Научная статья на тему '«Оправдание добра» у В. С. Соловьева: философский анализ'

«Оправдание добра» у В. С. Соловьева: философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9985
1087
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / СОЛОВЬЕВ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / MORAL SENSE / PHILOSOPHY / MORALITY / SOLOVIEV / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Литвякова Лариса Александровна

В данной статье делается попытка анализа работы В. С. Соловьева “Оправдание добра”, которая представляет интерес для современной философии и этики, поскольку в ней раскрывается сущность добра, его связи с божественным началом, содержится ответ на вопрос о смысле жизни, поиске нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Justification of Goodness” from V.S. Solovyov: a philosophical analysis

In this article an attempt is made to analyze the work of VS Soloviev "Justification of Good", which is of interest for modern philosophy and ethics, as it reveals the essence of good, its connection with the divine beginning, answers the question of the meaning of life, the search for morality.

Текст научной работы на тему ««Оправдание добра» у В. С. Соловьева: философский анализ»

«Оправдание добра» у В.С. Соловьева: философский анализ "Justification of Goodness" from V.S. Solovyov: a philosophical analysis

Литвякова Лариса Александровна

Магистр,

ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет,

Россия, Иркутск. litlaramusic@mail.ru

Litvyakova Larisa Alexandrovna

Master of Science, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. Litlaramusic@mail.ru

Аннотация.

В данной статье делается попытка анализа работы В. С. Соловьева "Оправдание добра", которая представляет интерес для современной философии и этики, поскольку в ней раскрывается сущность добра, его связи с божественным началом, содержится ответ на вопрос о смысле жизни, поиске нравственности.

Annotation.

In this article an attempt is made to analyze the work of VS Soloviev "Justification of Good", which is of interest for modern philosophy and ethics, as it reveals the essence of good, its connection with the divine beginning, answers the question of the meaning of life, the search for morality.

Ключевые слова: нравственное чувство, философия, нравственность, мораль, Соловьев, русская религиозная философия.

Key words: Moral sense, philosophy, morality, morality, Soloviev, Russian religious philosophy.

Работы В.С. Соловьева в истории русской философии явились важным источником религиозно -этической мысли. Так, в работе «Оправдание добра» В.С. Соловьев пытается ответить на вопросы, связанные с нравственным началом, поиском смысла жизни.

В частности, «Оправдание добра» может представлять немалый интерес для всей русской философии в целом, поскольку в ней содержится определение сущности добра с точки зрения самого В.С. Соловьева, существует позиция философа по вопросу о смысле жизни, определяются задачи нравственной философии.

В «Оправдании добра» В.С. Соловьев акцентировал внимание на фундаментальной роли морали для философии, причем с радикальных религиозных позиций [5, с.9-22]. В первой части произведения он исследовал первоосновы человеческой нравственности, во второй - «предельное совершенство в Боге», а в третьей -совершенствование как жизненную задачу человечества.

В своем произведении мыслитель попытался раскрыть сущность нравственной природы человека, а также таких понятий, как добро и любовь. Основополагающими критериями нравственной природы человека, по В.С. Соловьеву, являются стыд, жалость и благоговение. Стыд связан с переживанием низшего, телесного, материального начала природы, жалость - с этическим отношением человека «к подобным ему живым существам», а благоговение, или благочестие - с отношением человека «к высшему началу». Философ подчеркивает, что эти три

первоначала полностью воплощают в себе «область возможных нравственных отношений человека», и прочие определения нравственности являются лишь их видоизменениями [4, с.37].

Необходимо отметить, что «оправдание добра» само по себе означает «распространение добра на все сферы жизни, доказательство его безусловности». При этом, именно человек является «безусловной внутренней формой для добра как безусловного содержания» [1, с.42]. Сам В.С. Соловьев под «оправданием добра» понимает идею «нравственной организации человечества» свыше и рассматривает ее как цель истории. Исходя из этой концепции философа, логично сделать вывод, что все социально-историческое развитие характеризуется закономерным господством добра. По мнению О.Э. Душина, «в данном подходе мыслитель проявляет определенную приверженность традициям святоотеческого нравственного богословия, в рамках которого средоточием моральной жизни считается сердце и умное чувство» [2, с.206].

Нравственная философия В.С. Соловьева основана на «разумной свободе», притом внутреннюю свободу он понимает как добровольное и сознательное предпочтение добра злу. По его мнению, для осуществления безусловных начал нравственности необходимо, в первую очередь, укрепление связи с высшим началом. Примечательно, что мыслитель отрицает нравственный прогресс отдельной личности на протяжении мировой истории, считая, что полнота добра утверждается только в «собирательном» человеке как «потенциальном человечестве». Таким образом, любые «отпадения» от заданного должного не нарушают общей способности человека понять и принять метафизическое должное.

Необходимо отметить, что метафизические основы нравственности В.С. Соловьев развивает, опираясь на учение И. Канта, который, по его мнению, осуществил переворот в научной этике. Философ поддерживает открытый Кантом «формальный принцип», означающий разрыв «сущего» и «должного», преодолеть который можно, соединив их. В своей этической концепции он обращает внимание, прежде всего, на обоснование путей становления должного.

В.С. Соловьев, определяя практические задачи теоретической этики, подчеркивает, что нравственное начало получает практическую силу с помощью этического учения. По его мнению, долженствование человечества предопределено самими законами бытия. При этом, свидетельством объективно-должного смысла мироздания служит процесс мирового развития, заключающем в себе непреложность нравственного прогресса в земном выражении [1, с.42].

