Банковское дело
Удк 336.719
определение экономического капитала в интегрированной системе управления банковскими рисками: универсальный подход
В. В. МАНУЙЛЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Е-mail: vika-mv@mail. т Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт
В статье представлена интегрированная система управления банковскими рисками, сформулированы принципы и этапы ее построения. Одной из основных функций такой системы выступает определение экономического капитала. Разработана единая методика определения экономического капитала по существенным банковским рискам: кредитному, рыночному, операционному. Построенная интегрированная система управления банковскими рисками призвана существенно ускорить процесс адаптации к требованиям Базеля II, III и обеспечить сбалансированное развитие кредитной организации при оптимизации профиля принимаемых ею рисков.
Ключевые слова: интегрированная система управления, банковские риски, экономический капитал, риск-ориентированный подход, риск-ориентированный надзор, адаптированные модели.
Мировая тенденция в сфере риск-ориентированного надзора направлена на активизацию и использование банками собственных методик оценки рисков. Согласно концепции риск-ориентированного надзора необходимо идентифицировать все виды рисков, отслеживать их уровень, приемлемый для банка. Именно развитие риск-ориентированного подхода к банковскому надзору, учитывающего
риски, принятые каждым банком, и качество управления ими, обусловливает целесообразность внедрения интегрированных систем управления банковскими рисками. Все это свидетельствует об актуальности исследования данной проблемы.
Как свидетельствует практика, национальные системы управления банковскими рисками не носят интегрированного характера, не отвечают международным требованиям.
Интегрированная система управления банковскими рисками - четкий структурированный подход, объединяющий стратегию, процессы, персонал, технологии, опыт, знания и направленный на оценку и управление неопределенностями, возникающими в процессе работы каждого конкретного банка. Функции интегрированной системы управления банковскими рисками можно разделить на: 1) общие - участие в управлении банковской деятельностью путем интеграции с процессами планирования и стратегического управления, что обеспечивает повышение эффективности банковского бизнеса, реальное увеличение стоимости банка, упрочение репутации российских банков на иностранных рынках капитала, повышение их международного имиджа и др.;
2) специальные - развитие культуры риск-менеджмента, оптимизация затрат управления рисками, внедрение более жесткого процесса оценки рисков, соотнесение рисков с основными направлениями деятельности банка, оптимизация процесса распределения капиталов -определение экономического капитала и др. При риск-ориентированном подходе одной из основных функций интегрированной системы управления банковскими рисками выступает определение экономического капитала. Именно требование банковского надзора к кредитным организациям по созданию резерва капитала под ожидаемые потери и наличию собственного капитала для покрытия неожиданных потерь обусловливало необходимость определения экономического капитала. Величина экономического капитала рассчитывается в целях определения его адекватности для покрытия непредвиденных потерь от рисков, уже принятых на себя банками, либо рисков, которые банк обязался принять в будущем, т. е. в его расчет включаются статьи капитала, служащие резервом как ожидаемых, так и неожидаемых потерь. Экономический капитал (в отличие от регулятивного) - субстанция живая и подвижная:
- он рассчитывается на какой-то отдельный период и с определенной вероятностью;
- может меняться в зависимости от различных факторов - степени развития внутренних моделей, строгости требований регулятора и т. д. [1].
В интегрированной системе управления банковскими рисками основными способами определения экономического капитала выступают:
- структурированный подход, включающий отдельные методики для разных типов риска с последующим определением потребности в капитале;
- применение сложной и усовершенствованной системы, содержащей подходы с интегрированными корреляциями на основе сделки.
Для достижения эффективности функционирования интегрированные системы управления банковскими рисками можно разделить на две группы:
1) системы, интегрирующие управление существенными рисками (как правило, в большинстве кредитных организациях - это кредитный, рыночный, операционный риски);
2) системы, включающие управление прочими рисками.
Следует подчеркнуть, что большая роль в процессе организации интегрированного управления
банковскими рисками принадлежит технологиям (программному обеспечению). Рынок интегрированных решений управления банковскими рисками находится в стадии развития и поиска новых решений. Основные тенденции развития включают в себя разработку комплексных решений для управления существенными рисками. Главным сегментом этого рынка является определение экономического капитала в интегрированной системе управления банковскими рисками.
Однако, как показывают исследования, не все российские кредитные организации могут использовать дорогое программное обеспечение (программный комплекс «Финансовый риск-менеджер» и др.), что и обусловливает целесообразность разработки универсального подхода к построению интегрированной системы управления банковскими рисками и определения экономического капитала. Его универсальность состоит в использовании всеми банками (независимо от уровня развития) состава, структуры активов, параметров, методов оценки рисков.
