Научная статья на тему 'Метод расчета безопасного расстояния от аварийных хранилищ нефти открытого типа до мест проведения ремонтных работ'

Метод расчета безопасного расстояния от аварийных хранилищ нефти открытого типа до мест проведения ремонтных работ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
63
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Дудак С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод расчета безопасного расстояния от аварийных хранилищ нефти открытого типа до мест проведения ремонтных работ»

W = Ш / а = 3,33 ■ К'34 • (0,042 • Т„н -11,31) • (1,46 - е-4,49 У) •

•[(о,667^Н'173 + (-4-(293/Т^ -1))+ 0,36-е-9^ + 0,15■ У^4 -0,1]-. (17)

[(0,667- Ь0"173+(-4 • (293/Т^п-1))+0,36 е-9 У +0,15 У^^"4 -0,1]-1

Расчет массы испарившейся нефти проводился с дополнительным коэф-

3

фициентом (ро/р) который учитывал разницу плотностей, рассматриваемых нефтей.

М = 3,33 • (р0 / р)3 • ^34 • (0,042 • Тпн -11,31) • (1,46 - е-М9у) •

[(0,667^нд73 + (-4^(293/^п -1))+ 0,36^ + 0,15■VB0'4 -0,1], (18)

[(0'667■hH•173+(-4■ (293/Т^-1))+0,36е-9- Ув +0,15УВ^-4-0,1]

где ро и р - плотности Ромашкинской и рассматриваемых нефтей соответственно.

Для оценки среднего значения температуры поверхности нефти предлагается использовать полученную в работе [3] эмпирическую зависимость:

е,с,= 0Ж+ tв.)■(l6■l0-9s2р25тДн.+1). (19)

1п.ср. - средняя температура поверхности нефти, °С; 11н. - температура нефти, °С; Зср-среднесуточная интенсивность прямой солнечной радиации, поступающей на горизонтальную поверхность в течение дневного времени, Вт/м2; хдн. - продолжительность дневного времени, ч.

Массу и интенсивность испарения нефти предлагается рассчитывать по формулам (16) и (17), полученным в данной работе.

Расчет образующихся зон загазованности при испарении нефти с открытой поверхности в атмосферу следует проводить по методике изложенной в ГОСТ 12.3.047-98 по следующей зависимости:

П 20 (Х - Х )2 У 72

С(х,У.) = I (2_)1,5 Л а • • ехр(-• ехр(-. (20)

где 0 = т - ^ - масса СУГ в ) -м элементарном объеме, кг; т - массовая скорость истечения СУГ, кг/с; а) - среднеквадратичное отклонение распределения концентраций в )-м элементарном объеме, м;

ау (хс - хо); а2(хс - х0) зависят от класса устойчивости по Пасквиллу.

При хс = хо принимается ауо=г/2.14, а20=Ы2.14 .

При хс > хо ау2=ауо2+ау2 - хо); а22=а2о2+а22 f(хc - хо).

В результате проведенных расчетов можно определить реальные размеры зон загазованности, возникающих в результате испарения нефти с открытой поверхности аварийного хранилища.

Библиографический список

1. Яковлев В. С. Хранение нефтепродуктов. Проблемы защиты окружающей среды. — М.: Химия, 1987. — 152 с.

2. Арнольд Л. В., Михайловский Г. А., Селиверстов В. М. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Высш. шк., 1979. — 444 с.

3. Демура М. В. Горизонтальные отстойники. — Киев: Гос-стройиздат УССР, 1963. — 55 с.

4. Эккерт Э. Р. Теория тепло- и массообмена: Пер. с англ. — М.: Госэнер-гоиздат, 1961. — 680 с.

Методика учета метеорологических условий

при обнаружении очагов возгорания с применением беспилотных летательных аппаратов

Дьяков С. А., Ковалев В. И., ВУНЦВВС «ВВА», г. Воронеж

В последнее время повышенное внимание уделяется мониторингу лесных массивов для выявления очагов возгорания в засушливый период года. Это выявление должно осуществляться непрерывно в пространстве и круглосуточно. При этом затраты должны быть как можно больше минимизрованны. Проблема заключается в сложности обнаружения очагов пожаров (их трудно обнаружить при высокой задымленности атмосферы) и их тушения (отсутствия подъездов для наземного транспорта).

