УДК 32.019.51
Макарова Юлия Олеговна Yuliya Makarova
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН В ИНТЕРНЕТЕ
INTERNET MASSMEDIA WARFARE PECULIARITIES
Дан анализ современного уникального положения сети Интернет, являющейся средством массовой информации, на несколько порядков превосходящим все остальные по соотношению цена-эффективность, благодаря сочетанию огромной аудитории пользователей и современным методам политтехнологий. Установлено, что специфические особенности Интернета, включающие анонимность, многоплановое воздействие, отсутствие обязательной верификации, а также приоритет живого общения и мультимедийность, позволили ему стать в ряде случаев основным каналом для ведения информационных войн в медиапространс-тве. Обосновано, что из всех современных средств массовой коммуникации Интернет предоставляет наиболее гибкие и удобные методы для ведения информационного противоборства.
К особенностям осуществления информационных войн в Интернете относятся национальная специфика, масштабность применения и сетевого распространения, обусловленные такими специфическими характеристиками сети, как анонимность, многовекторное воздействие, отсутствие верификации, приоритет живого общения и мультимедий-ность. Нами выявлена новая, малоисследованная особенность: использование сети в качестве одного из инструментов информационно-психологического воздействия на человеческое общество. Потребности в информации, необходимой для функционирования человеческого общества, практически беспредельны. Поэтому пропаганда обращена ко всем сферам бытия. Возникла новая информационная среда, в которой информация передается, складывается, копируется практически мгновенно. Эта среда меняет смысл и ценность многовековых устоев и понятий, трансформирует нормы нравственности.
Modern unique position of the Internet has been analyzed in the article, being a kind of mass media, World Wide Web surpasses all the others with its price and efficiency ratio, thanks to a combination of huge audience and modern methods of political strategies. The certain features of the Internet as anonymity, multidimensional influence, lack of obligatory verification, and priority of live communication and multimedia allowed it to become the main channel for conducting information wars in media space in some cases. Apart from all modern mass media the Internet provides the most flexible and convenient means for maintaining information antagonism.
Emergence of the Internet revealed new, insufficiently investigated peculiarity —network use as one of information instruments and its psychological impact on human society. Need for information necessary for normal functioning of human society, is boundless. Therefore promotion has penetrated all spheres of social life. New information environment has been developed, information being transferred, developed, and copied instantly. This environment changes sense and value of many foundations and concepts, transforms norms of moral.
The author comes to a conclusion that consequences of information wars can be as global and long-term, as results of wars in their classical meaning. Lack of the universal methodology, allowing for antagonism description in the information sphere as completely and logically as it is done by military history, describing wars, nowadays adds chaos element to information stream often serving as an obstacle for adequate counteraction methods development to information attacks
Автор приходит к выводу, что последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн в их классическом понимании. Отсутствие универсальной методологии, позволяющей описывать противоборство в информационной сфере, так же целостно и логично, как это делает военная история, описывая войны, в настоящий момент вносит элемент хаоса в информационные потоки и часто служит препятствием для разработки адекватных методов противодействия информационным атакам
Ключевые слова: пропаганда, интернет, информация, информационные войны, СМИ
Key words: propaganda, Internet, information, information wars, mass-media, Internet peculiarities, specific characteristics
В современном мире выражение «Самое ценное в мире — это информация» давно потеряло актуальность. Скорее, обилие информации, объемы которой превышают все мыслимые пределы, дает основание говорить о наносимом ею вреде. Современный человек уже давно не ищет информацию, а наоборот, пытается закрыться от нее. В рекламе существует термин «captured audience», т.е. «плененная аудитория» — когда человек подвергается действию рекламы принудительно, не имея возможности ее избежать — например, в вагоне метро. По нашему мнению, этот термин довольно точно отражает уровень негативного влияния информации на современного человека. Он постоянно находится в таком плену — и дома перед телевизором, и на улицах, которые все больше напоминают тоннели из билбордов.
