УДК 61-616.314-74
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21 -7-26-31
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Гажва1 С.И., Белоусова1 Е.Ю., Лисенков2 М.Р., Гажва1 Ю.В.
1ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Нижний Новгород, Российская Федерация 2Стоматологическая клиника ООО «Алеся», г. Дзержинск, Российская Федерация
COMPARATIVE EVALUATION OF DENTAL HEALTH OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Belousova1 E.Yu.., Gazhva1 S.I., Lisenkov2 M.R., Gazhva1 Yu.V.
1 "Privolzhsky Research Medical University", Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Dental clinic «Alesya», Dzerzhinsk, Russian Federation
Аннотация. Клиническое исследование посвящено изучению особенностей стоматологического статуса детей с ограниченными возможностями и степени влияния коморбидной патологии на стоматологическое здоровье с целью определения объема стоматологических вмешательств. Были использованы методы: клинический, инструментальный, рентгенологический, аналитический, статистический. Для определения уровня индивидуальной гигиены полости рта предпочтение отдано индексу Navi в модификации Rustogi, который позволяет учитывать наличие налета и на апрокси-мальных поверхностях зубов, а значит, получать более достоверную информацию и прогнозировать зоны риска кариозного процесса. Объективизация стоматологического статуса проводилась путем осмотра и анализа результатов клинических методов исследования 64 детей обоего пола в возрасте от 3 до 8 лет. Доказано, что стоматологическая патология, ее структура и степень тяжести зависит от общесоматических заболеваний, среди которых детский церебральный паралич, аутизм и эпилепсия. Комплексное стоматологическое обследование показало, что у детей с ограниченными возможностями отмечаются более высокие по сравнению с соматически здоровыми детьми показатели распространенности и интенсивности кариеса и низкий уровень индивидуальной гигиены полости рта, что требует персонифицированного подхода к каждому ребенку и междисциплинарной курации на этапе их реабилитации.
Ключевые слова: расстройства аутического спектра, детский церебральный паралич,
Annotation. A clinical study is devoted to studying the features of the dental status of children with disabilities and the degree of influence of comorbid pathology on dental health in order to determine the volume of dental interventions. Were used: clinical, instrumental, radiological, analytical, statistical. To determine the level of individual hygiene of the oral cavity, preference is given to the Navi index in the Rustogi modification, which allows to take into account the presence of plaque on the approximate surfaces of the teeth, and thus obtain more reliable information and predict areas at risk of carious process. Objectification of the dental status was carried out by examining and analyzing the results of clinical research methods of 64 children of both gender aged 3 to 8 years. It has been proven that dental pathology, its structure and severity depends on somatic diseases, including cerebral palsy, autism and epilepsy. Comprehensive dental examination showed that children with disabilities have higher prevalence and intensity of caries and a low level of individual oral hygiene compared to somatically healthy children, that requires a personalized approach to each child and interdisciplinary supervision at the stage of their rehabilitation.
Keywords: autism spectrum disorders, cerebral palsy, dental caries, children, hygienic index, dental status.
кариес зубов, дети, гигиенический индекс, стоматологический статус_
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Гажва С.И., Пичугин В.В., Соколов В.В. Методы обезболивания в стоматологии при сердечно-сосудистых заболеваниях. монография. / Нижегородская гос. мед. акад.. Нижний Новгород, 2008.
[2] Р.Р. Галеева, С.В. Чуйкин. Клинические результаты стоматологического обследования детей с детским церебральным параличом. // Уральский медицинский журнал. - 2014. -№ 3. С. 36-38.
[3] Тарасова Н.В., Алямовский В.В., Галонский В.Г. Стоматологический статус детей-инвалидов с различной степенью умственной отсталости, проживающих в России // Тихоокеанский медицинский журнал.- 2014. -№3.С. 14 - 17.
[4] Тарасова Н.В., Галонский В.Г. Обоснование методологических приемов санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в профилактике стоматологических заболеваний у детей с сенсорной депривацией зрения. // В мире научных открытий.- 2014.- № 4. С. 512-529.
[5] Гуленко О.В., Волобуев В.В., Севастьянова И.К. Структурно-функциональный анализ стоматологического статуса у детей с умственной отсталостью. // Кубанский научный медицинский вестник. -2013.- №6.С.81 - 85.
[6] Куруптурсунов А. А. Особенности ведения стоматологического амбулаторного приема у детей с детским церебральным параличом. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - № 4. - Том 4. С. 371-372.
