Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИ И СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалеева Алсу Рауфовна, Кац Александра Семеновна

Актуальность статьи обусловлена тем, что существуют определенные различия как в мышлении и восприятии информации у студентов-юношей и студентов-девушек (левополушарный тип мышления, правополушарный тип мышления), обусловленные функциональной асимметрией мозга, так и в поведении (выраженная маскулинность и фемининность). Цель исследования - достижение равнополушарного типа мышления для студентов-юношей с целью успешного освоения социогуманитарных дисциплин и для студентов-девушек для успешного освоения технических и математических дисциплин, а также для развития андрогинности в поведении, чтобы успешно справляться с различными профессиональными и жизненными задачами. Авторами выявлено, что андрогиннность способствует лучшей адаптации индивида к современным условиям. Раскрыта сущность феномена «гендерный подход в образовании», который заключается в том, что учет гендерных особенностей в обучении способствует достижению большей результативности в обучении, а также раскрытию учебного / профессионального потенциала студента. Определены гендерные особенности студентов, которые проявляются в поведенческой сфере и выражаются в учебно-профессиональной деятельности и жизни. Эти особенности обусловлены андрогинностью личности. Основными для нас являются когнитивная и поведенческая сфера, поскольку они позволяют установить тип мышления и модель поведения. Обосновано утверждение, что организация обучения на основе гендерного подхода является наиболее эффективной формой, поскольку в процессе взаимодействия происходит успешное профессиональное становление личности. Доказано, что равнополушарный тип мышления и андрогинность - это те свойства, которые следует развивать у каждой личности. Статья предназначена для ученых-исследователей в области гендерного подхода и педагогов-практиков, заинтересованных в обучении на основе гендерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEACH OF COGNITIVE FEATURES AND ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS FROM THE STANDPOINT OF GENDER APPROACH

The relevance of the article is caused due to the fact that there are certain distinctions both in the way of thinking and perception of information at male-students and female-students (left-hemispheric type of thinking; right-hemispheric type of thinking), which is caused due to the functional asymmetry of brain and in behavior (the expressed “masculinity” and “femininity”). The purpose of the research is to achieve equi-hemispheric type of thinking for male-students to equire successfully socio-humanistic disciplines and for female-students to equire successfully technical and mathematical disciplines, as well as to develop androgyny in behavior to cope successfully with various professional and vital tasks. It is formulated that androgyny promotes the best adaptation of the individual to modern conditions. The essence of a phenomenon "gender approach in education" is revealed which is that accounting of gender features in training which promotes achievement of greater resultativity in training and also to disclosure educational / professional potential of the student. The article determines gender characteristics of students, which manifest themselves in the behavioral sphere and are expressed in educational and professional activities and life. The main spheres for us are the cognitive and behavioral sphere as they allow establishing a definite type of thinking and a behavior model. It is introduced that the organization of training at a basis of gender approach is the most effective as it implies a successful professional establishment of the personality in the course of pedagogical interaction. It is proved that the equi-hemispheric type of thinking and androgyny are those properties which should be developed at each personality. The article is intended for researchers in the field of gender approach and the practicing teachers at a basis of gender approach.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2. С. 77-85. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2): 77-85.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378:316

DOI: 10.21510/18173292_2022_96_2_77_85

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Алсу Рауфовна Камалеева1, Александра Семеновна Кац2

1 Институт педагогики, психологии и социальных проблем, Казань, Россия, Kamaleyeva_Kazan@mail.ru, ORCID 0000-0002-0119-587X

