Е.В. Чернова, Н.И. Чернышева
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО ОЦЕНКИ
Национальное богатство является важнейшей социально-экономической категорией, которая используется для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития любой страны.
Величина национального богатства была одним из первых макроэкономических показателей, определяемых экономической наукой. Однако в понятии и методологии исчисления национального богатства до сих пор нет единого подхода, что затрудняет проведение международных сопоставлений. В состав показателей богатства в отдельных странах включаются разные компоненты, исходя из конкретных задач и возможностей. Существуют попытки включить в состав национального богатства и население страны. Получаемые показатели, естественно, отличаются по своему составу, по элементам и несопоставимы при международных сравнениях. Подобные различия обусловливают необходимость уточнения состава национального богатства по компонентам. Исходным моментом является определение национального богатства как экономической категории и объекта статистического изучения.
В отечественной статистической практике национальное богатство долгое время определялось как совокупность материальных благ, накопленных трудом всех предшествовавших поколений (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов.
Новый международный стандарт системы национального счетоводства в редакции 1993 года рекомендует использовать единую классификацию основных элементов активов национального богатства и методику их исчисления по каждому сектору экономики и страны в целом. Стандартизированная методика позволяет укрупнять значения соответствующих показателей активов отдельных стран в региональные и мировые итоги, обеспечивает сравнительный анализ национального богатства разных стран. Интеграция методологии статистической характеристики национального богатства в общую систему национального счетоводства увязывает его с другими макроэкономическими показателями, отраженными в системе национальных счетов, с результатами экономической деятельности, т.е. расширяет воз-
2005
№ 1 (20)
Вестник Академии
возможность анализа получаемой информации.
В Центре социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН была сделана попытка разработать методику распределения официальных оценок национального богатства всей страны по крупным экономическим районам. Базой такого распределения стали официальные данные о наличии основных фондов и о материальных оборотных средствах. Домашнее имущество рассчитывалось как среднее значение такого имущества на душу населения, умноженное на численность населения в районе. Полученные таким образом значения традиционных показателей национального богатства в регионах были само собой более чем условными, но они позволяли вырабатывать относительное представление, как национальное богатство России распределено по территории страны.
Вместе с тем в документах ООН по национальному богатству отсутствует четкое статистическое определение этой категории. В рекомендациях ООН по составлению системы национальных счетов 1993 года содержится перечень отдельных компонентов национального богатства, при этом экономические активы, включаемые в его состав, подразделяются на две основные группы: финансовые и нефинансовые.
В зависимости от способа создания нефинансовые активы, в свою очередь, подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые непро-изведенные активы. Нефинансовые произведенные активы создаются в результате производственных процессов и включают такие основные элементы, как основные фонды (основной капитал), функционирующие в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги; запасы материальных оборотных средств и ценности.
Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.
Материальные непроизведенные нефинансовые активы содержат природные активы (земля, богатства недр), биологические и водные ресурсы. Стоимостная оценка земли и других непроизведенных природных ресурсов в практике отечественной статистики до сих пор не производилась. Пока они учитываются только в натуральном выражении. Стоимостные расчеты будут осваиваться по мере вовлечения этих активов в рыночный оборот.
Нематериальные непроизведенные нефинансовые активы создаются вне процесса производства, и право владения ими устанавливается путем юридических и учетных действий. Они включают патенты, авторское право, договоры об аренде и другие передаваемые контракты, купленный "Гудвилл" (репутация фирмы, ее название, деловые связи, ис-пользуемые торговые марки и т.д.) и т.п., которые могут быть переданы или не переданы.
Показатели, характеризующие нематериальные и непроизведенные активы, введены в бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Финансовые активы - это активы, которым, как правило, противостоят финансовые обязательства другого собственника. К этим активам относят монетарное золото, валюту и депозиты, ценные бумаги, акции и прочие виды акционерного капитала, займы, страховые технические резервы, прочие дебиторскую и кредиторскую задолженности и прямые иностранные инвестиции (справочно).
В рамках рассматриваемых активов дается следующее определение национального богатства
Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов, созданных трудом всех предыдущих поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов.
