Научная статья на тему 'Определение индивидуальных двигательных способностей юных борцов 8-9 лет на основе анализа динамики и корреляции показателей физической подготовленности'

Определение индивидуальных двигательных способностей юных борцов 8-9 лет на основе анализа динамики и корреляции показателей физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тараканов Б. И., Воробьев В. А., Пунин П. П., Байков Р. К., Носкова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение индивидуальных двигательных способностей юных борцов 8-9 лет на основе анализа динамики и корреляции показателей физической подготовленности»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОРЦОВ 8-9 ЛЕТ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ И КОРРЕЛЯЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Б.И. Тараканов, В.А. Воробьев, П.П. Пунин, Р.К. Байков, С.А. Носкова,

М.Ю. Гололобов

Достижение высоких результатов в современном спорте доступно лишь тем спортсменам, которые обладают редкими данными и уникальным сочетанием комплекса различных способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития (Туманян Г.С., 1982; Платонов В.Н., 1987, Губа В.П., 1997). Такое сочетание даже при оптимальном построении учебно-тренировочного процесса и наличии благоприятных условий встречается весьма редко.

С целью поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в каком-либо виде спорта, осуществляется направленный специализированный процесс, который называется спортивным отбором. В процессе такого отбора выделяются три основные стадии:

- предварительная - осуществляется на начальном этапе многолетней подготовки и имеет задачу отобрать детей и подростков для занятий избранным видом спорта;

- промежуточная - соответствует этапу специализированной базовой подготовки и служит для отбора наиболее способных юных спортсменов для углубленной тренировки в данном виде спорта;

- заключительная - осуществляется на этапе реализации индивидуальных возможностей и сохранения достижений в системе многолетней подготовки и имеет задачу отобрать спортсменов, способных добиться высших спортивных результатов.

Основными задачами предварительного этапа определения спортивной одаренности является привлечение возможно большего количества способных в спортивном отношении детей и подростков к занятиям, их предварительный просмотр и организация спортивной подготовки. К первичным критериям, определяющим целесообразность привлечения того или иного индивидуума к занятиям каким-либо видам спорта, относятся наблюдения тренера за поведением детей и отбираемых подростков и показатели контрольного тестирования, которое проводится после обязательного предварительного обучения начинающих основам вида спорта.

Начальная оценка перспективности детей и подростков должна базироваться на показателях тех качеств и способностей, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не должны применяться в качестве критериев отбора. При этом решение проблемы отбора детей и подростков для спортивных занятий во многом зависит от специфики конкретного вида спорта, которая накладывает существенный отпечаток на состав регистрируемых и оцениваемых показателей, применяемых для определения способностей занимающихся.

Разработка научно обоснованной системы начального отбора юных борцов включает в себя аргументированный выбор тестов и показателей, характе-

ризующих различные аспекты подготовленности занимающихся. Причем существующие в настоящее время программы тестирования начинающих борцов не отличаются высокой информативностью, поскольку включают в себя в основном тесты, характеризующие силовые и скоростно-силовые качества юных спортсменов. Как известно, именно эти физические качества являются наиболее легко тренируемыми в ходе спортивной подготовки, и поэтому точность отбора, осуществленного по такой программе, невысока.

В этой связи нами было проведено специальное исследование с целью определения прогностической значимости показателей физической подготовленности юных борцов 8-9 лет для включения этих показателей в экспериментальную программу начального отбора занимающихся.

Реализация намеченной цели исследования осуществлялась путем тестирования физической подготовленности юных борцов групп начальной подготовки первого, второго и третьего годов обучения по 30 тестам, наиболее часто применяемым в практике начального отбора в спортивной борьбе. Эти тесты были выявлены путем ранее проведенного анкетирования тренеров высокой квалификации, анализа литературы и личного практического опыта.

Результаты проведенного тестирования показали существенный прирост значений по большинству показателей в зависимости от продолжительности обучения борьбе. Однако доказать степень прогностичности различных тестов и показателей только на основании однократного тестирования невозможно, поскольку, во-первых, некоторые показатели (например, морфологические: рост, вес, жизненная емкость легких) имеют естественный прирост, на который занятия борьбой влияют незначительно, и, во-вторых, степень прироста любых показателей весьма специфична и поэтому существенно различается в зависимости от многих причин.

