Научная статья на тему 'Определение конкурентоспособности в развитых странах мировой экономики'

Определение конкурентоспособности в развитых странах мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударин В.И., Евтушенко Н.В.

В статье дается оценка конкурентоспособности страны на мировом рынке. Были определены отрасли, благодаря которым страны были включены в рейтинг экономически развитых стран на внешнем рынке. По результатам исследования были сделаны выводы и даны рекомендации о необходимости использования новых технологий производства для обеспечения конкурентоспособности стран на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение конкурентоспособности в развитых странах мировой экономики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК330

В.И. Бударин

д.э.н.,проф ДГТУ, г.Ростов-на-Дону,РФ

Н.В.Евтушенко магистрант ДГТУ, г.Ростов-на-Дону,РФ evtushenko-nat@inbox.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗВИТЫ1Х СТРАНАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье дается оценка конкурентоспособности страны на мировом рынке. Были определены отрасли, благодаря которым страны были включены в рейтинг экономически развитых стран на внешнем рынке. По результатам исследования были сделаны выводы и даны рекомендации о необходимости использования новых технологий производства для обеспечения конкурентоспособности стран на мировом рынке.

Ключевые слова

Глобализация, конкуренция, конкурентоспособность, государство, мировая экономика

Эпоха глобализации и геоэкономическая стратификация мира вызвали усиление конкуренции на мировом рынке. Международная конкурентоспособность превратилась в одно из самых сложных явлений современной экономической жизни и стала на 2010-2017 годы. одной из важнейших проблем экономической науки и практики.

Мировая рыночная среда развивается очень динамично, и многие страны не готовы конкурировать на внешнем рынке. Международная конкурентоспособность тесно связана с таким экономическим явлением, как конкуренция. Совершенная конкуренция не зависит от вмешательства государства и монополий. Для потребителей это наиболее выгодно, так как производители пытаются привлечь низкие цены. [4]

В настоящее время в отношении экономики государственные органы проводят политику смягчения в сфере регулирования предпринимательской деятельности и антимонопольного законодательства. По их мнению, именно эти меры приведут к повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Однако страны с развитой экономикой, например Соединенные Штаты, придерживаются иной точки зрения в области регулирования конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Отечественные и зарубежные ученые утверждают, что нет конкретного определения (термина) конкурентоспособности страны применительно к любому государству.

Некоторые ученые считают конкурентоспособность страны феноменом макроэкономики, обусловленной такими факторами, как обменный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Но Япония, Италия и Южная Корея быстро повысили уровень жизни своего народа, несмотря на дефицит бюджета, Германию и Швейцарию, несмотря на рост цен на валюту, а также в Италии и Корее, несмотря на самые высокие процентные ставки.

Другие утверждают, что конкурентоспособность является результатом избытка дешевой рабочей силы. Но Германия, Швейцария и Швеция добились процветания даже при больших зарплатах и нехватке рабочей силы.

В ближайшем будущем предпочтение отдается утверждению о том, что конкурентоспособность регулируется государственной политикой: фокус, лоббизм, упрощение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, судостроения, промышленности, исключительный глобальный уровень. Но с более пристальным взглядом все выглядит не так гладко.

В Западной Европе компании оказывают давление на государство, чтобы получить больше поддержки со стороны государства для конкретных отраслей. Правительства склонны экспериментировать с применением различных политических подходов, которые включают повышение конкурентоспособности национальной экономики, от усилий по регулированию обменных курсов до новых мер государственного регулирования предпринимательской деятельности и смягчения антимонопольного законодательства, но, наоборот, что привело к его сокращению.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

Подход к проблеме конкурентоспособности, который непосредственно вытекает из анализа успешных отраслей на мировом рынке, не зависит от традиционной идеологии или современных интеллектуальных технологий.[5]

Национальная конкурентоспособность стала одним из основных вопросов, волнующих правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все обсуждения, дискуссии и исследования по этой теме, до сих пор нет четкой теории, объясняющей сущность национальной конкурентоспособности (рис 1.).

