^1(1- — )x)]dx + f

Jo т/ V Jo

V

V

V

[1 - exp(-M1-f)x) • (1 - exp(-M1-V-)x))]

rx=B 1 V

dx+ ...+ I — [exp(-X2(1—-)x) ... ехр(-Хк.1(1

Jo V V

' к Л

Среднее время, затрачиваемое лесовозным автопоездом при переезде из пункта А в пункт В, т.е. с момента выезда на магистраль общего пользования до момента съезда на лесовозную дорогу В

Тсред Тожид + Тдвижения, (19)

Таким образом, в настоящее время практически все лесопромышленные предприятия как многолесных, так и малолесных регионов для вывозки заготовляемых лесоматериалов используют дороги общего пользования, т.е. потоки лесных грузов как бы вливаются в общие существующие в действительности потоки различных грузов этих дорог. А это, безусловно, требует определённого теоретического обоснования, чему и посвящается настоящая статья.

V1) X) • (1 - exp(-4 (1 - -V^ )x))]dx,

(18)

Библиографический список

1.Кожин А.П. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками: учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1979. 303 с.

2. Матюнин Н.Е., Катькало Ю.А. Применение математических методов на промышленном транспорте: учеб. пособ. Минск: Высшая школа, 1979. 191 с.

3. Макеев В.Н., Дымова Н.Н., Долматов Д.В. Определение технической скорости движения лесовозных автопоездов // Лесотехнический журнал. Воронеж: ВГЛТА, 2011. №3. C. 81-83.

X

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.