Научная статья на тему 'Определение информационной войны и основных направлений её изучения в политической науке'

Определение информационной войны и основных направлений её изучения в политической науке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / КОНЦЕПЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скоробогатов Виктор Викторович

В статье рассматриваются концепции информационных войн. На основе рассмотренных концепций информационных войн даётся авторское определение информационной войны, определяются основные направления изучения явления информационной войны в политической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение информационной войны и основных направлений её изучения в политической науке»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Определение информационной войны и основных направлений её изучения в политической науке Скоробогатов В. В.

Скоробогатов Виктор Викторович /Skorobogatov Viktor Viktorovich - кандидат

политических наук, кафедра политологии и политического управления, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются концепции информационных войн. На основе рассмотренных концепций информационных войн даётся авторское определение информационной войны, определяются основные направления изучения явления информационной войны в политической науке.

Ключевые слова: информационная война, концепция, политическая наука, определение информационной войны, направления изучения явления информационной войны.

В условиях глобального внедрения информационных технологий в процессы функционирования сфер деятельности человека и увеличения значимости информационных процессов в жизнедеятельности общества, роль информационного пространства в мире и возможности его использования для достижения определенных целей привлекают все большее количество исследователей.

Степень изученности явления информационных войн носит междисциплинарный характер и является результатом исследований историков, политологов, философов, правоведов и др. А. С. Панарин [1] и С. Г. Кара-Мурза [2] провели в своих работах оценку роли и места России в глобальном информационном пространстве. На концептуальном уровне изучением природы процессов, идущих в ходе информационного противоборства, занимаются Г. Почепцов [3], С. Расторгуев [4], Я. Мальцева [5]. Несмотря на большое количество исследований, изучающих явление информационных войн в отечественной теории политологии, пока не выработано единое понятие данного феномена.

Целью данной работы является анализ основных концепций, объясняющих природу информационных войн, и выработка на их основе обобщающего с точки зрения политической науки определения информационной войны.

Наиболее широко большинство форм информационного воздействия были рассмотрены в концепции М. Либики [6]. Он выделяет семь основных форм информационной войны: командно-управленческая, разведывательная, электронная война, психологическая война, хакерская война, экономическая информационная война, кибер война и двадцать дополнительных форм, которые согласно целям соотносятся с семью основными. Политическую науку, в первую очередь, будет интересовать психологическая война, которая выступает инструментом влияния на групповое сознание с целью манипуляции поведением людей (в том числе и в политической сфере). М. Либики выделяет четыре основных компонента психологической войны: дезориентация командования, деморализация вооруженных сил, подрыв гражданского духа, война культур. Однако основным компонентом его концепции является понятие семантической атаки (атаки на смысл). Её суть заключается в подаче на вход системы (например, политической) намеренно искаженной информации, получая которую система затрачивает неоправданное количество своих ресурсов. Учитывая темпы развития процесса массовизации электронных информационных технологий, данный аспект информационных войн с каждым годом будет становиться всё более и более актуальным.

Данные формы информационного воздействия были отражены в «Объединенной доктрине информационных операций», принятой в 1998 году Министерством обороны США [7]. В данном документе информационная война рассматривается как комплекс мероприятий по информационному воздействию на систему военного и государственного управления противника с целью принятия политическим и военным руководством объекта информационного воздействия необходимых для субъекта воздействия решений не только в военное, но и в мирное время.

В отечественной науке С. П. Расторгуев был одним из первых исследователей, который стал разрабатывать научный инструментарий, необходимый для построения общей теории информационных войн. Основным понятием его теории выступает информационная самообучающаяся система, примером которой на макроуровне является государство и общество, а на микроуровне - отдельные социальные группы и человек. Согласно его умозаключениям, процесс информационной войны формализуется в подаче на вход информационной самообучающейся системе информационных данных, которые активируют в системе определенные алгоритмы функционирования, вплоть до алгоритмов саморазрушения. Это становится возможным в силу структурированности любой системы, которая представляет собой совокупность подсистем и элементов. Связь между элементами поддерживается с помощью циркуляции информации. Соответственно, функциональные возможности системы во многом зависят от данных, которые заложены в информацию. Таким образом, любая информационная самообучающаяся система является динамичной и постоянно изменяющейся, а направление потенциала её развития в конструктивном или деструктивном русле во многом зависит от характеристик информационного пространства, в которое помещена система.

Отталкиваясь от этого С. Г. Расторгуев под информационной войной понимает открытые или скрытые информационные воздействия информационных самообучающихся систем друг на друга с целью получения для себя определенного практического результата.

В работах Г. Г. Почепцова в роли субъекта информационных войн выступают государства, нации, ТНК и др., а в роли объекта всегда массовое сознание. В своей концепции Г. Г. Почепцов утверждает о наличии двух коррелирующих между собой пространств: пространства действия и пространства информации. Любые изменения в информационном пространстве массового/индивидуального сознания ведут к изменениям на уровне массового/индивидуального действия. Этот процесс взаимозависимости, в силу инерционности пространства действия, проявляется не сразу и поэтому не осознается человеком.

Процессы в символическом мире имеют более скоротечный характер, чем в реальном мире. Если физический мир имеет чёткие физические границы, то информационное пространство не имеет чётких пределов и очертаний — оно всё время изменяется. Отсюда - невозможно единоразовое достижение информационного доминирования на постоянной основе. Это непрерывный процесс, выражающийся в достижении различными субъектами своего временного информационного превосходства. Поэтому Г. Почепцов понимает информационную войну как несанкционированные действия в информационном пространстве противника с целью достижения информационного превосходства.

На основе рассмотренных концепций, с точки зрения политической науки, под информационной войной следует понимать несанкционированное использование в информационном пространстве совокупности методов и механизмов, с помощью которых обеспечивается информационное превосходство в символическом поле информационного пространства массового и индивидуального политического сознания с целью выстраивания и организации у объекта информационного воздействия действий (поведения), необходимых для достижения определенных политических целей.

Перспективным для изучения информационной войны в данном направлении является исследование механизмов достижения и реализации превосходства в символическом поле информационного пространства массового/индивидуального политического сознания, методов генерирования искаженной информации на вход политической системы, закономерностей создания поведенческих матриц в политической сфере, выявления метакодов определенных алгоритмов политического поведения, определение возможных точек воздействия на символическое поле различных видов политического сознания, разработка механизмов защиты массового/индивидуального политического сознания от информационного воздействия, создание методики интеграции разработанных механизмов защиты в практическую сферу применения.

Литература

1. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М. Эдиториал УРСС, 1999. 272 с.

2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляции сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 832 с.

3. Мальцева Я. В. Цивилизационные перемены в России: информационный аспект (последняя четверть XX — нач. XXI вв.): Автореф. днсс. канд. Полит. наук. — Владивосток, 2004.

4. ПочепцовГ. Г. Психологические войны. К.: Ваклер, 2002. 94 с.

5. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М., 2002. 325 с.

6. Мальцева Я. В. Цивилизационные перемены в России: информационный аспект (последняя четверть XX — нач. XXI вв.): Автореф. днсс. канд. полит, наук. — Владивосток, 2004.

7. Libicki М. С. WhatisInfonnationWarfare? Washington, 1995.

8. Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US. December. 1998.

9. Скоробогатов В. В. Информационная война в современном мире: цели, составные элементы, последствия (теоретический аспект изучения). [Электронный ресурс]. URL: http://ipi1.ru/images/PDF/2016/49/informatsionnaya-vojna-v-sovremennom.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.