Научная статья на тему 'Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов'

Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская позиция школьника / гражданские качества / дельфийский опрос / гражданские качества / свойства личности / готовность / способнос / civic position of schoolboy / civic qualities / Delphic poll / civic qualities / personality characteristics / willingness / ability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вихман Александр Александрович

В статье предложено определение и структура понятия «гражданская позиция школьника», сформулированное с помощью дельфийского опроса (метод Дельфи) экспертов в области гражданского и патриотического воспитания, правозащитной деятельности (n=34). В ходе поэтапного экспертного опроса специалистам индивидуально предлагалось ответить на вопросы о том, как можно максимально точно определить понятие гражданской позиции школьника, какие компоненты в нем можно выделить, что не входит в это понятие, в каких поведенческих маркерах этот феномен может быть проявлен и в каких поведенческих маркерах данный феномен проявляется минимально. Это помогло определиться с тем, какие из аспектов высказанных экспертами позиций относятся к самому значению понятия «гражданская позиция школьника», а какие – к сопутствующим феноменам и ассоциациям. В итоге предложено экспертное определение, где гражданская позиция (качества) школьника – это комплекс мотивационной готовности, способностей и свойств личности, характеризующий школьника в системе его отношений с обществом и государством. Конкретно этот комплекс качеств включает в себя 4 компонента: ценностный, интеллектуальный, психологический и поведенческий компоненты. В качестве родовых понятий, использованных в определениях разных экспертов, выступали личностные качества, способности и готовность. Среди названных экспертами явлений, не входящих в понятие «гражданские качества школьника» вошли «исполнительность», «дисциплированность», «уважение к старшим», «любовь к детям», «любовь к семье», «готовность служить», «активная жизненная позиция». Наиболее яркие примеры сформированности гражданских качеств школьника: ответственное поведение в ситуациях социальной несправедливости, противостояние коррупции, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных проектах по своей инициативе. Поведенческие проявления, обратные гражданской позиции школьника, по мнению экспертов, можно выявить в фактах буллинга, правонарушениях, публичных высказываниях недемократического характера, вандализме, дискриминации, апатичном и циничном поведении в моменты государственных и локальных трагедий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and structure of the civil position of schoolboy: analysis of Delphi survey of experts

The article proposes the definition and structure of the concept of «civic position of schoolboy», formulated with the help of the Delphic poll (Delphi method) of experts in the field of civic and patriotic education, human rights activities (n = 34). In the course of a step-by-step expert survey, specialists were individually asked to answer questions about how it is possible to define the concept of a student's civic position as accurately as possible, what components can be distinguished in it, what is not included in this concept, in which behavioral markers this phenomenon can be manifested and in which behavioral markers, this phenomenon is manifested minimally. This helped to determine which of the aspects of the positions expressed by the experts relate to the very meaning of the concept of «civic position of schoolboy», and which – to the accompanying phenomena and associations. As a result, an expert definition is proposed, where the civic position (qualities) of schoolboy is a complex of motivational readiness, abilities and personality traits that characterize the student in the system of his relations with society and the state. Specifically, this complex of qualities includes 4 components: value, intellectual, psychological and behavioral components. The generic concepts used in the definitions of various experts were personal qualities, abilities and readiness. Among the phenomena named by experts that are not included in the concept of «civic qualities of a student» included «diligence», «discipline», «respect for elders», «love for children», «love for family», «willingness to serve», «active life position». The most striking examples of the formation of the civic qualities of a student: responsible behavior in situations of social injustice, opposition to corruption, participation in school self-government, participation in social projects on their own initiative. According to experts, behavioral manifestations that are inverse to the student's civic position can be identified in the facts of bullying, offenses, public statements of an undemocratic nature, vandalism, discrimination, apathetic and cynical behavior in moments of state and local tragedies.

Текст научной работы на тему «Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов»

ПСИХОЛОГИЯ

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 79-85. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 79-85.