2 cats.schura@yandex.ru ORCID 0000-0002-8888-9793

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что существуют определенные различия как в мышлении и восприятии информации у студентов-юношей и студентов-девушек (левополушарный тип мышления, правополушарный тип мышления), обусловленные функциональной асимметрией мозга, так и в поведении (выраженная маскулинность и фемининность). Цель исследования - достижение равнополушарного типа мышления для студентов-юношей с целью успешного освоения социогуманитарных дисциплин и для студентов-девушек для успешного освоения технических и математических дисциплин, а также для развития андрогинности в поведении, чтобы успешно справляться с различными профессиональными и жизненными задачами. Авторами выявлено, что андрогиннность способствует лучшей адаптации индивида к современным условиям. Раскрыта сущность феномена «гендерный подход в образовании», который заключается в том, что учет гендерных особенностей в обучении способствует достижению большей результативности в обучении, а также раскрытию учебного / профессионального потенциала студента. Определены гендерные особенности студентов, которые проявляются в поведенческой сфере и выражаются в учебно-профессиональной деятельности и жизни. Эти особенности обусловлены андрогинностью личности. Основными для нас являются когнитивная и поведенческая сфера, поскольку они позволяют установить тип мышления и модель поведения. Обосновано утверждение, что организация обучения на основе гендерного подхода является наиболее эффективной формой, поскольку в процессе взаимодействия происходит успешное профессиональное становление личности. Доказано, что равнополушарный тип мышления и андрогинность - это те свойства, которые следует развивать у каждой личности. Статья предназначена для ученых-исследователей в области гендерного подхода и педагогов-практиков, заинтересованных в обучении на основе гендерного подхода.

Ключевые слова: гендерная педагогика, высшая школа, субъекты образовательного процесса, педагоги и студенты, гендерные возможности, гендерный подход

Благодарность: Исследование выполнено по государственному заданию № 0N599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Для цитирования: Камалеева А.Р., Кац А.С. Исследование когнитивных особенностей и возможностей студентов вузов с позиции гендерного подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №2 (96). С. 77-85.

© Камалеева А.Р., Кац А.С., 2022.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

RESEARCH OF COGNITIVE FEATURES AND ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS FROM THE STANDPOINT OF GENDER APPROACH

Alsu R. Kamaleeva1, Alexandra S. Kats2

1 Institute of Education, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia, Kavaleyeva_Kazan@mail.ru,_ORCID 0000-0002-0119-587X

2 cats.schura@yandex.ru ORCID 0000-0002-8888-9793

Abstract. The relevance of the article is caused due to the fact that there are certain distinctions both in the way of thinking and perception of information at male-students and female-students (left-hemispheric type of thinking; right-hemispheric type of thinking), which is caused due to the functional asymmetry of brain and in behavior (the expressed "masculinity" and "femininity"). The purpose of the research is to achieve equi-hemispheric type of thinking for male-students to equire successfully socio-humanistic disciplines and for female-students to equire successfully technical and mathematical disciplines, as well as to develop androgyny in behavior to cope successfully with various professional and vital tasks. It is formulated that androgyny promotes the best adaptation of the individual to modern conditions. The essence of a phenomenon "gender approach in education" is revealed which is that accounting of gender features in training which promotes achievement of greater resultativity in training and also to disclosure educational / professional potential of the student. The article determines gender characteristics of students, which manifest themselves in the behavioral sphere and are expressed in educational and professional activities and life. The main spheres for us are the cognitive and behavioral sphere as they allow establishing a definite type of thinking and a behavior model. It is introduced that the organization of training at a basis of gender approach is the most effective as it implies a successful professional establishment of the personality in the course of pedagogical interaction. It is proved that the equi-hemispheric type of thinking and androgyny are those properties which should be developed at each personality. The article is intended for researchers in the field of gender approach and the practicing teachers at a basis of gender approach.

Keywords: gender pedagogy, higher school, subjects of educational process, teachers and students, gender possibilities, gender approach

Acknowledgements. The article is performed according to the state task№ 0N59-2019-0013 "Problem of modern methodology on studying formation and development of human in the era of digitalization"

For citing: Kamaleeva A.R., Katz A.S. Reseach of cognitive features and abilities of university students from the standpoint of gender approach. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 96(2) . 77-85. (In Russian)

Введение. В современных условиях в России и мире происходит плавный переход от «бесполой» педагогики к педагогике, учитывающей гендерные факторы. Педагоги постепенно начинают осознавать, что учет гендерных различий в сочетании с совершенствованием когнитивных инструментов познания может, в определенной степени, предопределить успешность в обучении студентов. Однако ряд ученых [1, 2] по-прежнему полагает, что образование индифферентно по отношению к половой принадлежности

обучающихся. Ключевые проблемы, связанные с реализацией гендерного подхода, в России и мире - это недостаточный уровень гендерной толерантности, неумение построить эгалитарный тип отношений со студентами в образовательном пространстве высшей школы.