В целях оптимизации затрат на внедрение интегрированных систем управления банковскими рисками необходимо, в первую очередь, концептуально доработать существующие системы управления банковскими рисками до соответствующего уровня. Речь идет о переводе системы из исходного (существующего) в новое (желаемое) состояние, которое отличается лучшими качественными характеристиками. Вместе с тем новая система должна образовываться на основе ценностей, адекватных международным стандартам (Базельские соглашения II, III). Введение такой системы предполагает вовлечение в этот процесс практически всех направлений и подразделений банка.
Для достижения результативности построение и функционирование интегрированной системы управления банковскими рисками должны осуществляться согласно следующим принципам.
1. Встроенность системы в общую структуру управления всей деятельностью банка и ее отдельными элементами согласно стратегии развития, масштабу, характеру совершаемых операций, поскольку только полная информация о рисках позволяет использовать и выдавать управленческую информацию для принятия решений, связанных с риском.
2. Базирование процесса управления рисками на потоковых методах управления, обеспечивающих:
- изучение формирования портфеля активов, пассивов в динамике, структуры активов за определенный промежуток времени;
- объединение в единое целое разнородных операций, деятельности всех подразделений банка, особенно ключевых организационных единиц.
В результате процесс управления рисками становится всеобъемлющим, взаимоувязанным, непрерывным.
3. Использование в процессе управления концепции стимулирующего реагирования. Менеджмент кредитных организаций в добавление к существующему набору традиционных способов управления, задаваемых требованиями регулятора, создает системы макро-и микроэкономических индикаторов существенных рисков - параметры, теоретически или эмпирически связанные с их уровнем [2].
4. Единство методологии оценки рисков - обеспечение сравнимости подходов к оценке капитала под риски. В интегрированной системе управления банковскими рисками возможно анализировать и сравнивать рыночный риск торгового портфеля с кредитным риском кредитного портфеля, оптимизировать совокупную величину, структуру капитала кредитной организации.
5. Высокая информационно-технологическая обеспеченность - соответствие информационных систем, технологий требованиям бизнеса. Необходимо, чтобы информационные системы своевременно обеспечивали качественное представление информации, их развитие должно предусматривать применение различных видов имитационного моделирования. Именно имитационная модель позволяет получать все исходные данные для расчета показателей рисков согласно Базельскому соглашению II, поскольку комбинируется с современными технологиями контроля за рисками [2].
Стратегия, при которой будет обеспечиваться реализация интегрированной системы управления банковскими рисками, должна быть направлена на поддержание рентабельности капитала при приемлемом уровне ликвидности. Ее основная задача -следование банком уравновешенной политике управления рисками (прибыль растет невысокими темпами, дивиденды невелики и, как правило, направляются на капитализацию).
Разработку и внедрение интегрированной системы управления банковскими рисками целесообразно осуществлять посредством алгоритмирования, поз-
воляющего схематически представить стадийность процесса, обеспечить основное этапное выполнение предложенных процедур (см. рисунок).
I этап. Анализ результативности функционирования системы управления банковскими рисками согласно рекомендациям Банка России [4]. В результате определяются отношения банка к риску, идеологии управления и контроля за рисками.
II этап. Установление общих целей и задач интегрированной системы управления рисками, а также стратегий их достижения. Такая система должна действовать в режиме реального времени.
Реализация задач существенно зависит от уровня развития систем управления рисками. При необходимости (введение альтернативных направлений деятельности, продуктов, новой стратегии развития, географическое расширение) они постоянно корректируются. К задачам общего характера системы управления банковскими рисками целесообразно отнести:
- выявление существенных банковских рисков;
- идентификацию ключевых индикаторов риска -определение областей (зон) риска, практических выгод и возможных негативных последствий для кредитной организации, связанных с этими зонами; рассмотрение внешних (внутренних) факторов, критериев рисковых ситуаций;
- мониторинг бизнес-процессов, структурных подразделений; составление каталога рисков по операциям, на которых в наибольшей степени концентрируются конкретные их факторы. Активным пользователем каталога является служба внутреннего контроля (СВК);
- анализ эффективности организационных единиц с учетом уровня риска;
- обеспечение комплексного и дифференцированного «обращения» с банковскими рисками.