В этой связи дальнейшее установление прогностичности различных тестов осуществлялось при помощи корреляционного анализа путем расчета коэффициентов корреляции между всеми 30 показателями по каждой группе испытуемых. Критерием информативности и прогностичности теста или показателя являлась его достоверная связь с экспертной оценкой уровня подготовленности испытуемых, а также наличие многочисленных связей с любыми другими показателями.

Достоверная корреляция экспертной оценки юных борцов первого года обучения с другими показателями представлена на рис. 1.

Как видно из содержания рис.1, экспертная оценка юных борцов достоверно коррелируют лишь с 8 показателям из 30 примененных. В число этих показателей вошли ЖЕЛ и задержка дыхания на вдохе, характеризующие функциональные возможности организма юных спортсменов; теппинг-тест, показывающий одно из проявлений скоростных качеств; воспроизведение оптимальной амплитуды движения, характеризующее мышечно-суставную чувствительность; динамометрия кисти, которая в этом возрасте считается показателем силовых качеств; сгибания-разгибания рук в упоре лежа, характеризующие силовую выносливость; лазание по канату как показатель скоростносиловых качеств; гимнастический мост, характеризующий гибкость занимающихся. Такое положение свидетельствует, с одной стороны, о невысокой в целом взаимосвязи показателей физических качеств начинающих юных борцов и, с другой стороны, о наличии корреляции экспертной оценки испытуемых с

показателям, характеризующими различные физические качества.

Рис. 1. Достоверная корреляция (р<0,05) тестов и показателей с экспертной оценкой (первый год обучения)

На рис. 2 представлена достоверная корреляция экспертной оценки юных борцов второго года обучения с показателями их физических качеств.

Рис. 2. Достоверная корреляция тестов и показателей с экспертной оценкой (второй год обучения)

Анализ содержания этого рисунка показывает некоторое увеличение числа достоверных связей (до 10), причем показатели ЖЕЛ, задержки дыхания на вдохе, теппинг-теста, воспроизведения оптимальной амплитуды движения, сгибания-разгибания рук в упоре лежа и гимнастического моста проявили корреляцию с экспертной оценкой уже во второй раз, что позволяет предположить

их высокую прогностическую значимость. Кроме того, на данном этапе исследования экспертная оценка юных борцов коррелирует с показателями ловкости и скоростно-силовых качеств (челночный бег 2х10 м с кувырками; прыжок в длину с места), выносливости (бег 500 м), а также с точностью воспроизведения малой (20°) амплитуды движения. Все это позволяет отметить появляющуюся отчетливую тенденцию повышения информативности некоторых показателей и увеличения числа достоверных связей.

Оба этих предположения подтвердились при анализе достоверных корреляций экспертной оценки юных борцов третьего года обучения с показателями физических качеств. Эти данные представлены на рис.3.

Как видно из содержания рис. 3, число достоверных связей увеличилось до 12, и при этом показатели задержки дыхания на входе, сгибания-разгибания рук в упоре лежа и воспроизведения оптимальной амплитуды движения проявили свою корреляцию с экспертной оценкой на всех трех этапах исследования. Это свидетельствует об их высокой прогностической значимости при отборе детей и подростков для занятий борьбой. Во второй раз оказались достоверно связанными с экспертной оценкой показатели в челночном беге 2х10 м с кувырками и в беге 500 м, что позволяет предположить их достаточную информативность и возможность включения в программу начального отбора. Кроме того, у борцов третьего года обучения экспертная оценка коррелирует с показателями динамометрии разгибателей спины, бега 30 м, челночного бега 3х10 м, подтягиваний на перекладине, метания набивного мяча и воспроизведение средней (45 °) амплитуды движения. За исключением последнего из этих показателей, все они характеризуют преимущественно силовые и скоростносиловые качества юных борцов, что является свидетельством более ускоренного их развития по сравнению с другими характеристиками.

Рис. 3. Достоверная корреляция тестов и показателей с экспертной оценкой (третий год обучения)

Таким образом, сравнительный анализ результатов тестирования подготовленности юных борцов первого, второго и третьего годов обучения по об-

ширному комплексу тестов, характеризующих различные стороны этой подготовленности, позволяет отметить различную степень прогностической значимости отдельных тестов и показателей. В зависимости от частоты проявления достоверной корреляции с экспертной оценкой на каждом этапе исследования все тесты и показатели были разделены на четыре группы: имевшие связь с экспертной оценкой на всех этапах, выявившие достоверную корреляцию с этой оценкой на двух этапах и имевшие взаимосвязь с оценкой на каком-либо одном этапе или вообще не коррелировавшие с экспертной оценкой юных борцов. Затем тесты, которые проявили корреляции на двух или трех этапах исследования, были выделены в отдельную группу, составившую основу экспериментальной программы отбора юных борцов. Эти тесты и показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экспериментальная программа начального отбора детей и подрост-

