Научная статья на тему 'Определение напряжений в основном листе трехслойной конструкции при изгибе и растяжении'

Определение напряжений в основном листе трехслойной конструкции при изгибе и растяжении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХСЛОЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ / ИЗГИБ / РАСТЯЖЕНИЕ / SANDWICH STRUCTURE / STRAIN / FLEXURE / DISTENTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Корягин Сергей Иванович, Буйлов Сергей Владимирович, Великанов Николай Леонидович

Рассматривается трехслойная конструкция с полимерным заполнителем с целью определения нормальных и касательных напряжений в основном листе при изгибе и растяжении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Корягин Сергей Иванович, Буйлов Сергей Владимирович, Великанов Николай Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifying strains in the basic sheet of three-layered construction when bending and stretching

The article deals with three-layered construction with polymeric core in order to specify the usual and shearing strain in the basic sheet when bending and stretching.

Текст научной работы на тему «Определение напряжений в основном листе трехслойной конструкции при изгибе и растяжении»

УДК 620.178.311.6

С. И. Корягин, С. В. Буйлов, Н. Л. Великанов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ В ОСНОВНОМ ЛИСТЕ ТРЕХСЛОЙНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ИЗГИБЕ И РАСТЯЖЕНИИ

Рассматривается трехслойная конструкция с полимерным заполнителем с целью определения нормальных и касательных напряжений в основном листе при изгибе и растяжении.

The article deals with three-layered construction with polymeric core in order to specify the usual and shearing strain in the basic sheet when bending and stretching.

Ключевые слова: трехслойная конструкция, напряжение, изгиб, растяжение.

Key words: sandwich structure, strain, flexure, distention.

Рассмотрим трехслойную конструкцию, нагруженную изгибающим моментом М (рис. 1). Покажем, что при экстремальных условиях работы отремонтированная конструкция не выйдет из строя. При расчете прочности клеевого соединения используем теорию составных стерж-

© Корягин С. И., Буйлов С. В., Великанов Н. Л., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 10. С. 35 — 42.

36

ней [1 — 3]. В соответствии с ней пренебрегаем действием нормальных напряжений в клеевом шве, считая, что они малы и незначительно влияют на распределение касательных напряжений [2]. Примем для упрощения, что соединяемые элементы одинаковы (Е1 = Ек = Е, 81 = 8к = 8). Касательные напряжения в клеевом шве определяются по формуле

, , 3 —к 8 БЬах тк = М—.1 к

45^ Бк Е8 сЪа!

(1)

где М — действующий момент, нм; 8 — толщина соединяемых элементов, см; —к — модуль сдвига связующего, МПа; Бк — толщина клеевого слоя, см; Е — модуль упругости соединяемых элементов, МПа.

м

2 - - 3 1

м

Рис. 1. Схема клеевого соединения, нагруженного изгибающим моментом М (1 - основной лист; 2 - накладной лист; 3 - клеевой слой)

При х = ± 1 напряжения в клеевом шве равны и максимальны; если

„, БЬах . ч п вЬах _ „ БЬах „, х = 1 ^ да, то--> 1; если х = 1 ^ 0, то--> 0. Считая - = 1,

сЬа/

сЬа/

сЬа/

делая ошибку в безопасную сторону, из (1) получим: тк = М— ——.

48 М Бк Е8

Примем —к =

813

2(1 + Ук) 2(1 + 0,4)

= 290 (МПа), 8 = 3-10-3 м, Бк = 0,2 см,

Е = 205,8-103 МПа — для связующего Спрут-Плюс и стали Ст. 3. Момент М

выберем из условия экстремальной нагрузки [ Яен ] = Кенст3 = .

ен енст' вб

Для полосы трехслойной конструкции единичной ширины в = 1:

[ ^ ]82

М=

6

-, ^ен ] = ^

300 (МПа),

где 8 = 6-10-3 (м) — толщина, принятая равной толщине некорродиро-

300(6 10~3)2 ванного листа; М =---— = 1800 (нм);

т =1800-

290 • 8

4• 3• 10\2• 10 3 • 205,8• 103 • 3• 10"

= 19,5 (МПа).

Клеевое соединение на воздухе с использованием связующего Спрут-Плюс выдержит расчетную нагрузку по истечении 3,3 дня после выполнения соединения.

Рассмотрим эту же трехслойную конструкцию, нагруженную растягивающими усилиями Р (рис. 2). На рисунке 3 представлена зависимость касательных напряжений от времени. Подвергая конструкцию экстремальным нагрузкам, рассчитываем сдвиговые напряжения в клеевом шве, используя снова теорию составных стержней [3 — 7]. Пренебрегаем действием нормальных напряжений. Соединяемые элементы принимаем одинаковыми: (Ег = Е2 = Е, 81 = 82 = 8).