Схема поэтапной разработки и внедрения интегрированной системы управления банковскими рисками:
- планирование мероприятий управления рисками;
- создание и развитие приоритетных инструментов управления рисками;
- всеобъемлющая оценка уровня совокупного банковского риска и связанных с ним возможных потерь капитала;
- сбор данных о случаях внутрибанковских потерь, их классификация согласно рекомендациям Базеля II [3];
Этапы внедрения интегрированной системы риск - менеджмента
Анализ результативности функционирования системы управления банковскими рисками
согласно рекомендациям Банка России
Установление общих целей и задач интегрированной системы управления рисками, а также стратегий
их достижения
Наделение органов управления полномочиями по контролю и управлению рисками
Трансформация организационной структуры (по необходимости)
Корректировка банковской политики управления рисками, обеспечение системы, ее иерархических уровней адекватным методическим материалом и его постоянная актуализация
Определение ресурсов, необходимых для достижения целей интегрированной системы управлению рисками, в рамках выделенного бюджета банка
Интерпретация подхода к реализации функции интегрированной системы управления банковскими рисками - определение экономического капитала
Реализация функции интегрированной системы управления банковскими рисками - определение _экономического капитала_
Постоянный контроллинг интегрированной системы управления банковскими рисками
9
Процесс алгоритмирования интегрированной системы риск-менеджмента
- проведение аллокации капитала по бизнес-подразделениям;
- построение структурных моделей бизнес-процессов для управления риском.
III этап. Наделение органов управления полномочиями по контролю и управлению рисками.
Банк России:
- установление разумных и приемлемых требований к системе управления банковскими рисками;
- развитие процесса управления рисками в банках, использование методик, базирующихся на современной концепции риска;
- оценка внутренних систем управления рисками и методик (при их появлении);
- проверка позиций по рискам;
- актуализация нормативной базы по вопросам управления рисками.
Совет директоров:
- несение ответственности за создание и функционирование систем управления рисками;
- утверждение и периодический пересмотр документов, устанавливающих стратегию, политику в области управления рисками;
- утверждение политики соотнесения видов
деятельности с бизнес-линиями при расчете капитала под риски;
- установление основных принципов управления риском, определяющих цели и задачи управления с учетом приоритетных направлений деятельности; методов выявления, оценки, мониторинга;
- понимание основных рисков, принимаемых банком, установление приемлемых их уровней;
- утверждение предельно допустимого совокупного уровня риска по банку и периодичность его пересмотра, политики ограничения рисков по всем видам деятельности;
- создание организационной структуры, отвечающей основным принципам управления;
- осуществление контроля за полнотой, периодичностью проверок службой внутреннего контроля за соблюдением основных принципов управления отдельными подразделениями и кредитной организацией в целом;
- контроль за разработкой исполнительными органами правил для соблюдения политики управления рисками, своевременностью выявления рисков, внедрения необходимых процедур управления ими, адекватностью определения их размера, деятельностью исполнительных органов по управлению риском;
- разработка мер обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств;
- отслеживание независимости функции аудита от процесса управления рисками;
- оценка эффективности управления риском;
- ответственность за результаты управления рисками, постоянный мониторинг его эффективности.
Исполнительные органы:
- несение ответственности за реализацию стратегии, политики, процедур банка, утвержденных советом директоров;
- разработка и принятие внутренних документов, определяющих правила, процедуры управления риском, с целью соблюдения основных принципов;
- разработка политики соотнесения видов деятельности с бизнес-линиями при расчете капитала под риски;
- поддержка организационной структуры, четко разграничивающей сферы ответственности, полномочий и отчетности;
- развитие процессов, призванных выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски;
- распределение полномочий, ответственности по управлению между руководителями подразделений различных уровней, осуществление эффективного делегирования полномочий и финансирование их необходимыми ресурсами, установление порядка взаимодействия, представления отчетности;
- предоставление сведений совету директоров об управлении рисками, материальных убытках;
- ответственность за результаты управления рисками, постоянный мониторинг их эффективности.
Служба внутреннего контроля:
- проведение на постоянной основе анализа эффективности используемых и разработка новых подходов, методов выявления, измерения, оптимизации уровня рисков;
- проверка периодичности, достоверности ведения базы данных. Периодичность проверок определяется частотой возникновения убытков, но не реже одного раза в год;
- контроль за соблюдением основных принципов управления рисками и оценка соответствия им при изменении или разработке новых нормативных внутрибанковских документов;
- регулярная оценка потенциальных потерь банка (стресс-тестирование), доведение ее результатов до сведения исполнительных органов и совета директоров;
- постоянное прогнозирование и определение рисков с учетом макроэкономических факторов;
- определение сущности и уровня риска, принимаемого банком;
- разработка процедуры соотнесения риска с уровнем капитала;
- аудит и контроль за информационными технологиями;
- декомпозиция риска на составляющие, образующие каталог рисков, для каждой из которых эмпирически или статистически определяется степень влияния на тот или иной источник риска;
- разработка и представление на рассмотрение исполнительным органам кредитной организации предложений по принятию мер, направленных на изменение уровня, структуры, в том числе по проведению хеджирующих или иных операций перераспределения рисков;
- повышение акционерной стоимости (распре-
деление капитала, рост прибыли на основе ценностно ориентированного управления).
