УДК 658.589/332.14
Е.В. КОТОВ, канд. экон. наук, заведующий отделом, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ГОСУДАРСТВА
В работе обоснована важность перерабатывающей промышленности для обеспечения модернизации и развития экономики. Исследованы причины сворачивания и предложены пути восстановления сектора промышленной переработки. Проанализированы возможности определения отдельных отраслей в качестве «опорных точек» запуска процессов новой индустриализации экономики непризнанного государства.
Ключевые слова: новая индустриализация, экономический рост, экономическое развитие, модернизация, добавленная стоимость, структура экономики, капитал, отрасли производства.
Kotov E.V. Determining the benchmarks for economic development and modernization of a young state.
The importance of processing industry for the economic development and modernization is explained. The reasons for the folding are explored and the ways of recovering the industrial processing sector are suggested. The opportunities of making the specific branches the benchmarks of launching the new industrialization of the economics in an unrecognized state are analysed.
Keywords: new industrialization, economic advance, economic growth, modernization, added value, structure of the economy, capital, industrial branches.
Появление непризнанных республик на политико-экономической карте мира явление довольно обычное. Рождаясь в результате столкновения экономических интересов крупных геополитических игроков, данные образования не только меняют инициаторов их создания, но и меняются сами. Возникающие определенные разрушения в социально-экономической структуре некогда цельного государства нельзя оценивать только с негативной точки зрения. Конечно, эти непризнанные образования подрывают старый, годами создаваемый порядок, разрушают традиционную структуру и формы собственности, дезорганизуют производство. Однако именно эти, на первый взгляд кажущиеся непреодолимыми, изменения становятся началом нового общественно-экономического уклада. Появляются новые формы собственности на средства производства, которые более соответствуют представлениям общества о справедливости; разрушенная структура экономики и децентрализованные экономико-производственные связи собираются в новую структуру с новыми связями.
Н.Д. Кондратьев в своих работах обращал внимание на ряд закономерностей циклов экономического роста, которые называл эмпирическими правильно-стями. Таких закономерностей он выде-
© Е.В. Котов, 2016
лял четыре, но для целей этого исследования, направленного на поиск «опорных точек» экономического роста экономики непризнанных государств, актуальными являются следующие две эмпирические правильности:
а) перед началом повышательной волны каждого большого цикла экономического роста, а иногда в самом начале ее, наблюдаются значительные изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества [1, с. 38];
б) периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества, чем периоды понижательных волн [1, с. 42].
В рамках логики данных закономерностей процессы, происходящие на Юго-Востоке Украины, могут перерасти в нечто большее, чем обычный военный конфликт, спровоцированный переделом зон геополитического влияния. Поствоенная фаза при условии реализации комплекса общественно-политических, индустриальных и экономических мер может плавно перейти в повышательный цикл качественного нового экономического роста на территории непризнанных государств. В связи с этим актуальными становятся проблемы выбора перспективных производств, которые при реализации целенаправленной структурной политики станут «опорными точками» роста экономики и в целом экономического развития непризнанного государства.
Фернан Бродель также придерживается концепции цикличности общественных процессов и их зависимости от уровня развития промышленного сектора экономики. В своих исследованиях, обосновывая цепочку влияния индустрии на общество: революция - индустриализм - индустриализация - модернизация [2, с. 607], он акцентирует внимание на
том, что переход от одного состояния в другое осуществляется благодаря росту.
Полемика вокруг понятия роста применительно к экономике, как системе общественных отношений в сфере воспроизводства, в основном идет на тему, что лежит в основе его механизма: уравновешенность или неуравновешенность. Уравновешенный рост - это рост, который обеспечивает определенный уровень повышения объемов производства во всех без исключения ее секторах экономики. Неуравновешенный рост выделяет несколько форвардных (передовых) производств, которые «тянут» за собой остальные.
Концепция неуравновешенного роста легла в основу исследований многих западных и отечественных экономистов. Именно на ней строятся рекомендации по обеспечению экономического роста международных финансовых организаций, которые они дают своим реципиентам. Из этой концепции вышла экономическая догма, утверждающая, что государство должно добиваться экономического роста, используя исключительно свои конкурентные преимущества в сфере производства. С этой целью в экономике оставляют только те производства, продукция которых может конкурировать на внешних рынках, остальные - если не ликвидируются, то как минимум их лишают государственной экономико-политической поддержки.
Сторонники уравновешенного роста, к которым смело можно отнести Эрика Райнерта, утверждают, что концентрация государства на своих конкурентных преимуществах ведет к постепенной их потере. Преуспевают страны, выбравшие развитие на своей территории как можно более широкого спектра отраслей перерабатывающей промышленности даже несмотря на недостаточный уровень их эффективности. Другими словами, сила экономики в разнообразии перерабаты-
вающей промышленности. В качестве примера Э. Райнерт приводит Австралию [3, с. 139], которая благодаря этому принципу неоднократно признавалась лучшей страной для жизни и закрепила за собой титул самой стабильной эконо-
1 тэ
мики планеты . В данном контексте под стабильностью понимается, прежде всего, непрерывность экономического роста, а не обязательность постоянного увеличения его значения. Примером является экономика Австралии, которая растет уже на протяжении 21 года.