В нашем мире противостояние между разными центрами силы имеет во многом информационный характер. Это включает в себя как взаимоотношения между государствами, так и между различными социальными слоями или классами. Чрезвычайно опасным идеологическим оружием, способным в ближайшем будущем вытеснить современные методы ведения пропаганды и стать доминирующим пропагандистским инструментом, являются информационные войны, поскольку они дают возможность изменить сознание человека, не прибегая к прямому насилию, тем самым создавая почву для внедрения в его сознание необхо-
димых заказчикам сведений, догм, доктрин и т.п. Именно поэтому задача детального исследования стратегии, тактики и методов ведения информационных войн для разработки системы активного противодействия становится чрезвычайно актуальной.
Определение понятия «информационные войны» включает целый ряд методов и приемов. Имеется целый ряд определений, связанных с формами и методами их проведения. Например, по словам Г. Вирена: «Информационная война — это комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных воздействий» [5, С. 5].
Разработкой данной проблематики в свое время занимались такие ученые как Э. Бернейс, Н.А. Брусницын, Г.В. Вирен, В.Б. Вепринцев, Л. Войтасик, Д.А. Волко-гонов, Л.В. Воронцова, А.А. Данилова, М. Донской, С. Кара-Мурза, В.К. Новиков, И.Н. Панарин, Г.Г. Почепцов, С.П. Расторгуев, Д.Б. Фролов и др. [1, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 17]
Л. Воронцова и Д. Фролов представляют следующий перечень задач, которые ставит перед собой субъект информационного противоборства:
— навязывание определенных стандартов образа жизни и системы ценностей;
— формирование стереотипов в области воспитания и образования;
— использование акций информационной войны для разжигания расовой, национальной и конфессиональной розни, провоцирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
— стимулирование и поддержка сепаратизма и иных центробежных тенденций;
— пропаганда насилия, порнографии, разрушение духовных ценностей гражданского общества;
— разрушение гражданского и национального самосознания и представлений граждан о долге перед страной» [8, С. 9798].
Другие исследователи дополняют и конкретизируют этот список:
— навязывание ложной или бессодержательной информации, лишающей возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;
— поддержание благоприятного общественного мнения;
— организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;
— пропаганда и распространение ложных слухов» [4, С.81].
В любой войне участвуют свои информационные армии, образованные из ин-формподразделений, а те, в свою очередь, формируются из воинов информационного фронта. Силы, побуждающие воюющие стороны целенаправленно принимать участие в так называемых боевых действиях — это результат воздействия двух факторов. Первый из которых — внутренний, психологический. Он выявляет потребность людей с определенными психологическими наклонностями доводить свои мысли и идеи до окружающих и склонять их на свою сторону. Дальше происходит объединение этих людей в группы по идеологическому признаку. Собственно, эти спецгруппы и становятся похожими на военные подразделения в реальных войнах.
Второй фактор — внешний, выборочный. Он указывает, куда следует направить деятельность идеологических групп. Принцип работы этого фактора заключается в следующем: выгодные и угодные заказ-
чикам информационных войн идеи, люди, сообщения, комментарии и т.п. культивируются и поощряются в медийном пространстве, а неугодные, напротив, остаются без поддержки или вовсе уничтожаются. Внешними факторами являются религия, СМИ, политические группировки и прочие институты, которые отвечают интересам заказчиков информационных войн. Говоря иными словами, люди (обычные посетители Интернета, блоггеры или журналисты) действуют по своей воле, а заказчики только поощряют выгодные им идеи и направляют их в нужную сторону.
Мощное, непрерывно растущее влияние на современного человека стал оказывать и Интернет. Его появление дало людям невиданные ранее возможности доступа к огромным массивам информации, включая и происходящие в мире события. Всемирная паутина позволяет общаться друг с другом, заводить знакомства, учиться, зарабатывать и просто «убивать время» с удовольствием. Возможность неограниченного распространения собственной информации расценивается пользователями сети Интернет как одно из ее важнейших достоинств. Постоянно растущее число сайтов, форумов, блогов и чатов в совокупности создает мощный канал для реализации человеческой потребности в демонстрации собственного мнения и самовыражении. Сверхбыстрое развитие всемирной паутины, а также смежных с ней технологий уже в ближайшей перспективе способны привести к тому, что Интернет займет место ведущего СМИ и станет важнейшим источником информации, обеспечивающим деятельность всех структур общества.
