Научная статья на тему 'ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СДЕРЖИВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СДЕРЖИВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / АГЕНТ / ПРИНЦИПАЛ / КОРПОРАЦИЯ / ТЕОРИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ / РИСКИ / OPPORTUNISM / OPPORTUNISTIC BEHAVIOR / TRANSACTION COSTS / AGENT / PRINCIPAL / CORPORATION / THEORY OF AGENCY RELATIONS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исубуттаева Р.М.

в статье рассматриваются основные теоретические аспекты экономического оппортунистического поведения. Кроме того, рассмотрены основные особенности поведенческой науки в экономике в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Изучены основные мероприятия по сдерживанию оппортунистического поведения. Также выделены как положительные, так и отрицательные стороны оппортунистического поведения. Актуальность исследования состоит в том, что глобальность оппортунистического поведения очень сильно влияет на взаимодействие двух экономических субъектов, поэтому необходимы мероприятия по его сдерживанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR AND INSTITUTIONAL MECHANISMS TO DETER OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR

the study examines the main types of opportunistic behavior, as well as the mechanisms of its limitation and detection. The main features of opportunism are analyzed. Positive conditions of occurrence of opportunistic behavior in employees are highlighted. The problem of reducing and preventing opportunistic behavior is becoming a hot topic for many reasons. The globality of contractual relations entails the possibility of opportunistic behavior in any interaction of subjects.

Текст научной работы на тему «ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СДЕРЖИВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 330

Исубуттаева Р.М.

студент

3 курс, экономический факультет научный руководитель: Аликеримова Т.Д.

старший преподаватель кафедры «Политическая экономия», Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СДЕРЖИВАНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация - в статье рассматриваются основные теоретические аспекты экономического оппортунистического поведения. Кроме того, рассмотрены основные особенности поведенческой науки в экономике в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Изучены основные мероприятия по сдерживанию оппортунистического поведения. Также выделены как положительные, так и отрицательные стороны оппортунистического поведения. Актуальность исследования состоит в том, что глобальность оппортунистического поведения очень сильно влияет на взаимодействие двух экономических субъектов, поэтому необходимы мероприятия по его сдерживанию.

Ключевые слова - оппортунизм, оппортунистическое поведение, трансакционные издержки, агент, принципал, корпорация, теория агентских отношений, риски.

Isubuttaeva R.M.

Student

3 year, Faculty of Economics scientific adviser: Alikerimova T.D.

Senior Lecturer Department of Political Economy Dagestan State University Russia, Makhachkala

OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR AND INSTITUTIONAL MECHANISMS TO DETER OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR

Annotation - the study examines the main types of opportunistic behavior, as well as the mechanisms of its limitation and detection. The main features of opportunism are analyzed. Positive conditions of occurrence of opportunistic behavior in employees are highlighted. The problem of reducing and preventing opportunistic behavior is becoming a hot topic for many reasons. The globality of

contractual relations entails the possibility of opportunistic behavior in any interaction of subjects.

Key words - opportunism, opportunistic behavior, transaction costs, agent, principal, Corporation, theory of Agency relations, risks.

В последнее столетие с углублением знания экономической теории, экономическая наука столкнулась с необходимостью появления категории экономического агента. Вместе с тем появилась необходимостью прогнозирования его поведения [1, с.51].

Проблематика прогнозирования поведения экономических агентов не укладывается в парадигму экономической науки из-за отсутствия в последней методологических оснований для исследования психологических особенностей поведения. Экономический агент является базовой категорией экономической психологии, исследование поведения экономических агентов - основной исследовательской проблемой экономической психологии.

Так, на рубеже XIX - XX веков возникла поведенческая экономика. Поведенческая экономика - это наука, изучающая процесс принятия решений экономическими агентами в условиях риска, неопределенности и с учетом существующих когнитивных искажений. Появление и становление поведенческой экономики связано с именами А. Смита, И. Бентама, Ф. Эджуорта, В. Парето, И. Фишера, Г. Тарда, Дж. Катоны, Л. Гараи. В дальнейшем во второй половине ХХвека большой вклад в разработку базовых категорий экономической психологии внесли: М. Алле, У. Эдвардс, А. Тверски и Д. Канеман, Г.Беккер, Г. Саймон. Появление отечественной поведенческой экономики произошло гораздо позже в 70-е - 80-е годы XX века.

