УДК 630*848.7-52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ
АВТОПОЕЗДОВ В. Н. Макеев, Н. Н. Дымова, Д. В. Долматов
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
В настоящее время лес в виде деревьев, хлыстов, полухлыстов, сортимент-ного долготья и различных сортиментов вывозится автомобильным специализированным или общего назначения транспортом по лесным дорогам и дорогам общего пользования.
Лесные дороги различного назначения сейчас практически нигде не строятся, хотя Ст. 40 ЛК РФ-97 трактует «условия договора концессии участка лесного фонда» в качестве прямых обязанностей инвестора предусматривает «строительство и содержание дорог и других объектов инфраструктуры». Поскольку концессионерам, как правило, предоставляются «участки лесного фонда неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие вложения значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию» (ст. 37 ЛК РФ-97) и, безусловно, в первую очередь в строительство лесных дорог различного назначения. Таким образом, как лесная, так лесоперерабатывающая инфраструктуры не могут функционировать без наличия развитой сети лесных дорог [1, 2].
Поэтому вывозка древесины в настоящее время как предприятиями многолесных, так и предприятиями малолесных регионов производится по бездорожью, по существующим лесным и лесовозным дорогам, а также по дорогам общего пользо-
вания различного назначения. При этом дороги общего пользования используются как внутри лесопромышленного предприятия (при вывозке древесины на его лесной склад), так и для доставки древесины в различном виде (сортиментное долготье, сортименты и т.п.) различного рода потребителям. Причем на этой операции лесопромышленными предприятиями применяется не только специализированный подвижной состав, но и в большом количестве подвижной состав общего назначения.
Расстояния, которые приходится преодолевать подвижным составам при доставке древесины к месту назначения, имеют значительную протяженность - до 100 км, а порой и более, и в сумме складываются из отдельных участков различного вида автомобильных дорог. Поэтому для определения эффективности использования применяемого подвижного состава на вывозке древесины большое значение будет иметь средняя техническая скорость движения лесовозного автопоезда.
Общеизвестно, что для определения скорости движения по лесовозным дорогам широко применяется так называемый способ равновесных скоростей для грузового и порожнего направлений отдельно [3]. Используя его, можно заранее определить скорость движения лесовозного авто-
поезда для конкретного предприятия, на любом участке его лесовозной дороги. Однако в данном случае необходимо знать среднюю техническую скорость лесовозного автопоезда до места назначения (место доставки древесины), т.е. скорость прохождения расстояния, состоящего из нескольких участков автодорог различного типа.
Под средней технической скоростью принято понимать число километров пробега за один час нахождения лесовозного автопоезда в движении, включая время простоя в пути, связанного с регулированием этого движения.
Для определения оптимальной величины средней технической скорости лесовозного автопоезда необходимо учитывать следующие данные: продольный профиль дороги; тип и состояние покрытия на отдельных участках дороги; план различных участков дороги с указанием ширины проезжей части, радиусов кривых, дорожных знаков и населенных пунктов; общую длину дороги до пункта назначения и длину отдельных ее участков, с том числе и лесовозного; интенсивность и плотность движения на отдельных участках, особенно дорог общего пользования; видимость на участках дороги с учетом их конструкций, а так же климатических условий (туман, гололед, атмосферные осадки и т. п.); тип и марку подвижного состава (тягового автомобиля и прицепной единицы); общую массу лесовозного автопоезда и вид перевозимого лесного груза; время движения лесовозного автопоезда (время года, часы суток).
Средняя техническая скорость долж-
на определяться с учетом максимальной реализации тягово-скоростных качеств подвижного состава (лесовозного автопоезда). Между суммарным сопротивлением дороги т АП , тяговым усилием на ведущем колесе РК, силой сопротивления воздуха WB и массой автопоезда GАП существует
зависимость
р - w т _ 1 к "в
I АТ7
G
(1)
АП
представляющая собой, при полном открытии дроссельной заслонки, динамическую характеристику тягового автомобиля автопоезда. Однако реальная скорость его по этой характеристике не определяется. Согласно литературным источникам [4, 5], для практических расчетов скоростей в зависимости от суммарного сопротивления дороги (отдельных ее участков) применяется эмпирическая формула, учитывающая фактическое использование динамических качеств тягового автомобиля
у _ 0Д1^кг
G
(2)
АП
где УТ - максимальная скорость движения для данного тягового автомобиля лесовозного автопоезда км/ч; КГ - коэффициент, учитывающий массу тягового автомобиля (для автомобиля без груза К=1,0, для полностью груженого автомобиля К=0,9, для автопоезда К=0,8); тАП - коэффициент сопротивления движению лесовозного автопоезда определяется из выражения
от + от
т_
1 АП
(3)
где та - суммарный коэффициент со-Лесотехнический журнал 3/2011
противления дороги движению тягового автомобиля;
¥П - суммарный коэффициент сопротивления дороги движению прицепного состава;
Ga - масса тягового автомобиля, т; GП - масса прицепного состава, т. Определив скорости движения лесовозного автопоезда на отдельных участках маршрута, рациональная (оптимальная) техническая скорость рассчитывается по формуле
у = Ь + 12 + 13 + ... + 1
срт I и I
X" и
¿—Ц =1 г
+—+—+... + Хм
,(4)
у у у
' Т1 'т 2 * Т3
у
у
Тп Т
где и - длина >го участка дороги маршрута, км;
Утг - техническая скорость движения
лесовозного автопоезда на г-м участке, км.
Зная среднее техническое значение скорости движения лесовозного автопоез-
да, можно легко определить время нахождения его на данном маршруте.
Библиографический список
1. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарий: изд. 2-ое, доп. / под общ. ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощукина. - М.: ВНИИЛМ. 2007, 856 с.
2. Майорова Е.И., Мхитарян В.А. Лесные дороги - комплексный институт лесного права // М. : Лесной вестник, 2010. №1. С. 101-104.
3. Ильин Б.А. Сухопутный транспорт леса // Л.: ЛоЛЛА, 1961. 210 с.
4. Говорущенко Н.Я. Основы управления автомобильным транспортом / Харьков: Вища школа. 1978, 223 с.
5. Кумицкий Б.М., Любавский Д.С., Афоничев Д.Н., Математическое моделирование движения лесовозного автопоезда на повороте // Моделирование систем и процессов / ВГУ, ВГЛТА. 2009. № 1-2. С. 50-55.