Библиографический список
1. Семко А. Н. Импульсные струи жидкости высокого давления / Семко Александр Николаевич. - Донецк: Вебер, 2007. - 149 с.
2. Проектирование ракетных и ствольных систем / Под ред. Орлова Б. В. — М.: Машиностроение, 1974. — 832 с.
Разработка методики анализа результатов деятельности ГИМС
Гитцович А. В., Зычков Э. А., Копейкин Н. Н.,
филиал ФГБУ ВНИИПО МЧС России, г. Санкт-Петербург
В последнее время расширяется объем работ, выполняемых Государственными инспекциями по маломерным судам. Ежегодно увеличиваются контрольные задания по основным направлениям надзорной и контрольной деятельности. Однако нормативно-методическая документация по обеспечению деятельности ГИМС и анализу ее результатов в достаточной степени устарела и не соответствует современным требованиям.
В частности, в действующих в настоящее время документах одним из основных критериев оценки является сравнение показателей с данными за аналогичный период предыдущего года. Такой подход к оценке деятельности не всегда объективен, например, при оценке деятельности по регистрации маломерных судов или аттестации судоводителей, так как эти показатели не зависят от желания государственных инспекторов ГИМС, а скорее отражают общие экономические и культурные изменения, происходящие в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным и изменением функций ГИМС (в том числе обеспечение безопасности на водных объектах) возникла необходимость переработки и совершенствования нормативно-методической документации по анализу результатов деятельности ГИМС.
Анализ результатов деятельности ГИМС в первую очередь предназначен для оценки ее эффективности в следующих вопросах контрольно-надзорной деятельности:
— государственному и техническому надзору за объектами, поднадзорными ГИМС МЧС России;
— организации мероприятий по контролю за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах Российской Федерации;
— разъяснительной и профилактической работы с судоводителями и населением в целях предупреждения аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах.
Основная цель анализа — оценка эффективности функционирования системы ГИМС МЧС России и предупреждение несчастных случаев с людьми на
поднадзорных объектах. Для достижения этих целей необходимо оценить деятельность ГИМС в вопросах:
- обеспечения реализации мероприятий для осуществления государственного и технического надзора за объектами, поднадзорными ГИМС МЧС России, и их учета, а также государственной регистрации маломерных судов;
- повышения эффективности контроля за обеспечением безопасности жизни людей на поднадзорных объектах и организации профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
- повышения квалификации государственных инспекторов по маломерным судам и совершенствования организации профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах.
Анализ действующих до настоящего времени нормативно-методических документов по анализу результатов деятельности ГИМС показал, что не все они объективно отражают и оценивают деятельность Государственных инспекций по маломерным судам.
Санкт-Петербургским филиалом ФГБУ ВНИИПО МЧС России в результате проведенных исследований была разработана Методика анализа результатов деятельности ГИМС.
По данной методике оценка деятельности подразделений ГИМС МЧС России производится по показателям, характеризующим и оценивающим:
- уровень аварий с маломерными судами и гибель людей при эксплуатации маломерных судов в субъекте РФ в расчете на 10000 маломерных судов в отчетном году;
- работы по техническому освидетельствованию:
• поднадзорных судов;
• пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах;
• переправ;
• баз (сооружений) для стоянок маломерных судов;
- эффективность контроля на водных объектах;
- состояние профилактико-пропагандистской работы;
- степень выполнения контрольных заданий по количеству аттестованных граждан на право управления маломерными судами;
- неправомерные действия работников подразделения ГИМС МЧС России.
Библиографический список
1. Приказ МЧС России от 30.12.2008 г. № 850 «Об утверждении Порядка проведения анализа деятельности в территориальных органах МЧС России и Порядка изучения, обобщения и распространения передового опыта деятельности территориальных органов и организаций МЧС России».
2. Приказ МЧС России от 03.03.2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных под-
систем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Научно-методический подход
к поддержке принятия метеозависимых решений на использование авиации для обнаружения лесных пожаров
Дорофеев В. В., Степанов А. В., Булгин Д. В., Левченко А. В., ВУНЦВВС «ВВА», г. Воронеж
Лесные пожары являются наиболее опасными стихийными бедствиями приносящие огромный материальный ущерб населению.
Пожары в лесных районах, вызванные техногенными катастрофами на нефтепроводах, газопроводах, линиях электропередач необходимо оперативно обнаружить и ликвидировать. Современные космические системы мониторинга лесных пожаров в сложных метеорологических условиях (СМУ) не могут обнаружить очаги возгорания и определить направление их распространения. В этих условиях единственным оперативным средством обнаружения лесных пожаров является авиация.