Рисунок 1 - Инструменты конкурентоспособности страны

Более того, нет даже общепринятого определения термина «конкурентоспособность», применяемого к стране. И если понятие конкурентной компании абсолютно ясно, это нельзя сказать о концепции конкурентоспособной страны. Некоторые считают конкурентоспособность страны феноменом макроэкономики, обусловленной такими факторами, как обменный курс, процентные ставки и дефицит бюджета (рис 2.).

ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Международная конкурентоспособность рассматривается как инструмент е борьбе за место в мирохозяйственной системе- как механизм повышения эффективного? национальной экономим поэтом/ на^тучзен переход многих стран к стратегом открытости и углубление ориентации на мировой рьно; Конкурентоспособность jto обладание свойствам создающим» преимущества дпй субъекта эксношчесмхо ссре^сеания

Конкурентоспособностиь страны - способность страны производить товары и услуеи, соответствующие требованиям международного рынка и обеспечивать высокий уровень жизни населения в долгосрочной перспективе

X VPVKlEPHblK ЧКРГЫ КОНКУРЕНЦШК ОВРКМГ:HHOI4) >KOHOMlPIL< KOI О МИРА

Я ем с4 JfJiCyt'.cOM CSt fUCttl naivo ■aiMOSMOttti)

njtonncain cnMÖtra» prunemee u ьсмьуусяхдо*

» rn со vn пируют* мел i-etp« 'длош Maoyptiuoas /*.«ст'г»вк'тс* и i« с*»дсг»иг rrora, для стрел я*

IO-rwC^3ICX С1Г0 MfyT^WWCö ir-n rrCTUOD*

усяс»»е#м atftcxanc» ra, 4Ti>U:te««j4 )r-nvr< utpaen» ttt M4iKCK*i>tiak~*om*9&n nsni

кою. уреэпоедеоохьдо к« »««думяродяьа ^gou

1ИЕ>ДМДМ1СЯ • ДЯНГ ОТ К ГТГ-ТП :?«K1L4 U'HCfltX мтодш

fc гуащущ«»*нио плцжеаыи

L

с1го<огст»угг j»*«tgnn«»oo© ncrp'WT «»cscro j»ooa t*ruem:c »&ip4cr«ei5<fttiHz«KCioit»c?tx>

f 0И1 ',р<7СЦ)Ш

орт^рплбт »t« öont<! «rpetaeindiixtptrrtp, » ртуют«» шЫЯД**Т пр»Д1^яоос4»т«*к maeef

». лауреаты» ступ»;! » партнерa-и« omaumeti it (отдают nriun vsvvm происходат ruamdt эбмгн Hoe»fuait»3 ttty>«(M'iKii<i>c»iMi ¿oeiiwuuuoji,

к»а яцня-м. noyxty, > раштт «го шъилок обетчцчы друг ^yrmyauaeim г» ок>

*ao нхятоеавсе&мют

ь&фпэ tuA'pmm »¿а««* тл»»»«т »сАур«кгк*»а«гср*лмуз;«ст»пат $ сттр%1» сэ г»«и»: т

T«2*IJl »SLSMI И ?Я*«|ГА*1

Рисунок 2 - Понятие конкурентоспособности страны

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

Однако Япония, Италия и Южная Корея быстро улучшили уровень жизни своих граждан, несмотря на бюджетный дефицит; Германии и Швейцарии - несмотря на укрепление курса валюты; и Италия и Корея -несмотря на высокие процентные ставки. Другие утверждают, что конкурентоспособность является результатом избытка дешевой рабочей силы. Однако Германия, Швейцария и Швеция достигли процветания даже при высокой заработной плате и нехватке рабочей силы.[1]

Другой взгляд на этот вопрос связан с конкурентоспособностью доступности богатых природных ресурсов. Однако как можно объяснить объяснения успехов, достигнутых Германией, Японией, Швейцарией, Италией и Южной Кореей, странами с ограниченными природными ресурсами?