Рис. 2. Схема клеевого соединения, нагруженного растягивающими усилиями Р (1 — основной лист; 2 — накладной лист; 3 — клеевой слой)

Напряженное состояние системы из 2 элементов, подверженной растягивающей нагрузке Р, описывается дифференциальным уравне-

вк 2

Р вк

нием Т"-а Т + РР = 0, где а =—-—; РР =---; Т — суммарное сдви-

5 Е8

Е8

гающее усилие в шве.

40

30

20

10

0 6 12 18 1хЮ2,час

Рис. 3. График зависимости касательных напряжений от времени

37

где ¥ =

Решение дифференциального уравнения ищем в виде Т = АвЬах + ВсЬах + ¥Р,

Е2 82 1

Е181 + Е282 2

для случая одинаковых соединяемых элементов.

Определяем произвольные постоянные в решении А и В из граничных условий для усилия во второй пластине: Т2 = 0 при х = 0; Т2 = 0 при х = I. Получим:

Т2 =¥Р (

^ БЪа1

сЬах-БЬах + 1I.

38

Касательные напряжения в точках х = I и х = 0 будут равны

тк = = аТР | С^а1—1 сЬах - 8Ьах |. йх ^ 8Ьа/ )

Наибольшее значение по абсолютной величине касательное напряжение имеет при I ^ да тк *=1 = РаТ, приближаясь снизу:

X -о = РаТ = - Р ——.

к х=° 2 у Бк Е8

Усилие Р выбираем из условия экстремальной нагрузки:

Р

[Рен] ^ен ст.3 * '

вй

Рассмотрим полосу трехслойной конструкции единичной ширины в = 1:

Р = Рен8 = 300-6-10-3 = 1,8406 (Н),

где 8 = 6-10-3 м — толшдна некорродированного листа. Напряжение в клеевом шве при х = 0, х = I:

х=0 = 290 • 2

"к х=1 2 ' У 2 • 10-3 • 205,8 • 103 • 3 • 10-

Хкх=0= ~1,8•-,»-а ^ о -.3 „ -,.-3 =19,5(МПа).

В соответствии с графиком, приведенном на рисунке 3, клеевое соединение стали Ст. 3 на воздухе и в нефти с использованием клея «ВАК-А» и «Адгезив» выдержит расчетную нагрузку по истечении 3,3 дня после выполнения соединения. Обозначено на воздухе(см. рис. 3):

1 — Адгезив.

2 — Спрут-Плюс.

3 — Адгезив.

4 — ВАК-А.

В нефти:

5 — Адгезив.

6 — Спрут-Плюс.

Клеевое соединение с использованием клеевой композиции типа «Адгезив», модуль сдвига которого 125 МПа, выдержит расчетные нагрузки по двум предложенным на рисунках 1 и 2 схемам нагружения.

Для определения влияния накладного листа на напряженное состояние основого листа были выполнены экспериментальные исследования. Образцы испытывались на растяжение и изгиб. Толщина листов образца 5 мм, ширина 85 мм, длина образца 452 мм, длина накладки 248 мм. Материал — сталь Ст. 3 и клей «Спрут-Плюс». Для сравнения проведены испытания образцов без заклепонного соединения [8].

Результат испытаний приведен на рисунках 4 и 5. Как видно из графиков, во всех случаях накладной лист втягивается в работу и частично разгружает основной лист. Об этом свидетельствуют значения уровня напряжений к1.

Ki

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

150

L, мм

Рис. 4. Распределение напряжений в основном листе при изгибе (сплошная и штриховая линии — образец с заклепкой и без заклепки; 4, 5 — нижние волокна; 5,6 — верхние волокна)

К1

\ г- //

5 у • У /У X / /У S/ у/

J^^'l- 7 \ Ч Уч Ч Ч \ \ \ Ч \ ч \ 2 3 / / 1 1 Р

V/}/ л-

0 50 150 L, мм

Рис. 5. Распределение напряжений в основном листе при растяжении (сплошная и штриховая линии — образец с заклепкой и без заклепки;

4, 5 — нижние волокна; 5, 6 — верхние волокна)

Была произведена оценка прочности трехслойной конструкции. Разрушение трехслойной конструкции без заклепки (отслоение накладного листа) началось при напряжении в основном листе 220 МПа. В трехслойной конструкции с заклепкой разрушения не наступило при нагрузке, вызывающей напряжение текучести материала в основном листе.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заклепка решает две задачи: во-первых, работая на срез, снижает напряжение в клеевом соединении и способствует вовлечению в работу накладного листа; во-вторых, в процессе формирования трехслойной конструкции обеспечивает сжатие двух листов, то есть дает возможность получить клеевой слой минимальной толщины, что увеличивает его прочность и жесткость.