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-79-85

Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов

Александр Александрович Вихман

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, vixmann@mail. ru

Аннотация В статье предложено определение и структура понятия «гражданская позиция школьника», сформулированное с помощью дельфийского опроса (метод Дельфи) экспертов в области гражданского и патриотического воспитания, правозащитной деятельности (n=34). В ходе поэтапного экспертного опроса специалистам индивидуально предлагалось ответить на вопросы о том, как можно максимально точно определить понятие гражданской позиции школьника, какие компоненты в нем можно выделить, что не входит в это понятие, в каких поведенческих маркерах этот феномен может быть проявлен и в каких поведенческих маркерах данный феномен проявляется минимально. Это помогло определиться с тем, какие из аспектов высказанных экспертами позиций относятся к самому значению понятия «гражданская позиция школьника», а какие - к сопутствующим феноменам и ассоциациям. В итоге предложено экспертное определение, где гражданская позиция (качества) школьника - это комплекс мотивационной готовности, способностей и свойств личности, характеризующий школьника в системе его отношений с обществом и государством. Конкретно этот комплекс качеств включает в себя 4 компонента: ценностный, интеллектуальный, психологический и поведенческий компоненты. В качестве родовых понятий, использованных в определениях разных экспертов, выступали личностные качества, способности и готовность. Среди названных экспертами явлений, не входящих в понятие «гражданские качества школьника» вошли «исполнительность», «дисциплированность», «уважение к старшим», «любовь к детям», «любовь к семье», «готовность служить», «активная жизненная позиция». Наиболее яркие примеры сформированности гражданских качеств школьника: ответственное поведение в ситуациях социальной несправедливости, противостояние коррупции, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных проектах по своей инициативе. Поведенческие проявления, обратные гражданской позиции школьника, по мнению экспертов, можно выявить в фактах буллинга, правонарушениях, публичных высказываниях недемократического характера, вандализме, дискриминации, апатичном и циничном поведении в моменты государственных и локальных трагедий.

Ключевые слова: гражданская позиция школьника, гражданские качества, дельфийский опрос, гражданские качества, свойства личности, готовность, способности.

Для цитирования: Вихман А.А. Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 79-85. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-79-85

Original article

Definition and structure of the civil position of schoolboy: analysis of Delphi survey of experts

Aleksander A. Vikhman

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, vixmann@mail.ru

© Вихман А.А. 2021

Abstract. The article proposes the definition and structure of the concept of «civic position of schoolboy», formulated with the help of the Delphic poll (Delphi method) of experts in the field of civic and patriotic education, human rights activities (n = 34). In the course of a step-by-step expert survey, specialists were individually asked to answer questions about how it is possible to define the concept of a student's civic position as accurately as possible, what components can be distinguished in it, what is not included in this concept, in which behavioral markers this phenomenon can be manifested and in which behavioral markers, this phenomenon is manifested minimally. This helped to determine which of the aspects of the positions expressed by the experts relate to the very meaning of the concept of «civic position of schoolboy», and which - to the accompanying phenomena and associations. As a result, an expert definition is proposed, where the civic position (qualities) of schoolboy is a complex of motivational readiness, abilities and personality traits that characterize the student in the system of his relations with society and the state. Specifically, this complex of qualities includes 4 components: value, intellectual, psychological and behavioral components. The generic concepts used in the definitions of various experts were personal qualities, abilities and readiness. Among the phenomena named by experts that are not included in the concept of «civic qualities of a student» included «diligence», «discipline», «respect for elders», «love for children», «love for family», «willingness to serve», «active life position». The most striking examples of the formation of the civic qualities of a student: responsible behavior in situations of social injustice, opposition to corruption, participation in school self-government, participation in social projects on their own initiative. According to experts, behavioral manifestations that are inverse to the student's civic position can be identified in the facts of bullying, offenses, public statements of an undemocratic nature, vandalism, discrimination, apathetic and cynical behavior in moments of state and local tragedies.

Keywords: civic position of schoolboy, civic qualities, Delphic poll, civic qualities, personality characteristics, willingness, ability.

For citation: Vikhman A.A. Definition and structure of the civil position of schoolboy: analysis of Delphi survey of experts. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:79-85. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-79-85

Введение

Понятия «гражданские качества личности», «гражданские качества школьника» не являются устойчивыми и однозначными, им свойственна слабая эмпирическая структурированность и неустоявшийся характер используемой терминологии. Существуют разные схожие понятия, такие как гражданская идентичность (А.Г. Асмолов), гражданская позиция (Т.А. Ольховая, И.В. Молодцова), гражданственность (Г.Н. Филонов, А.М. Андресюк), гражданская компетентность (В.Г. Горб).

Гражданскую позицию можно рассматривать с разных точек зрения: как интегративное качество личности, совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств, внутреннюю установку, социальный или идейно-нравственный критерий сформированности личности, комплекс отношений (нравственных, правовых, духовных), проявление субъектности личности [Ольховая, Гаврилова 2016]. По мнению А.Г. Асмолова гражданская идентичность может пониматься как ключевая задача самоопределения и выражается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе и имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру [Асмолов 2008: 37-39]. С точки зрения И.В. Молодцовой, гражданская позиция личности - это интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, эмоционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных делах и поступках [Молодцова 2007].