Актуальность нашего исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что существуют определенные особенности в мышлении и восприятии информации студентов-юношей и студентов-девушек (левополушарный тип мышления, правополушарный тип мышления, равнополушарный тип мышления) обусловленные функциональной асимметрией мозга [3], а также особенности в поведении (маскулинность, фемининность, андрогинность) [4]. Исследование гендерных различий студентов-юношей и студентов-девушек позволит установить, какой когнитивный инструментарий (внешний и внутренний) следует применять, чтобы достичь максимальных результатов обучения и раскрыть учебный, а с ним и профессиональный, потенциал студента.

В юношеском возрасте происходит пик интеллектуальной (когнитивной) активности, что обусловлено, согласно позиции Р.С. Немова, «изменением жизненной социально-психологической ситуации развития в раннем юношеском возрасте; появлением новых, повышенных требований к интеллекту и поведению подростков; развитием мышления (повышенная интеллектуальная активность)» [5, с. 117]. Вышеобозначенные факторы свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте делается акцент на развитие когнитивной сферы студента. Изменяются образовательные потребности студента, в связи с этим акцент переносится на способы обработки информации [6].

Мы предлагаем рассматривать гендерную толерантность как базис успешного педагогического взаимодействия. Если педагог обладает гендерной толерантностью, проявляющейся по отношению к его студентам, то речь идет о достижении «гендерного равенства». Мы исходим из предложенного Л.П. Шустовой определения, что «гендерная толерантность - это психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявления гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной, нравственной позиции личности» [7, с. 23]. Следовательно, гендерная толерантность предполагает осознанное отношение и принятие педагогом гендерных различий студентов-юношей и студентов-девушек. Если данные различия учитываются в образовательном процессе, то у преподавателей и студентов расширяются возможности достижения обоюдозначимых целей, поскольку педагог может дифференцированно подходить к организации обучения студентов (что позволяет достичь большей результативности), а обучающиеся получают возможность расширения своей когнитивной сферы средствами развития индивидуальных механизмов познания.

Мы считаем, что предложенный Л.Ю. Мухаметзяновой когнитивный диалог - это уникальный механизм, позволяющий решать нестандартные задачи в процессе педагогического взаимодействия. Такой диалог стимулирует становление эгалитарного (равноправного) типа взаимоотношений, в результате чего происходит обмен информацией, способствующий взаимообогащению и взаимовлиянию педагога и студентов. При этом все субъекты образования остаются независимыми личностями. В результате взаимодействия происходит изменение состояния субъектов образования за счет информационного прироста, т.е. средствами когнитивного диалога совершенствуется когнитивная сфера студентов [8].

В современной зарубежной педагогике появился феномен, учитывающий гендерные факторы (Gender responsive pedagogy - GRP) [9]. Этот вид педагогики наиболее характерен для стран Азии и Африки, поскольку они обладают наиболее низким порогом толерантности. Здесь организуются различные семинары, которые способствуют формированию толерантного мышления у педагогов. Они ориентированы, в первую очередь, на формирование комфортных условий для профессионального становления личности студента. Тренинговый формат работы по формированию толерантности также получил распространение в связи с интенсивностью формирования навыков.

Проблемой исследования взаимосвязи гендерных особенностей студентов-юношей и студентов-девушек с особенностями когнитивной сферы занимались отечественные (Л.В. Герасимчик, M.E. Пермякова, В.Я. Коваленко, О.С. Виндекер; Т.Н. Хорольская, Е.А. Погребняк [10; 11; 12]) и зарубежные (Namrata Upadhayay, Sanjeev Guragain Daniela Webera, Vegard Skirbekka, Inga Freunde, Agneta Herlitzd [13; 14]) исследователи. В работе Т.Н. Хорольской и Е.А. Погребняк обосновываются гендерные особенности, обусловленные функциональной асимметрией головного мозга человека. Авторы приходят к выводу, что развитая равнополушарность (равное функционирование обоих полушарий головного мозга) приводит к наиболее успешному обучению студентов (особенно в период увеличения интеллектуальных нагрузок) [12]. В работе М.Е. Пермяковой, В.Я. Коваленко и О.С. Виндекер рассматривается проявление такого когнитивного стиля мышления как аналитичность-холистичность у студентов-юношей и студентов-девушек, изученное на уровнях восприятия, мышления, мировоззрения [11].