40

Рассмотрим теперь вопрос о целесообразности применения накладных листов для восстановления общей и местной прочности, а также прочности отдельных пластин.

Высокая эффективность применения накладных листов для усиления пластин очевидна из рисунка 4. Накладной лист обеспечивает практически четырехкратное снижение напряжений. Учитывая формулу ст»—М—, где ст — напряжение; М — изгибающий момент; к — вк 16

высота сечения балки; в — ширина сечения балки.

Можно сделать вывод, что прочность двухслойной пластины при изгибе будет эквивалентна прочности монолитной пластины с толщиной, равной сумме толщин двух листов. Таким образом, общая прочность изношенной пластины может быть восстановлена установкой накладного листа толщиной:

^_^ _^

^ ^пр.доп. ^ср/

где 8пр.доп. — предельно допустимая толщина пластины; 8ср. — средняя остаточная толщина пластины.

При общем изгибе элемент конструкции корпуса находится в состоянии растяжения или сжатия, как видно из рисунка 5 применение накладного листа. На основании вышесказанного нельзя рекомендовать применение трехслойной конструкции для восстановления общей прочности.

Наружная обшивка и настилы участвуют в изгибе перекрытий судового корпуса в качестве присоединенных поясков набора. При изгибе балок напряженное состояние присоединенного пояска можно рассматривать как сумму растяжения (сжатия) и изгиба.

ст 2

При этом выполняется условие —- = ——.

сти 8/2

Из рисунка 4 и рисунка 5 видно, что как при растяжении, так и при изгибе со стороны накладного листа действуют значительные разгружающие усилия. Эти усилия снизят напряжения в верхних волокнах основного листа и создадут изгибающий момент относительно нейтральной оси, который снизит напряжения в полке балки. Геометрические характеристики ряда профилей с присоединенным пояском рассмотрены в Правилах классификации и постройки морских судов, нейтральная ось таких балок находится вблизи их присоединенного пояска [10]. Следовательно, прочность приложения разгружающих усилий не будут играть решающей роли. Таким образом, можно рекомендовать при ремонте перекрытия судового корпуса установку накладного листа с перекрытием зоны износа не менее чем на 100 мм в направлении балок набора ремонтируемого участка [8].

Напряжения по ширине присоединенного пояска распределены неравномерно. Их максимум находится в районе стенки, поэтому и заклепки целесообразно размещать вблизи стенок балок (рис. 6) [9].

5

\

н.о.

41

Рис. 6. Распределение напряжений по ширине присоединенного пояска

Результаты проведенного исследования можно использовать в конструкторской практике при выполнении ремонтных работ судовых корпусных конструкций, а также при разработке нормативно-технических документов для судоремонта [4—7].

1. Корягин С. И. Несущая способность композиционных материалов. Калининград, 1996.

2. Корягин С. И. Оптимизация остаточных напряжений в полимерных покрытиях // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 3. С. 100—104.

3. Великанов Н. Л., Корягин С. И. Механика системы «Кошелковый невод — промысловое судно». Калининград, 2012.

4. А. с. 1011440 СССР. Способ ремонта корпуса судна / С. И. Корягин, С. В. Буй-лов, Б. И. Растаргуев // Б. и. 1983. № 14.

5. А. с. 1066882 СССР. Конструктивный элемент для ремонта корпуса судна / С. И. Корягин, С. В. Буйлов, Б. И. Растаргуев // Б. и. 1984. № 2.

6. А. с. 1742122 СССР. Способ ремонта судовой корпусной конструкции / С. И. Корягин, С. В. Буйлов, Б. И. Растаргуев // Б. и. 1992. № 23.

7. А. с. 1796533 СССР. Способ ремонта корпуса судна / С. И. Корягин, Д. Г. Горянский, С. В. Буйлов // Б. и. 1993. № 7.

8. Корягин С. И. Влияние накладного листа на напряженное состояние основного конструктивного элемента // Вестник машиностроения. 1998. № 2.

9. Суслов В. М., Кочанов Ю. П., Спихтаренко В. Н. Строительная механика корабля и основы теории упругости. Л., 1972.

10. Правила классификации и постройка морских судов. Л., 1979.

Сергей Иванович Корягин — д-р техн. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: SKoryagin@kantiana.ru

Список литературы

С. 16—19.

Об авторах

Сергей Владимирович Буйлов — канд. техн. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: SKoryagin@kantiana.ru

С. И. Корягин, С.В. Буйлов, Н.Л. Великанов

Николай Леонидович Великанов — д-р техн. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: NVelikanov@kantiana.ru

About the authors

Prof. Sergey Korjagin — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: SKoryagin@kantiana.ru

Dr Sergey Bujlov — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: SKoryagin@kantiana.ru

42

Prof. Nikolay Velikanov — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: NVelikanov@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.