rCPMk1 iO^PP . (tluunaunuq

Рисунок 3 - Национальная конкурентоспособность Финляндии

В последнее время многие эксперты склонны утверждать, что конкурентоспособность определяется государственной политикой: фокус, лоббизм, упрощение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию металлургической промышленности, судостроения, полупроводниковой промышленности до исключительной во всем мире. Однако при ближайшем рассмотрении все выглядит не так гладко. [3]

Вмешательство итальянского правительства оказалось неэффективным, но страна пережила настоящий бум в своей доли в мировом экспорте, проиграв только Японии. В Германии правительство довольно редко прямо вмешивается в экспортные отрасли. Даже в Японии и Южной Корее в таких важных отраслях, как производство факсимильного и фотокопировального оборудования, роботизированных автоматов и высокотехнологичных материалов, правительство играло довольно умеренную роль. Некоторые из часто упоминаемых примеров - производство швейных машин, производство стали и судостроения -теперь несколько устарели.

Таким образом, можно сделать вывод, что нет конкретного определения конкурентоспособности, которое может быть использовано для любой страны. Кроме того, ученые не могут объяснить в целом, в каких секторах и за счет каких конкретных инструментов и методов страна из развивающейся страны может перейти на более высокий уровень и стать промышленно развитой. Основываясь на рейтинге экономически развитых стран, можно сказать, что каждая из ведущих стран стала экономически конкурентоспособной на мировом рынке из-за развития различных отраслей.

Однако этот рейтинг постоянно меняется и всегда находится в тренде, чтобы быть конкурентоспособным на внешнем рынке, страны должны стремиться к научно-техническому прогрессу, производители должны постоянно совершенствовать свои технологии производства и разрабатывать новые продукты.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Азоев Г.Л. Конкурс: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. -M .: Центр экономики и маркетинга, 2016.339 с.

2. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Proc. пособие -2 изд., Pererab. и дополнительные. / V.B. Буглай, Г. Х. Ливенцев. Москва: Финансы и статистика, 2013. - 256 с.

3. Булатов А. С. Мировая экономика. / А. С. Булатов. М .: Юрист, 2015.-894 с.

4. Булатов А. С. Мировая экономика и международные экономические отношения / А. С. Булатов, Г. Х. Ливенцев. М .: Мастер, 2015. - 654 с.

5. Фатутдинов П.А. Глобальная конкурентоспособность: средства разработки систем / P.A. Фатхутдинов. М: Стандарты и качество, 2014. - 464с.

© Бударин В.И., Евтушенко Н.В., 2017

УДК: 334

Ермолаева Ольга Андреевна,

магистрант 3-го курса, профиль "Мировая экономика" Научный руководитель - Ажлуни А.М., д.э.н., профессор Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина,

г. Орел, Российская Федерация Email: zeynabolga@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЫНКА НА РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПОЯВЛЕНИЮ ФРАНШИЗ-ПУСТЫШЕК

Аннотация

Франчайзинг представляет собой динамично развивающуюся систему, имеющую большое будущее в России. Популярность бизнеса по системе франчайзинга настолько велика, что наталкивает некоторых предпринимателей на создание компаний-однодневок для создания франшиз-пустышек. Но, несмотря на большую численность таких компаний, благодаря средствам массовой информации и повышению экономической грамотности населения, можно избежать первоначальных ошибок при выборе бренда, способного принести прибыль.

Ключевые слова

Франшиза, франчайзинг, предпринимательство, предприниматель, бизнес, прибыль.

Ermolaeva Olga Andreevna,

undergraduate 3ee year, the profile "World Economy" Supervisor - Azhluni A.M., Doctor of Economics, Professor.

Orel State Agrarian University named after NV Parahina,

Orel, Russian Federation

THE IMPACT OF A DYNAMIC MARKET FOR THE DEVELOPMENT OF THE FRANCHISING SECTOR FACILITATING THER DEVELOPMENT OF A FRANCHISES DUMMY

Abstract

Franchising is a rapidly developing system with a great future in Russia. The popularity of the business in the franchise system is so great that it leads some entrepreneurs to establish shell companies to create the franchise of shell. But despite the large number of such companies, thanks to the media and to increase the economic literacy of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.