Наличие перепадов (подъемов, чередующихся с падением) в росте свидетельствует о слабости структуры экономики, выраженной в перенасыщенности сырьевыми производствами, дающими убывающую отдачу от своей деятельности. Непрерывный рост - это безостановочная эстафета, где при изменении конъюнктуры в ход вступают накопленные резервы взамен тех, что обеспечивали экономический рост ранее и уже исчерпали свои возможности. При наличии развитой перерабатывающей промышленности решение этой задачи не вызывает затруднений, при доминировании предприятий добывающей - неразрешимая проблема.
Целью данной статьи является обоснование отраслей производства, которые на этапе восстановления станут основой экономического роста ново-
1 Более 20 лет в Австралии рост ВВП не прекращается. В 2012 г. рост ВВП Австралии составил 3,5%, что больше, чем в США (2,2%) и Германии (0,7%). Уровень безработицы составляет 5,7%, что намного ниже, чем в среднем по Европейскому Союзу (12%). В 2012 г. Австралия третий раз подряд возглавила Better Life Index. Более детально в: Остров разума. Австралия закрепляет за собой титул самой стабильной экономики планеты // Корреспондент. - 2013. - № 30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // korrespondent.net / business / economics / 1587900-korrespondent - ostrov - razuma - avstraliya-zakreplyaet - za - soboj - titul - samoj - stabilnoj-ekonomiki - planety.
го государства, а также поиск перспективных отраслей, способных его поддержать в будущем и обеспечить экономическое развитие.
В Украине капитал не стремился в перерабатывающую промышленность. В первую очередь из-за низкой валовой прибыли на единицу оплаченного труда (рис. 1). Экономически привлекательным для капитала служило сельское хозяйство, где на единицу оплаченной рабочей силы можно было получить двух-трех кратную прибавочную стоимость произведенного продукта. Даже оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и мототранспорта приносила больший доход, чем инвестиции в перерабатывающий сектор промышленности.
Сельское хозяйство экономически привлекательно для капитала, поскольку, в отличие от промышленности, особенно перерабатывающей, способно постоянно генерировать добавочную прибыль. Экономический закон гласит, что добавочная прибыль создается там, где производительность труда выше среднего показателя данной отрасли. Научно-технический прогресс, а вернее, технико-технологические новации, повышающие среднеотраслевой уровень производительности труда, делают наличие добавочной прибыли явлением временным. Чтобы иметь добавочную прибыль в промышленности, необходимо постоянно инвестировать в технико-технологические инновации, делать это быстрее и качественнее конкурентов.
Иметь добавочную прибыль в сельском хозяйстве помогает особый механизм ценообразования в нем. Классическая формула, когда цена устанавливается как сумма среднеотраслевых издержек и средней прибыли, не используется. Ее применение лишило бы капитал, который вкладывается в обработку худшей земли, прибыли, и эти земли не обрабатывались бы. Чтобы все сельхозпроизводители
Сельськое хозяйство
Добывающая промышленность
Перерабатывающая промышленность
Строительство
Торговля и ремонт транспорта
Рис. 1. Валовая прибыль на единицу оплаченного труда [4, с. 24]
имели прибыль, цена устанавливается не по среднему показателю в отрасли, а по худшему. Например, цена хлеба определяется издержками производства на худших землях.
Этот экономический подход обусловил вложение капитала в добывающую промышленность. Для получения частным капиталом природной ренты в Украине искусственно поддерживался государственный сектор угледобычи. Убыточные государственные шахты с высокой себестоимостью добычи угля способствовали формированию высокой цены на уголь частных шахт, которые, к тому же, имели и более благоприятные горно-геологические условия. Ежегодно в госсектор вкладывались миллиардные дотации, что только улучшало позиции частного капитала в угольной отрасли. Кардинальных реформ в госсекторе угольной отрасли не проводили даже когда 30% частных шахт стали добывать более 70% общего объема добычи угля в Украине.
Доля добывающей промышленности в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) росла устойчивыми
темпами (табл. 1). За 5 лет (с 2007 по 2011 г.) рост составил 5 процентных пункта. Это же относится и к сельскому хозяйству. Естественно, что рост ВДС данных секторов экономики происходил на фоне катастрофического падения доли перерабатывающей промышленности. Статистические данные свидетельствуют, что только за 5 лет объем добавленной стоимости, произведенной в секторе промышленной переработки, упал на 12,4 процентных пункта.
Устойчивый рост ВДС в сфере торговли и ремонта был обеспечен за счет растущего импорта подержанной и/или дешевой техники, машин и оборудования. Рост ВДС в сельском хозяйстве пока поддерживается запросами добывающей промышленности, сферы торговли и ремонта. На фоне снижения аналогичного показателя в перерабатывающей промышленности этот рост скоро прекратится.
В 2010-2013 гг. валовая прибыль на единицу оплаченного труда в добывающей промышленности выше, чем в перерабатывающей (рис. 1). Это свидетельствует о запущенных процессах «перелива»
Таблица 1
Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности, в % к итогу (составлено по [5, с. 28; 6, с. 28; 7, с. 31])
Виды экономической деятельности 2007 2009 2011
Сельское хозяйство 2,7 3,4 4,3
Добывающая промышленность 9,7 10,2 14,7
Перерабатывающая промышленность 37,7 29,9 25,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,4 5,2 5,0
Сфера услуг, в том числе 45,5 51,3 50,7
строительство 3,2 1,8 3,6
торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного потребления 12,8 14,7 16,6
деятельность транспорта и связи 7,1 8,3 7,9
капитала из теряющих привлекательность видов экономической деятельности в набирающих ее.
