Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксёнова Ю.А.

В данной статье описывается актуальность вопроса по исследованию гендерного стереотипа свойственного студентам 1 курса на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Цель эксперимента заключается в определение гендерного стереотипа у юношей и девушек 18-19 лет. В работе описывается методика исследования, представлены результаты диагностики, которые дополняют практическую значимость концепции андрогинии. Выявлено преобладание гендерного типа андрогинность у юношей и девушек 18-19 лет. Сделаны выводы о влиянии общества и условий жизни на формирование гендерного типа современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксёнова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF GENDER PERSONALITY TYPE IN 1ST YEAR STUDENTS OF TOGLIATTI STATE UNIVERSITY

This article describes the relevance of the issue of the study of the gender stereotype characteristic of 1st-year students at the Togliatti State University (TSU). The purpose of the experiment is to determine the gender stereotype in boys and girls aged 18-19. The paper describes the research methodology, presents diagnostic results that complement the practical significance of the concept of androgyny. The predominance of the gender type androgyny in boys and girls aged 18-19 years was revealed. Conclusions are drawn about the influence of society and living conditions on the formation of the gender type of modern youth.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Юлия Алексеевна Аксёнова, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет, Тольятти, аспирант, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара

Аннотация

В данной статье описывается актуальность вопроса по исследованию гендерного стереотипа свойственного студентам 1 курса на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Цель эксперимента заключается в определение гендерного стереотипа у юношей и девушек 18-19 лет. В работе описывается методика исследования, представлены результаты диагностики, которые дополняют практическую значимость концепции андрогинии. Выявлено преобладание гендерного типа андрогинность у юношей и девушек 18-19 лет. Сделаны выводы о влиянии общества и условий жизни на формирование гендерного типа современной молодежи.

Ключевые слова: маскулинность, фемининность, андрогинность, концепция, гендерный стереотип, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p490-492

DETERMINATION OF GENDER PERSONALITY TYPE IN 1ST YEAR STUDENTS OF TOGLIATTI STATE UNIVERSITY

Yulia Alekseevna Aksenova, the senior teacher, Togliatti State University, Togliatti, post-graduate student Samara State Socio-Pedagogical University, Samara

Abstract

This article describes the relevance of the issue of the study of the gender stereotype characteristic of 1st-year students at the Togliatti State University (TSU). The purpose of the experiment is to determine the gender stereotype in boys and girls aged 18-19. The paper describes the research methodology, presents diagnostic results that complement the practical significance of the concept of androgyny. The predominance of the gender type androgyny in boys and girls aged 18-19 years was revealed. Conclusions are drawn about the influence of society and living conditions on the formation of the gender type of modern youth.

Keywords: masculinity, femininity, androgyny, concept, gender stereotype, students.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из крупнейших направлений психологии является гендерная психология, которая образовалась на западе как самостоятельное научное направление. Впрочем, изучение тендера в России началось значительно раньше и преимущественно с женского пола.

В отечественной педагогике гендерный подход появляется на рубеже 20-21 века. В своих работах Т.В. Бендас отмечает: «Для студенческого лидера были характерны: социальная и психологическая адаптивность; социальная интроверсия, ведущая к неуспешному конкурентному лидерству; доминантность; фемининность; рациональное избегание неудачи; демонстративное деловое поведение» [2].

В последнее время появилось существенного много публикаций относящимся к гендер-ным и половым различиям. В основном в публикациях отображается различия в поведении и способностях мужчин и женщин, связанные с воспитанием и социализацией. Хотя данные различия нужно искать не только с психологической и социальной стороны, но и с биологической, в частности: гормональной, центрально-нервной и морфологической.

Вследствие чего исследованием данной проблемы занимаются не только гуманитарные науки (психология, социология, философия, этнография, педагогика, культурология),

но и биологические (физиология, генетика, эмбриология и др.).

Шелехов И. Л. и др. пишут: «Мужчины и женщины различаются между собой не только биологически, по словам Т.В. Беданса, но и в социальной сфере: профессиональной деятельности и семейной жизни» [4]. Основной особенностью личности является половая принадлежность. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола - мальчик или девочка. В процессе социализации ребенок приобретает маскулинные или феминные качества.

Различия в характеристиках мужчин и женщин, обусловленная как биологическими, так и социальными факторами, привели к использованию терминологии, обозначающих эту дифференциацию, - «пол» и «гендер».

На сегодняшний день существует множество методик для исследования степени выраженности маскулинных и феминных характеристик в структуре личности, но данные методики не полностью отражают объективность исследуемого вопроса.

Целью нашего исследования является определение тендерного типа личности студентов 1 курса Тольяттинского государственного университета.

Результаты эксперимента позволят расширить теорию концепции о преобладании андрогинного типа у современной молодежи 18-19 лет.