В большинстве определений фигурируют включенность школьника в систему отношений с правовым обществом и государством. Например, по определению Г.Н. Филонова гражданственность понимается как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной

приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности [Филонов 2002]. А.М. Андресюк определяет гражданскую позицию как интегративную характеристику личности, как систему личностно-значимых ориентиров, позволяющих человеку выразить себя в социально-ориентированной деятельности, отражающая устойчивое, положительное отношение к Человеку, Отечеству, Знанию [Андресюк 2009].

Вопрос структуры гражданской позиции (идентичности) школьника также, как и основное понятие определяется рассматривается предельно широко. Например, И.В. Молодцова выделяет следующие компоненты: познавательный, мотивационно-нравственный, поведенческий компоненты. В.Г. Горб отмечает в структуре гражданской компетентности личностный, воспитательный, дидактический, социокультурный компоненты и способности [Горб 2001: 77-80]. Рассмотрение таких широких моделей порождает больше вопросов, чем ответов. Такая тенденция характерна для научных источников на тему гражданственности / гражданской идентичности / гражданского образования и т.д. Складывается ощущение, что понятие гражданских качеств ставится во главу угла, а другие понятия (смежные или родственные) рассматриваются к гражданским качествам как второстепенные либо как составные части. Эту тенденцию можно понять, поскольку гражданские качества личности действительно занимают важное место в образовании, однако и абсолютизировать это место тоже не следует, иначе размытым становится представление о самих гражданских качествах учащегося.

Чрезмерное внимание уделяется тому, чем гражданские качества личности являются -и явно недостаточно внимания уделяется тому, чем они не являются. Вместе с тем именно последнее гораздо важнее для того, чтобы действительно понять место понятия «гражданские качества школьника» в системе других понятий. Учитывая сложности операционализации феномена, на данный момент, актуальной задачей является создание определения феномену гражданской позиции школьника и его структуры средствами анализа экспертных мнений в ходе индивидуальных опросов.

Основная часть

Дельфийский опрос как метод исследования экспертных мнений

С целью максимизации точности, уточнения определения и структуры понятия гражданская позиция школьника был проведен дельфийский опрос среди экспертов по гражданскому и патриотическому воспитанию и правозащитной деятельности (опрос проведен совместно с А.Ю. Поповым). В опросе участвовали 34 эксперта из разных городов Российской Федерации, ученые, педагоги, правозащитники. Целью дельфийского опроса как метода является получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения. Таким образом, дельфийский опрос - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к консенсусу. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

Чтобы избежать влияния феноменов групповой динамики и авторитета коллег прямые дискуссии экспертов заменены индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет это необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз, но эксперты не контактируют друг с другом напрямую и ни на одном из этапов опроса не знают, кому какое мнение / высказывание принадлежит. Традиционно считается, что метод Дельфийского опроса наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.

Таблица 1. План реализации Дельфийского опроса

Этап 1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

Этап 2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

Этап 3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы.

Этап 4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры.

Этап 5. Использовать полученные ответы для формулирования вопросов для следующего этапа.

Этап 6. Обобщить экспертные заключения и сформулировать рекомендации по поставленной проблеме.

Выработка определения понятия «гражданские позиция школьника»

Экспертов просили дать такое определение, которое кажется им достаточно точным, и при этом постараться не включать в определение ненужных или избыточных частей. Такая формулировка вопроса преследовала две цели: а) получить представление о первичном определении понятия, предшествующем глубокому совместному рациональному анализу, б) выявить основное родовое понятие. Далее определение уточнялось с помощью серии заочных индивидуальных опросов. Основные выводы опросов обозначены ниже.

Во-первых, не встречается двух абсолютно похожих определений. Иногда определения экспертов различаются довольно значительно.

Во-вторых, в качестве родовых понятий, использованных в определениях разных экспертов, выступали: а) совокупность личных качеств / свойств личности, б) способность, в) готовность, г) ощущение причастности, д) чувство ответственности.