В исследованиях, проведенных Daniela Webera, Vegard Skirbekka и др. представлены гендерные различия в соответствии с различиями в выполнении когнитивных функций. Так, была представлена гипотеза, что студенты-юноши лучше справляются с пространственными (ориентирование на местности) и математическими задачами, в то время как у студентов-девушек лучше развита эпизодическая память и более сформированы умения чтения [14]. Namrata Upadhayay, Sanjeev Guragain, Л.В. Герасимчик провели аналогичное исследование взаимосвязи гендерных особенностей и когнитивных функций.

Результаты отечественных и зарубежных ученых-исследователей противоречивы. Было установлено, что студенты-юноши и студенты-девушки могут одинаково успешно обучаться в «мужских» (технические и математические дисциплины) и «женских» (социально-гуманитарные дисциплины) сферах деятельности [10;13].

Цель исследования - достижение равнополушарного типа мышления у студентов-юношей с целью успешного освоения ими социогуманитарных дисциплин и у студентов-девушек для успешного освоения ими технических и математических дисциплин, а также развития андрогинности в поведении, чтобы успешно справляться с различными профессиональными и жизненными задачами.

Материалы и методы исследования.

При изучении внутренних гендерных ресурсов студентов-бакалавров I и IV курсов направления «Химическое образования» Института химии им. И.М. Бутлерова Казанского федерального университета для успешного обучения в высшей школе применялась диагностика по гендерному развитию Сандры Бем1. Была поставлена задача - сравнить уровень самооценки каждым студентом I и IV курсов своего гендерного потенциала и использовать полученные результаты в процессе проектирования и реализации учебных дисциплин.

Примененный опросник позволяет определять половые роли BSRI с целью определения степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, и соответственно тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный [4]. Опросник имеет 60 утверждений (качеств). Один балл начисляется за каждое совпадение.

Показатели фемининности (Р) и маскулинности (М) можно определить по формулам:

Р = (сумма баллов по фемининности): 20

М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс /Б определяется как /Б = (Р - М)*2,3.

При андрогинности основной индекс находится от -1 до +1.

Если меньше -1, речь идет о маскулинности.

Если больше +1 - о фемининности.

При ярко выраженной фемининности индекс /Б>+2,025, при ярко выраженной маскулинности /Б >-2,025

В опросе участвовали 22 студента первого курса, из них трое парней. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Результаты эмпирического исследования.

Из рисунка 1 видно, что у 18 человек из опрошенных 22 наблюдается не ярко сформированная андрогиния, т.е. оптимальное сочетание традиционно женских и

1 Диагностика по тендерному развитию https://infourok.ru/diagnostika-po-gendernomu-razvitiyu-1741262.html (дата обращения 13.12.2021)

мужских черт. Лишь у четырех студентов зафиксированы данные только о маскулинности, т.е. преобладание традиционно мужских черт, у них показатели основного индекса № составили -1,725, - 1,61, -1,38 и близкая цифра -0,805. Причем индекс /8, равный -1,725 принадлежит девушке. Лишь четыре девушки первого курса имеют индекса 18 выше нуля, характерный для феминности.

Рисунок 1. Распределение основного индекса К у студентов I курса.

Если рассмотреть подобный график после опроса студентов IV курса (рисунок 2), то для 26 человек из опрошенных 29 характерна андрогиния. И лишь у трех студентов индексы составили -1,38, - 1,265, -1,035.

Рисунок 2. Распределение основного индекса К у студентов VI курса.

Применение полоролевого опросника Сандры Бем позволило перестроить некоторые приемы работы со студентами во время занятий (особенно

практических), когда часто применяется парная формы работы. На основе полученных в седьмом семестре обобщенных данных по студентам четвертого курса была перестроена применяемая ранее методика изучения курса «Гендерная педагогика» в процессе его освоения в восьмом семестре.