Всемирная паутина стала быстро превращаться в «виртуальное государство», размывающее национальные границы, с развитой киберкультурой и целым арсеналом мощных средств пропаганды. Существует общеизвестное мнение, что «зомбиро-вание» происходит лишь по телевизору, а «на кухнях» («в интернете») исключительно — «мнение». Эта иллюзия сознательно поддерживается, ибо одна из главных задач пропаганды — убедить всех, что ее не сущес-
твует. Религиозные движения и политические партии активно наращивают присутствие в пространстве Интернет, используя огромный потенциал сети для трансформации общественного сознания.
С развитием сети Интернет масштабы информационного противостояния резко возросли. Стало значительно проще «вывести кого-либо на чистую воду», не прибегая к отнимающим время массовым публикациям в региональных и национальных СМИ. В наши дни неугодные компании и размещенные на форуме заметки или сообщения за считанные часы будут растиражированы по всей стране при помощи флэш-моб. В ходе информационных войн важным является достижение информационного превосходства. Оно определяется как «способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое» [15, С. 221].
Ведение информационной сетевой войны стало как никогда удобно: появилась возможность бесконтрольного размещения негативного и, что важно, анонимного сообщения, которое быстро распространится в сети. В традиционных СМИ всегда было возможно идентифицировать автора, порочащего материала, а также доказать, добившись опровержения через суд, что размещенная информация ложна. В сети Интернет подобное сделать не удастся либо процесс займет непропорционально много времени, что пойдет на пользу противнику в информационной войне.
Общеизвестно, что для многих субъектов Интернет уже давно стал единственным способом получения информации, поэтому организаторы любой информационной войны не проходят мимо такого мощного инструмента и широко используют его в своих целях. Тем более, что целый ряд специфических особенностей Интернета делает его особенно привлекательным для организаторов информационных противоборств. К ним относятся:
— анонимность. Интернет дает возможность придумывать виртуальные персонажи, наделяя их вымышленным харак-
тером, историей и внешностью. Аудитория будет считать искусственно созданных псевдореальных, якобы не анонимных персонажей вполне реальными и существующими в действительности. Пропагандист, действуя под личиной своего псевдореального персонажа, наделенного вымышленной, но правдоподобной, легендой, может вызвать большую степень доверия со стороны обывателей своей пропагандистской деятельностью;
— многовекторное воздействие. Один и тот же тезис, замысел или идею можно одновременно распространить на всевозможных сайтах, форумах, блогах, социальных сетях и гостевых книгах. Поскольку люди, читающие одно и то же сообщение на разных источниках, больше верят в естественность и очевидность той или иной информации, огромное значение для пропаганды имеет распространение идей по различным сетевым ресурсам. Вряд ли будут пользоваться большим доверием комментарии непонятных граждан на форуме. Однако и новости на крупных веб-ресурсах, принадлежащих различным компаниям, могут вызвать сомнения в непредвзятости освещения материала. Поэтому более эффективной считается та пропаганда, которая проводится сразу по всем направлениям — через сайты с высокой посещаемостью, форумы, социальные сети, блоги, комментарии к сообщениям на веб-страницах и т.п.;
— отсутствие верификации. Интернет, включая всевозможные социальные сети, представляет поистине кладезь дезинформации; это, пожалуй, важнейший путь ее распространения в обществе. Недостоверность и необъективность множества текстов в Сети заставляет специалистов делать далеко идущие выводы. Вот мнение известного немецкого медиаэксперта Нор-берта Больца: «Именно в Интернете возникла во всей своей остроте проблема доверия к знанию. В результате наша культура уже давно отказалась от истины... Тот, кто сегодня входит в Сеть, отдается на волю информационной анархии, в которой отсутствует возможность контроля, — полезное
знание и паранойя идут здесь рука об руку, мирно сосуществуя» [2, С. 38];