В-третьих, важное различение способностей и свойств личности имеет прямое следствие и для измерения личностных результатов обучения. Если речь идет о способностях, то единственный разумный способ их измерения - через решение определенной совокупности задач, которые по определению имеют правильное/ошибочное решение. Если речь идет о свойствах личности, то речь должна идти о получении способами диагностики некоторого профиля личностных качеств, характерного для данного конкретного ученика (в большей части самооценочного). В этом случае отдельный вопрос будет заключаться в том, можно ли выделить некий «идеальный» профиль выраженности гражданских качеств (позиции) - и означает ли отступление от этого профиля более низкую степень сформированности гражданских качеств школьника или же это просто другой характер их сформированности.

В-четвертых, понятие «готовность» заслуживает отдельного внимания. Оно характеризует некоторую мотивационную установку. Вместе с понятиями «свойства личности» и «способности» оно может образовать классическую для отечественной психологии триаду: «хочу - могу - делаю». Можно представить себе ситуацию, когда ученик хочет проявлять гражданскую позицию (т.е. обладает готовностью), а также может ее проявлять, т.е. понимает и знает, какие действия и в каких ситуациях будут оправданы (т.е. обладает способностью), но при этом не проявляет ее (на уровне поведения его гражданская позиция не проявляется, что позволяет характеризовать его как не обладающего перечисленными свойствами личности). Такое возможно, например, если школьник испытывает давление со стороны референтной группы и ведет себя так, как ожидают от него (значимые для него в определенном возрасте) сверстники. С другой стороны, можно представить и обратную ситуацию: учащийся проявляет готовность к гражданской позиции и соответствующее поведение (свойства личности), однако при этом обладает весьма низкими способностями.

В-пятых, интересную информацию дал вопрос о том, что не входит в понятие «гражданские качества». Этот важный вопрос был призван внести четкость в разграничение некоторых смежных понятий и синонимов. Кроме того, известно, что лексическая единица

получает свое значение в оппозиции к другим лексическим единицам. Таким образом, нахождение таких оппозиций является существенным и необходимым этапом любого определения. Среди названных экспертами явлений, не входящих в понятие «гражданские позиция (качества) школьника» вошло в том числе - «исполнительность», «дисциплированность», «уважение к старшим», «любовь к детям», «любовь к семье», «готовность служить», «активная жизненная позиция». Вероятно, гражданские качества проявляются только в системе отношений с гражданским обществом, государством в целом, и это не характеристика взаимоотношений с отдельно взятыми людьми, а также не простое следование традициям или нормам вежливости.

В-шестых, среди наиболее ярких примеров сформированности гражданских качеств школьника были приведены следующие: а) ответственное поведение в ситуациях социальной несправедливости; б) противостояние коррупции (в случае, если столкнулся с ней); в) участие в школьном самоуправлении, участие в социальных проектах по своей инициативе. В наблюдаемом поведении сформированные гражданские качества школьника могут проявляться в ситуации ответственного поведения в ситуациях социальной несправедливости, в участии в социальных проектах по своей инициативе, в отказе от мероприятий, противоречащих собственным убеждениям.

В-седьмых, эксперты весьма скудно описывают поведенческие проявления, обратные гражданской позиции школьника, выделяя более явные (участие в буллинге, правонарушения, публичные высказывания недемократического характера, вандализм и дискриминация) и менее явные проявления (некритичные высказывания, подражательство, апатичное или циничное поведение в моменты государственных и локальных трагедий).

Вместе с тем важно в определении гражданских качеств школьника определиться, с каким именно родовым понятием они связаны: свойства личности, (мотивационная) готовность или способность. Не исключено также, что в анализируемом понятии присутствуют все три аспекта. Но тогда и подход к их диагностике должен быть разным, а потому их полезно четко отделять друг от друга на уровне определения.

Основные существенные компоненты гражданских качеств школьника

Анализ экспертных ответов на этот вопрос продемонстрировал достаточно широкий разброс мнений и одновременно с этим - размытость семантического поля понятия «гражданские качества школьника». Под размытостью семантического поля понимаются частые пересечения понятий, их синонимичность и включение разных наборов компонентов в определение гражданских качеств. Как следствие, экспертами было перечислено большое количество сходных или смежных понятий, которые внесли в определение гражданских качеств школьника массу новых нюансов и одновременно запутали его.