В определении подчеркивается, во-первых, то, что национальное богатство -это моментный показатель (т.е. определяется на начало или конец года), в чем заключается его отличие от других макроэкономических показателей; во-вторых, по источникам происхождения национальное богатство состоит из двух частей - непро-изведенных активов (в большей части природных ресурсов) и национального имущества; в-третьих, в его составе учитываются не только материальные, но и нематериальные (финансовые и нефинансовые) активы; в-четвертых, компоненты национального богатства, принадлежащие России, могут располагаться как на ее экономической территории, так и за ее пределами; в-пятых, имеет место юридическая форма существования национального богатства: в его объем входит как государственное, так и негосударственное имущество, принадлежащее отдельным физическим и юридическим лицам - резидентам.
В Методологических положениях по статистике национальное богатство определяется как совокупность ресурсов страны (экономических активов), создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оно состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономической выгоды.
Традиционно перед статистикой стоят задачи по обеспечению наиболее полной и точной характеристики национального богатства в целом и его составляющих на основе разработки и постоянного совершенствования системы показателей, методики их расчета и анализа.
Задачи совершенствования статистики национального богатства предполагают прежде всего ее приближение к методологическим принципам системы национальных счетов с учетом современного уровня социально-экономического развития России и более полное удовлетворение потребностей различных категорий
пользователей в соответствующей статистической информации. Важнейшими направлениями совершенствования статистики национального богатства является определение стоимости экономических активов в соответствии с методологическими требованиями системы национальных счетов по построению баланса активов и пассивов. Совокупностью значений экономических активов Статистическая комиссия ООН рекомендует характеризовать "национальный капитал" или национальное богатство стран на сопоставимой основе. Для внедрения в российскую практику таких показателей нужны, естественно, новые общероссийские классификаторы.
При отражении стоимости основных фондов в балансе активов и пассивов системы национальных счетов должно быть учтено требование системы национальных счетов по учету экономических активов по восстановительной стоимости в текущих ценах, действующих на дату учета. Для этого необходимо выработать порядок проведения переоценок основных фондов, учитывающий инфляцию в инвестиционной сфере, а также усовершенствовать методологию проведения переоценок. Важно полнее учитывать отраслевую разнородность имеющихся основных фондов, разную степень их адаптированности к условиям рыночной экономики.
В целях создания методологии оценки элементов национального богатства, согласованной с концепцией разработки системы национальных счетов, принципами построения баланса активов и пассивов, а также с учетом предложений Института .экономики РАН приказом Госкомстата России от 11.05.2000 года № 80 создана межведомственная рабочая группа по проблемам оценки элементов национального богатства при Научно-методологическом совете Госкомстата России. Перед рабочей группой была поставлена задача выработки предложений по методологии и принципам организации оценки, прежде всего, природных ресурсов, как
части экономических активов и национального богатства страны.
В настоящее время стоимостная оценка национального богатства осуществляется по отдельным элементам: основным фондам» материальным оборотным средствам, а также - потребительским товарам длительного пользования, находящимся в собственности граждан. Баланс экономических активов и пассивов, являющийся важнейшей составной частью системы национальных счетов и позволяющий наиболее комплексно характеризовать национальное богатство страны, пока не составляется и, кроме того, учет экономических активов ведется не по всем институциональным секторам. Некоторые виды активов до сих пор учитываются, как и в период плановой экономики, только в натуральном выражении, либо учитываются неполностью, методология стоимостного учета других элементов не вполне соответствует требованиям системы национальных счетов.
Одним из важнейших элементов национального богатства являются основные фонды. Проведение переоценок основных фондов в последние годы на добровольной основе в условиях продолжающегося роста цен на фондообразующую продукцию приводит к неоднородности стоимостных характеристик основных фондов. Это ухудшает использование по-лучаемыхданных.
Стоимость основных фондов, состоящих в собственности граждан, определяется расчетным методом. Трудности расчетов связаны с недостаточностью и разнородностью информации. Отсутствуют данные о стоимости дач, загородных домов.
Материальные оборотные средства учитываются по данным бухгалтерского учета по ценам приобретения. В настоящее время переоценка стоимости материальных оборотных средств в текущие цены не осуществляется.
Стоимостной учет материальных непроизводственных активов - земли и
других природных ресурсов - в масштабе страны отсутствует. Стоимость нематериальных активов отражается далеко не полностью, по ценам приобретения, их переоценка в соответствии c инфляцией не проводилась.
Стоимостная оценка ценностей практически отсутствует. Статистикой производится лишь оценка стоимости ювелирных изделий, приобретенных населением, по данным о товарообороте на основе метода непрерывной инвентаризации (без учета антиквариата и приобретения ценностей через аукционы). Получается, что данных о стоимости ценностей, находящихся у юридических лиц и у государства (в музеях, галереях и библиотеках), в статистике нет.