Служба риск-менеджмента:
- регулирование управления рисками, взаимодействие со службой внутреннего контроля;
- координация ежедневного процесса управления рисками посредством установления лимитов, распределения собственного капитала и санкционирование операций;
- разработка, апробация методик определения и оценка рисков, внедрение мер, процедур, механизмов, технологий их ограничения, снижения;
- определение рисков на уровне функциональных подразделений и агрегирование результатов в оценку совокупного риска;
- разработка, тестирование и санкционирование применения методов, моделей оценки рисков;
- создание и ведение баз данных для целей риск-менеджмента;
- разработка и внедрение системы подготовки отчетов, направляемых совету директоров;
- формирование отчетов о состоянии индикаторов рисков;
- проверка совместимости, надежности и оперативности источников данных, используемых для определения рисков, экономического капитала;
- при необходимости корректировка применяемых подходов к оценке и пересмотр информационно-технологических систем;
- расчет экономического капитала в интегрированной системе управления банковскими рисками.
IV этап. Трансформация организационной структуры (по необходимости) должна происходить в направлении децентрализации и построения диви-зионально-функциональной структуры, поскольку только в ее среде возможно:
- структурировать направления банковского бизнеса;
- осуществлять независимую агрегированную оценку подверженности кредитной организации существенным рискам и соотнесение ее результатов с имеющимся капиталом;
- достичь максимальной эффективности.
Именно такая организационная структура
отвечает требованиям Базеля II. Одновременно необходимо создание на постоянной основе адаптивных организационных структур, в основе которых заложен механизм саморегулирования, предоставляющий возможности приспособления
к изменениям внешней среды. Для достижения достоверности и высокого уровня контроля преобразование структур целесообразно осуществлять посредством морфинга.
V этап. Корректировка банковской политики управления рисками, обеспечение системы, ее иерархических уровней адекватным методическим материалом и его постоянная актуализация. Следует подчеркнуть, что необходимо постоянное совершенствование процессов управления рисками:
- корректировка системы в соответствии с изменениями внутренних и внешних факторов;
- накопление и обмен знаниями в сфере управления рисками.
VI этап. Определение ресурсов, необходимых для достижения целей интегрированной системы управлению рисками, в рамках выделенного бюджета банка.
VII этап. Интерпретация подхода к реализации функции интегрированной системы управления банковскими рисками - определение экономического капитала.
Для его определения целесообразно использовать адаптированную вероятностную модель. Такая модель основывается на прогрессивных методиках определения риска, включающих вероятностное, статистическое моделирование и математическое программирование (оценка экономического капитала по усовершенствованным методикам, основывающимся на современной концепции риска). Она строится исходя из понимания экономического капитала как наибольшей величины непредвиденных возможных потерь на заданном горизонте времени, рассчитанной с определенным доверительным интервалом. То есть вероятностный характер модели обусловлен тем, что расчет капитала основывается на предполагаемой оценке будущих потенциальных убытков, при этом его основная функция заключается в покрытии существенных видов риска с требуемым уровнем доверия.
Ее можно идентифицировать:
- с точки зрения области использования - прикладная;
- по информации, применяемой для построения модели, - аналитическая;
- идентифицируемая (основана на ранее изученных и описанных в формально-теоретическом виде зависимостях, так и апостериорной информации - по результатам наблюдения данных конкретного объекта);
- с точки зрения степени использования типовых элементов - модель с формируемой структурой (ее создание носит сугубо индивидуальный, творческий процесс);
- по способу описания - модель, описанная математическими терминами и средствами Visual Basic for Applications - VBA [2].
Вероятностная адаптированная модель (VaR-adapt) должна исходить из следующих принципиальных положений.