Поэтому целью статьи является повышение эффективности мониторинга очагов возгорания лесов в СМУ путем разработки научно-методического подхода к поддержке принятия метеозависимых решений на использование авиации для обнаружения лесных пожаров.
Научно-методический подход к поддержке принятия метеозависимых решений на использование авиации для обнаружения лесных пожаров реализован математической моделью расчета наклонной полетной дальности видимости (НПДВ) дымов в СМУ при различной прозрачности атмосферы [1]:
(1)
v - т _нпол_]п
°НПДВ ~ ^ ЯВЛ , н 111
1 НП0Л 1
cos © • 1п — I -dh
^ 1 с
1 + | К° -1| Вф
8 0 Vmh
где НПОЛ - высота полета ВС, м; К0 - первоначальный, неискаженный дымкой контраст между объектом и фоном (к0 < 1); ВФ - истинная яркость фона, т.е. яркость, неискаженная атмосферной дымкой; Б - предельное значение яркости слоя помутнения при неограниченном увеличении его толщины; 8 - порог контрастной чувствительности глаза; © - угол визирования, град.; ЬЯВЛ - экспериментально установленные коэффициенты (Тдымка = 1; Тдождь = 0,91; ТШег = 0,84;
Тморось 0,8).
Оптические модели (ОМ) определялись по данным инструментальных измерений метеорологических величин (высота нижней границы облаков (ВНГО), метеорологическая дальность видимости (МДВ), скорость ветра, отно-
сительная влажность), визуальных наблюдений (количество и форма облаков, наличие и вид осадков) [2].
I модель: слоистые облака, быстрое и непрерывное ухудшение горизонтальной видимости (дымка, мелкий снег, морось) от поверхности земли до ВНГО (ВНГО < 150 м при 1< МДВ (So) <3 км, относительная влажность у поверхности земли более 95%, скорость ветра не более 6 м/с).
II модель: слоистые (слоисто-кучевые) облака, характеризуется медленным уменьшением горизонтальной видимости вблизи земли (дымка, снег, морось), а затем - быстрое до ВНГО (H) (150<ВНШ<200 м при 1<МДВ^0)<4 км), относительная влажность у поверхности земли 91-96%, скорость ветра не более 8 м/с).
III модель: слоисто-кучевые облака, характеризуется постоянной видимостью до высоты нижней границы дымки (уровня конденсации), а в слое подоблачной дымки происходит ухудшение горизонтальной видимости до ВНГО (дымка, слабые осадки в виде снега, реже - дождя, ВНГ0=200 - 400 м при 2<МДВ (S0)<8 км, относительная влажность у поверхности земли - от 81 до 95%, скорость ветра не более 10 м/с).
IV модель: слоисто-кучевые облака, характеризуется равными значениями горизонтальной видимости от поверхности земли до ВНГО (приземная дымка, слабый снег) ВНГ0=400-800 м при 4 < МДВ (S0) <10 км, значительные интервалы относительной влажности и скорости ветра у поверхности земли).
Учет влияния типа ОМ на высоте полета производится путем расчета видимости на высоте полета:
Smh = Ah2 + Bh + С, (2)
где A,B,C - коэффициенты, зависящие от ВНГО, МДВ [2].
При расчете по формуле 1 интегрирование для I и II оптических моделей производится от поверхности земли до HПОЛ, в III оптической модели - от поверхности земли до уровня конденсации (HyK) и от уровня конденсации до HПОЛ (если HnOJ меньше HУК - от поверхности земли до HnOJ). В IV оптической модели видимость одинакова на всех высотах и равна горизонтальной видимости у земли.
Угол визирования ©, зависящий от ОМ, путевой скорости и высоты полета ВС, курсового угла наблюдения, времени аккомодации зрения пилота, рассчитывается по формуле [3]:
© = ©0 + 57,3-^^- sin ©0Л/1 - cos2 ©0 • cos2 а , (3)
H ПОЛ
где ©0 - минимальный угол визирования для высоты полета в конкретной ОМ без учета путевой скорости, рассчитывается по формуле:
©0 = arctgHn0J . (4)
Smh
Горизонтальная видимость на высоте полета, с учетом путевой скорости ВС рассчитываться по соотношению:
V _ HnOJ {С\
Smhe =1© . (5)