Применение самолетов и вертолетов является очень дорогостоящим и не всегда эффективным. Поэтому необходимо производить дополнительную разведку дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом (БЛА).

Беспилотные технологии существуют давно. Сначала они были сложными и дорогостоящими комплексами, имевшими только военное применение. Но в течение последнего десятилетия в этой области произошел настоящий прорыв. Миниатюризация вычислительных систем и развитие спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС) позволили создавать БЛА, у которых габариты, масса, а главное, стоимость на порядки меньше прежних. По доступности беспилотные технологии приближаются к уровню бытовых технологий. Сейчас прогресс в развитии гражданских беспилотных систем имеет высочайший темп, сформировалась новая индустрия услуг.

Для полного отображения обстановки в районе полёта некоторые БЛА оборудуются телевизионной камерой или инфракрасной системой переднего обзора. БЛА могут решать задачи обнаружения и картографирования очагов лесных пожаров. Основное достоинство комплексов с БЛА — существенно меньшая стоимость их создания и эксплуатации по сравнению с комплексами, содержащими обычные пилотируемые летательные аппараты (при условии одинаковой эффективности выполнения поставленных задач).

Исходя из выше приведенного, становится эффективным и перспективным применение БПЛА для мониторинга пожароопасных лесных районов, а при тушении пожаров оперативная оценка наиболее опасных участков, принятие решений по эффективному распределению сил и средств, обеспечение повышения безопасности производства работ.

Ночью, когда противопожарные мероприятия идут на убыль, пожары набирают новую силу. В темное время суток обнаружение очагов возгорания с

применением БЛА наиболее эффективно, из-за того, что очаги пожара более отчетливо очерчены и обнаруживаются с большей дальности.

Но на возможность применения БЛА и выбор условий навигации таких как высота и скорость полета оказывают огромное влияние метеорологические условия, особенно в задымленных районах. При производстве полётов в темное время суток очень важно знать информацию о дальности видимости с БЛА очагов огня, она позволяет эффективно определят высоту и скорость полета, а также и возможность выполнения задания и необходимое количество БЛА.

На сегодняшний день не существует методик, позволяющих производит расчет дальности видимости и оценки условий воздушной навигации при обнаружении очагов пожара с использованием БЛА.

Поэтому целью работы является разработка методики учета метеорологических условий при обнаружении очагов возгорания с применением беспилотных летательных аппаратов.

Расчет дальности обнаружения очагов возгорания леса с борта БПЛА, основан на комплексном использовании теории негоризонтальной видимости по диаграммам видимости огней ненаправленного действия [1].

Диаграмма видимости света от очага возгорания в темное время суток описывается уравнением вида [2, 3]:

X2 У2

+ = 1, (1) S\ Н2 к '

мдв верт

где Sмдв - горизонтальная видимость (в темное время суток, соответствует метеорологической дальности видимости (МДВ)), м; Нверт - вертикальная видимость, м; X и У - координаты, описывающие диаграмму видимости огня, м.

Диаграммы видимости характеризуют границу зон видимости очага возгорания в темное время суток по значениям МДВ и вертикальной видимости.

Для обнаружения очага возгорания необходимо решить три задачи (рисунок) [2]:

1) Знпд^ - дальность обнаружения БЛА очага возгорания, на которой объект обнаруживается при путевой скорости W=0 км/ч - задача характерна для применения БЛА вертолетного типа, позволяет определить наилучшую высоту взлета и радиус видимости, что даст возможность в выборе количества запусков и их переодичности;

2) Sнпдв2 - дальность обнаружения БЛА очага возгорания, на которой объект обнаруживается при путевой скорости Ж>0 км/ч - задача характерна для применения БЛА самолетного типа позволяет оценить высоту полета возможность выполнения задания количество БЛА необходимого для выполнения задачи;

3) $нпдв3 - дальность обнаружения БЛА очага возгорания, на которой будет потерян визуальный контакт с объектом (угол визирования более 140), необходима для оценки количества БЛМ при выполнении задачи - задача характерна для применения БЛА самолетного типа, позволяет выбрать оптимальную скорость полета и тип оптических приборов для обнаружения, количество БЛА для выполнения задания.