1. Необходимость применения унифицированной методики оценки каждого из существенных рисков под капитал с целью единой алгоритмизации расчетов. Стандартно используемой мерой риска, особенно для развивающихся рынков, позволяющей, подобно общему знаменателю, приводить финансовые портфели, состоящие из различных активов, является VaR. Именно в VaR впервые интегрировано стоимостное, вероятностное и временное измерение риска. VaR - статистическая модель уровня потерь портфеля банка, измеряющаяся в денежном выражении. Данный уровень не будет превышен с заданной (доверительной) вероятностью а, при неизменности портфеля на протяжении всего рассматриваемого периода с учетом имеющегося предположения о характере поведения рынка. То есть рисковая стоимость VaR отражает максимально возможные убытки от изменения стоимости портфеля активов, что может произойти за определенный период времени с заданной вероятностью а его проявления.
При расчете максимальных потерь определяется комбинация факторов риска, способных потенциально принести убытки кредитной организации, их негативная динамика. Необходимо учитывать основные факторы рисков, классификацию событий, а также фактор их диверсификации. В моделях экономического капитала особое внимание должно придаваться допустимым значениям параметров. Их следует рассматривать как случайные величины, характеризующиеся распределением вероятностей и риском превзойти возможные значения. При определении рисковой стоимости целесообразно обеспечить наиболее точное прогнозирование и выявить границы возможного переоценивания (недооценивания) меры риска. Распределение риска преобразуется в величину требуемого капитала для его поддержания. В результате согласно целевому уровню финансовой прочности банка измеряется экономический капитал.
В нестабильных условиях целесообразно восстанавливать плотность распределения методами
стохастического моделирования Монте-Карло, поскольку, как правило, реальные распределения значений факторов рисков занижают VaR. Причем в дальнейшем развитие моделей практически ничем не ограничивается, обеспечивается высокая точность, практическая пригодность для разных портфелей, сложных финансовых инструментов и логическая понятность (убыток оценивается в каждом сценарии, затем по функции распределения выбирается максимально возможный); повышается вероятность учета новых тенденций.
2. Расчет VaR с учетом стрессовых условий обеспечивает наилучшее использование рисковой стоимости на практике, приобретая особую значимость в нестабильных экономических условиях [2].
3. Создавать и поддерживать информацию для вычисления параметров модели необходимо в информационной системе банка, хранилище данных. Наиболее распространенной является система RS-DataHaus. Эта система позволяет настраивать показатели различных методик, новых источников или видоизменять существующие, определять структуру их хранения и алгоритмы формирования, а также предоставляет пользователям средства для отображения данных. Необходимо отметить, что интегрированная система управления рисками неразрывно связана с управленческой отчетностью, методиками и процедурами ее составления и с информационными системами, используемыми банками.
4. Технология вычисления VaR - интеграция Excel-VBA (надстройки MS Excel «моделирование Монте-Карло» и «датчики случайных чисел»).
5. Определение итоговой рисковой стоимости капитала.
Следует подчеркнуть, что при построении моделей необходимо учитывать риск неадекватности (модельный риск), обусловленный, как правило, следующими факторами:
- неправильное описание, применение модели;
- неверная реализация ее алгоритма;
- ошибки, связанные с получением, обработкой рыночных данных, базирующихся на нереалистических предположениях, лежащих в основе модели.
Модельный риск хеджируется посредством стресс-тестирования через сценарный анализ событий, остающихся за рамками стандартных моделей риска, а резерв капитала против такого риска должен покрывать потенциальные потери. Этот подход к определению экономического капитала позволяет
объединить технологии, предоставляющие реальные результаты для бизнеса, современную концепцию риска (в части методик оценки) и человеческий фактор, обеспечивающий успех преобразований.
6. Раскрытие информации по модели. Данные по ней должны представляться четко, компактно, прозрачно и наглядно. Раскрытию подлежат сбалансированные качественный и количественный компоненты. Требуются ясное и существенное описание процессов риск-менеджмента, идентификация элементов капитала, описание основных характеристик его эмитированных инструментов. Ежеквартально в число публикуемых сведений необходимо включать факторы риска, анализ принципов управления каждым фактором (наличие рабочих групп, комитетов, типы лимитов и пр.).
VIII этап. Реализация функции интегрированной системы управления банковскими рисками -определение экономического капитала.
Значимость существенных рисков, под которые определяется экономический капитал, должна подтверждаться практическими исследованиями. Для исследуемых кредитных организаций, имеющих разные возможности реализации интегрированной системы управления банковскими рисками, такими рисками выступают:
- кредитный;
- рыночный;
- операционный.
Интерпретация концепции VaR при определении капитала по кредитному риску. В идеологии VaR кредитный риск рассматривается как максимально возможный убыток кредитного портфеля для заданной доверительной вероятности на определенном интервале. Максимальные потери разделяются на ожидаемые и неожидаемые Credit VaR = VaRa - EL, где VaRa - максимальные потери;
EL - ожидаемые потери.