REFERENCES
[1] Gazhva S.I., Pichugin V.V., Sokolov V.V. Metody obezbolivanija v stomatologii pri serdechno-sosudistyh zabolevanijah. monografija. I Nizhe-gorodskaja gos. med. akad.. Nizhnij Novgorod, 2008.
[2] R.R. Galeeva, S.V. Chujkin. Klinicheskie rezu-l'taty stomatologicheskogo obsledovanija detej s detskim cerebral'nym paralichom. II Ural'skij medicinskij zhurnal. - 2014. - № 3. S. 36-38.
[3] Tarasova N.V., Aljamovskij V.V., Galonskij V.G. Stomatologicheskij status detej-invalidov s razlichnoj stepen'ju umstvennoj otstalosti, prozhivajushhih v Rossii II Tihookeanskij medicinskij zhurnal.- 2014. -№3.S. 14 - 17.
[4] Tarasova N.V., Galonskij V.G. Obosnovanie metodologicheskih priemov sanitarno-gigienich-eskogo prosveshhenija i vospitanija v profil-aktike stomatologicheskih zabolevanij u detej s sensornoj deprivaciej zrenija. II V mire nauch-nyh otkrytij - 2014.- № 4. S. 512-529.
[5] Gulenko O.V., Volobuev V.V., Sevast'janova I.K. Strukturno-funkcional'nyj analiz stomatologicheskogo statusa u detej s umstvennoj ot-stalost'ju. II Kubanskij nauchnyj medicinskij vest-nik. -2013.- №6.S.81 - 85.
[6] Kuruptursunov A. A. Osobennosti vedenija sto-matologicheskogo ambulatornogo priema u de-tej s detskim cerebral'nym paralichom. II Bjullet-en' medicinskih internet-konferencij. - 2014. -№ 4. - Tom 4. S. 371-372.
Введение. Увеличение показателей заболеваемости детского населения России представляет одну из наиболее актуальных проблем здравоохранения. Динамика некоторых нозологических форм, зачастую, имеет отрицательный характер [1]. В большинстве случаев, существенное влияние на течение основных стоматологических заболеваний оказывает наличие общесоматической патологии, в частности, психоневрологические расстройства и врожденные заболевания опорно- двигательного аппарата [2]. Такие патологии, как детский церебральный паралич, аутизм и эпилепсия влияют на состояние полости рта ребенка. Одной из актуальных проблем детской стоматологии является определение взаимосвязи между сопутствующими заболеваниями ребенка и его стоматологическим статусом [3]. Имеющиеся литературные источники указывают, что стоматологическая заболеваемость детей с ограниченными возможностями здоровья значительно выше, чем у соматически здоровых. Это связано с рядом факторов: с замедлением темпа восприятия, недоразвитием познавательной сферы, нарушением поведенческих реакций и, как следствие, неполноценным соблюдением необходимых гигиенических манипуляций [4]. При анализе причин, влияющих на развитие
заболеваний слизистой оболочки ротовой полости и состояние пародонта у пациентов с психоневрологической патологией, некоторые авторы считают преобладающим этиологическим фактором отсутствие или ухудшение гигиенического ухода за полостью рта, а не тяжесть и продолжительность основного заболевания. В ряде публикаций отмечается, что даже при достаточной гигиене полости рта и небольшой давности соматической патологии, кариес зубов и заболевания пародонта распространены чаще среди больных с ОВЗ, чем у здоровых людей [5].
Цель исследования: изучить стоматологический статус и объективизировать его особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы исследования: клинический, инструментальный, рентгенологический аналитический, статистический.
Материалы и методы обследования. Исследование проводилось на базе ООО Нижегородского отделения клиники «Садко» и кафедры стоматологии ФДПО ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет».
Для достижения поставленной цели нами было проведено стоматологическое эпидемическое инструментальное обследование 64 ребенка в возрасте от 3 до 8, которые были разделены на группы в зависимости от общесоматической патологии. Диагноз ставился на основании заключения врача, невропатолога, детского психиатра.
1 группа - 30 детей обоего пола с детским церебральным параличом.
2 группа - 34 ребенка обоего пола с расстройствами аутического спектра.
3 группа - 25 человек, здоровые дети обоего пола без соматической патологии.
Для определения статуса стоматологического здоровья наиболее эффективным признано определение и расчет индексов, отражающих состояние тканей полости рта. При видимом многообразии гигиенических индексов далеко не все дают точное представление о наличии, степени выраженности и распределении зубного налета [6]. С целью получения истинной картины стоматологического статуса у детей с ограниченными возможностями здоровья были выбраны индексы:
1.Индекс гигиены полости рта Федорова- Володкиной (1977) и индекс Navi в модификации Rustogi (1962).
