Научная статья на тему 'Оппортунистическое поведение хозяйственных субъектов как объект экономического анализа'

Оппортунистическое поведение хозяйственных субъектов как объект экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2893
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИЗМ / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИНЦИПАЛ / АГЕНТ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / OPPORTUNISM / OPPORTUNISTIC BEHAVIOR / PRINCIPAL / AGENT / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бас А. В.

В статье оппортунистическое поведение раскрывается как экономический феномен. Дано его определение в узком и широком смыслах. Рассмотрены формы и виды оппортунистического поведения, выявлены факторы и условия его формирования и реализации. Предложен комплекс мер по предотвращению оппортунистического поведения и снижению издержек от его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR OF ECONOMIC SUBJECTS AS AN OBJECT OF ECONOMIC ANALYSIS

The article views the opportunistic behavior as an economic phenomenon. It gives a definition for opportunistic behavior, its types and forms of realization. The measures for prevention of opportunistic behavior and decrease in costs from its realization are offered

Текст научной работы на тему «Оппортунистическое поведение хозяйственных субъектов как объект экономического анализа»

ния. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд руб., которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 г.

Таким образом, в современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения

национальных приоритетов в структурной перестройке экономике, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

1. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости. 2007. № 247 (2021). 28 дек.

2. Пресс-релиз заседания Правительства РФ от 07.02.2008 г // иК1_: http://Www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernment-8е88ЮП/2008/Ю70208/та1епа18/5529292.И11Т1

УДК 330.3 А.В. Бас

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье оппортунистическое поведение раскрывается как экономический феномен. Дано его определение в узком и широком смыслах. Рассмотрены формы и виды оппортунистического поведения, выявлены факторы и условия его формирования и реализации. Предложен комплекс мер по предотвращению оппортунистического поведения и снижению издержек от его реализации.

Ключевые слова: оппортунизм, оппортунистическое поведение, принципал, агент, транзакционные издержки.

A.V. Bas

THE OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR OF ECONOMY SUBJECTS AS A OBJECT OF ECONOMY ANALYSIS

The article views the opportunistic behavior as an economic phenomenon. It gives a definition for opportunistic behavior, its types and forms of realization. The measures for prevention of opportunistic behavior and decrease in costs from its realization are offered.

The key words: opportunism, opportunistic behavior, principal, agent, transaction costs.

Все экономические агенты осуществляют свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. При этом порой получается так, что один из агентов имеет доступ к ограниченному ресурсу, но не нуждается в нем, а другой, наоборот, такого доступа не имеет, но ему необходимо получить полезность от использования данного ресурса. Обеим сторонам, таким образом, объективно необходимо договориться об условиях и заключить контракт. В этой связи наиболее актуальными в теоретическом и практическом плане становятся вопросы неполных кон -трактов, ограниченной рациональности и специфичности ресурсов, что, в свою очередь, определяет актуаль -ность исследования проблемы оппортунизма в системе взаимодействия экономических агентов.

В основе оппортунистического поведения лежит оппортунизм агентов. Оппортунизм может быть явный и неявный, внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный). Проявлениями явного оппортунизма выступают ложь, мошенничество, воровство, неявного - преднамеренность действий, субъективный риск, ухудшающий отбор, асимметричность информации (скрытый характер недобросовестного поведения, неопределенность, несовпадение интересов, ущерб контрагента).

Деление оппортунизма на внутренний и внешний проводится по признаку соотнесения объекта со внутренней или внешней средой: эндогенный объединяет оппортунистические отношения внутри предприя-

тия, экзогенный включает все проявления оппортунизма со стороны внешних по отношению к предпри -ятию сил.

Агентам и принципалам свойственны особые проявления внутреннего оппортунизма. Эндогенный оппортунизм объединяет оппортунистические отношения внутри хозяйственного общества или другого предприятия. Источник противоречий, приводящих к проявлениям оппортунизма и несущих опасность гибели предприятия, находится внутри обособленной хозяйственной единицы.

Оппортунизм агента до заключения сделки (ex ante) проявляется в неблагоприятном отборе, шпионаже, изменении планов, после заключения сделки (ex post) -в отлынивании и небрежности. В свою очередь, оппортунизм принципала до заключения сделки реализуется в течение испытательного срока, в процессе конкуренции между фирмами; после заключения сделки - в занижении оценки работников, личных симпатиях и антипатиях, большом объеме работ.