Очевидно, что при оценке кредитного риска необходимо рассматривать его с двух позиций: ожидаемых EL и неожидаемых UL потерь, раскрытие которых определяет содержание соответствующей концепции. Ожидаемые потери обусловлены невозвратом ссуд единичных заемщиков за длительный промежуток времени. Они являются неизбежными: их величина зависит от размера денежных требований по кредитному продукту и вероятности дефолта соответствующей кредитной позиции. Вероятностные ожидаемые потери распознаются в цене кредита,
а более точное их определение потребует меньшей суммы резерва. То есть данные потери не должны напрямую покрываться за счет собственного капитала банка. После определения ожидаемых убытков неопределенность заключается в непредвиденных потерях. Если разница между предстоящими убытками и их ожидаемым значением окажется нулевой или отрицательной, то экономическая концепция капитала теряет свою актуальность. Однако в нестабильных ситуациях всегда существует убывающая вероятность наступления убытков, превышающих ожидаемые. Непредвиденные потери (в отличие от ожидаемых) - значительны, вероятность их возникновения невысокая, а размер определяется по всему кредитному портфелю, субпортфелям [2].
Модификация методики VaR для определения экономического капитала по кредитному риску осуществляется по следующим направлениям:
- эмпирическое распределение вероятностей возможных потерь кредитного портфеля;
- построение функции распределения потерь;
- интерпретация результатов.
Эмпирическая функция потерь - функция распределения будущей величины ожидаемых потерь (создаваемых резервов), оцениваемых по функции распределения вероятности дефолта каждого заемщика. Для ее получения используется модель с риск-параметрами - сумма задолженности, процентная ставка, срок до погашения, вероятность дефолта.
Рассматривается кредитный портфель, состоящий из С кредитов (заемщиков) {5, I. Н РВ }, где ] - порядковый номер кредита в портфеле, ] = 1...С;
Sj - непогашенная сумма]-го кредита;
г - процентная ставка;
Н] - срок до погашения, на который резервируются ожидаемые потери;
PDj - годовая вероятность невозврата.
Основная задача построения модели капитала под кредитный риск состоит в оценивании функции распределения убытков кредитного портфеля. Вид функции распределения L - случайная величина, представляющая собой сумму дискретных случайных величин, также является дискретной. Ь имеет дискретное распределение Бернулли (вернут - не вернут). Моделируется событие, когда заемщик не возвращает кредита в течение срока до погашения. При этом случайная величина Ь не относится к какому-либо известному классу распределений.
Для учета нестабильных условий значения факторов риска моделируются методом Монте-Карло с помощью датчика случайных чисел на языке программирования VBA, выдающего число случайных состояний портфеля. В модели случайной величиной выступает вероятность дефолта. Временной горизонт модели - 1 год (срок удержания ссуд в портфеле, минимальный период, на протяжении которого возможно реализовать их на рынке). Именно за год собирается достаточно полная информация обо всех заемщиках. Более короткие сроки обусловливают большую изменчивость показателей. Предусматривается, что при неприемлемом увеличении риска в течение этого времени банк будет иметь возможность управлять им путем сокращения подверженности риску или наращивания экономического капитала. Глубина периода расчета кредитного VaR - 1 год, предварительно изучалась динамика показателей за 6 лет. Уровень доверия определяется качеством кредитного портфеля. Аналитические результаты 10 000 экспериментов Монте-Карло позволили построить эмпирическую функцию распределения потерь и определить экономический капитал.
В отношении раскрытия информации необходимо помнить следующее: по модели обязательному раскрытию подлежат величина резерва на возможные потери по ссудам за весь период наблюдения по категориям заемщиков, уровням риска, кредитный VaR с указанием подхода к управлению риском.
Рыночный риск в идеологии VaR - максимально возможные убытки по открытым позициям процентных, валютных и долевых инструментов, подверженных изменению (общие и специфические) рыночных ставок и цен в течение определенного периода при заданном уровне доверительной вероятности.
Основой расчета VaR портфеля является величина, отражающая относительное изменение его стоимости. Все риск-факторы, характеризующие стоимость портфеля, обусловленные неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, сводятся к интегральному экономическому показателю. Для определения единого коэффициента риска изучались состав и структура торгового портфеля российских банков. В результате установлено, что измерителем VaR целесообразно считать показатель доходности, характеризуя при этом рыночный риск как возможность отклонения доходности за пределы интервала установленного диапазона - отрицательный диапазон.
