Jfitv
Столыпинский
^^H^BV^ вестник вестник
Научная статья Original article УДК 316.4
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ
STRATEGIC PLANNING OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION'S WORK IN
DEVELOPMENT MODE
Царенко Юлия Александровна, магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Куликова Елена Сергеевна, научный руководитель, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Tsarenko Yulia Alexandrovna, master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg Kulikova Elena Sergeevna, scientific supervisor, Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg
Аннотация. В условиях быстро меняющихся социально-экономических реалий стратегическое планирование становится ключевым инструментом развития образовательных организаций. В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегического планирования работы образовательных
учреждений в режиме развития. Проведен краткий библиографический анализ мнений ведущих специалистов в области образования. В основной части представлены этапы стратегического планирования, методы его реализации и влияние на эффективность деятельности организации. Представлена таблица 1, в которой проводится анализ основных компонентов стратегического планирования в образовательных организациях. Результаты исследования подчеркивают необходимость внедрения стратегического подхода для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности образовательных учреждений. В заключении сформулированы выводы и практические рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования.
Abstract. In the context of rapidly changing socio-economic realities, strategic planning becomes a key tool for the development of educational organizations. This article examines the theoretical aspects of strategic planning of educational institutions' work in development mode. A brief bibliographic analysis of leading experts' opinions in the field of education is conducted. The main part presents the stages of strategic planning, methods of its implementation, and its impact on the organization's efficiency. Table 1 provides an analysis of the main components of strategic planning in educational organizations. The research results emphasize the necessity of implementing a strategic approach to ensure sustainable development and increase the competitiveness of educational institutions. The conclusion formulates findings and practical recommendations for improving the strategic planning process.
Ключевые слова: стратегическое планирование, образовательная организация, развитие, эффективность, управление, конкурентоспособность, инновации.
Keywords: strategic planning, educational organization, development, efficiency, management, competitiveness, innovation.
Современное образование находится в состоянии постоянных изменений, обусловленных динамикой социально-экономического развития, научно-
техническим прогрессом и глобализационными процессами. В этих условиях образовательные организации сталкиваются с необходимостью адаптации к новым требованиям общества, государства и рынка труда. Одним из ключевых инструментов, позволяющих обеспечить успешное функционирование и развитие образовательных учреждений, является стратегическое планирование. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей организации, разработку стратегий их достижения и обеспечение ресурсов для реализации намеченных планов. В режиме развития образовательной организации стратегическое планирование приобретает особое значение, так как позволяет не только реагировать на внешние изменения, но и проактивно формировать будущее учреждения. В настоящее время актуальность стратегического планирования усиливается в связи с изменениями в законодательстве и государственных стандартах. Так, И.В. Борзунов и соавторы [2] отмечают, что изменения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требуют от образовательных организаций пересмотра своих целей и задач, а также методов их достижения. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг и снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, подтвержденное статистическими данными Росстата, обуславливают необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности образовательных учреждений. В этой связи стратегическое планирование становится инструментом, позволяющим образовательной организации выжить и преуспеть в условиях сокращения спроса на образовательные услуги.
Стратегическое планирование работы образовательной организации в режиме развития предполагает комплексный подход, включающий анализ внутренней и внешней среды, определение стратегических целей, разработку планов действий и мониторинг их выполнения. Такой подход позволяет образовательным учреждениям гибко реагировать на изменения, эффективно использовать ресурсы и обеспечивать высокое качество образовательных услуг.
Целью данной статьи является исследование теоретических и практических аспектов стратегического планирования работы образовательной
организации в режиме развития, а также разработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Методология исследования основана на системном подходе, включающем анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, а также обобщение практического опыта образовательных организаций.
Вопросы стратегического планирования в образовании рассматриваются многими исследователями. Н.Н. Калинина [5] отмечает, что стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы позволяет образовательным организациям эффективно формулировать цели и задачи, а также разрабатывать пути их достижения. Ю.А. Баталова [1] подчеркивает важность анализа результатов оценочных процедур для совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Автор считает, что стратегическое планирование должно основываться на объективной оценке текущего состояния организации и профессионального уровня сотрудников. А.Э. Галиахметова и Е.В. Коновалова [3] рассматривают теоретические аспекты управления планированием воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации. Они отмечают, что стратегическое планирование в дошкольном образовании позволяет обеспечить преемственность и системность в работе с детьми. О.Ю. Рыбичева [7] исследует перспективы внедрения смарт-технологий в образовательный процесс. Она утверждает, что стратегическое планирование должно учитывать современные технологические тенденции и возможности их интеграции в образовательную деятельность.А.Н. Лунькин [6] обращает внимание на задачи совершенствования управления средним профессиональным образованием. Он считает, что стратегическое планирование должно быть направлено на повышение качества образования и соответствие его требованиям рынка труда. И.С. Ситов и коллеги [8] предлагают комплексную программу оптимизации финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения. Они подчеркивают, что стратегическое планирование финансовых ресурсов является неотъемлемой частью общего плана развития образовательной организации. М.Н. Гончарова и соавторы [4] проводят оценку
развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа. Их исследование свидетельствует о том, что стратегическое планирование позволяет образовательным организациям адаптироваться к региональным особенностям и потребностям.