Таблица 2. Основные компоненты гражданских качеств школьника (экспертная подборка)

Чувство собственного достоинства Критическое мышление Ответственность за происходящее вокруг, за свои действия

Любовь к Родине Собственное мнение (либо сам факт его наличия) Выполнение гражданских обязанностей

Готовность и умение действовать для защиты своих прав и для общественного блага Гуманизм Готовность к преобразованию

Гражданский патриотизм -соотнесение себя со страной, людьми, той культурой, где проживаешь Понимание основных общественных проблем Умение находить в разных ситуациях правовые способы решения

Приверженность ценностям демократии и прав человека Умение находить и анализировать информацию Активность

Уважение (к другим, к закону) Рефлексивность Умение коммуницировать с другими людьми

Открытость Сознательность Опыт участия в общественных акциях

Диалогичность Готовность к осознанному выбору Стремление к идеалу

Неравнодушие Знание своих прав

Эмпатия Знание истории и политики

Важно отметить, что в таблицу входят и способности, и готовность, и свойства личности и даже появляется совершенно новая категория - опыт. Вместе с тем в этом списке прослеживаются и некоторые укрупненные семантические группы: ценностный компонент (свойство личности, наличие определенных ценностей и тот факт, что они занимают в общей структуре ценностей школьника немаловажное место), интеллектуальный компонент (способности, представления, знания), психологический компонент (готовность, отношения и установки) и поведенческий компонент (свойства личности, активные действия по изменению ситуации).

Заключение

Таким образом, гражданская позиция школьника - это комплекс мотивационной готовности, способностей и свойств личности, характеризующий школьника в системе его отношений с обществом и государством. Этот комплекс качеств основан на принятии гражданских ценностей, предполагает рефлексию собственной позиции в окружающем мире и необходим школьнику для эффективного функционирования в демократическом гражданском обществе (если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то отнести явление к гражданским качествам школьника нельзя).

Более конкретно этот комплекс качеств включает в себя 4 компонента: ценностный, интеллектуальный, психологический и поведенческий компоненты. К ценностному компоненту можно отнести гуманизм, чувство собственного достоинства, приверженность ценностям демократии и прав человека, наличие собственного мнения. В интеллектуальный компонент входят критическое мышление, умение находить и анализировать информацию, знание своих прав, понимание основных общественных проблем, умение коммуникации с другими людьми, умение формулировать свое мнение, умение находить в разных ситуациях правовые способы решения. Психологический компонент состоит из уважения к другим и к закону, ответственности, рефлексивности и готовность к преобразованию. Поведенческий компонент характеризуется действиями по защите своих прав и выполнению своих гражданских обязанностей.

Список литературы

1. Андресюк А.М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-85.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

3. Горб В.Г. Гуманистический подход к реализации нового образовательного стандарта для начальной школы // Педагогическое образование в России. 2001. № 5. С. 75-89.

4. Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков: дис. ... к. пед. н. Красноярск, 2007. 218 с.

5. Ольховая Т.А., Гаврилова Н.А. Субъектность как основа становления гражданской позиции студентов университета // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 257-265.

6. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 24-29.

References

1. Andresyuk A.M. Rezul'taty teoreticheskogo osmysleniya ponyatiya «grazhdanskaya pozitsiya shkol'nikov» [Results of theoretical comprehension of the concept of "civic position of schoolchildren"].

Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 113, pp. 82-85. (In Russ.)

2. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistviya k mysli [How to Design Universal Learning Activities in Primary School: From Action to Thought]: posobie dlya uchitelya. Moscov, Prosveshchenie, 2008, 151 p. (In Russ.)

3. Gorb V.G. Gumanisticheskii podkhod k realizatsii novogo obrazovatel'nogo standarta dlya nachal'noi shkoly [A humanistic approach to the implementation of a new educational standard for primary schools]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2001, no. 5, pp. 75-89. (In Russ.)

4. Molodtsova I.V. Stanovlenie grazhdanskoi pozitsii starshikh podrostkov [Formation of a civic position in older adolescents]. PhD thesis. Krasnoyarsk, 2007, 222 p. (In Russ.)

5. Ol'khovaya T.A., Gavrilova N.A. Sub"ektnost' kak osnova stanovleniya grazhdanskoi pozitsii studentov universiteta [Subjectivity as the basis for the formation of the civic position of university students]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 2, pp. 257-265. (In Russ.)

6. Filonov G.N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya [The phenomenon of citizenship in the structure of personal development]. Pedagogika, 2002, no. 10, pp. 24-29. (In Russ.)

Информация об авторе А.А. Вихман - кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author A.A. Vikhman - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 08.09.2021; одобрена после рецензирования 09.10.2021; принята к публикации 09.10.2021.

The article was submitted 08.09.2021; approved after reviewing 09.10.2021; accepted for publication 09.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.