Важность функционирования перерабатывающей промышленности для экономики подтвердила Донецкая область. В доконфликтный период область занимала особое место в экономике Украины (табл. 2). Благодаря урбанизиро-ванности территории в Донецкой области активно развивалась промышленность [8, с. 2]1, предприятия которой, в свою очередь, определяли уровень развития национальной экономики, являясь основными поставщиками на зарубежные и отечественные рынки черного и цветного металла, продукции машиностроения и химической промышленности.
В то же время промышленная специализация области и динамика ее развития являлась ее «ахиллесовой пятой». Донецкая область в ее базовых отраслях «нашпигована» промышленными технологиями даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Следствием их использования становится не только низкая производительность труда и высокая техно-
1 Урбанизация является одним из главных факторов развития промышленного производства на отдельно взятой территории. Исследования подтверждают, что «...ни одна страна не стала индустриальной без процесса урбанизации, как бы хаотично он не происходил» [8].
генная нагрузка на экологию, но и постепенное разрушение условий для функционирования отраслей перерабатывающей промышленности.
Военный конфликт, развернувшийся на территории Донецкой области, разделил ее на две части. На одной трети области было образовано новое государство. Большинство оставшихся на территории непризнанной республики2 промышленных предприятий получили значительные физические разрушения, разорванные экономические связи в первую очередь с предприятиями Украины и России (с первыми вследствие политических факторов, со вторыми из-за отсутствия правового признания), количественное и качественное снижение трудового ресурса.
Отсутствие политического признания резко ограничило возможности внешнеэкономической деятельности непризнанного государства. В доконфликт-ный период Донецкая область имела широкие экспортно-импортные связи с внешними экономиками, основными из которых были связи со странами Тамо-
2 Здесь и далее под непризнанной республикой (государством) понимается часть Донецкой области, на территории которой образована Донецкая Народная Республика.
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели Донецкой области в сравнении с Украиной в 2013 г. (составлено по [4, 9])
Наименование показателя Украина Донецкая область Донецкая область в % к Украине
ВРП на душу населения, грн. 33473,0 37830,0 113,0
Объем реализованной промышленной продукции (товаров, услуг) на душу населения, грн. 29781,4 50607,3 169,9
Производство продукции сельского хозяйства на душу населения, грн. 5559 2635 47,4
Капитальные инвестиции в расчете на душу населения, грн. 5908,9 6421,5 108,7
Экспорт товаров на душу населения, дол. США 1393,9 2856,6 204,9
Среднемесячная номинальная заработная плата, грн. 3265 3755 115,0
Располагаемые доходы на душу населения, грн. 26167,5 29981,4 114,6
Объемы выбросов в атмосферу на душу населения, кг 147,7 377,7 255,7
Уровень занятости, % 60,3 60,3 100
женного союза и, в частности, с Российской Федерацией (табл. 3). Каждый пятый товар и каждая третья услуга экспортировались в РФ. Долгосрочная динамика экспорта товаров и услуг в РФ имела прогрессивные тенденции, а в Европу -регрессивные.
Особняком стояли страны Азии, занимавшие более трети сектора экспорта товаров области. Они же за 1996-2012 гг. в три раза сократили импорт услуг субъектов экономики Донецкой области, одновременно наращивая импорт своих услуг в область, увеличив его почти в четыре раза.
Экономический рост, наблюдаемый в странах Азии в последние десятилетия, нуждался в продукции металлургического сектора, что и обусловило значительную его долю в экспорте области. Тем не менее, несмотря на продолжающийся экономический рост, наблюдается устойчивое снижение спроса со стороны стран Азии на продукцию и услуги предприятий Донецкой области, что четко видно из деградирующей динамики внешней торговли с ними (табл. 3). Переломить
сложившиеся тенденции необходимо уже на этапе восстановления экономики путем возобновления внешнеэкономических связей, в том числе предложения товаров и услуг других отраслей, снижения себестоимости и повышения качества продукции металлургии.