2.Индекс распространенности и интенсивности кариеса зубов КПУ + кп и кп.
3.Индекс оценки тяжести воспалительных изменений пародонта PMA (Parma, 1960).
Мы применяли при определении гигиенического индекса Navy модификацию Rustogi -
индекс, который оценивает площадь зубного налета на вестибулярных поверхностях центральных зубов верхней и нижней челюстей. Он позволяет учитывать наличие налета на апроксимальных участках зубов. Определение гигиенического индекса Rustogi показывает, что с возрастом гигиеническое состояние полости рта детей у с ограниченными возможностями здоровья ухудшается в отличие от здоровых.
Рентгенологический метод в практике врача-стоматолога детского является важным при диагностике осложнений кариеса, заболеваний пародонта, и аномалий прикуса. Показания к рентгенографии у детей с ограниченными возможностями здоровья врач определяют индивидуально, основываясь на психо-эмоцианальном состоянии, возможности сотрудничества, стоматологическом статусе ребенка.
У детей при диагностике и лечении стоматологических заболеваний используется внут-риротовая контактная дентальная радиовизиография, а также ортопантомограмма.
Полученные результаты обследования заносились в специализированную карту, разработанную на кафедре стоматологии ФДПО. Карта состояла из двух частей. Первая часть в
виде анкеты заполнялась родителями ребенка, куда вносились данные об основном соматическом заболевании, сведения о социально-гигиенических, медико-биологических и других показателях, которые могут оказать влияние на возникновение и развитие стоматологических заболеваний. Вторая часть карты содержала данные о состоянии полости рта, полученные после осмотра ребенка стоматологом.
Врач определял особенности кариеса зубов молочного и постоянного прикуса (начальная, развившаяся и осложненная формы), аномалии структуры твердых тканей зуба (некариозные поражения - гипоплазия, флюороз), заболевания пародонта (кровоточивость десен, наличие наддесневого и поддесневого зубного камня), состояния слизистой оболочки полости рта при стоматитах, лейкоплакии, хейлитах, зубочелюстных аномалиях (аномалии прикуса, положения отдельных зубов и зубных рядов).
Результаты исследования и их обсуждение. Нами был проведено сравнительное рондомезированное управляемое исследование, которое позволило провести анализ полученных результатов и сделать полученные выводы. Группы пациентов стандартизированы по возрасту, полу, что позволяет считать результаты сопоставимыми. Гигиенический индекс Фе-дорова-Володкиной у детей с ограниченными возможностями здоровья во всех возрастных группах был хуже, чем у здоровых детей (р <0,001). Худший средний показатель гигиены полости рта выявлено у детей с ДЦП, который составил 2,59 ± 0, 02 балла, что соответствует неудовлетворительному гигиеническому состоянию, а лучший показатель гигиены был у здоровых детей 3-5 лет 1,3±0,03бала, что соответствует удовлетворительному гигиеническому состоянию (Таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительная оценка показателей индексов гигиены у детей.
возраст Дети с РАС Дети с ДЦП Здоровые дети
Индекс Федорова-Володкиной Индекс Rustogi Индекс Федорова- Волод-киной Индекс Rustogi Индекс Федорова- Волод-киной Индекс Rustogi
3-5 лет 1,4±0,02 4,2±0,02 1,8±0,02 4,9±0,02 1,3±0,02 2,8±0,03
6-8 лет 2,4±0,02 6,2±0,03 2,59±0,02 6,9±0,03 1,69±0,02 3,8±0,02
Рис.1. Стоматологическое обследование ребенка в клинике.
При провели комплекс профилактических и диагностических мероприятий, в который входили: инструментальный осмотр, рентгенологическое исследование, стоматологическое
просвещение, обучение методам индивидуальной гигиены полости рта, ежемесячный контроль качества гигиенических мероприятий (Рисунок 1).
Эффективность гигиенического воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от участия родителей. Были проведены беседы с родителями об индивидуальной гигиене полости рта и выборе средств гигиены. Навыки, полученные родителями, контролировали на профилактических осмотрах у врача- стоматолога через 3 и 6 месяцев.
Самым распространенным методом исследования среди рентгенографических у детей с ограниченными возможностями здоровья явилась ортопантомография, на втором месте-внутриротовая компьютерная радиовизиография.