— приоритет живого общения. Живое общение на форумах, в комментариях к сайтам и блогам играет более важную роль при формировании необходимого общественного мнения, нежели сухое изложение фактов или просто чтение новостных лент на сайтах. В этом плане Интернет подобен огромному городскому базару, где каждый желающий может подойти к любому посетителю и поговорить. Оживленный диспут или общение с реальными людьми сильнее влияет на мировоззрение пользователя Интернета, нежели немое созерцание текста. В связи этим, большую роль при ведении информационной войны в Интернете играет способность к личному убеждению, хорошее знание психологии, манипулятив-ных технологий и умение адресно работать с каждым человеком индивидуально;
— мультимедийность. Это качество Интернета позволяет увеличить медийные возможности субъектов информационных противоборств. В этих целях все более широкое распространение получает видео, поскольку, во-первых, информация, подкрепленная видеорядом, гораздо сильнее воздействует на человека, чем только услышанная или напечатанная. Кроме того, она вообще более убедительна: человек как бы становится очевидцем происшествия, сам видит его. К тому же, видео в Интернете часто плохого качества, неразборчиво, так что без объяснений трудно разобраться, что происходит на самом деле. Тут и нужен закадровый комментарий, который все разъяснит. Более того, есть многочисленные примеры не документального, а постановочного видео. И только специалист сможет определить разницу.
Исходя из изложенного, следует заключить, что последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты вооруженных войн. Отсутствие универсальных методов, позволяющих описывать противоборство в информационной сфере так же целостно и логично, как это делает военная история, описывая вооруженные войны, в настоящий
момент вносит элемент хаоса в информационные потоки и часто служит препятствием для разработки адекватных методов противодействия информационным атакам.
Интернет является уникальной технологией, которая в сочетании с современными методами политтехнологий по соотношению цена-эффективность на несколько порядков превосходит все остальные. К особенностям осуществления информационных войн в Интернете относятся национальная специфика, масштабность применения и сетевого распространения, обусловленные такими специфическими характеристиками сети, как анонимность, многовекторное воздействие, отсутствие верификации, приоритет живого общения и мультимедийность, которые позволили ему стать одним из главных, а в ряде случаев и основным каналом для ведения информационных войн в медиапространстве. Это объясняется тем, что из существующих средств массовой коммуникации Интернет предоставляет наиболее удобные и широкие возможности для ведения информационного противоборства. Установлено, что с возникновением Интернета появилась новая, пока еще недостаточно исследованная серьезная проблема — использование сети как одного из инструментов информационно-психологического воздействия на человеческое общество. Потребности в информации, необходимой для нормального функционирования человеческого общества, практически беспредельны. Поэтому пропаганда обращена ко всем сферам бытия. Тем не менее, она не тождественна просвещению [13, С.42]. По мнению ряда ученых, только хорошо образованный человек, особенно относящийся к сфере управления всех уровней, способен и должен разобраться в тонкостях пропагандистской деятельности и может достаточно эффективно противостоять этому мощному воздействию. [12] Возникла новая информационная среда, в которой информация передается, складывается, копируется практически мгновенно. Эта среда меняет смысл и ценность многовековых устоев и понятий, трансформирует нормы нравственности.
Литература_
1. Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing LTD, 2010. 176 с.
2. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.
3. Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М.: Вита-Пресс, 2001. 280 с.
4. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2005. 450 с.
5. Вирен Георгий. Современные медиа: Приемы информационных войн. М.: Аспект Пресс, 2013. 126 с.
6. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 281 с.
7. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1984. 320 с.
8. Воронцова Л.В., Фролов Д.Б. История и современность информационного противоборства. М.: Горячая Линия — Телеком, 2006. 192 с.
9. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: КДУ, 2011. 232 с.
10. Донской М. Методы ведения информационной войны. М.: Прогнозист № 2, 2006. 350 с.
11. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. М.: Эксмо, 2000. 447 с.
