Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондарь Ю.В., Гаранина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Бондарь Ю.В., Гаранина Л.И.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Акинфиева В.Б, канд. мед. наук

Введение. Первазивное расстройство, которое включает в себя синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство и различные формы аутизма, встречается в современном мире достаточно часто. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, опубликованным в 2020 году, аутизм встречается с частотой одного случая на 54 ребенка. Общая численность детей с РАС в России, согласно мониторингу 2020 года, составила 32899 человек. Исследования выявяют выраженную динамику увеличения численности детей с данной патологией. В 2017 году численность детей с расстройством аутистического спектра составляло 15998 детей, что в 2 раза меньше, чем в 2020 году. По сравнению с 2019 годом (23093 человека) их численность увеличилась на 42 %, что составило почти 10000 человек. Увеличение распространенности РАС среди населения требует более тщательной разработки подходов к организации лечебных мероприятий со стороны врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, и более широкого освещения данного вопроса среди медицинского сообщества.

В данной группе распространенность кариеса у детей дошкольного возраста составляет около 93 %, у детей школьного возраста и старше до 99 % [1], интенсивность заболеваний тканей пародонта около 70 %, что говорит о необходимости повышения качества профилактических и лечебных мероприятий. Отсутствие или выраженное снижение коммуникативных навыков, а также девиантность поведения в значительной степени затрудняют диагностические мероприятия на стоматологическом приеме. Невозможность уточнения жалоб, определения места локализации дискомфорта и боли, сложности с проведением дополнительных исследований, включая рентгенографию, ОПТГ, электроодонтодиагностику, трудности в оценке гигиенического состояния полости рта путем определения индексов гигиены, создают проблему для осуществления качественного лечения различных нозологических форм патологии зубочелюстной области [6]. Для решения данной задачи, кроме врачей стоматологического профиля, крайне важно участие подготовленного среднего медицинского персонала, вовлеченного в прием, активная подготовка родителей, и тесное взаимодействие со специалистами других областей, таких, как дефектологи и нейропсихологи, принимающие участие в реабилитации ребенка.

Цель: выявление и освещение эффективных методических рекомендаций для медицинского персонала и родителей с целью подготовки к стоматологическому вмешательству пациента с расстройством аутистического спектра.

Результаты. Пациенты 1-й и 2-й групп, имеют самые тяжелые проявления аутизма, проходят стоматологическое лечение под наркозом, ввиду невозможности взаимодействия с врачом. До погружения в наркоз, желательно обеспечить необходимые условия для ребенка в клинике, в целях минимизации негативных последствий на психическое состояние. Наиболее важным будет концентрация на обстановке в игровой комнате, где ребенок проводит время до и после медицинских манипуляций: хорошая звукоизоляция, минимизация риска возникновения резких звуков, запахов приглушенный тип освещения, мягкая атравматичная мебель [5].

Пациенты 3-й и 4-й группы имеют более благоприятный характер для реализации стоматологической помощи с применением местного обезболивания. Медицинский состав клиники, униформа, уровень шума и освещенности должны быть максимально постоянным, как и соблюдение хода приема пациента для снижения стрессовой нагрузки. Аудио и видеоматериалы о структуре клиники и предстоящих вмешательствах, применяемые в домашних условиях, способны значительно облегчить взаимодействие персонала и ребенка. До проведения основного приема желательно провести нескольких ознакомительных, во время которых возможно изучение новых предметов, маршрутов и людей. Применение специализированных карточек или иных третьих предметов значительно повышают шансы на взаимопонимание и успех лечебно-профилактических мероприятий. Поощрение и награда так же являются неотьемлемой частью приема, способствующей положительным эмоциям и сближению сложного пациента и врача.

Вывод. Внедрение и широкое освещение рекомендаций на всех этапах работы с детьми имеющими РАС, среди работников системы здравоохранения, реабилитационных центров, социальной защиты и образования,модернизация навыков коммуникации на стоматологическом приеме, применяющихся на практике, в зависимости от особенностей течения заболевания, использование принципа индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье, просветительская работа относительно паттернов аутизма, может значительно расширить возможности применения различных методов профилактики, диагностики и лечения стоматологической патологии у детей аутистов [4].

Литература

1. Гажва С.И., Белоусова Е.Ю., Княщук Е.А., Куликов А.С., Особенности стоматологического статуса у детей с расстройствами аути-ческого спектра. Современные проблемы науки и образования. 2018;3.

2. Родяшин Е., Раева Т., Фомушкина М., «Организация жизни аутичного ребенка. 2012.