Стоимостная оценка потребительских товаров длительного пользования, находящихся в собственности граждан, осуществляется по данным о товарообороте на основе методов непрерывной инвентаризации, однако эта методика основана на давно не уточнявшихся нормативных сроках службы. Отсутствуют данные о покупке импортных товаров и об их индексах цен на них.
Практические и теоретические трудности перехода к классификации системы национальных счетов состоят в том, что отечественный бухгалтерский учет экономических активов, на данные которого опирается статистика Российской Федерации, не только в настоящее время не основан на принципах системы национальных счетов, но и в дальнейшем нацелен на другой ориентир - на Международные Стандарты Финансовой Отчетности.
Направленные на решение задачи приближения классификации основных фондов к требованиям системы национальных счетов изменения уже вносятся в форму № 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов". Для обеспечения учета стоимости основных фондов в текущих ценах в условиях отсутствия обязательных микроэкономических пере-
оценок основных фондов в инвестиционной сфере необходимо совершенствование методологии статистической переоценки.
Одним из направлений совершенствования статистического изучения наличия и состояния основных фондов является развитие информационного обеспечения модели непрерывной инвентаризации и статистического моделирования воспроизводства основных фондов.
Ведущей является задача учета природных ресурсов. Для решения проблем их оценки необходимо привлечение специалистов различных ведомств, организаций, научных учреждений. При этом методологию их стоимостной оценки, которая должна быть создана в результате объединения их усилий, необходимо привести в соответствие с общими принципами системы национальных счетов, основными методологическими подходами, используемыми в оценочной деятельности, а также с имеющейся информационной базой.
При оценке природных ресурсов, создание которых не связано с производством, не могут быть применены затратные методы оценки, широко используемые для оценки произведенных активов. Поэтому при определении стоимости природных ресурсов рекомендуется ориентироваться в основном на доходные методы оценки. Это соответствует методологическим положениям системы национальных счетов, согласно которым оценка стоимости природных ресурсов, как правило, осуществляется на основе текущей стоимости чистых доходов, ожидаемых в будущем от их эксплуатации. Однако если рассматривать проблему в динамическом аспекте, то многие природные ресурсы могут потерять свою ценность ввиду технологических изменений. Например, при использовании новых источников энергии (водорода) нефть может утратить свою ценность.
Важно иметь в виду, что определение стоимости природных ресурсов по вероятной стоимости продажи извлеченных ресурсов, без учета расходов на их выявление, освоение и использование, не со-
ответствует принципам системы национальных счетов.
В общем виде формулы для оценки природных ресурсов могут иметь следующий вид:
Стоимость — Годовые чистые доходы от эксплуатации/коэффициент капитализации
либо
Стоимость = Запасы * Цена реализации/Коэффициент, отражающий соотношение доходов и затрат
Также актуально создание информационной базы для оценки наименее исследованной в отечественной статистической практике части национального богатства -нематериальных активов. Следует отметить, что понятие нематериальных активов в составе ресурсов экономического потенциала шире, чем в национальном богатстве. Все нематериальные активы можно условно разделить на две группы: нематериальные активы, носителями которых являются люди; нематериальные активы, которые составляют условия осуществления экономической деятельности.
К первой группе относится уровень образования и культуры населения, его здоровье, талант артистов и спортсменов, изобретателей и деятелей искусства и т.д. Эта часть активов учитывается при оценке социально-экономического потенциала, а в состав национального богатства не включается. Однако данный вопрос остается дискуссионным, и имеются предложения по учету указанной группы нематериальных активов в составе человеческого "капитала". Для иллюстрации такого подхода можно привести данные, представленные в докладе, составленном учеными РАН.
