Научная статья на тему 'Определение эффективности разработанной программы «Здоровей-ка» по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста'

Определение эффективности разработанной программы «Здоровей-ка» по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
416
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / HEALTH PROGRAM / SPORT AEROBICS / CORRECTION OF BEARING / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Марина Владимировна

В настоящее время все более острой становится проблема ухудшения здоровья детей школьного возраста. С целью улучшения здоровья и коррекции осанки девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, была разработана программа «Здоровей-ка», включающая упражнения лечебной физической культуры, шейпинга, фитбол-гимнастики, стрейчинга и оздоровительного плавания. Было проведено определение эффективности данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the Effectiveness of «Zdorovey-ka» Sport Aerobics Program for Junior Schoolchildren

The problem of schoolchildren's health declining becomes more and more acute nowadays. «Zdorovey-ka» program has been worked out for the junior schoolgirls doing sports aerobics in order to improve their health and to correct their bearing. This program includes exercises of medical physical culture physical training, shaping, fitbol, gymnastics, stretching and fitness swimming. The effectiveness of the given program has been determined.

Текст научной работы на тему «Определение эффективности разработанной программы «Здоровей-ка» по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста»

УДК 796.41(075)

ББК 75.69я73

Тарасова Марина Владимировна

преподаватель

кафедра теории и методики зрелищных видов спорта и восточных единоборств Башкирский институт физической культуры (филиал)

Уральский государственный университет физической культуры

г. Уфа

Tarasova Marina Vladimirovna

Lecturer

Chair of Theory and Methodology of Theoric Sports and Oriental Combats Bashkir Institute of Physical Training (Branch)

Ural State University of Physical Training Ufa

Определение эффективности разработанной программы «Здоровей-ка» по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста Defining the Effectiveness of «Zdorovey-ka» Sport Aerobics Program for Junior

Schoolchildren

В настоящее время все более острой становится проблема ухудшения здоровья детей школьного возраста. С целью улучшения здоровья и коррекции осанки девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, была разработана программа «Здоровей-ка», включающая упражнения лечебной физической культуры, шейпинга, фитбол-гимнастики, стрейчинга и оздоровительного плавания. Было проведено определение эффективности данной программы.

The problem of schoolchildren’s health declining becomes more and more acute nowadays. «Zdorovey-ka» program has been worked out for the junior schoolgirls doing sports aerobics in order to improve their health and to correct their bearing. This program includes exercises of medical physical culture physical training, shaping, fitbol, gymnastics, stretching and fitness swimming. The effectiveness of the given program has been determined.

Ключевые слова: оздоровительная программа, спортивная аэробика, коррекция осанки, младший школьный возраст.

Key words: health program, sport aerobics, correction of bearing, junior school age.

Важнейшее социальное и нравственное значение сохранения здоровья детского населения требуют поиска путей его укрепления в процессе жизнедеятельности. Факты свидетельствуют о том, что в последнее время происходит ухудшение физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, нарушения двигательных навыков и вегетативных функций всех слоев населения вследствие отрицательных последствий научно-технического прогресса, гипокинезии, неблагоприятных экологических факторов и т.д.

По данным многих научных исследований, заболевания костномышечной системы, основную долю которых составляют нарушение осанки разной степени выраженности, являются наиболее частыми видами нарушений здоровья у детей младшего школьного возраста [2, 3, 4, 5]. Установлено, что даже незначительные виды нарушения осанки, уже могут оказывать негативное влияние на функции других органов и систем организма [8]. Дети с выраженными видами нарушения осанки могут иметь отклонения в деятельности органов грудного и брюшного отделов - сердца, легких, печени и т.д. У таких детей отмечается в целом снижение общей сопротивляемости организма, более частые простудные заболевания.

По мнению многих авторов, лишь двигательная активность является универсальным средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики инвалидности и обеспечения здорового образа жизни. Многочисленные исследования, как в нашей стране, так и за рубежом убеждают, что занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие практически на все системы организма и являются весьма эффективным средством профилактики различных заболеваний [1]. Физические занятия, оказывая общее профилактическое воздействие на организм человека и повышая уровень его здоровья, способствуют повышению сопротивляемости организма вредным воздействиям среды, мобилизуют его резервные возможности, повышают иммунитет.