Следовательно, при определении капитала под рыночный риск в качестве случайной переменной принимается доходность финансового инструмента (долговые ценные бумаги - доходность к погашению, долевые -доходность, превышающая безрисковую ставку 1 %). То есть мерой риска - наибольшего ожидаемого убытка выступает волатильность доходности.
Временной горизонт, как правило, выбирается исходя из реального срока нахождения финансового инструмента в портфеле, на протяжении которого можно закрыть позиции без существенного убытка, поскольку именно в пределах этого времени трейдеры не способны снизить потери. Он измеряется числом рабочих или торговых дней. Эффективный период наблюдения должен составлять не менее 1 года (250 торговых дней), увеличение глубины ретроспективы положительно влияет на точность расчета [2].
Модель капитала под рыночный риск (в отличие от кредитного, операционного) характеризуется относительно коротким временным интервалом. Выбор месячного VaR обусловлен тем, что большинство краткосрочных эффектов «возврата к среднему» процентных ставок обычно происходит в пределах 1 мес. Для обеспечения сопоставимости расчетов с кредитным, операционным VaR величина рыночного VaR переводится в годовое исчисление путем масштабирования.
На практике, определяя капитал под рыночный риск, отходят от классификации потерь по экономическому признаку, полагая, что ожидаемые потери возникают в условиях нормальной конъюнктуры рынка и оцениваются статистически с помощью стандартных Ю^моделей, а непредвиденные убытки реализуются при рыночных кризисах, масштаб которых определяется стресс-тестированием. Оба вида потерь вследствие рыночного риска (в отличие от кредитного риска) при отсутствии хеджирования остаются на удержании банка и требуют резервирования капитала. Причем считается, что непредвиденные потери, оцененные с требуемым уровнем доверия, могут превысить ожидаемые в определенное количество раз.
В процессе определения рыночного VaR методом Монте-Карло имитируется большое число возможных сценариев развития ситуации и определяется изменение для каждого результата моделирования. Все значения показателей, подчиненные каким-либо закономерностям, связанным с факторами фундаментального анализа, исключаются
из анализируемой совокупности. Относительно раскрытия информации: по модели раскрытию подлежит величина прогнозируемого убытка и резервируемого под него капитала.
Операционный VaR (неожидаемые потери) определяется методом Монте-Карло как разности между 99,9 % перцентиля распределения потерь и соответствующим средним значением на временной горизонт 1 год.
Степень детализации раскрываемой информации по модели должна соответствовать характеру, масштабам деятельности кредитной организации и позволять участникам рынка оценить качество системы управления операционными рисками с указанием результатов оценки альтернативными методами [3].
Поскольку капитал, полученный по альтернативным вероятностным моделям, определялся по единому алгоритму с целью расчета совокупного размера экономического капитала, справедливо суммировать его величину по каждому из существенных видов рисков (табл. 1)
RC = CRC + MRC + ORC, где CRC - экономический капитал по кредитному риску;
MRC - экономический капитал по рыночному риску;
ORC - экономический капитал по операционному риску.
Итак, в интегрированной системе управления банковскими рисками стало возможным получить сопоставимые оценки по существенным видам риска и агрегировать их. Интегрирует в себе величину принимаемого риска, степень склонности к нему собственников и менеджмента кредитной организации
Определение экономического капитала
экономический капитал, для определения которого по каждому из существенных видов риска используется подход «снизу вверх». В одном показателе интегрируются оценки существенных рисков (рыночный, кредитный, операционный). Впоследствии экономический капитал можно размещать «сверху вниз» - по приносящим доход бизнес-направлениям с учетом эффектов диверсификации риска внутри банковского портфеля. Такие методы обеспечивают единый подход к оценке риска и доходности по всем бизнес-подразделениям. Таким образом, на каждое структурное подразделение приходится капитал под риск в рамках совокупного банковского риска, и в результате рассчитывается экономический капитал. Для несущественных рисков, по которым не определяются требования к капиталу, устанавливаются лимиты капитала для их покрытия.
В структуре совокупного экономического капитала наибольший удельный вес приходится на капитал под операционный риск - более 50 %. Экономический капитал по операционному риску в течение 1 года с вероятностью 99,9 % не превысит:
- в ОАО «Банк «Петрокоммерц» 5 966 827 тыс. руб.;
- в ОАО «Московский индустриальный банк» -2 830 004 тыс. руб.;
- в ОАО «Ставропольпромстройбанк» -327 888 тыс. руб.;
- в ОАО КБ «Евроситибанк» - 140 703 тыс.
руб.
