УДК 612.821
Эсенова А.А.
старший преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития методик изучения интеллекта в психологии. Приведены методы и стратегии влияния системы развития условий интеллектуальных способностей в психологии. Даны рекомендации по внедрению технологий в обучении.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, интеллект, психология.
Психологи давно спорят о том, как лучше всего осмыслить и измерить интеллект. Эти вопросы включают в себя количество типов интеллекта, роль природы и воспитания в интеллекте, как интеллект представлен в мозгу и значение групповых различий в интеллекте.
В начале 1900-х годов французский психолог Альфред Бине (1857-1914) и его коллега Анри Симон (1872-1961) начали работу в Париже над разработкой критерия, который отличал бы студентов, от которых ожидалось, что они будут лучше учиться, от студентов, от которых ожидалось, что они будут лучше учиться. быть более медленными учениками. Цель состояла в том, чтобы помочь учителям лучше обучать эти две группы учащихся. Бине и Саймон разработали то, что сегодня большинство психологов называют первым тестом интеллекта, который состоял из широкого круга вопросов, включавших способность называть объекты, определять слова, рисовать картинки, составлять предложения, сравнивать предметы и строить предложения.
Бине и Саймон (Binet, Simon, & Town, 1915; Siegler, 1992) полагали, что вопросы, которые они задавали своим ученикам, даже если они внешне отличались друг от друга, оценивали базовые способности понимать, рассуждать и выносить суждения. И оказалось, что корреляции между этими различными типами показателей на самом деле были положительными; учащиеся, правильно ответившие на один вопрос, с большей вероятностью ответят правильно и на другие вопросы, хотя сами вопросы были совсем другими.
Основываясь на этих результатах, психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) выдвинул гипотезу о том, что должна существовать одна лежащая в основе конструкция, которую измеряют все эти элементы. Он назвал общий конструкт, объединяющий различные способности и навыки, измеренные в тестах интеллекта, фактором общего интеллекта (g). Практически все психологи в настоящее время считают, что существует общий фактор интеллекта g, относящийся к абстрактному мышлению и включающий способности приобретать знания, рассуждать абстрактно, адаптироваться к новым ситуациям и извлекать пользу из обучения и опыта. Люди с более высоким общим интеллектом учатся быстрее.
Хотя психологи в целом согласны с тем, что g существует, есть также свидетельства существования определенного интеллекта (ов), меры конкретных навыков в узких областях. Один эмпирический результат в поддержку идеи s исходит из самих тестов интеллекта. Хотя разные типы вопросов действительно коррелируют друг с другом, некоторые элементы коррелируют друг с другом в большей степени, чем другие элементы; они образуют кластеры или сгустки интеллекта.
Одно различие проводится между подвижным интеллектом, который относится к способности изучать новые способы решения проблем и выполнения действий, и кристаллизованным интеллектом, который относится к накопленным знаниям о мире, которые мы приобрели на протяжении всей
своей жизни (Salthouse, 2004). Эти интеллекты должны быть разными, потому что кристаллизованный интеллект увеличивается с возрастом — пожилые люди разгадывают кроссворды так же хорошо или даже лучше, чем молодые, — тогда как подвижный интеллект имеет тенденцию к снижению с возрастом.
Другие исследователи предложили еще больше типов интеллекта. Л. Л. Терстон (1938) предположил, что существует семь кластеров первичных умственных способностей, состоящих из беглости слов, понимания слов, пространственных способностей, скорости восприятия, числовых способностей, индуктивного мышления и памяти.
Идея множественного интеллекта оказала влияние на сферу образования, и учителя использовали эти идеи, пытаясь обучать разных учащихся по-разному. Например, чтобы обучать математическим задачам учеников с особенно хорошим кинестетическим интеллектом, учитель может побуждать учеников двигать телом или руками в соответствии с числами. С другой стороны, некоторые утверждают, что эти интеллекты иногда кажутся скорее способностями или талантами, чем настоящим интеллектом. И нет однозначного вывода о том, сколько существует интеллектов. Являются ли чувство юмора, художественные способности, драматические способности и т. д. также отдельными интеллектами? Кроме того, и снова демонстрируя скрытую силу одного интеллекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Майер, Дж. Д., Саловей, П., и Карузо, Д. (2000). Модели эмоционального интеллекта. В RJ Sternberg (Ed.), (стр. 396-420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
2. Майер, Дж. Д., Саловей, П., и Карузо, Д. Р. (2008). Эмоциональный интеллект: новые способности или эклектичные черты. Американский психолог, 63 (6), 503-517.
3. Макдэниел, Массачусетс (2005). Люди с большим мозгом умнее: метаанализ взаимосвязи между объемом мозга и интеллектом in vivo. 33 (4), 337-346.
4. Маклойд, ВК (1998). Дети в бедности: развитие, государственная политика и практика. В W. Damon, IE Sigel и KA Renninger (Eds.), Справочник по детской психологии: Детская психология на практике (5-е изд., Том 4, стр. 135-208). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Esenova A.A.
Lecturer in the department "Psychology" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
DEFINITION AND MEASUREMENT OF INTELLIGENCE
Abstract: this article discusses the features of the development of methods for studying intelligence in psychology. Methods and strategies of influence of the system of development of the conditions of intellectual abilities in psychology are given. Recommendations on the introduction of technologies in education are given.
Keywords: analysis, method, research, intellect, psychology.