Самые ранние исследования корреляции экономики и психологии осуществлялись на кафедре научных основ управления Академии народного хозяйства под руководством А.И. Китова. Также у истоков отечественной поведенческой экономики стояли: Л.И. Абалкин, П.Г. Бунич, А.Г. Аганбегян, Т.И. Заславская, В.В. Куликов, Г.Х. Попов.

Основным объектом изучения поведенческой экономики является экономическое поведение. Экономическое поведение - это любая форма активности экономического агента находящее определенное внешнее проявление. Также экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическое поведение внешне проявляется по отношению к различным экономическим объектам через: выбор формы экономической активности и экономическую активность с ее содержательными и формально-психологическими особенностями. В классической экономической теории поведение агента рассматривалось как рациональное. Однако в современной экономической теории доминирует концепция, согласно которой экономический агент при принятии решений находится в условиях ограниченной рациональности [1, с.52].

Создателем концепции ограниченной рациональности считается Герберт Саймон. Саймон считал, что экономический агент не является

полностью рациональным, поскольку не может быть осведомлен о всех существующих альтернативах выбора и о последствиях каждого из них. Гилберт Саймон отмечает, что все наши суждения о мире субъектны, и мы не можем обладать всей полнотой информации. Мир, воспринимаемый нами, фантастически отличается от реального мира. Различия эти происходят как из-за упущений, так и из-за искажений видения и возникают как при восприятии, так и при умозаключении.

Для экономического агента при принятии решений свойственно в первую очередь преследовать собственные интересы. Эгоистическое поведение в разумных пределах приносит выгоду индивиду и идет на пользу экономической системе. Однако не любое следование своим интересам выгодно экономической системе и окружающим агентам.

Оливер Уильямсон различает три уровня эгоистического поведения экономических агентов: оппортунизм, простое следование своим интересам и послушание.

Под вредоносным принято рассматривать самую сильную форму эгоистическое поведение - оппортунизм. Некоторые зарубежные исследователи под оппортунистическим поведением понимают следование своим интересам в ущерб другим. Наиболее широкое распространение оппортунистического поведения, по мнению Тутова Л.А., получили неявные

формы обмана [5, с.255].

Оппортунистическое поведение наносит непоправимый ущерб всем участникам хозяйственных отношений. Кроме того, оно также наносит урон и экономической системе в целом. Так, Колесникова Т.Н. считает, что оппортунистическое поведение увеличивает трансакционные издержки, а также создает дополнительные ограничения рациональности агентов [3, с.171].

Предложим собственное определение оппортунистического поведения, которое характеризуется таким поведением индивида, или экономического агента, которое связано с уклонением от условий сделки с целью получения выгоды от другой стороны сделки. На наш взгляд, оппортунизм - слепое следование своим интересам, часто в ущерб интересам других, возможно даже обманным или незаконным путем.

Существует также понятие трудового оппортунизма, когда система управления организацией натыкается на сопротивление персонала, выраженное в удовлетворении своих эгоистических интересов в ущерб интересам предприятия. Например, когда работники начинают обед или уходят с рабочих мест раньше времени. Также отдельной строкой можно выделить профсоюзы. В Российской Федерации эта проблематика не столь развита, ввиду того, что профсоюзов как таковых нет, точнее они есть, но реальную деятельность практически не ведут, а вот в Европе данный вопрос уже давно актуален [2, с.65].

Принято считать, что оппортунистическое поведение приносит вред экономике, и с какой-то точки зрения это правильно, однако тут тоже не может быть единого мнения, поскольку убытки одного участника экономических отношений всегда будут выражены прибылью другого

участника, а некоторые проявления оппортунизма заставляют экономику развиваться, а не тормозят ее, либо приводят к позитивным изменениям на местах. Например, после забастовки сотрудников предприятие переоборудует рабочие места или повышает заработную плату, для организации плохо, для сотрудников хорошо.

Существуют различные типы оппортунистического поведения:

Уклонение. Это относительно активный подход. В качестве примеров можно привести отказ от договорных обязательств, сосредоточение на краткосрочных доходах, наложение как можно больших затрат на совместное предприятие. Может помочь этого избежать более строгий мониторинг бизнеса, сужение сферы сотрудничества или исключение альтернативных платежных структур.

Фрирайд. Он наиболее пассивен. Один партнер ждет, пока другие партнеры договариваются, а затем извлекают из этого выгоду. Это легко сделать, если вклад организации относительно невелик или его легко сделать, а важность сотрудничества с компанией для других партнеров высока. Наилучший момент, чтобы избежать этого, находится на этапе переговоров, либо путем более четкого определения обязательств каждой стороны, либо путем обеспечения того, чтобы сотрудничество имело сравнимую важность для всех партнеров.