Неерт

У/ Знпдвэ'

/У /1 у1- V

1 1 1

Рис. Дальность обнаружения лесного пожара БПЛМ в зависимости от скорости полета ВС

Метод оценки дальности обнаружения БЛА очага возгорания ночью в зависимости от различных метеорологических условий рекомендуется разработать на основе решения комплекса параметров представленных ниже.

— Время наблюдения очага возгорания с БЛА (гнабл) - необходимое для оцени оптимальной скорости полета определяется по формуле:

5

мдв ■

1 -

h2

5

- ^ . ж - 4.02 • h

* набл

мдв

Ж

(2)

— Максимальная высота обнаружения в темное время суток (кмак) - необходимая для выбора оптимальной высоты полета БЛА находится по формуле:

к

0,0584 • 5,

мдв. (3)

— Наклонная полетная дальность видимости (5нпдв) огня - для оценки воз-

можности выполнения полета: 5 =

к

нпдв

Бт(аг^ ( к

5

мдв

11 - гш

))

(4)

5

мдв

Следовательно, если Ж = 0 км/ч, то 5нпдв\ рассчитывается по тем же формулам без последнего слагаемого в знаменателе:

— Наклонная полетная дальность видимости, при которой будет потерян объект в темное время суток - для оценки оптимального количества БПЛА при выполнении задачи, определяется по формуле:

к

(5)

5 =-г

нпдв $>т(аг^ ( к

5

мдв

1 --

к2

))

5

- * • Ж - 4.02 • к

мдв

Метод оценки дальности обнаружения очагов возгорания ночью в зависимости от различных метеорологических условий предлагается рассматривать на основе совокупности предложенных выше параметров.

2

Проведенная оценка достоверности показала на возможность применения представленной выше методики учета метеорологических условий для обнаружении очагов возгорания с применением беспилотных летательных аппаратов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная методика позволяет рассчитать параметры воздушной навигации воздушных судов, по данным наземных наблюдений, что позволит повысить безопасность регулярность и эффективность мониторинга лесных массивов на предмет обнаружения очагов возгорания и эффективно их тушить используя авиацию.

Библиографический список

1. Вавилов С. И. Глаз и солнце./ С. И. Вавилов. — М.: Академия наук СССР, 1956. — 128 с.

2. Дорофеев В. В. Наклонная дальность видимости./ В. В. Дорофеев. Г. С. Нахмансон // Монография — Воронеж: ВАИУ 2007. — 209 с.

3. Шаронов В. В. Свет и цвет. — М.: Государственное издание физико-математической литературы, 1961. — 311 с.

Применение термостойкого пенобетона

в целях изоляции конструкций строительных объектов и технологического оборудования от воздействия высоких температур

Емелин В. Ю., Наконечный С. Н., Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Интенсивное развитие промышленности, внедрение новых технологий наряду с решением важнейших проблем жизнедеятельности человека, сопровождается пожарами, авариями вплоть до техногенных катастроф. Развитие новых технологий вызывает всё более опасные аварийные ситуации, которые требуют всё более совершенных средств защиты людей, борющихся с этими опасными для жизни ситуациями. Поэтому в настоящее время актуальной является проблема разработки новых конструкционных материалов и изделий теплозащитного и огнестойкого назначения, которые могли бы использоваться в качестве защитных экранов [1].

В работе приведены результаты проведенных исследований по подбору состава и исследования свойств нового теплоизоляционного материала на базе пенобетона с добавкой жидкого стекла и стеклобоя для изоляции конструкций строительных объектов и технологического оборудования от высоких температур.

Цель данной работы является теоретическое обобщение, научное обоснование и практическая разработка технологии нового теплоизоляционного материала со средней плотностью не выше 800 кг/м на базе пенобетона с добавкой жидкого стекла и стеклобоя для изоляции строительных объектов и технологического оборудования от высоких температур, возникающих при пожарах или авариях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.