Научная статья на тему 'Определение начальной (максимальной) цены государственного строительного заказа'

Определение начальной (максимальной) цены государственного строительного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / НАЧАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА ЗАКАЗА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / INITIAL (MAXIMUM) ORDER PRICE / STATE BUILDING ORDER / FEDERAL CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямщикова И. В., Соколов В. В.

Рассматриваются и анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие определение начальной (максимальной) цены контракта. Определяются их проблемные места, варианты поправок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ямщикова И. В., Соколов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANGE OF PROBLEMS OF INITIAL (MAXIMUM) PRICE DETERMINATION FOR STATE BUILDING ORDER

The article considers and analyses normative legal acts regulating initial (maximum) contract price determination; their topical points and amendment variants.

Текст научной работы на тему «Определение начальной (максимальной) цены государственного строительного заказа»

Information about the authors

Yamshchikova I.V., Candidate of Economical Sciences, professor, Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-54-12

Kudryavtseva V.A., Post-graduate Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89086461787

УДК 338.532.412

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

И.В. Ямщикова, В.В. Соколов

Рассматриваются и анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие определение начальной (максимальной) цены контракта. Определяются их проблемные места, варианты поправок.

Ключевые слова: государственный строительный заказ, начальная (максимальная) цена заказа, федеральная контрактная система.

RANGE OF PROBLEMS OF INITIAL (MAXIMUM) PRICE DETERMINATION FOR

STATE BUILDING ORDER

I.V. Yamshchikova, V.V. Sokolov

The article considers and analyses normative legal acts regulating initial (maximum) contract price determination; their topical points and amendment variants.

Key words: state building order, initial (maximum) order price, federal contract system.

В настоящее время система государственных заказов в нашей стране находится в стадии реформирования.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ) за шесть лет открывший все проблемы, которые существуют в системе государственных закупок, возможно уже в 2012 году будет отменен. С 1 июля 2012 года в Российской Федерации начнется постепенный переход к Федеральной контрактной системе (далее - ФКС), которая должна заменить существующую сейчас систему государственного заказа.

Для того, чтобы заработало регулирование всего цикла закупок от планирования до аудита результатов, потребуется по мнению разработчиков закона о ФКС, 2-2,5 года. В течение этого времени будут действовать переходные положения, постепенно вводящие определенные блоки правового регулирования.

Панацеей от всех «болезней» системы государственного заказа переход к ФКС вряд ли станет. С учетом размытости сроков такого перехода пробелы в действующем (и будущем) законодательстве требуют акцентирования внимания на средствах и способах их решения.

Многочисленная практика показывает, что в проведении торгов существует ряд проблем, связанных с определением цены контрактов, заключаемых в рамках государственного строительного заказа. Наибольшую опасность представляет занижение цены контракта при торгах по сравнению с объективно необходимыми затратами на выполнение работ и услуг. Безусловно, это особенно опасно при заключении контракта на выполнение подрядных работ, поскольку может привести к срыву сроков работ или к увеличению ко-

нечной цены контракта. Занижение участником торгов цены контракта может быть либо умышленным с целью любой ценой выиграть торги, либо является следствием недостаточной квалификации участника и неспособности реально оценить условия аукциона.

Однако существует еще одна проблема, связанная с определением цены контрактов, требующая первостепенного внимания. Это проблема определения начальной (максимальной) цены государственного заказа. Ведь, зачастую, изначально неверное некорректное определение начальной цены государственного заказа является причиной срывов сроков строительства, повышения цен контрактов в ходе осуществления строительного процесса. Заниженная начальная цена привлекает фирмы-однодневки к участию в торгах, в том числе и по причине отказа участия в них добросовестного подрядчика, объективно оценивающего невозможность выполнения условий контракта по предложенной начальной (максимальной) цене.

В соответствии с действующим 94-ФЗ (п.1 ст. 6) определение начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком, уполномоченным органом. Законопроект о ФКС методическое обеспечение федеральной контрактной системы, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контрактов, относит к основным полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в федеральной контрактной системе.