Помимо всего прочего, философа интересуют вопросы о причинах не только добра, но и зла, его происхождении. Необходимо отметить, что мыслитель понимает зло как несущественное проявление процесса непрерывной эволюции человечества. По его мнению, способность человека разделять добро и зло тем выше, чем сильнее его самосознание, из чего соответствует, что человек вполне может делать добро «помимо всяких отношений к приятному или неприятному», т.е. просто «ради самого существа добра как такого». Именно в этом заключается «понятие нравственной необходимости», ключевое в концепции В.С. Соловьева.

Философ подчеркивает, что нравственная философия по своему существу находится в тесной связи с религией, а по способу познания - с теоретической философией. Предметом изучения нравственной философии является идея добра, притом она «предполагается при основательной постановке и решении метафизического вопроса о свободе выбора между добром и злом, а не зависит в своем содержании от этого вопроса» [4, с.35 -36].

В целом, одной из центральных проблем в творчестве В.С. Соловьева является проблема подлинного смысла человеческого бытия. Смысл жизни, по мнению философа, может быть интерпретирован только с положительной, а не отрицательной точки зрения. По сравнению со смыслом жизни, «Царствием Божиим» все остальное можно «считать за обман», «пустяки, отвлекающие от главного и важного». В.С. Соловьев уверен, что пессимисты, отрицающие смысл жизни, на самом деле «невольно ему подчиняются», однако «их ум не в силах овладеть этим смыслом» [4, с.78]. Он рассуждает об внутренней несостоятельности таких людей, слишком привязанных к жизни, а потому не постигших ее смысл.

В.С. Соловьев подводит к тому, что жизнь имеет истинный смысл тогда, когда она наполнена добром, сосуществует с ним, и, следовательно, не противоречит Божьей воле. Философ категорически относится к пессимистическому отрицанию смысла жизни, а также к произвольным и изменчивым требованиям «каждой из бесчисленных особей человеческого рода», с которыми смысл жизни не может совпадать. По его мнению, отрицание смысла жизни людьми принуждает их к либо к недостойному существованию, либо к отрицанию своего существования, и, следовательно, подтверждает их «роковую несостоятельность» [4, с.80].

Можно отметить, что в понимании В.С. Соловьева, смысл жизни дан людям свыше, притом коренится он только в добре, а не вне его. Из этого следует вывод, что жизнь человека наполняется нравственным смыслом тогда, когда она связана с добром. При этом, добро неотделимо не только от человеческой природы, но и от сущности самого Бога, который является источником возникновения добра. Вполне логично заключить, что подлинный смысл жизни возможен только по законам добра и в сотрудничестве с Богом, однако вера в это должна возродиться в самой душе человека. В.С. Соловьев связывает воедино человека, Бога и истинный путь жизни человека, при этом, отмечает, что добро составляет неотъемлемый элемент самой человеческой природы, его основу. Добро, по мнению философа, исходит от Бога, следовательно, человек, отрицающий добро обманывает самого себя, поскольку отрекается от истинной и по-настоящему человечной жизни [3, с.150-152]. Таким образом, философ не принимает жизнь вне добра, в служении которому состоит ее нравственный смысл.

Заключение

Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что в «Оправдании добра» В.С. Соловьев изложил собственное понимание нравственной природы человека, а также его основ. Его взгляд на данную проблему отражает в себе религиозно-философские искания конца XIX в., сложного и противоречивого периода в истории русской культуры. Философ связывает воедино такие понятия, как смысл жизни и добро, которые не могут существовать вне друг от друга. По его мнению, добро составляет неотъемлемый компонент природы человека, а также сущности самого Бога, который выступает проводником добра как такового. Таким образом, смысл жизни, в понимании В.С. Соловьева, определяется только в добре и в сотрудничестве с Богом. Философ утверждает, что внутренняя свобода заключается в сознательном предпочтении добра, а не зла. В ином случае, человек, отрицая смысл жизни или предпочитая зло, обманывает сам себя, поскольку на самом деле не способен овладеть этим смыслом, но подчиняется ему. Кроме того, чем выше самосознание человека, тем сильнее его предрасположенность к добру и тем лучше он может отделить его от зла.

Необходимо отметить и то, что в концепции В.С. Соловьева центральной фигурой является не отдельная личность, а собирательный образ человечества, воплощающем в себе нравственное совершенствование. При этом, нравственный прогресс философ видит в контексте мировой истории в целом, от самых простых форм жизни до существования совершенного разума.

В целом, философская концепция В.С. Соловьева, касающаяся проблемы нравственной природы человека и смыла жизни, основывается на взаимосвязи этих понятий с понятием добра, высшего, или божественного.

Список используемой литературы

1. Дашевская О.А. «Оправдание добра» В. Соловьева и «Роза мира» Д. Андреева: Аналитика метафизических оснований должного / О.А. Дашевская // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. - 2006. - № 8. - С. 40-56.

2. Душин О.Э. Жалось и аскетизм в богословии Св. Исаака Сирина, Св. Григория Паламы и в нравственной философии Владимира Соловьева / О.Э. Душин // Verbum. - 2015. - № 17. - С. 203-211.

3. Исаевский А.В. Истинный путь человека в творчестве В.С. Соловьева / А.В. Исаевский // Вестник ВолГУ. Серия 7. - 2008. - № 1. - С. 150-152.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра / Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. - 656 с.

5. Чубаров И. Густав Шлет и Владимир Соловьев: критическое наследование / И. Чубаров // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 91. - С. 9-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.