Таким образом, предложенное нами методика исследования проявления мужского или женского психосоциального начала наиболее точно раскрывает актуальность вопроса гендерного типа человека.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе ТГУ было организовано научное исследование по выявлению маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности у студентов 1 курса, обучающихся по программе бакалавр по всем специальностям и направлениям. В эксперименте участвовало 105 человек, 57 девушек и 48 юношей.

В данном исследовании был использован опросник С. Бем (модифицированный И.С. Клециной). Опросник предназначен для диагностики подверженности личности стереотипам маскулинности-феминности. Опросник содержит 60 утверждений. Методика включает в себя 2 варианта инструкции, бланк для ответов, рекомендации по обработке и интерпретации результатов. Тип методики: является стандартизированным самоотчетом.

Методические пояснения: на каждое из 60 утверждений испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у большинства женщин (мужчин) названных качеств. Текст опросника остается неизменным, а меняется только инструкция.

Инструкция 1: оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет».

Инструкция 2: оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет». Анкета обрабатывается с помощью ключа, балл за каждое совпадение суммируется, отдельно параметры фемининности и маскулинности (М). Показатели F (сумма баллов по фемининности) делится на 20, также и с показателями М (сумма баллов по маскулинности). После чего эти данные рассчитываются по формуле Ш=(М-Р) и умножаются на 2,322. Таким образом вычисляется К (основной индекс).

Если величина индекса находится в пределах от -1 до +1, то делается заключение о андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1 - о фемининности. Индекс больше +2,025 свидетельствует о ярко выраженной фемининности, а при значениях меньше -2,025 - о ярко выраженной маскулинности. Результаты подсчетов заносятся в таблицу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе полученных результатов исследования нами выявлено, что из 57 девушек 46 имеют андрогинный тип проявления психосоциального начала, что соответствует

(80,7%) и только у 11 девушек проявляется фемининность (19,3%). У 48 юношей андро-гинность составляет - 91,7%, это 44 человека, маскулинное проявление психосоциального начала характерна 4 юношам (8,3%) (таблица).

Гендерный тип человека Юноши (%) Девушки (%)

Андрогинность 91,7% 80,7%

Фемининность 19,3%

Маскулинность 8,3%

У юношей в результате исследования не проявилась фемининность, так же как и у девушек не выявилась маскулинность.

ВЫВОДЫ

В результате эксперимента было выявлено, что у юношей и девушек первого курса ТГУ преобладает гендерный тип андрогинность, такой вывод свидетельствует о том, что современные условия и ритм жизни влияют на формирование гендерного типа молодежи.

Общественное восприятие мужественности и женственности выражается в поло-ролевом сегменте, на которые оказывают свое влияние стандарты социума.

Девятых С.Ю. отмечает: «Социальное понимание мужественности и женственности воплощается в половых ролях, которые представляют собой социальные нормы, определяющие чем должны или не должны заниматься мужчины или женщины» [3].

Теоретический анализ умозаключений по исследуемой теме коррелируется с концепцией андрогинии С. Бем.

Алексеев Б.Е. характеризует: «Измерение тендерного типа представляет собой функциональную структуру психики, в рамках которой обобщаются динамические и приобретенные содержательные характеристики врожденных программ поведения человека как представителя пола; выражая изначально активную роль субъекта, маскулинно-феми-нинное измерение влияет на диапазон формирующегося на его основе полоролевого поведения» [1].

Таким образом проведенное нами исследование по выявлению гендерного типа студентов 1 курса ТГУ расширило теоретическую и практическую значимость изучаемой темы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б.Е. Алексеев. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. -144 с.

2. Бендас Т.В. Психология лидерства (Гендерный и этнический аспекты) : : дис. ... д-ра психол. наук / Бендас Татьяна Владимировна. - Санкт-Петербург, 2002. - 545 с.

3. Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи : монография / С.Ю. Девятых. --Москва : Юрайт, 2019. - 187 с.

4. Шелехов И.Л. Системные исследования в психологии : монография. В 2 т. Т. 2. Психологические аспекты репродуктивной функции человека / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозёрова, О.Г Берест-нева. — Томск : Томский государственный педагогический университет, 2022. - 700 с.

REFERENCES

1. Alexeev, B. E. (2006), Gender-role behavior and its accentuations, Rech, St. Peterdburg.

2. Bendas, T. V. (2002), Psychology of Leadership (Gender andEthnic Aspects), dissertation, St. Petersburg.

3. Devyatykh S.Yu. (2019), Sexual socialization ofyouth in the conditions of socio-cultural transformation of the family, Yurayt, Moscow.

4. Shelekhov I.L., Belozerova, G.V. and Berestneva, O.G. (2022), System research in psychology: monograph, In 2 vols. Vol, 2. Psychological aspects of human reproductive function, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk.

Контактная информация: gruzdaksen@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.