Задержка является наиболее стратегическим подходом и основана на использовании зависимости партнера от альянса. Партнеры, использующие этот подход, пытаются заключить договора таким образом, чтобы оставить важные вопросы не решенными, и в дальнейшем этим пользоваться в своих интересах [1, с.55].

Более крупные фирмы имеют тенденцию делать это с (неподготовленными) более мелкими фирмами.

Базовыми понятиями теории трансакционных издержек являются: ограниченная рациональность и оппортунизм. Трансакционные издержки увеличиваются за счет того, что в условиях взаимодействия с агентом использующим оппортунистическое поведение сложно посчитать все риски как доконтрактной, так и на постконтрактной стадии. Дополнительные ограничения рациональности обусловлены отсутствием достоверной информации о контрагенте [4, с.7].

При исследовании поведения экономических агентов необходимо учитывать существование психологических факторов, оказывающих на него существенное влияние. Различают когнитивные, аффективные и волевые факторы экономического поведения. Когнитивные факторы представляют собой восприятие и понимание экономической ситуации. Влияние когнитивных факторов на принятие решений состоит в воздействии когнитивных искажений. Существуют когнитивные искажения, такие как эффект репрезентативности, эффект наглядности, эффект эгоцентризма, эффект консерватизма, эффект Ирвина, эффект якоря, эффект края, эффект Монте-Карло, эффект Стоунера, неприятие потерь. К аффективным

факторам экономического поведения относится эмоциональное состояние агента.

Волевые факторы экономического поведения - экономические мотивы. В современной экономической теории в процессе прогнозирования поведения экономических агентов приходится столкнуться с некоторыми трудностями. Поведение экономических агентов в современной экономической науке принято считать ограниченно рациональным, однако его особенности на этом не заканчиваются [4, с.8].

Мы считаем, в целях сдерживания оппортунистического поведения в экономических субъектах, необходимо более эффективно заниматься вопросами управления в сфере кадров. Одним из мероприятий по сдерживанию оппортунистического поведения является практика трудоустройства «по знакомству». При таком механизме, выбирается на трудоустройство только ограниченный круг лиц и строго по рекомендациям. Как правильно, такой способ является действенным в целях сдерживания, но вовсе не гарантирует стопроцентную защиту от оппортунистического поведения.

Другим механизмом сдерживания оппортунистического поведения является проработка контракта с сотрудником, или экономическим агентом со стороны принципала или со стороны руководства. В данном контракте должны быть оговорены все условия и обязательства субъектов и должны быть четко ограничены критерии оценки деятельности. С нашей точки зрения, в данном механизме есть и определенные минусы, особенно это касается определения критерием. Следовательно, если оценивать данные критерии с позиции прибыли, рентабельности и иных финансовых показателей деятельности предприятия, то они не всегда могут быть эффективными. Стоит отметить, что деятельность фирмы зависит от различных факторов, и не зависеть от действий управляющего.

В целях снижения оппортунистического поведения также можно было бы предложить применение мер нематериального стимулирования работников предприятия. Так, для этого используются следующие элементы: обучение, повышение квалификации, карьерный рост, реализация собственных проектов и т.д.

Таким образом, в исследовании были выявлены особенности деструктивной модели поведения экономических агентов. Среди них стоит выделяется оппортунизм, как наиболее негативное для контрагентов. Оппортунизм можно охарактеризовать как достижение своих целей всеми возможными способами, невзирая на возможный вред, наносимый окружающим агентам и экономической системе в целом. Оппортунизм уменьшает рациональность взаимодействующих агентов и увеличивает их трансакционные издержки.

Использованные источники:

1. Давыдова Н.В. Оппортунизм в российской экономике: понятие и основные меры по преодолению // Трибуна молодого ученого. - 2019. - с.54-61.

2. Козлова Е.В. Условия формирования оппортунистического поведения в современной фирме // Конкурентоспособность и развитие социально -экономических систем. - 2019. - с.65-67.

3. Колесникова Т.Н. Рутинное и оппортунистическое поведение экономических агентов // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами. - 2019. -с. 171-178.

4. Паникарова С.В. Оппортунизм экономических агентов и трансакционные издержки на рынке государственно-частного партнерства // Международный научный журнал. - 2019. - №4. - с.7-16.

5. Тутов Л.А. Оппортунистическое поведение человека в современной экономике: междисциплинарный подход // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - №74. - с.255-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.