Таким образом, большинство авторов сходятся во мнении, что стратегическое планирование является важным инструментом развития образовательных организаций, позволяющим им эффективно реагировать на вызовы современности.
Стратегическое планирование в образовательной организации представляет собой процесс определения ее миссии, видения, стратегических целей и задач, а также разработки планов действий по их достижению. Этот процесс основывается на анализе внутренней и внешней среды организации и направлен на обеспечение ее устойчивого развития.
Этапы стратегического планирования:
1. Анализ внешней среды:
о Изучение социально-экономических тенденций.
о Анализ изменений в законодательстве и государственных стандартах.
о Оценка конкуренции на рынке образовательных услуг.
2. Анализ внутренней среды:
о Оценка кадрового потенциала.
о Анализ материально-технической базы.
о Изучение организационной культуры и управления.
3. Определение миссии и видения организации:
о Формулирование основной цели деятельности.
о Определение желаемого будущего состояния организации.
4. Постановка стратегических целей и задач:
о Установление долгосрочных целей.
о Разработка конкретных задач для их достижения.
5. Разработка стратегий и планов действий:
о Определение путей и методов достижения целей.
о Планирование ресурсов и сроков реализации.
6. Мониторинг и оценка результатов:
о Контроль за выполнением планов.
о Оценка эффективности реализованных стратегий.
о Внесение корректировок при необходимости.
Методы реализации стратегического планирования:
SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы внешней среды. Этот метод помогает сфокусироваться на ключевых аспектах, влияющих на развитие организации.
Н.Н. Калинина [5] предлагает использовать стратегические сессии как инновационную форму планирования. Это коллективный процесс, в котором участвуют представители различных подразделений организации для совместного обсуждения и разработки стратегий.
Постановка целей по принципу SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound) обеспечивает ясность и конкретность целей, что облегчает их достижение и контроль.
О.Ю. Рыбичева [7] подчеркивает важность интеграции смарт-технологий в процесс планирования и управления. Это позволяет автоматизировать ряд процессов и повысить эффективность управления.
Таблица 1. Основные компоненты стратегического планирования в образовательных организациях
Компонент Описание Применение
Миссия и видение Определение основной цели и желаемого будущего состояния организации Формирование единого понимания целей среди сотрудников и стейкхолдеров
Анализ внешней среды Изучение факторов, влияющих на деятельность организации извне Адаптация к изменениям в законодательстве, экономике, социальной сфере
Анализ внутренней среды Оценка внутренних ресурсов и возможностей организации Выявление сильных и слабых сторон, планирование развития кадров и инфраструктуры
Постановка стратегических целей Установление долгосрочных целей, соответствующих миссии и видению Конкретизация направлений развития, фокусировка усилий
Разработка стратегий Определение путей и методов достижения поставленных целей Выбор оптимальных подходов к реализации планов, распределение ресурсов
Мониторинг и оценка Контроль за выполнением планов и оценка достигнутых результатов Корректировка стратегий при необходимости, обеспечение обратной связи
Инновации и технологии Внедрение современных технологий и инновационных методов работы Повышение эффективности управления и качества образования
Коммуникации и взаимодействие Организация эффективного взаимодействия между подразделениями и внешними стейкхолдерами Улучшение организационной культуры, повышение удовлетворенности сотрудников и клиентов
Примеры практического применения. Внедрение стратегического планирования в школе
Школа №16 в Академическом районе провела SWOT-анализ и выявила необходимость обновления материально-технической базы и повышения квалификации педагогов. Были поставлены стратегические цели: модернизация оборудования в течение трех лет и организация ежегодных курсов повышения квалификации для учителей. Разработаны планы действий и распределены ресурсы. В результате качество образования повысилось, что подтвердилось результатами ЕГЭ.
Примеры практического применения. Использование стратегических сессий в вузе
В Уральском государственном университете путей сообщения под руководством ректора была проведена стратегическая сессия с участием руководителей факультетов и департаментов. Были определены приоритетные направления развития: цифровизация образовательного процесса и расширение международного сотрудничества. Разработаны проекты и создана рабочая группа по их реализации.
Проведенное исследование показало, что стратегическое планирование является необходимым инструментом развития образовательной организации в режиме развития. Оно позволяет:
• Систематизировать деятельность организации, четко определяя ее миссию, видение и стратегические цели.
• Повысить эффективность управления, используя методы анализа и планирования для оптимизации процессов.
• Улучшить качество образования, сосредоточившись на приоритетных направлениях развития и инновациях.
• Адаптироваться к изменениям внешней среды, своевременно реагируя на новые требования и возможности.
Стратегическое планирование должно быть интегрировано в культуру организации и поддерживаться руководством и персоналом. Важную роль играет участие всех заинтересованных сторон в процессе планирования, что способствует повышению мотивации и ответственности сотрудников.
Практические рекомендации:
• Внедрить регулярный процесс стратегического планирования, включая ежегодный пересмотр стратегий и планов.