Внешний оппортунизм проявляется как коррупция, бюрократизм, криминал. Эндогенный и экзогенный оппортунизм тесно связаны между собой, так как корпорация, разъедаемая изнутри оппортунистическим поведением сотрудников, как правило, становится легкой добычей структур, профессиональной занимающихся рейдерством, гринмейлом и другими видами экзогенного оппортунизма.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики оппортунистического поведения: противоречия институциональных интересов, намеренное искажение информации, завуалированный характер поведения, продуманность трансакционного действия, отсутствие моральных ограничений, материальный и моральный ущерб контрагента.

В узком смысле под оппортунистическим поведением понимается следование собственным интересам вопреки установленным правилам, предоставление неполной или искаженной информации, невыполнение условий контракта или одностороннее извлечение прибыли в ущерб интересам контрагентов.

В широком смысле оппортунистическое поведение отражает стремление индивида реализовать эгоистический институциональный интерес к трансакционной деятельности, не ограниченной моральными устоями, по отчуждению и присвоению прав собственности при помощи искажения информации, с нанесением материального и морального ущерба другим лицам.

Наиболее часто встречающимися проявлениями оппортунистического поведения являются следующие: недобросовестное воспрепятствование наступлению условия стороной, которой это невыгодно в сделках, совершаемых под условием; недобросовестное содействие наступлению условия стороной, которой это выгодно в сделке, совершаемой под условием; уклонение от регистрации сделки, когда одна из сторон исполнила сделку; односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение условий сделки (за исключением случаев, оговоренных заранее); нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была в праве рассчитывать при заключении договора.

В легальных условиях оппортунистическое поведение встречается редко, так как законом предусмотрены соответствующие санкции. В действительности мы нередко сталкиваемся с подобными ситуациями. Например, купив билет на проезд в общественном транспорте, мы предположительно должны получить место, на которое не имеем возможности сесть из-за большого количества пассажиров. Получается, что одна из частей сделки не выполняется. Это не что иное, как проявление оппортунизма со стороны персонала, обслуживающего проезд пассажиров в транспорте.

Оппортунистическое поведение необходимо отличать от простого эгоизма, когда индивиды играют в игру с фиксированными правилами, которым они, безусловно, подчиняются. Оппортунизм может проявляться на разных этапах заключения и исполнения контракта. Среди таких этапов можно выделить следующие: поиск партнера (потенциальный партнер может предоставить неверную информацию об имеющемся в его распоряжении специфическом ресурсе); обсуждение условий контракта; заключение контракта; исполнение контракта (одна из сторон уклоняется от возложенных на нее обязательств и таким образом минимизирует свои издержки, либо же она осуществляет деятельность, не предусмотренную условиями контракта и ведущую к максимизации затрат другой стороной).

В качестве факторов формирования и реализации оппортунистического поведения могут быть рассмотрены следующие: социокультурные (религиозные и эти -ческие нормы, корпоративная культура), экономикоправовые (концентрация капитала, система стимулов и ответственности), технологические (сложность технологических процессов, последовательность технологических процессов, комбинация технологий).

Для преодоления риска возникновения и негативных последствий оппортунистического поведения необходимо знать, какие условия способствуют его возникновению, и по возможности снизить их влияние. Одним из главных условий является неполная или асимметричная информация о факторах, влияющих на поиск партнера и заключение контракта.

Среди таких факторов можно назвать следующие:

- вид ограниченности (ограниченность ресурсов и ограниченность человеческих способностей и возможностей НТП, т.е. физических и умственных способностей человека не просто приобрести ресурс, но и получить максимально возможную полезность от его использования);

- степень конкурентности рынка (чем большей властью на рынке располагает агент, тем больший объем информации в его распоряжении; чем меньше конкурентов, тем более вероятна возможность заключить контракт);

- степень риска (стороны не всегда обладают совершенно полной и симметричной информацией о возможных неблагоприятных условиях, которые могут оказать негативное влияние на осуществление сделки (так называемые «обстоятельства непреодолимой силы»; в случае появления таких обстоятельств одна из сторон может проявлять оппортунизм по отношению к другой стороне с целью снизить свои убытки);

- склонность к риску (от этого условия зависит полнота делегирования правомочий от одной стороны к другой; в случаях, когда склонность к риску распределена неравномерно, сторона, располагающая более высокой склонностью к риску может проявлять оппортунизм по отношению к другой стороне, аргументируя это наличием специфического ресурса (т.е. высокой склонностью к риску), которым на данный момент никто, кроме него не располагает - такое поведение обозначается понятием «вымогательство»);