12. Макарова Т.Б., Эрдынеева К.Г. Формирование системы кадрового обеспечения региональной экономики Забайкальского края // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. Политология. М.: Экономическое образование, 2011. № 5. С. 25-33.
13. Макарова Ю.О. Политическая пропаганда как инструмент формирования массового сознания // Аспирант: приложение к журналу «Вестник ЧитГУ». Чита: ЧитГУ, 2011. Вып. 1 (9). С. 41-45.
14. Новиков В.К. Информационное оружие — оружие современных и будущих войн. М.: Горячая Линия — Телеком, 2011. 264 с.
15. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая Линия — Телеком, 2006. 352 с.
16. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. М.: Русский язык, 2000. 742 с.
17. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.: Вузовская книга, 2000. 468 с.
_References
1. Berneis E\ Propaganda. (Propaganda). Moscow: Hippo Publishing LTD, 2010. 176 p.
2. Bolts N. Azbuka media. (ABC media) Moscow: Evropa, 2011. 136 p.
3. Brusnitsyn N.A. Informatsionnaya voina i bezopasnost. (Information warfare and security). Moscow: Vita-Press, 2001. 280 p.
4. Veprintsev V.B., Manoilo A.V., Petrenko A.I., Frolov D.B. Operatsii informatsionno-psihologicheskoy voiny. (Operations of the information-psychological war). Moscow: Goriachaya liniya-Telekom, 2005. 450 p.
5. Viren Georgiy. Sovremennye media: Priemy informatsionnykh voin. (Modern media: Techniques of information wars). Moscow: Aspekt Press, 2013.126 p.
6. Voitasik L. Psihologiya politicheskoy propagandy. (Psychology of political propaganda). Moscow.: Progress, 1981. 281 p.
7. Volkogonov D.A. Psihologicheskaya voina. (Psychological warfare). Moscow: Voenizdat, 1984. 320 p.
8. Vorontsova L.V., Frolov D.B. Istoriya i sovre-mennost informatsionnogo protivoborstva. (History and modernity of information confrontation). Moscow: Hot Line - Telecom, 2006. 192 p.
9. Danilova A.A. Manipulirovanie slovom v sred-stvakh massovoy informatsii. (The manipulation of the word in the media). Moscow: KDU, 2011. 232 p.
10. Donskoy M. Metody vedeniya informatsion-noi voiny. (Methods of information war introduction). Moscow.: Prognozist, no 2, 2006. 350 p.
11. Kara-Mooreza S. Manipulirovanie soz-naniem. (Mind control). Moscow: Eksmo, 2000. 447 p.
12. Makarova T.B., Erdyneeva K.G. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. Politologi-ya. (Scientific review. Series 2. Humanities. Political science). Moscow: Economic education, 2011. no 5. P. 25-33.
13. Makarova Yu.O. Aspirant. Prilozhenie k zhurnalu «Vestneyk ChitGU» (Graduate: Supplement to the journal "Vestnik Chitgu" ). Chita: ChitGU, 2011. Vol. 1 (9). P. 41-45.
14. Novikov V.K. Informatsionnoe oruzhie — oru-zhie sovremennykh i budushchikh voin. (Information weapons - weapons of the modern and future wars). Moscow: Hot Line — Telecom, 2011. 264 p.
15. Panarin I.N. Informatsionnaia voina, PR i mirovaya politika. (Information war, PR and world politics). Moscow: Hot Line — Telecom, 2006. 352 p.
16. Pocheptsov G.G. Informatsionno-psiho-logicheskaya voina. (Information and psychological warfare). Moscow: Russkiy iazyk, 2000. 742 p.
17. Rastorguev S.P. Filosofiya informatsion-noy voiny. (Philosophy of information war). Moscow: Higher school book, 2000. 468 p.
Коротко об авторе _
Макарова Ю. О., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ Mjulia222@gmail.com
Научные интересы: Политические науки, психология, манипуляции, пропагандистские приемы и методики
_ Briefly about the author
Yu. Makarova, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: political sciences, psychology, manipulation, propaganda techniques