Подмеченная нами в процессе экспериментирования у большинства опрошенных студентов тенденция к андрогинности подтверждает выводы западной социологии и социальной психологии. Именно андрогинность способствует приспособляемости к обстоятельствам, устойчивости к стрессам, убеждает в достижимости успехов в разных сферах жизни. Наличие таких качеств личности особенно актуально для будущих педагогов - учителей химии, которых готовит кафедра химического образования.

Выводы. Таким образом, в данном исследовании рассмотрены следующие аспекты:

1. Гендерная толерантность как феномен, способствующий достижению «гендерного равенства». «Гендерное равенство» становится возможным, если у студентов-девушек и студентов-юношей равные права в обучении, если педагог уделяет им равное внимание. На наш взгляд, гендерная толерантность способствует достижению эгалитарного (равноправного) диалога педагога со студентами. Отсюда следует, что когнитивный диалог является универсальным механизмом для когнитивного развития, т.е. совершенствования индивидуальных механизмов познания. Феномен «гендерная толерантность» и механизм «когнитивный диалог» способствуют успешному профессиональному становлению студентов, поскольку акцент делается на учете их гендерных особенностей и расширении когнитивных возможностей.

2. Достижение равнополушарното типа мышления - это задача обучения в высшей школе, поскольку при равнополушарном типе мышления одинаково хорошо усваиваются как социогуманитарные, так и технические дисциплины. Обучение студентов-юношей и студентов-девушек обладает комплиментарным характером; для формирования равнополушарного мышления педагогу следует развивать те умения и навыки, которые присущи противоположному полу. Педагогу следует сделать акцент на отличительных характеристиках: темп усвоения материала, объем подачи материала, степень самостоятельности в процессе выполнения задания, приоритетный тип задания, вид оценки.

3. Наличие черт андрогинности у личности предопределяет степень его успешности не только в учебной/ профессиональной деятельности, но и в жизни. Личность, обладающая развитой андрогинностью, легко переходит от чисто «мужских» занятий к «женским». Такая личность обладает хорошей приспособляемостью, высокой степенью стрессоустойчивости, активной жизненной позицией. Она, как правило, занимает позицию «победителя», при этом хорошо адаптируется в социуме, легко идет на контакт, обладает развитой эмпатией. Обучение с учетом поведения (маскулинность, фемининность, андрогинность) основывается на учете выделенных свойств характера и определении преимуществ андрогинных личностей.

Педагогический журнал Башкортостана. № 2 / 2022 Список источников

1. Кон И.С. Кризис бесполой педагогики // Грани познания. - 2010. - № 2 (7). - С. 1-3.

2. Мудрик, А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 175-181.

3. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. // Человек в системе наук. - Москва, Наука, 1989. - С. 171-189.

4. Скотт Дж. Гендер - полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования. 2000. - № 2(5). - С. 142-170.

5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. - 2-е изд. - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

6. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

7. Шустова Л.П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2. - С. 22-27.

8. Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивный диалог как человекообразующая стратегия образования // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 2. - С. 34-40.

9. Chapin J., SkovgaardM., Warne V. Integrating Gender Responsive Pedagogy into Higher Education: Our approach. England: International Network for International Network for Advancing Science and Policy, 2020. - 12 p.

10. Герасимчик Л.В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. - 2014. - № 6 (65). - С. 686-687.

11. ПермяковаМ.Е., Коваленко В.Я., Виндекер О.С. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.6.21

12. Хорольская Е.Н., Погребняк Т.А. Гендерные особенности функциональной асимметрии полушарий мозга и каналов восприятия учебной информации у 14-15-летних подростков // Научный результат. Физиология. - 2017. - Т.3, № 1. - С. 1-7.

13. Webera, D., Skirbekka, V., Freundc, I., Herlitz, A. The changing face of cognitive gender differences in Europe // PNAS. - 2014. - Vol. 111, No. 32. - P. 11173-1178.

14. Upadhayay N., Guragain S. Comparison of Cognitive Functions Between Male and Female Medical Students: A Pilot Study // Journal of clinical and diagnostic research, 2014. - No. 8 (6) . - Pр. 12-15.