На основе анализа научно-методической литературы и использования собственного педагогического опыта автором разработана оздоровительная программа «Здоровей-ка», включающая упражнения лечебной физической культуры, шейпинга, фитбол-гимнастики, стрейчинга и оздоровительного плавания [6, 7].

Данная программа впервые была применена в деятельности МОУДОД СДЮШОР № 15 Ленинского района ГО г.Уфа на учебно-тренировочных занятиях по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста и направлена на коррекцию нарушений осанки, улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности и работоспособности детей.

Организация и методы исследований:

В работе использовались антропометрические, клинико-физиологические методы, а также методы математической статистики.

При анализе состояния здоровья девочек младшего школьного возраста по данным медицинского осмотра специалистами республиканского врачебнофизкультурного диспансера (форма 061/у) выявлялось наличие хронических заболеваний, функциональных нарушений (в том числе нарушений состояния осанки), степени сопротивляемости организма к простудным заболеваниям (кратность острых простудных заболеваний по обращаемости за прошедший год). Девочки с установленным нарушением осанки, занимающиеся спортивной аэробикой первый год, составили 2 группы со сходными показателями заболеваемости: первая группа (п=32) - контрольная (КГ) и вторая (п=32) -основная (ОГ).

Определение эффективности разработанной оздоровительной программы «Здоровей-ка» проведено на основе сравнительного анализа показателей состояния осанки, уровня здоровья, физического развития, физической подготовленности, по анализу опроса и анкетирования матерей. Проводилось также сравнительное исследование функционального состояния девочек, занимающихся по обычной учебно-тренировочной программе по спортивной аэробике и занимающихся по программе «Здоровей-ка» до начала и после окончания учебного года по анализу результатов адаптационного потенциала их сердечно-сосудистой системы по Р.М. Баевскому (2000), характеристике общей работоспособности по результатам Гарвардского степ-теста.

Результаты исследований

Учебно-тренировочные занятия в основной группе проводились по типовой программе дополнительного образования детей по спортивной аэробике.

Занятия в основной группе проводились с использованием оздоровительной программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста по спортивной аэробике - «Здоровей-ка», разработанной с целью улучшения здоровья и коррекции осанки.

После работы по программе «Здоровей-ка» в конце учебного года в основной группе общая заболеваемость достоверно снизилась с 87,5 % случаев до 62,5 % случаев, что было достоверно ниже показателей заболеваемости в конце учебного года в контрольной группе. Анализ результатов опроса матерей в конце года выявил значительно меньшее количество жалоб на состояние здоровья у детей, занимавшихся в течение года по оздоровительной программе «Здоровей-ка».

Сократилось число родителей данной группы девочек, которые считали, что их дети утомляются и переутомляются в школе вследствие большого количества информации, которую требуется усвоить. Менее трети матерей детей данной группы отметили у своих детей повышенную утомляемость после школьных занятий.

Таблица 1

Заболеваемость девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, до и после занятий по программе «Здоровей-ка», %

Все неинфекционные заболевания, в том числе: Контрольная группа (п=32) Основная группа (п=32) р

Абс. % Абс. %

БОП 1 12 37,5 11 34,4* -

2 13 40,6 6 18,8 р=0,0405

ВДП 1 3 9,4 3 9,4 -

2 1 12,5 3 9,4 -

Неврозы 1 7 21,9 6 18,8 -

2 6 18,8 4 12,5 -

болезни аллергической природы 1 3 9,4 1 3,13 -

2 3 9,4 1 3,1 -

Артериальная гипо- и гипертензия 1 2 6,3 3 9,4 -

2 3 9,4 1 3,1 -

Прочие 1 3 9,4 2 6,3 -

2 3 9,4 2 6,3 -

Всего 1 30 93,8 26 81,3 -

2 29 90,6 17 53,3* =0,0000

Примечание: р - уровень статистической значимости между группами; 1 - до занятий по программе, 2 - после занятий по программе, * - значимость различий между группами.

Для сравнительной характеристики осанки у девочек младшего школьного возраста основной и контрольной группы, занимающихся спортивной аэробикой, в конце года проводилось определение

антропометрических показателей, свидетельствующих о степени отклонения осанки.