В ОАО «Банк «Петрокоммерц» непредвиденные убытки по кредитному риску могут превысить 2 983 301 тыс. руб. с вероятностью 0,1 %. Капитал под кредитный риск ОАО «Московский индустриальный банк», полностью компенсирующий
Таблица 1
в интегрированной системе управления ли рисками
Показатель ОАО «Банк «Петрокоммерц» ОАО «Московский индустриальный банк» ОАО «Ставропольпромстройбанк» ОАО КБ «Евроситибанк»
тыс. руб. % тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб.
Совокупный эконо- 10 365 385 100 4 748 811 100 556 517 100 254 616 100
мический капитал,
всего
В том числе:
- по кредитному 2 983 301 28,8 1 264 026 26,6 38 332 6,9 29 399 11,5
риску
- по рыночному 1 415 257 13,7 654 781 13,8 190 297 34,2 84 514 33,2
риску
- по операционному 5 966 827 57,5 2 830 004 59,6 327 888 58,9 140 703 55,3
риску
Таблица 2
Определение коэффициента непредвиденных потерь в интегрированной системе управления банковскими рисками
Показатель ОАО «Банк «Петрокоммерц» ОАО «Московский индустриальный банк» ОАО «Ставропольпромстройбанк» ОАО КБ «Евроситибанк»
Коэффициент непредвиденных потерь, в целом по банку 0,7488 0,7987 0,6401 0,6871
Коэффициент непредвиденных потерь по кредитному риску 1,6706 3,3622 3,6576 1,4665
Коэффициент непредвиденных потерь по рыночному риску 0,8151 0,9528 0,7355 0,8035
Коэффициент непредвиденных потерь по операционному риску 0,5797 0,5803 0,5557 0,5818
убытки, превышающие ожидаемые с уровнем вероятности 98,5 %, составляет 1 264 026 тыс. руб. ОАО «Ставропольпромстройбанк» имеет экономический капитал по кредитному риску в размере 38 332 тыс. руб., а ОАО КБ Евроситибанк» - 29 399 тыс. руб. В банке «Петрокоммерц» экономический капитал по рыночному риску не превысит 1 415 257 тыс. руб. с вероятностью 99,9 %. Рыночный VaR портфеля Московского индустриального банка составит 654 781 тыс. руб., Евроситибанка - 84 514 тыс. руб. В ОАО «Ставропольпромстройбанк» ожидаемые убытки по рыночному риску могут превысить 190 297 тыс. руб. с вероятностью 5 %.
IX этап. Постоянный контроллинг интегрированной системы управления банковскими рисками.
Контроллинг за эффективностью внедрения интегрированной системы управления рисками необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- контроль за существующими рисками согласно их значимости для банка, вновь возникающими рисками;
- оптимизация процессов контроля (организационной структуры и мониторинга).
В концепции риск-ориентированного надзора в целях контроля за рисками следует учитывать значения коэффициента непредвиденных потерь у в целом по банку и каждому виду риска (табл. 2), устанавливающего связь неожидаемых и ожидаемых потерь:
у = иЬ / EL.
Очевидно, что если уровень рисков превышен, то необходимо увеличить резервы под ожидаемые потери и выяснить, защищен ли банк от непредвиденных потерь соответствующими резервами капитала. В свою очередь менеджменту кредитных
организаций следует больше внимания уделять планированию ожидаемых и неожидаемых потерь в интегрированной системе управления банковскими рисками.
Расчеты свидетельствуют, что кредитные организации увеличивают резерв, формируемый против потерь по операционному риску, региональные банки - в большей степени - по рыночному риску. При этом общий коэффициент непредвиденных потерь не превышает 1.
Следует подчеркнуть, что реализация в интегрированной системе управления банковскими рисками функции определения экономического капитала способствует внедрению стандартов Базеля II, III. Предложенные процедуры построения адаптированных моделей экономического капитала базируются на основной идее Базеля II - использование содержательно новых подходов оценки рисков, ориентированных на современную финансовую практику и математические методы, на базе внутрибанковской статистики. Это в конечном итоге будет способствовать развитию риск-ориентированного надзора.
Список литературы
1. Мануйленко В. В. Совершенствование системы управления банковскими рисками как основы определения экономического капитала // Финансы и кредит. 2010. № 37.
2. Мануйленко В. В. Концепция экономического капитала коммерческого банка // Финансы и кредит. 2011. № 13.
3. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала. Базельский комитет по банковскому надзору. М.: Банк международных расчетов. 2004.
4. Об оценке экономического положения банков: указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У.