• Использовать современные методы и инструменты планирования, такие как SWOT-анализ, стратегические сессии, SMART-целеполагание.
• Интегрировать инновационные технологии в процесс управления и образования, что повышает эффективность и конкурентоспособность.
• Обеспечить мониторинг и оценку результатов, что позволяет своевременно корректировать стратегии и планы.
В заключение, стратегическое планирование является ключевым фактором успешного развития образовательной организации в современных условиях. Оно обеспечивает целенаправленность и системность действий, что ведет к достижению поставленных целей и устойчивому развитию.
Литература
1. Баталова, Ю. А. Анализ результатов оценочных процедур как способ совершенствования профессиональных компетенций педагогов / Ю. А. Баталова // Наука и школа. - 2019. - № 2. - С. 73-79. - EDN IBGKNJ.
2. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного
регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В. Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 12-2. - С. 207-213. - DOI 10.17513^аае1.3156. - EDN AAYIEH.
3. Галиахметова, А. Э. Теоретические аспекты управления планированием воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации / А. Э. Галиахметова, Е. В. Коновалова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2023. - № S4(47). - С. 24-27. - EDN КБРЯУЯ.
4. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова, В. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. - С. 21-25. - EDN Уи№т
5. Калинина, Н. Н. Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации / Н. Н. Калинина // Школьные технологии. - 2019. - № 6. - С. 17-24. - EDN ЦУКХГ'^
6. Лунькин, А. Н. О задачах совершенствования управления средним профессиональным образованием / А. Н. Лунькин // Профессиональное образование и общество. - 2019. - № 3(31). - С. 13-22. - EDN Ог^О!
7. Рыбичева, О. Ю. Перспективы внедрения смарт-технологий в образовательный процесс / О. Ю. Рыбичева // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 76-84. - DOI 10.25730ZVSU.7606.19.058. - EDN МБЕСТК
8. Ситов И.С. Комплексная программа оптимизации финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения / И. С. Ситов, В. А. Иванов, Е. И. Луковникова [и др.] // Проблемы социально-
экономического развития Сибири. - 2020. - № 3(41). - С. 54-62. - DOI 10.18324/2224-1833-2020-3-54-62. - EDN IMXIVR.
References
1. Batalova, YU. A. Analiz rezul'tatov ocenochnyh procedur kak sposob sovershenstvovaniya professional'nyh kompetencij pedagogov / YU. A. Batalova // Nauka i shkola. - 2019. - № 2. - S. 73-79. - EDN IBGKNJ.
2. Borzunov, I. V. Izmeneniya FGOS kak chast' gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nost'yu uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya / I. V. Borzunov, V. V. Kalickaya, L. A. Stepanova // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. -2023. - № 12-2. - S. 207-213. - DOI 10.17513/vaael.3156. - EDN AAYIEH.
3. Galiahmetova, A. E. Teoreticheskie aspekty upravleniya planirovaniem vospitatel'no-obrazovatel'noj raboty v doshkol'noj organizacii / A. E. Galiahmetova, E. V. Konovalova // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2023. - № S4(47). - S. 2427. - EDN KSPRVR.
4. Goncharova, M. N. Ocenka razvitiya rynka obrazovatel'nyh uslug regionov Ural'skogo federal'nogo okruga / M. N. Goncharova, V. O. Drej, A. YA. SHatrova // Rossijskaya ekonomika v usloviyah strukturnoj transformacii : Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novokuzneck, 02 iyunya 2023 goda / Pod obshchej redakciej D.N. Ganchenko, O.A. Cvirkun. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Aktual'nost'.RF", 2023. - S. 21-25. - EDN VUNFYN.
5. Kalinina, N. N. Strategicheskaya sessiya kak innovacionnaya forma iniciirovaniya i planirovaniya proektnoj raboty v obrazovatel'noj organizacii / N. N. Kalinina // SHkol'nye tekhnologii. - 2019. - № 6. - S. 17-24. - EDN UYKJTW.
6. Lun'kin, A. N. O zadachah sovershenstvovaniya upravleniya srednim professional'nym obrazovaniem / A. N. Lun'kin // Professional'noe obrazovanie i obshchestvo. - 2019. - № 3(31). - S. 13-22. - EDN OZWYGJ.
7. Rybicheva, O. YU. Perspektivy vnedreniya smart-tekhnologij v obrazovatel'nyj process / O. YU. Rybicheva // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - № 4. - S. 76-84. - DOI 10.25730/VSU.7606.19.058. - EDN MFECTR.
8. Sitov I.S. Kompleksnaya programma optimizacii finansovo- hozyajstvennoj deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya / I. S. Sitov, V. A. Ivanov, E. I. Lukovnikova [i dr.] // Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. -2020. - № 3(41). - S. 54-62. - DOI 10.18324/2224-1833-2020-3-54-62. - EDN IMXIVR.
© Царенко Ю.А., Куликова Е.С. 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2024.
Для цитирования: Царенко Ю.А., Куликова Е.С. Стратегическое планирование работы образовательной организации в режиме развития // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2024.