Тесные торговые отношения предприятий Донецкой области со странами Таможенного союза, и с РФ в частности, особенно наглядны в сфере импорта товаров. РФ занимает почти половину всего рынка импорта товаров, а в союзе с Беларусью и Казахстаном - более половины. Европа за последние 8 лет уменьшила свою долю с трети до четверти всего рынка импорта товаров. На этом рынке потери Европы еще существеннее. За период с 1996 по 2012 г. падение было почти трехкратным - с обладания тремя четвертями рынка до одной трети. В тоже время РФ за этот же период почти четырехкратно нарастила свое влияние. Таким образом, Европа стремительно теряла Донецкую область как рынок сбыта своих товаров и услуг, а Россия, наоборот,
Таблица 3
Динамика внешней торговли Донецкой области товарами и услугами, в % к итогу (рассчитано по [10, с. 162-168, 172-178])
Территория 1996 2000 2005 2010 2012
Экспорт товаров
Беларусь 3,8 1,2 1,8 2,3 3,1
Казахстан 0,4 0,5 1,7 2,4 5,2
Российская Федерация 26,7 17,9 19,9 19,2 21,9
Всего со странами Таможенного союза 30,8 19,5 23,4 23,9 30,2
Европа 17,2 22,8 22,0 27,2 21,9
Азия 34,7 40,0 37,4 36,1 34,1
Африка 1,0 3,7 7,0 4,1 5,9
Америка 14,1 10,8 7,9 6,6 4,4
Австралия и Океания 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1
Экспорт услуг
Беларусь 0,0 0,0 0,2 0,0 0,1
Казахстан 0,0 0,0 0,5 0,3 0,4
Российская Федерация 21,3 36,7 46,0 30,4 32,9
Всего со странами Таможенного союза 21,3 36,8 46,8 30,8 33,5
Европа 45,8 35,3 26,6 37,1 30,2
Азия 22,9 18,0 15,6 13,8 8,9
Африка 0,9 1,2 0,6 2,7 2,0
Америка 9,0 8,4 9,9 10,5 9,5
Австралия и Океания 0,0 0,0 0,0 1,4 2,7
Импорт товаров
Беларусь 1,7 1,2 1,6 0,8 0,7
Казахстан 0,1 0,8 2,8 3,8 2,1
Российская Федерация 33,0 43,3 47,6 44,7 48,6
Всего со странами Таможенного союза 34,7 45,3 51,9 49,3 51,4
Европа 40,7 30,6 31,7 29,2 25,3
Азия 4,1 3,8 9,1 9,6 10,1
Африка 2,6 0,1 0,6 2,8 2,0
Америка 17,7 4,3 5,0 8,0 10,2
Австралия и Океания 0,0 0,0 0,1 0,3 0,0
Импорт услуг
Беларусь 0,2 0,0 0,1 0,4 0,4
Казахстан 0,0 0,0 0,0 0,3 0,4
Российская Федерация 7,6 33,9 36,4 18,5 25,4
Всего со странами Таможенного союза 7,8 33,9 36,5 19,3 26,2
Европа 72,6 55,6 41,7 31,7 29,2
Азия 10,6 4,3 11,6 40,6 38,0
Африка 0,9 0,1 0,6 0,5 0,2
Америка 7,9 5,9 9,1 7,5 3,9
Австралия и Океания 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1
приобретала. Аналогичные тенденции наблюдались и в других промышленно развитых и урбанизированных регионах Украины. Потеря такого большого потребительского рынка, как Украина была не выгодна ни Европе, ни России, что и
стало причиной политико-социального конфликта на Юго-Востоке Украины.
Специфика структуры экономики Донецкой области обусловила и структуру экспорта и импорта товаров и услуг (табл. 4). По состоянию на 2012 г. стати-
Таблица 4
Структура экспорта и импорта основных товаров и услуг Донецкой области в 2012 г., в % к общему объему (составлено по [11, с. 169, 179])
Наименование товара Экспорт Импорт Наименование услуги Экспорт Импорт
Животные и продукция животного происхождения 0,8 2,1 Транспортные услуги, в том числе 43,7 11,8
Продукты растительного происхождения 0,8 1,1 морской транспорт 36,6 2,5
Жиры и масло 0,9 1,7 воздушный транспорт 2,7 1,9
Готовые пищевые продукты 3,3 3,7 железнодорожный транспорт 2,6 6,0
Минеральные продукты 12,4 47,0 другие виды транспорта 1,9 1,5
Химическая продукция 5,5 6,0 Путешествия 2,3 2,8
Полимерные материалы и пластмассы 0,2 3,6 Строительные услуги 13,9 0,8
Изделия из камня, гипса и цемента 0,5 2,6 Страховые услуги 3,1 5,7
Недрагоценные металлы и изделия из них 62,7 12,5 Финансовые услуги 0,5 23,0
Машины, оборудование и механизмы 3,9 11,8 Роялти и лицензионные услуги 2,4 9,0
Средства наземного, водного и воздушного транспорта 8,5 3,7 Другие деловые услуги 1,7 10,4
Оптические и фотографические приборы и аппараты 0,1 0,9 Деловые, профессиональные и технические услуги, в том числе 30,6 23,4
Различные промышленные товары 0 0,7 в инженерных и других технических отраслях 23,9 13,5
Древесина 0,1 1,3 услуги в сельском хозяйстве, добыче и переработке 4,3 3,2
Текстиль 0,1 0,5 реклама и услуги по исследованию рынков 0,7 0,9
Услуги частным лицам в сфере культуры и отдыха 0,4 11,0
стическая информация свидетельствует, что в системе международной торговли Донецкая область закрепилась как партнер, поставляющий полуфабрикаты металлургии. На их долю приходится более 62% экспорта товаров. Соответственно своей роли на международной арене область и импортирует товар: 47% импорта товаров составляют минеральные продукты.
Экспорт услуг Донецкой области зависим от порта г. Мариуполь, который обеспечивал более трети всего экспорта. Необходимо обратить внимание, что на втором месте деловые, профессиональные и технические услуги, в том числе в инженерных областях, что свидетельствует о высоком потенциале области и спросе на него в данной сфере. Однако и импортирует область их тоже активно. В 2012 г. они занимали почти четверть всего импорта услуг. Немногим меньше приходится на импорт финансовых услуг вследствие неразвитости региональных и муниципальных финансово-кредитных систем.