15. Диагностика по тендерному развитию. - URL: https://infourok.ru/diagnostika-po-gendernomu-razvitiyu-1741262.html (дата обращения: 13.12.2021)

References

1. KonI.S. Krizis bespoloy pedagogiki [Crisis of sexless pedagogy]. Granipoznaniya = Edges of cognition. 2010; 2(3): 1-3. (In Russian)

2. MudrikA.O. O polorolevom (gendernom) podkhode v sotsial'nom vospitanii [About polorolevy (gender) approach in social education]. Narodnoe obrazovanie = National education. 2007; (5): 175-181. (In Russian)

3. Geodkyan V.A. Teoriya differentsiatsii polov v problemakh cheloveka [The theory of differentiation of sexes in problems of the person]. In: The person in the system of sciences. Moscow: Science, 1989. Pp. 171-189. (In Russian)

4. Scott G. Gender - poleznaya kategoriya istoricheskogo analiza [Gender is a useful category of the historical analysis]. Gendernye issledovaniya = Gender research. 2000; 2(5): 142170. (In Russian)

5. NemovR.S. Psikhologiya [Psychology]. Student book for higher ped. institutions. In 3 parts. Part 2. Education psychology. 2nd ed. Moscow: Education: VLADOS, 1995. 496 p. (In Russian)

6. Kognitivnaya pedagogika [Cognitive pedagogy]: manual / R.Kh. Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslennikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; edited by E.Yu. Levina. Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2020. 228 p. (In Russian)

7. Shustova L.P. Problema formirovaniya tolerantnosti starsheklassnikov na osnove gendernogo podkhoda v obrazovanii [Problem of formation of tolerance of senior schooler's on the basis of gender approach in education]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative projects and programs in education. 2010; (2): 22-27. (In Russian)

8. Mukhametzyanova L.Yu. Kognitivnyy dialog kak chelovekoobrazuyushchaya strategiya obrazovaniya [Cognitive dialogue as a human-forming strategy of education]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan pedagogical journal. 2021; (2): 34-40. (In Russian)

9. Chapin J., SkovgaardM., Warne V. Integrating Gender Responsive Pedagogy into Higher Education: Our approach. England: International Network for International Network for Advancing Science and Policy. 2020. 12 p. (In English)

10. GerasimchikL.V. Formirovaniye motivatsii i poznavatel'noy aktivnosti shkol'nikov -odin iz faktorov povysheniya uchebnoy uspeshnosti [Forming motivation and informative activity of school students as one of factors of increase in educational success]. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2014; 65(6): 686-687. (In Russian)

11. PermyakovaM.E., Kovalenko V.Ya., Vindeker O.S, Issledovaniye vzaimosvyazi kognitivnykh stiley i ikh osobennostey u yunoshey i devushek [Research of interrelation of cognitive styles and their features at young male-students and female-students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of science and education. 2019; No. 42(6): 251-261. (In Russian)

12. Khorol'skaya E.N., Pogrebnyak T.A. Gendernyye osobennosti funktsional'noy asimmetrii polushariy mozga i kanalov vospriyatiya uchebnoy informatsii u 14-15-letnikh podrostkov [Gender features of functional asymmetry of hemispheres of a brain and channels of perception of educational information at 14-15-year-old teenagers]. Nauchnyj rezul'tat. Fiziologiya = Scientific result. Physiology. 2017; 3(1): 1-7. (In Russian)

13. Webera D., Skirbekka, V. Freundc, I., Herlitz A. The changing face of cognitive gender differences in Europe. PNAS. 2014; 111(32): 1173-1178. (In English)

14. Upadhayay N., Guragai, S. Comparison of Cognitive Functions Between Male and Female Medical Students: A Pilot Study. Journal of clinical and diagnostic research, 2014; 8(6):

12-15. (In English)

15. Diagnostics on gender development. -URL: https://infourok.ru/diagnostika-po-gendernomu-razvitiyu-1741262.html (accessed: 13 December 2021). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Алсу Рауфовна Камалеева - подбор диагностического инструментария и апробирование опросной методики, анализ полученных результатов.

Александра Семеновна Кац - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Alsu R. Kamaleeva - choice of diagnostic tools and testing of questionnaire methodic, analysis of the received results.

Alexandra S. Kats - theoretical analysis of literature on research problem, article design.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 19.05.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 19.05.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.