Во вторую группу включается экологическая обстановка, система государственного управления, международная ситуация, политическая стабильность, криминогенная обстановка. Сюда же относятся различные документы, которые выступают как представители отдельных элементов экономического потенциала
Таблица 1. Национальное богатство ряда стран в середине 90-х годов (расчет на душу населения)1
Страны Всего в^Гом числе капитал
^Йовеческий Ариродны& воспроизведенный
Тыс. долларов США
'Россия 400 200 40 '
СеверИая Америка (США и кашй 11" 326 249 16 62
Западная Евротй 237^ 177 6 55
Тихоокеанские страны ОЭСР 302 - 205 ..■ 8 90
(Япония, Австралия, Новая Зеландия) ■!-, ■■■■ :
Ближний Восток 150 65 58 27
|В% к итогу
¿Россия 100 50 40 10
Северная Америка |(СН1А и Канада) 100 76 5 19
[Западная Европа 100 75 2 23
¡Тихоокеанские страны РЭСР 100 68 2 30
¡(Япония, Австралия, ¡Новая Зеландия)
(Ближний Восток 100 43 39 18
Обе эти группы нематериальных активов, определяющие условия осуществления экономической деятельности, являются не составляющей частью национального богатства, а факторами его сохранения и наращивания. Значение таких факторов, как организация производства, предпринимательская деятельность, маркетинг, условия финансирования производства, в настоящее время становится все более решающим.
Обобщая вышеперечисленные проблемы можно сказать, что при освоении методологических подходов системы национальных счетов целесообразно было бы разработать предложения по переходу к классификации активов в бухучете и статистической отчетности в соответствии с требованиями системы национальных счетов, -методологию пересчета составляющих частей национального богатства в цены, существующие на дату учета, пересчета запасов, оцененных по себестоимости, в основные цены и также методоло-
1 Нестеров, Л.И. Новые веяния, в статистике нацио-
нального богатства России // Вопросы статистики. - 2000. - №10. - С. 23; Данные таблицы подлежали выборочной оценке только в данный период.
гию расчета изменения запасов с учетом необходимости увязки с соответствующими показателями счетов накопления и другими счетами.
При совершенствовании статистики национального богатства необходимо также обеспечить взаимоувязку рассчитываемых показателей национального богатства с другими обобщающими показателями национальных счетов (валовым внутренним продуктом, национальным доходом, сбережениями, капиталовложениями и т.д.), а также разработку методологии расчета производственных показателей для экономико-статистического анализа роли элементов богатства в развитии экономики страны. При этом нужно учитывать наличие двух глобальных парадигм, отражающих сущность национального богатства: активизм и либерализм.
Активизм исходит из первичности экономического роста, тогда как либерализм культивирует представление о естественности экономического роста, тем самым в национальном богатстве как таковом видит источник экономического роста. Получается, что для активизма верным будет тезис, что национальное богатство
является производным от экономического роста.
В рамках теории либерализма все технологические новшества, как и все другие составляющие ВВП, рассматриваются в качестве продуктов функционирующего национального богатства. Поэтому методология учета и оценки национального богатства должна основываться на каком-то одном подходе: либо национальное богатство рассматривается в качестве функции экономического роста от накопленного состояния, либо в расширительной трактовке с учетом диссипативных тенденций, т.е. с рассмотрением каждого предприятия отдельно от ценности продуктов этого предприятия; каждой научно-технической идеи, как ценности, автономной от продуктов, полученных в результате "реализации" знаний; рассмотрением земли, как ценности, автономной от ценности продукта, произведенного на ней и т.п.
По мнению специалистов, именно система национального имущества и национального дивиденда может послужить прообразом новой экономической модели нового общества XXI века.
Сохранение геополитического единства России зависит в первую очередь от того, сможет ли население страны поддерживать в себе сознание сопричастности к единому общественному целому не только в государственно-политическом, но, что важнее, в экономическом, культурно-историческом и духовно-ценностном пространстве. От того, в какой степени народы, живущие в этой стране, социальные и ре-
лигиозные совокупности и просто граждане будут отождествлять задачи и интересы собственной самореализации с сохранением территориальной неделимости Российской Федерации, соблюдением законов, ростом ее могущества и авторитета на международной арене, а также с ростом общего, а не только индивидуального, группового и этнического благосостояния.
Чтобы достичь правильного самоопределения в экономической сфере развития страны общество должно быть официально признанным владельцем тех ресурсов, на основе которых строится жизнеобеспечение всех его субъектов и социальных образований. Поэтому именно общество способно быть истинным владельцем территории, ее природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны.
Национальное богатство на высшем международном уровне взаимодействия должно являться первичным фактором формирования рейтинга стран, для чего необходимо достижение соответствия отечественных методологий подсчета национального богатства с общепринятыми. Внутри страны национальное богатство должно стать связующим звеном между государством и каждым членом общества, а также мощным источником формирования нового индустриального облика России, где система социальных гарантий строится с учетом фондов национального дивиденда, обеспечивающих достойную, гарантированную каждому работнику заработную плату.