Оценить потенциал экономики непризнанной республики сегодня проблематично. Главными препятствиями являются отсутствие качественного статического учета и, по известным причинам, низкий уровень открытости информации. Использовать информацию украинской системы статистики становится все труднее, поскольку в статистических сборниках все больше приводятся показатели, которые не учитывают территорию, не подконтрольную украинской власти. Пропорциональный подход, когда от показателя по Донецкой области берется треть, невозможен в силу неравномерного распределения производительных сил в регионе.
Весной 2015 г. центральным органом власти, отвечающим за экономическое развитие непризнанного государства, были разработаны годовые программы восстановления экономики и развития социальной сферы по каждому горо-
ду и району, а также по Республике в целом. На основании приведенной в республиканской программе статистической информации провести системный и комплексный анализ социально-экономического состояния не представляется возможным. Однако даже имеющихся показателей было достаточно, чтобы увидеть наличие «узких мест» в обеспечении самостоятельного развития (табл. 5). Основная проблема - это значительный недостаток трудового ресурса. В экономике занят только каждый четвертый, что свидетельствует о высокой доле нетрудоспособного населения, в первую очередь пенсионеров и инвалидов, у которых, в отличии от трудоспособных, ограничены возможности выезда.
Это же подтверждается показателем производства продукции сельского хозяйства на душу населения. Данный показатель в 2013-2014 гг. на территории непризнанного государства в 5 раз меньше аналогичного доконфликтного (до 2013 г.) показателя по Донецкой области. В то же время по показателю объема реализованной промышленной продукции на душу населения экономика непризнанной республики отстала от экономики Донецкой области незначительно. Разница в 2014 г. составила чуть более 8 тыс. грн. на одного жителя.
Прогнозные значения по основным показателям имеют ярко выраженные темпы роста. Однако необходимо акцентировать внимание на том, что это обманчивая положительная динамика. В первые годы самостоятельности не стоит обольщаться высокими темпами социально-экономического роста. Это период обусловлен восстановительными тенденциями, одно из преимуществ которых -изначально низкая «сравнительная база». Некоторые страны очень успешно использовали данную модель роста [12]. Однако когда этот этап закончится и экономика достигнет довоенного уровня, проблема «драйверов роста» проявляется с новой силой.
Таблица 5
Основные социально-экономические показатели непризнанной республики
Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г. (прогноз)
1. Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 2406,6 1882,0 2350,0
доля в Донецкой области, % 55,0 43,3 54,5
2. Среднесписочная численность штатных работников, тыс. чел. 658,0 439,0 х
доля в Донецкой области, % 31,1 25,1 х
3. Объем реализованной промышленной продукции, млн. грн. 104675,0 79657,7 х
доля в Донецкой области, % 47,4 30,6 х
4. Валовая продукция сельского хозяйства, млн. грн. 1228,1 957,9 826,9
доля в Донецкой области, % 10,7 8,7 7,8
4.1. Продукция растениеводства, млн. грн. 849,0 670,7 826,9
доля в Донецкой области, % 11,5 9,4 11,2
4.2. Продукция животноводства, млн. грн. 377,9 287,2 286,6
доля в Донецкой области, % 9,2 7,1 6,8
5. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника, грн. 3847,6 4090 х
доля в Донецкой области, % 102,5 102,8 х
Примечание:
х - показатель не рассчитывался.
Экономика Донецкой области имеет технологически отсталый, но все еще мощный индустриальный базис с достаточно развитым сельским хозяйством. В непризнанной республике промышленность занимает большую долю, практически полностью вытесняя сектор сельского хозяйства из экономики. Расширение промышленного сектора не снимает проблемы физического износа и морального устаревания основных производственных фондов, но актуализирует новую - вследствие низких возможностей самообеспечения продукцией сельского хозяйства растет зависимость от внешних поставок этой продукции.
В доминировании промышленного сектора есть важное преимущество - отсутствие альтернатив процессам новой индустриализации. Необходима именно
новая индустриализация экономики. Научными исследованиями давно доказано, что процессы индустриализации коренным образом меняют не только профессиональную специализацию, ускоряют урбанизацию, повышают уровень образования, увеличивают продолжительность жизни, но и создают условия для экономического роста и экономического развития территории [13]. Увеличение экспорта промышленной продукции позволит импортировать требуемый объем продукции сельского хозяйства для удовлетворения внутреннего спроса.
Республике необходимо в кратчайшие сроки сделать выбор адекватных современным вызовам производств, которые обеспечат конкурентную на внешнем и внутреннем рынке промышленную продукцию. Эти производства станут
стартовой базой восстановления и запуска экономики непризнанной республики. Реализация последовательной многоуровневой государственной промышленной политики позволит создать механизм поэтапной модернизации структуры экономики без потери экономической эффективности промышленного производства. По мере экономического развития вклад ключевых отраслей конкретного этапа в объем национального продукта будет оставаться важным, но перестанет быть определяющим. В итоге государство приходит к состоянию, когда его экономика обладает развитой перерабатывающей промышленностью, включающей в себя широкий спектр производств.
В экономике непризнанного государства активно идет восстановление технологической цепочки «уголь-кокс-металл». Логика таких действий оправдывается тем, что в доконфликтный период продукция металлургии составляла до 40% от общего экспорта промышленной продукции Донецкой области и являлась основным источником наполнения государственного бюджета. Актуальность решения о перезапуске этой технологической цепочки ситуативная и не имеет не только долгосрочной перспективы, но и с позиции государственной безопасности даже вредна.