Отмечено, что во всех группах детей высокий процент поражений кариесом временных моляров, который составил в среднем 95% от всех поражений (Таблица 2).
Таблица 2.
Распространенность и интенсивность кариеса молочных зубов.
Группа детей возраст Количество детей к п кп кпу
Детский Церебральный Паралич ДЦП 3-5 лет 10 2,04±0,25 1,84±0,21 1,45±0,21
6 12 2,98±0,31 2,26±0,15 1,84±0,25 78%
7-8 8 3,54±0,32 2,57±0,19 2,11±0,29 91%
Расстройства аути-ческого спектра (РАС) 3-5 9 2,35±0,26 2,04±0,11 1,79±0,22
6 10 3,06±0,31 2,17±0,18 2,29±0,25 86 %
7-8 15 3,74±0,32 2,69±0,15 2,98±0,35 96%
Соматически здоровые 3-5 8 1,87±0,26 1,48±0,16 1,04±0,24
6 8 2,22±0,25 2,45±0,13 1,12±0,29 68%
7-8 9 2,89±0,31 2,05±0,14 1,54±0,25 81%
У детей всех групп выявлено преобладание кариозных поражений на жевательных поверхностях временных зубов, где этот показатель составил 64%, тогда как на апроксимальных поверхностях эти поражения зарегистрированы в 28% случаев (Рисунок 2а, б).
Кариес гладких (вестибулярных, язычных, небных) поверхностей временных зубов был отмечен только у 8% детей. Постоянные первые моляры прорезались у 75% 6- летних детей с ДЦП, при этом распространенность кариеса зубов составила 28%, средняя интенсивность -0,26±0,04. У детей 7-8 лет с ДЦП первые постоянные моляры прорезались полностью в 94% случаев. Распространенность кариеса зубов в этой группе детей была равна 41%, интенсивность - 0,35±0,05. К 8-летнему возрасту все первые постоянные моляры полностью прорезались, и распространенность кариеса у детей с РАС 56%.
б
Рис. 2. Кариозные процессы на молочных зубах у детей.
При обследовании тканей пародонта дети первой и второй групп в основном жаловались на кровоточивость десен при чистке зубов и при приеме пищи, неприятный запах изо рта, сухость губ и слизистой оболочки полости рта. Клинические проявления заболеваний
пародонта у детей с ДЦП и расстройствами аутического спектра были более выражены из-за плохих гигиенических процедур полости рта вследствие нарушения двигательной и речевой активности.
Степень тяжести гингивита по индексу РМА в группе детей с ДЦП и расстройствами аутического спектра соответствовала средней степени тяжести, индекс РМА у здоровых детей легкой степени тяжести (0,14±0,08,), (Р<0,05).
Нестабильное слюноотделение (гипосаливация) у пациентов с детским церебральным параличом и расстройствами аутического спектра, проявлялось сухостью губ слизистой полости рта в целом.
Сочетание хейлита с преобладанием ротового дыхания и гипосаливации отмечено у 73% детей с расстройствами аутического спектра. У пациентов с ДЦП хейлит красной каймы губ отмечался в 25%.
У пациентов 1 группы выявлена достаточно высокая распространенность зубочелюст-ных аномалий по сравнению с соматически здоровыми детьми. Из аномалий окклюзии зубных рядов чаще всего встречались сочетание вертикальной и саггитальной резцовой дизокклюзии и дистальная окклюзия, что можно считать характерным для данного контингента больных. Так же выявлена задержка прорезывания молочных и постоянных зубов, сужение и удлинение зубных рядов, смешанная гипоплазия временных и постоянных зубов, патологическая стираемость.
Пациенты с очагами одонтогенной инфекции в зависимости от возраста, степени тяжести основного заболевания, психо-эмоционального состояния и объема необходимой стоматологической помощи были направлены для санации полости рта с медикаментозной седа-цией или в условиях общего обезболивания. Выводы:
1. Комплексное стоматологическое обследование выявило, что у детей с детским церебральным параличом и расстройством аутического спектра наблюдаются более высокие по сравнению с соматически здоровыми детьми показатели распространенности и интенсивности кариеса и низкий уровень гигиены полости рта.
2. Зонами локализации кариозного процесса являлись проксимальные поверхности молочных зубов и иммунные зоны фиссур у постоянных моляров.
3. Все исследуемые показатели стоматологического статуса у детей 1 и 2 группы превышали показатели соматически здоровых детей.