Введение такого понятия (и необходимость методического обеспечения) как обоснование начальной (максимальной) цены, безусловно, положительное явление. Но ведь и сейчас, в рамках действия 94-ФЗ в различных регионах РФ существуют методики, посвященные формированию начальной (максимальной) цены государственного контракта. Например, в Нижегородской области существует такая методика, посвященная формированию начальной цены государственного контракта на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства. Методика позволяет определять начальную цену контракта на различных стадиях инвестиционного процесса (т. е. в условиях отсутствия либо наличия утвержденной проектно-сметной документации) в текущем либо прогнозном уровне цен. Отметим, что при отсутствии проектно-сметной документации на предполагаемый к строительству объект определение цены контракта, в соответствии с этой методикой, осуществляется по укрупненным показателям или по объектам-аналогам (именно второй метод является основным).

Вряд ли можно говорить об объективности определения начальной (максимальной) цены контракта, которое, пусть и производится в соответствии с методикой, но основывается либо на объектах-аналогах, что само по себе некорректно даже при условии применения различных коэффициентов, либо на укрупненных показателях, которые, в соответствии с приведенным в методике перечнем, включают в себя укрупненные сметные нормы и укрупненные показатели стоимости строительства на 1984 год. Отсутствие же проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, что является нарушением 94-ФЗ.

В Иркутской области также существуют методические рекомендации по формированию начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Определение начальной цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, текущему ремонту зданий и сооружений, в соответствии с данной методикой, осуществляется на основе проверки представленных государственными заказчиками сводных и локальных ресурсных сметных расчетов. При этом учитывается прогнозный рост цен на строительную продукцию. Однако каким образом он рассчитывается и определяется, информации в методики не содержится, приводятся только ссылки на различные органы исполнительной власти регионального и федерального уровней. В то время, как каждая статья затрат (оплата труда

строительных рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин, стоимость франко-строительной площадки по характерным группам материалов, накладные расходы и т. д.) нуждается в корректировке на соответствующий ей индекс к сметной стоимости в уровне цен на дату разработки сметной документации.

Таким образом, существование того или иного методического обоснования по определению начальной (максимальной) цены государственного заказа в области его применения к государственному строительному заказу не в полной мере решает вопрос объективности формирования и определения начальной цены.

В законопроекте о ФКС вопросам обоснования осуществления закупки товаров, работ, услуг, в т. ч. определению начальной (максимальной) цены контракта посвящена целая статья.

Начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования следующих методов: нормативного, метода одной цены, тарифного метода, метода индексации, запросного метода, либо иного обоснованного заказчиком метода в случае невозможности использования указанных выше методов.

Норма законопроекта о ФКС предусматривает возможность Правительством Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок товаров, работ, услуг предусматриваются особенности определения начальных (максимальных) цен контрактов, а также определить федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такие особенности.

Необходимость включения строительства в перечень таких сфер деятельности очевидна.

При разработке соответствующего нормативно-правового акта, раскрывающего особенности определения начальных (максимальных) цен контрактов в сфере строительства, очень важно учесть все существующие пробелы в законодательстве, позволяющие сформировать изначально заниженную некорректную цену контракта. Исходя из норм законопроекта о ФКС, такой нормативно-правовой акт должен быть принят на федеральном уровне. Однако специфика региона в той или иной степени обязательно должна найти в нем свое отражение.

Среди примеров учета такой специфики следует отметить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, рекомендованные к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС).

Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе в соответствии с такими методическими рекомендациями подразумевается осуществлять с применением коэффициентов, среди которых: коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства; коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району; коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации; коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона.

Применение данных методических рекомендаций делает укрупненное определение стоимости строительства более корректным и сбалансированным. Однако их применение возможно только к тем объектам, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. В связи с этим применение данных методических ре-

комендаций для определения начальной (максимальной) цены государственного строительного заказа без внесения в них соответствующих поправок является невозможным.