Сравнение антропометрических показателей, характеризующих состояние осанки у девочек, занимающихся спортивной аэробикой, выявило у 59,4% (19 человек) девочек основной группы в конце учебного года достоверное улучшение осанки.

По результатам определения антропометрических показателей в контрольной группе произошло улучшение осанки у 6 человек (18,8 %), что достоверно ниже результатов основной группы.

2 ,

1

с

£

&

|_

1 , 0

Рис.1 Динамика улучшения состояния осанки девочек младшего школьного возраста до и после занятий по оздоровительной программе

«Здоровей-ка»

Примечание: 1 -основная группа; 2 - контрольная группа.

Для оценки уровня физического развития девочек контрольной и основной группы, имеющих нарушения осанки, после завершения программы исследований проводилось сравнительное изучение весо-ростового индекса Кетле, показателя роста по центильной характеристике и показателя крепости телосложения по Пинье в динамике.

При определении весо-ростового индекса Кетле средний показатель для девочек основной группы составил 16,04±0,22. Аналогичные измерения в группе контроля выявили средний результат - 16,61±0,25. Достоверной разницы данного показателя после завершения эксперимента не установлено.

При измерение показателя роста по центильной характеристике у девочек с нарушениями осанки в конце учебного года было установлено, что данный средний показатель в основной группе девочек составлял 129,25±0,63. У

60

%

120

девочек группы контроля данный результат был примерно таким же -132,31±0,86, что свидетельствует о сходности их физического развития.

Показатель крепости телосложения по Пинье выражавший разницу между ростом стоя, суммой массы тела и окружностью грудной клетки, в основной группе после завершения программы составлял 36,79±0,94, в группе контроля он определялся как 41,01±0,22. При сравнении с оценочной шкалой, было установлено, что в основной группе данный показатель был достоверно лучше.

Таблица 2

Физическое развитие девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, до и после занятий по программе «Здоровей-ка» (М±т)

Показатели Основная группа (п =32) Контрольная группа (п=32) р

Весо-ростовой индекс Кетле 1 16,04±0,22 16,54±0,32 -

2 16,54±0,21 16,64±0,25 -

Показатель роста 1 127,41±0,63 128,86±0,7 -

2 129,25±0,63 132,19±0,84 =0,0132

Крепость тело-сложения по Пинье 1 40,40±0,98 40,17±0,74 -

2 34,79±0,94* 40,88±0,75 =0,0016

Примечание: р - уровень статистической значимости между группами, 1 - до занятий по программе; 2 - после занятий по программе.

Для определения уровня физической подготовленности среди девочек, с нарушением осанки контрольной и основной групп, проводилось 4 теста -отжимание в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища и наклон туловища вперед.

Таблица 3

Физическая подготовленность девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, до и после занятий по программе

«Здоровей-ка» (М±т)

Группы наблюдения

Основная группа (п =32) Контрольная группа (п=32) р

ОУФП 1 0,07±0,02 0,06±0,02 -

2 0,53±0,03* 0,31±0,02* р=0,000

Примечание: где р - уровень статистической значимости между группами,* - показатель достоверности различий между группами после окончания занятий по программе «Здоровей-ка», 1 -до занятий по программе, 2 - после занятий по программе.

Полученные результаты показали, что после завершения учебного года, девочки, занимающиеся спортивной аэробикой по программе «Здоровей-ка», имеют более высокий уровень физической подготовленности практически по всем определяемым показателям.

Для оценки эффективности оздоровительной программы «Здоровей-ка» проводилось изучение общего функционального состояния девочек контрольной и основной группы в конце учебного года по анализу результатов адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по Р.М. Баевскому (2000), характеристике общей работоспособности по результатам Гарвардского степ-теста.

Таблица 4

Общее функциональное состояние девочек младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, до и после занятий по программе

«Здоровей-ка» (М±т)

Группы наблюдений АПСС (в баллах) ИГСТ (в баллах)

До занятий по программе

Основная группа (п =32) 1,62±0,01 72,89±0,10

Контрольная группа (п=32) 1,61±0,02 72,95±0,09

р р =0,777 р =0,762

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После занятий по программе

Основная группа (п =32) 1,88±0,01 72,92±0,10

Контрольная группа (п=32) 2,14±0,05 83,45±0,15

р р =0,000* р =0,000*

Примечания. * - показатель достоверности различий между группами

Установлено, что у девочек основной группы в конце учебного года

достоверно возросла доля детей с высоким уровнем общей работоспособности,

у детей контрольной группы данные показатели практически не изменились

(р<0,05).