ков в ДЮСШ по борьбе

Тесты и показатели (и единицы измерения) Количество достоверных связей с экспертной оценкой Значения коэффициентов корреляции по годам обучения

Первый год Второй год Третий год

Задержка дыхания на вдохе (с) 3 0,63 0,66 0,62

Воспроизведение оптимальной амплитуды движения (град) 3 0,55 0,57 0,58

Сгибания-разгибания рук в упоре лежа (кол-во) 3 0,77 0,72 0,70

Жизненная емкость легких (мл) 2 0,51 0,60 -

Теппинг-тест (кол-во) 2 0,50 0,55 -

Гимнастический мост (см) 2 0,59 0,51 -

Челночный бег 2х10 м с кувырками (с) 2 - 0,59 0,52

Бег 500 м (мин., с) 2 - 0,68 0,60

Как показывает анализ содержания этой таблицы, основу экспериментальной программы отбора начинающих юных борцов составили 8 тестов, обладающих наибольшей прогностической значимостью. Весьма важно, что эти тесты отражают различные аспекты подготовленности юных спортсменов, а процедура тестирования по ним не отличается особой сложностью и поэтому вполне доступна тренерам и занимающимся.

Разработанная таким образом программа прошла трехгодичную экспериментальную апробацию, в ходе и в результате которой подтвердилась ее высокая эффективность. Практическое применение экспериментальной программы отбора позволяет осуществить его в три этапа с весьма точным прогнозом успешности освоения занимающимися техники и тактики борьбы. На основе этого прогноза проводится оптимальное комплектование групп и реализуется принцип индивидуализации обучения с учетом особенностей подготовленности каждого юного борца. Все это позволяет в конечном итоге существенно повысить эффективность начальной подготовки юных спортсменов и гарантировать успех их спортивных выступлений на последующих этапах подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Губа ; ВНИИФК. - М., 1997. - 50 с.

2. Платонов, В.Н. Теория спорта / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1987. - 424 с.

3. Туманян, Г.С. Научные основы планирования подготовки борцов : учеб. пособие / Г.С. Туманян ; ГЦОЛИФК. - М. : [б.и.], 1982. - 109 с.

МАРКЕТИНГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ

Т.В. Третьякова, Т.В. Галкина

Маркетинг - в широком смысле - философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. В ряде секторов сферы нематериального производства, в том числе и в образовании, применение маркетинга ограничено.

Осуществляемая в настоящее время реорганизация образовательной системы требует новых подходов как к самой системе высшего образования, так и к вопросу подготовки будущих специалистов, где особого внимания заслуживает процесс ориентации студентов на профессиональные ценности с целью повышения уровня их профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда. В свою очередь, ориентация подготовки молодых специалистов на рынок труда требует проведения педагогических исследований в образовательном учреждении на основе маркетингового подхода, в котором одну из ведущих ролей играет маркетинговая образовательная стратегия.

Для правильного понимания функционирования маркетинговой образовательной стратегии по ориентации студентов на профессиональные ценности необходимо учитывать изменения, происходящие в трех взаимосвязанных сегментах рынка - рынке услуг педагогического процесса, рынке образовательных услуг и рынке труда молодых специалистов.

На рынке образовательных услуг вуз предлагает образовательные услуги, на рынке специалистов они реализуют знания и умения работодателям и на рынке педагогического процесса преподаватели передают свои знания, умения и навыки обучающего цикла в рамках основной образовательной программы, реализуемой в вузе. Вуз является продавцом по отношению к студентам как потенциальным потребителям образовательных услуг и покупателем по отношению к профессорско-преподавательскому составу, осуществляющему педагогический процесс по направлениям образовательной деятельности учебного заведения. Студенты являются продавцами по отношению к работодателям, демонстрируя свои знания, умения и навыки, приобретенные в вузе, а также -покупателями по отношению к вузу, потребляющими образовательные услуги, предлагаемые данным учебным заведением на образовательном рынке. Вуз является эпицентром взаимодействия и сопряженности всех трех сегментов образовательного поля, в центре внимания которого находятся потребности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.