Вследствие либерализации института собственности, запущенной в Украине в начале 90-х годов, данная тех-ноцепочка стала стартовой базой формирования и существования олигархата на Донбассе. Восстановление этой цепочки без перевода входящих в нее предприятий в государственную собственность станет реинкарнацией института олигархов, что возродит режим внешней экономико-политической оккупации. Пример Украины с ее двумя «майданами», поддержанными внешними силами через
внутренних олигархов, и последующими разрушительными процессами в экономике - яркое тому подтверждение.
Олигархическая экономика несет не только угрозу политической системе, она еще не эффективна и не самостоятельна. Ее функционирование возможно только при наличии государственной поддержки, когда реализуется принцип национализации убытков и приватизации прибыли. Крупный частный капитал не способен к самоокупаемости затрат и самофинансированию капитальных вложений. В период экономических провалов и даже подъемов частный бизнес неизбежно обращается к государственному бюджету как главному источнику рекапитализации своих активов.
При определении ключевых производств, которые станут своеобразным «стартером» развития экономики, решение может лежать в плоскости удовлетворения потребностей человека. Первая индустриализации Европы была запущена не благодаря металлургии, а благодаря спросу на продукцию из хлопка. С целью удовлетворения спроса населения на хлопковые ткани стала развиваться текстильная промышленность. Накопленные средства в результате «текстильной» революции предопределили революцию в металлургической промышленности [14, с. 369]. Таким образом, своей индустриализации Европа обязана текстильной промышленности. Другими словами, процессы индустриализации запустили отрасль, прямо ориентированную на удовлетворение потребностей человека, расположенных на первой ступени «пирамиды Маслоу».
Говоря о потребностях человека, удовлетворение которых обусловило бы развитие соответствующих отраслей, подразумеваются не только физиологические потребности. Современный уро-
вень развития общества и технологий требует выбрать производства шестого и даже седьмого технологического уклада, ориентированных на интеллектуальное развитие человека, обеспечение долгой и здоровой жизни, повышение его знаний и умений. Тем не менее, на этапе становления экономики не стоит отказываться от производств пусть и призванных удовлетворять физиологические потребности человека, но в то же время способных запустить процессы экономического роста. Вот почему при разработке стратегии новой индустриализации экономики стоит обратить внимание на пищевую и легкую промышленность, фармацевтику.
Названные отрасли, расположенные на территории непризнанного государства, имеют временно «законсервированные» резервы. В структуру экономики входят 172 предприятия пищевой промышленности, из которых 99 (58%) функционируют. В легкой промышленности, представленной текстильной, швейной, кожевенной, меховой и обувной отраслями, из 32 предприятий только 9 (28%) производят продукцию. В секторе фармацевтики осуществляют свою деятельность 6 предприятий, обладающих сертифицированным и лицензионным производством.
Опыт прошлого свидетельствует, что опора в индустриализации на пищевую и легкую промышленность присуща капиталистическому варианту модернизации и развития экономики [15]. Тот же опыт показывает, что выбранный капиталистический путь индустриализации приводит к более длительному сроку технологического перевооружения производства, чем социалистический путь, в основе которого лежит развитие тяжелой промышленности. Тем не менее, мы говорим лишь о незначительном сегменте экономики, изменения в котором могут
стимулировать необходимые трансформации в смежных отраслях: машиностроении, химии, сельском хозяйстве. Главная задача, которую необходимо решить, - это обеспечение дешевым сырьем. Как уже было показано ранее, территория непризнанной республики не может произвести необходимый объем сырья. В этом случае все зависит от степени вовлечения Украины в экономическую орбиту нового государства в качестве поставщика сырья.
Возможно «точки опоры» экономического роста лежат в новых отраслях, появление которых будет спровоцировано реализацией государственной политики новой индустриализации. Примером вновь может служить пищевая промышленность. Именно индустриализация стала причиной того, что переработка молока, мяса, овощей и других продуктов выделилась из сельского хозяйства в самостоятельную отрасль промышленности [16, с. 85].
Опыт запуска процессов экономического роста, начиная с 30-х годов прошлого столетия, был у СССР, страны близкой по менталитету и потому ее опыт особенно важен в сегодняшних условиях. Страна после гражданской, а потом после Великой Отечественной войн, индустриализировалась без внешних заимствований, исключительно на внутреннем ресурсе, используя внутренний рынок. Американские ученые Э. Зим-балист и Г. Шерман в 1984 г. провели комплексное исследование, в котором на примере СССР и США сравнили две экономические системы - плановую и рыночную соответственно. В результате они выявили три ключевых фактора, позволивших экономике СССР расти быстрее экономики США начиная с 1930-х годов и после 1950 г. [17, с. 184-185].
Первый фактор - это наличие плановой экономики, которая успешнее рыночной аккумулирует ресурсы для инвестиций в производство, если на это есть политическая воля. Советские лидеры такую волю проявили, не спрашивая мнение народа. Реализация этой политической воли могла быть только при наличии жесткой вертикали власти, которая, в свою очередь, является одним из признаков сильного государства. Полученные от налогов и прибыли госпредприятий ресурсы, инвестировались в экономику в объемах и со скоростью большей, чем аналогичные действия в США. В подтверждение авторы приводят следующие цифры: объем инвестиций в СССР равнялся 30% национального дохода, против 15% в США.