3. Nicoletta Zerman, Francesca Zotti1, Salvatore Chirumbolo, Alessandro Zangani, Giovanni Mauro, Leonardo Zoccante. / Insights on dental care management and prevention in children with autism spectrum disorder (ASD). What is new? / Department of Surgery, Dentistry, Paediatrics and Gynecology, University of Verona, Verona, Italy. Department of Neurosciences, Biomedicine and Movement Sciences, University of

Хирургическая стоматология

Verona, Verona, Italy. Dentistry Private Practice, Mantova, Italy. Autism Veneto Region Center, Azienda Ospedaliera Universitaria Integrata of Verona, Verona, Italy. 2022. 18 с.

4. Адаева Н.В. Пособие по работе с детьми с аутизмом на стоматологическом приеме. Атмосфера, 2022. 55 с.

5. Шарыпова О.А., Ковалев К. А., Щербич Р.М., Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих и работающих с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. 29 с.

6. Corridore D., Zumbo G., Corvino I., Guaragna M., Bossu M., Polimeni A., Vozza I. Prevalence of oral disease and treatment types proposed to children affected by Autistic Spectrum Disorder in Pediatric Dentistry a Systematic Review. Department of Oral and Maxillo-facial Sciences, Sapienza University of Rome, Italy. 2020. 8 с.

7. Суетенков Д.Е., Фирсова И.В., Саютина Л.В., Казакова Л.Н., Нарыжная Е.В., Насруллаев Р.К. Особенности оказания стоматологической помощи детям с расстройствами аутического спектра. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;2:19-24.

8. Якубова И.И., Ципан С.Б. Стоматологические проблемы детей с расстройствами аутического спектра и пути их решения. Стоматология детского возраста и профилактика. 2019;2:67-70.

9. Гуленко О.В., Хагурова С.Б., Быкова И.М. Особенности физико-биохимических свойств ротовой жидкости у детей с кариесом зубов на фоне психоневрологических расстройств. ВестникРУДН. Серия: Медицина. 2017;21(3):329-38.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПЕРСИСТЕНЦИИ ЗУБОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РАЗВИТИЕ

Быков А.П., Ниязалиева Л.Х.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Толстунов Л.Г., канд. мед. наук

Актуальность. В связи с многообразием зубочелюстных аномалий в стоматологической практике и увеличению частоты их встречаемости, в современном мире актуальным является вопрос возможности их первичной профилактики на ранних этапах. Ввиду совершенствования лечебно-диагностических мероприятий, современных методов микроинвазив-ного лечения и протезирования, повышается возможность сохранения собственных зубов, включая молочные, в полости рта на длительные годы. Это бывает необходимо, когда временный зуб, по ряду причин, сохраняет свое присутствие в полости рта значительно дольше положенного срока. Такие единицы называют персистирующими[1]. Молочные зубы в постоянном прикусе могут приводить по разным причинам к развитию кариеса и его осложнений на соседних зубах, а также вторичным деформациям зубных рядов и челюстных костей[2]. Своевременное выявление возможных рисков пер-систенции может значительно повлиять на выбор тактики ведения пациента с таким состоянием и привести к снижению возможности развития деформаций, требующих долгосрочной комплексной коррекции в последующем.

Цель: повышение информированности о причинах, видах и последствиях персистенции молочных зубов среди стоматологического сообщества для ранней профилактики и лечения деформации зубных рядов.

Результаты. На основании анализа литературы и собственной оценке рентгеновских снимков челюстей 56 пациентов, выявлено, что частота встречаемости у лиц женского пола несколько выше, чем у мужского, а правая сторона верхней и нижней челюсти подвержена персистенции больше, чем левая [1]. Превалирующим фактором, способствующим задержке молочных зубов является первичная адентия, составляющая более 53 % случаев. В тех 47 % случаях, когда зачаток постоянного зуба присутствовал, около 33,3 % из них отмечалось запоздалое прорезывание из-за местных или общесоматических причин [2]. Ретенция сменного зуба встречалась в 60 %, смещение зачатка относительно нормального местоположения в 6,6 %. Анкилозирование молочных зубов так же может способствовать их присутствию в постоянном прикусе, однако не является обычно самостоятельной причиной [3]. В ряде случаев изменение тканевых структур может быть следствием первичной адентии, травм, а также обнаруживаться при применении резорцин-формалинового метода лечения корневых каналов у детей [4].

Вывод. Несмотря на то, что присутствие молочного зуба в постоянном прикусе не является нормой, встречаемость данного состояния не является редкостью. Выявление предпосылок к нему требует максимально ранней диагностики с целью профилактики развития кариеса и его осложнений на самом персистирующем зубе и соседних, своевременной коррекции высоты его коронковой части терапевтическим или ортопедическим методом, а также для принятия решения о начале ортодонтического и хирургического вмешательства, способствующих предотвращению развития зубочелюстных деформаций. Повышение осведомленности о причинах и последствиях, а также возможных вариантах лечения пациентов с персистирующими зубами среди врачей стоматологов может способствовать снижению распространенности деформаций, требующих длительной коррекции в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.