Вместе с тем использование НЦС для формирования цены государственного строительного заказа, при соответствующем нормативно-правовом сопровождении, возможно.

Государственные заказы в строительстве имеют помимо вполне очевидной инвестиционной, еще и инновационную составляющую. Определяя конкретные задания на строительство и производя выбор организаций желающих принять участие в государственном строительстве, органы государственного управления стимулируют конкуренцию между потенциальными исполнителями государственного строительного заказа, а государственный сектор, таким образом, получает возможности для снижения затрат (бюджетных средств) и получения гарантий на производство строительной продукции, соответствующей требованиям государственного строительного заказа. Очевидно, что конкурентные отношения такого типа стимулируют инновационное развитие строительных организаций, активизируют инвестиционный процесс.

Для эффективного функционирования системы государственного строительного заказа важна сбалансированность инновационной и инвестиционной его составляющих. Для формирования сбалансированности составляющих государственного строительного заказа основополагающим фактором является именно определение начальной (максимальной) цены контракта.

Определение начальной цены контракта, исходя из имеющейся проектно-сметной документации предполагаемого к строительству объекта, должно формироваться с учетом разницы во времени между составлением такой документации и временем проведения торгов. При этом, обязательным должно быть индексирование каждого в отдельности вида затрат, с учетом системы применяемых для него индексов. Региональная специфика строительства - еще один фактор, отражающий объективность формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Проблематика определения начальной (максимальной) цены государственного строительного заказа, отраженная в данной статье, свидетельствует о необходимости разработки методических рекомендаций, регулирующих формирование корректной объективной цены контракта, позволяющей сбалансировать инвестиционную и инновационную составляющие государственных заказов в строительстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (с изменениями и дополнениями) : Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

2. О федеральной контрактной системе: проект Федерального закона от 14 февраля

2012 г.

3. Управление государственными и муниципальными заказами: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Дорошенко, О.П. Дюнина, А.А. Кокарева, И.А. Смолина. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. 412 с.

4. Методика формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства для государственных нужд Нижегородской области : утверждена распоряжением Правительства Нижегородской области от 20.06.2008 № 931-р.

5. Методические рекомендации по формированию начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области : утверждены приказом агентства по государственному заказу Иркутской области от 15.02.2010 г. № 3-апр-од.

6. Aсаул A.^ Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / A.K Aсаул, В.A. Кощеев; под ред. засл. строилеля РФ, д-ра экон. наук, профессора A.K Aсаула. СПб.: ДНО ИПЭВ, 2009. 300 с.

7. Управление государственными и муниципальными заказами: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Дорошенко, О.П. Дюнина, A.A. Кокарева, ИА. Смолина. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. 412 с.

Информация об авторах

Ямщикова Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-54-12

Соколов Виталий Владимирович, аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89086668228

Information about the authors

Yamshchikova I.V., Candidate of Economical Sciences, professor, Real Estate Expertize and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-54-12

Sokolov V.V., post-graduate, Real Estate Expert Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89086668228

УДК 330.322

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Ю. Яськова

Рассмотрены процессы развития инвестиционно-строительной деятельности в аспекте закона о конкуренции и закона о кооперации. Показано, что конкуренция явно не вытягивает системно возобновляющихся проблем развития. При этом интеграция представляет собой объединение капиталов участников инвестиционно-строительной деятельности в целях формирования потенциала опережающего развития строительного бизнеса.

Ключевые слова: экономическое развитие, инвестиционно-строительная деятельность, конкуренция, интеграция, проектное управление, модель.

EVOLUTION OF DEVELOPMENT PROCESSES IN REGARD OF INVESTING AND CONSTRUCTING ACTIVITIES

N.Yu. Yaskova

Processes of advancement have been given substantial consideration in regard of investing and constructing activities in the aspect of competition and co-operation legislation. The competition is shown to obviously have failed in solving the problems of advancement which reactivate all over the system. Integration is consolidation of the capitals participating in the investing and constructing activities aimed at forming the potential of advancement in construction business development.

Key words: economical development, investing and constructing activities, competition, integration, designed running, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.