Второй фактор - низкий уровень безработицы, что позволяет более активно использовать производственные мощности. Э. Зимбалист и Г. Шерман приводят данные декабря 1982 г. по США: 10,8% - безработица; 65% - загруженность производственных мощностей. Плановая экономика имеет возможности ликвидировать данные недостатки экономики, что является ее преимуществом в сравнении с рыночной экономикой.
Третий фактор - значительная поддержка государством научно-технической и образовательной сфер. Авторы, сравнивая США и СССР, приводят такие статистические показатели. В 1950 г. США имел 159 тыс., а СССР - 125 тыс. ученых и инженеров. Но уже в 1979 г. в США было 610 тыс., а в СССР - 957 тыс. ученых и инженеров, то есть рост в СССР данной категории работников составил 7,7, а в США только 3,8 раза. Другими словами, количество ученых и инженеров в СССР ежегодно росло удвоенными темпами, в сравнении с США. Это же касается и системы выс-
шего образования. В том же 1950 г. в СССР и США преподавателей высших учебных заведений в эквиваленте полной занятости было по 18 тыс. чел. Но, несмотря на равные стартовые позиции, в 1976 г. этот показатель в США составил 69 тыс., а в СССР - 134 тыс. чел.
Таким образом, страна, оказавшаяся в похожих условиях, для обеспечения экономического роста должна уделять особое внимание государственному планированию экономического развития, содействовать максимальной занятости, обеспечить развитие науки и системы образования.
В этой связи не стоит забывать о разработках, оставленных советским научно-техническим сектором. Россия активно восстанавливает и использует сохранившийся инновационный задел, накопленный поздней советской наукой. Генеральный директор «РМ Нанотех» прямо говорит, что его компания использует технологию очистки воды, разработанную еще в 1980-х годах в СССР и адаптированную в «Роснано» [18]. При поддержке государства внедрение в производственной сфере последних достижений советской системы позволит сформировать сетевой механизм, с помощью которого будут созданы наукоемкие и конкурентоспособные отрасли, отвечающие принципам новой индустриальной политики непризнанного государства.
Процессы модернизации и развития экономики требуют привлечения мощного и стабильного финансового обеспечения. Все источники финансовых инвестиций можно разделить на две группы: внешние или внутренние. Устоявшееся экономическая догма гласит, что экономический рост без привлечения внешних финансовых заимствований невозможен. И снова на помощь приходит опыт
СССР, который показывает, что всегда есть внутренние возможности, способные полностью заместить внешний источник инвестиций. Не всегда внутренний источник с точки зрения общественной морали может быть гуманным, но, с позиции поставленной цели всегда оправдан.
Выступая на XIV съезде ВКП(б) (18-31 декабря 1925 г.), И.В. Сталин подчеркнул важность для государства нахождения для реформ внутренних резервов. В частности, он отметил следующее: «...два слова об одном из источников резерва - о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. ... Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, то остается одно: искать источники в других областях. Это все-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются» [19, с. 340-341].
Нежелание попасть в зависимость от иностранного капитала была доминантой в действиях молодой советской власти. Отсутствие средств на развитие промышленности вынуждало принимать нестандартные решения. Ради этого власть, даже осознавая гуманитарные последствия своих решений, пошла на значительный социальный риск. В 1927 г. И.В. Сталин еще раз подчеркнул причины, которые вынудили прибегнуть власть к такому, на первый взгляд, антисоциальному решению: «Что лучше: кабала заграничного капитала, или введение водки,- так стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке, ибо считали и продолжаем считать, что, если
нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, - мы пойдем и на это крайнее средство ради интересов нашего дела» [20, с. 192].
Выбор стоял между меньшим (водка) и большим (зависимость от иностранного капитала) злом. Выбирали меньшее, но все же зло. Однако и отказ от меньшего зла не был гарантией уменьшения алкоголизма. Принятое решение оправдало себя. В ноябре 1927 г. И.В. Сталин озвучил объем дохода бюджета от продажи водки - 500 млн. руб. [21, с. 232]. Таким образом, ежегодно советская промышленность получала полмиллиарда рублей на свое развитие.
Тем не менее, стоит все же отметить, что, отказавшись от иностранных долгосрочных займов и пойдя по пути «спаивания» собственного народа, риск старались максимально минимизировать путем институциональных инструментов. Производство и продажа водки были отданы в государственную монополию. Это было сделано для того, чтобы не дать усилиться частному капиталу и обеспечить полный государственный контроль за производством и потреблением водки, который позволит в любой, необходимый для государства, момент прекратить ее выпуск [21, с. 233].
В планах советского государства было постепенное сворачивание производства спирта до минимума, необходимого для технических целей, а производство водки ликвидировать полностью. В качестве новых источников дохода предлагалось кино и радио [21, с. 312-313]. По замыслу советской власти именно им должна была передать эстафету финансирования промышленного развития спиртовая индустрия.