Таким образом, эффективность разработанной оздоровительной программы дополнительного образования по спортивной аэробике «Здоровей-ка» подтверждается улучшением состоянием здоровья, физической

подготовленности, общего функционального состояния.

1. В основной группе после занятий по программе «Здоровей-ка» выявлено снижение показателей общей заболеваемости (53,3% вместо 81,3% до начала занятий по программе, р<0,01), показателя болезней органов пищеварения (18,8% вместо 40,6% , р<0,05).

2. У 59,4% (19 человек) девочек основной группы после реализации разработанной авторской программы «Здоровей-ка» статистически достоверно улучшились показатели осанки (в контрольной группе - 18,8%, р<0,05).

3. У девочек основной группы выявлены достоверно лучшие функциональные показатели деятельности организма по результатам определения АПССС по Р.М.Баевскому и результатам ИГСТ в конце учебного года.

Библиографический список

1. Дмитриев, В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию. Монография. [Текст] // М.: Издательство ВНИИФК.: 2001. 240 с.

2. Нарскин, Г.И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / Г.И. Нарскин // Теория и практика физической культуры . - 2002. - №4. - С. 60-61.

3. Невзоров, А.В. Методика коррекции нарушений осанки младших школьников средствами физических упражнений и массажа [Текст]: автореф. канд. пед. наук.- М.- 1999.20 с.

4. Пенькова, И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Пенькова // Теория и практика физической культуры . - 2006. - №2. -С. 53 -57.

5. Поликарпова, О.А. Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики у детей младшего школьного возраста на основе индивидуального подхода [Текст]: автореф. канд. пед. наук.- С.-Пб.- 2007.- 24 с.

6. Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Потапчук, Г.Г. Лукина. - СпбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - 1999.- 80 с.

7. Фирилева, Ж.Е. Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец. Учебное пособие. [Текст] / Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. - Спб. - «Детство-пресс». - 2007. - 384 с.

8. Юрлова, Е.С. Морфофункциональные особенности развития и адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения. [Текст]: автореф. биол. наук.- Нижний Новгород.- 2009.- 23 с.

Bibliography

1. Dmitriev, V.S. Introduction to Adaptive Physical Rehabilitation: Monograph [Text]. -Moscow: Publishing House of VNIIFK, 2001. - 240 p.

2. Firileva, Zh.E. Fitness Dance. Therapeutic and Prophylactic Dance: Textbook [Text] / Zh.E. Firileva, E.G. Saykina - SPb.:Childhood Press, 2007. - 384 p.

3. Narskin, G.I. Prevention and Correction of Abnormalities in the Locomotor System of Preschool and School Children [Text] / G.I. Narskin: Theory and Practice of Physical Culture. -2002. - № 4. - P. 60-61.

4. Nevzorov, A.V. Correction Methods of Junior Schoolchildren’s Fault in Posture by Means of Physical Exercises and Massage [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.- M., 1999 . -20 p.

5. Penkova, I.V. Preschool Children’s Musculoskeletal System Condition [Text] / I.V. Penkova: Theory and Practice of Physical Training. - 2006. - № 2. - P. 53 -57.

6. Polikarpov, O.A. Primary Schoolchildren’s Incorrect Bearing Prevention by Means of Gymnastics on the Basis of Individual Approach [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.- St.-Petersburg - 2007 . - 24 p.

7. Potapchuk, A.A. Fitbol Gymnastics at Preschool Age: Guidance Manual [Text] / A.A. Potapchuk, G.G. Lukina. - SPbSAPhT n.a. P.F. Lesgaft. - 1999.- 80 p.

8. Yurlova, E.S. Morphofunctional Peculiarities of Primary Schoolchildren’s Development and Adaptation in a Health Education Technologies [Text]: Synopsis of Diss ... Cand. of Biol.-Nizhny Novgorod, 2009 . - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.