В условиях ограниченных ресурсов, таких как время, рабочая сила и финан-
сово-материальные средства, реализуемые меры по развитию экономики непризнанного государства должны дать первые значимые результаты уже через 3-5 лет. Концентрация ресурсов на ограниченном количестве приоритетных направлений позволит получить первые результаты достаточно быстро. Именно значимые результаты, а не просто создание условий для модернизации и развития экономики, подтвердят правильность выбранного направления и дадут надежду обществу, что этот путь верный.
Задействуемые механизмы должны быть простыми и эффективными. В данном контексте очень показателен опыт республик по решению задачи ускоренными темпами «накачать» экономику рублевой массой. Решалась она через апеллирование к основам общества потребления - желанию получить прибыль без усилий. Стимулирующим фактором стала разница обменного курса гривны на рубль: в республиках курс составлял 1 к 2, а в Украине - 1 к 3. Быстрая прибыль в размере 50% на каждую гривну позволила завести рублевую массу в большом количестве именно с территории Украины, а не России. Мультивалютная система в республиках была введена с апреля 2015 г. (в ЛНР немного раньше, чем в ДНР), но уже за 6 месяцев расчеты в рублях почти полностью вытеснили гривне-вые расчеты.
С 1 сентября 2015 г. российский рубль стал основной расчетной денежной единицей в республиках. От него устанавливаются курсы других валют. Курс рубля по отношению к гривне установили рыночный. И если первое экономическое решение позволило «завести» российский рубль в экономику республик, то этот шаг уже спровоцировал «выдавливание» гривны из экономики республик. Последовательность экономических ре-
шений свидетельствует о том, что это не республики «идут» в Россию, а Россия «идет» в республики.
Подводя итог, следует отметить, что в приведенном исследовании лишь намечены «опорные точки» стартовых позиций развития экономики и глубоко не раскрыты многие важные направления. Обозначенные проблемы, цели, задачи и перспективные направления требуют дальнейших системных и комплексных исследований. В первую очередь необходимо разработать концепцию стратегии экономического и социального развития непризнанного государства, направленную на удовлетворение потребности общества и создание экономики, обладающей солидным «запасом прочности».
Список используемой литературы
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики / Н.Д. Кондратьев, М. Опарин. - М.: 1928. - 265 с.
2. Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Том 3. Время мира / Фер-нан Бродель; пер. с франц. Л.Е. Куб-беля. - М.: Прогресс, 1992. - 680 с.
3. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э.С. Райнерт; пер. с англ. Н. Автономовой; под ред. В. Авто-номова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та. Высшей школы экономики, 2011. - 384 с.
4. Статистичний збiрник «Украша у цифрах у 2014 р.» / Державна служба статистики Украши. - 2015. - 239 с.
5. Статистичний щорiчник Донець-ко'1 обласп 2008 / Головне управлшня статистики у Донецькш обласп. - 2009. -495 с.
6. Статистичний щорiчник Донець-ко'1 областi 2010 / Головне управлiння статистики у Донецькiй область - 2011. -501 с.
7. Статистичний щорiчник Донець-ко'1 областi 2012 / Головне управлiння статистики у Донецькiй областi. - 2013. -470 с.
8. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития. -М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. - 179 с.
9. Статистичний збiрник «Репони Украши» / Державна служба статистики Украши. - Ч. I. - 2014. - 299 с.; Ч. II. -2014. - 733 с.
10. Статистичний збiрник «Репони Украши» / Державна служба статистики Украши. - 2013. Ч. II. - 783 с.
11. Статистичний щорiчник Донецько'1 област 2012 / Головне управлшня статистики у Донецькш область - 2013. - 470 с.
12. Мау В. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году / В. Мау // Вопросы экономики. - 2014. - № 2. -С. 4-32.
13. Inglehart R. How Development Leads to Democracy: What We Know аЬоШ:
Modernization / R. Inglehart, C. Welzel // Foreign Affairs. - 2009. Vol. 88, Ко. 2. -P. 33-48
14. Фернан Бродель Грамматика цивилизаций; Предисл. М.Эмара; пер. с
франц. - М.: Изд-во «Весь мир», 2008. -552 с.
15. Павлов К.В. Процессы и формы модернизации экономики на постсоветском пространстве / К.В. Павлов, В.И. Ляшенко, Е.В. Котов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 6 (291). - С. 14-26.
16. Ильин М.А. Политическая экономия капитализма в вопросах и ответах / М.А. Ильин, М.А. Рабинович, Изд. 3-е, доп., М.: Политиздат, 1973. - 256 с.
17. Zimbalist A. Comparing economic systems: a political-economic approach / A. Zimbalist, J. Sherman. - Orlando: Academic Press, Inc., 1984. - 482 p.
18. Плоды эпохи замещения // Деньги. - 2015. - № 16 [1024]. - С. 11-12.
19. Сталин И.В. На XIV съезде ВКП(Б) 18-31 декабря 1925 г. Политический отчет Центрального Комитета 18 декабря / И.В. Сталин. Сочинения. -Т. 7. - М.: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1947. - 423 с.
20. Сталин И.В. Письмо Шинке-вичу / И.В. Сталин. Сочинения. - Т. 9. -М.: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1948. -383 с.
21. Сталин И.В. Беседа с иностранными рабочими делегациями 5 ноября 1927 г. / И.В. Сталин. Сочинения. -Т. 10. - М.: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1949. - 399 с.
Статья поступила в редакцию 09.11.16