- предполагаемая величина издержек (чем выше издержки (как производственные, так и трансакционные), тем более усиливается контроль за исполнением контракта, так как в данном случае выше степень вероятности возникновения оппортунистического поведения);

- ожидаемая полезность (если ожидаемая полезность ниже реально достигнутой, то сторона, располагавшая полной информацией во время заключения контракта, присваивает себе «излишек», если выше реально достигнутой, то одна из сторон сделки изначально проявила оппортунизм, не предоставив полной информации при обсуждении условий и предполагаемых результатов от исполнения сделки);

- степень специфичности ресурсов, по поводу которых заключается контракт (чем выше степень специфичности ресурса, тем более ценным считается он и

тем выше цена на него. Оппортунизм в данном случае может проявляться в виде преувеличения степени специфичности. В результате таких действий агент, приобретающий ресурс, платит за него более высокую цену и, соответственно, увеличивает полезность своего партнера, уменьшая при этом свою).

Второе условие возникновения оппортунизма - нечеткая спецификация прав собственности. Права собственности являются одним из институтов, уменьшающих неопределенность во взаимодействиях между агентами. Соответственно спецификация прав собственности снижает риск возникновения оппортунистического поведения.

Третье условие возникновения оппортунизма - низкие стимулы к выполнению условий контракта. В каждом отдельном контракте стимулы сугубо индивидуальны, и, соответственно, чем они выше для обеих сторон, тем меньше возможность риска появления оппортунизма со стороны одного из партнеров.

Четвертое условие - степень строгости санкций за невыполнение условий контракта. Естественно, чем более строгими являются санкции, тем меньше вероятность возникновения оппортунистического поведения (т.е. невыполнения условий контракта).

Целью реализации оппортунистического поведения является выигрыш от сделки, недоступный кон-тагентам. В качестве критерия оппортунистического поведения управленческого персонала можно рассматривать использование прав собственности в противоречии с институциональными интересами акционерного общества. В частности, возникает противоречие между генетически обусловленной природой акционера как партнера, инвестора, совладельца бизнеса и ограничением возможности быть совладельцем бизнеса в меру своего участия в уставном капитале по состоянию на определенную дату. Например, оппортунизм мажоритарных акционеров проявляется в возможности непропорционального перераспределения прав акционеров в результате действия «закона большинства» при использовании различных схем «вывода» ценного имущества или прибыльной части бизнеса акционерного общества в другие организации, к которым миноритарные акционеры данного общества не имеют отношения, тактики многократного созыва общих собраний акционеров, служащей средством давления на мажоритарных акционеров и т.д.

В свою очередь, рядовые работники могут реализовывать оппортунистическое поведение после заключения трудового договора. Работодатель сталкивается с ситуацией, когда работник, вместо того чтобы усердно трудиться, уклоняется от порученной ему работы, использует свое рабочее место или служебное положение в личных целях. Эта проблема возникает из-за различий интересов работника и работодателя, а предпосылкой для ее возникновения является асимметрия информации: работодатель не может предвидеть всех деталей поведения работника. Если работодатель не

в состоянии справиться с отлыниванием, то производительность труда снижается, издержки производства растут, конкурентоспособность фирмы падает. Работники могут столкнуться не только с уменьшением доходов, но и с необходимостью искать новую работу Поэтому в решении проблемы отлынивания заинтересованы все.

Оппортунистическое поведение экономических агентов порождает трансакционные издержки - издержки деструктивного поведения и издержки защиты от третьих лиц. Издержки деструктивного поведения свойственны отдельным субъектам, прямо или косвенно уклоняющимся от условий контракта или постоянно требующим изменения его условий в свою пользу Экономия от преодоления потерь из-за деструктивного поведения сотрудников достигается посредством контроля за деятельностью работников (мониторинг может осуществляться линейным руководителем непосредственно или при помощи технических средств (видеокамер и пр.)), выбора оптимальной системы стимулирования (применение различных поощрительны схем (премирование за достижение высоких результатов деятельности, установление надбавок к окладу и т.д.), создания в коллективе атмосферы общей причастности к деятельности фирмы, когда работники отождествляют свой личный успех с успехом предприятия, ощущают себя членами единой команды и т.д.

Издержки защиты от третьих лиц включают затраты, связанные с защитой контракта от претензий третьей стороны и сохранением полезного эффекта от его реализации. Защита от третьих лиц осуществляется при помощи специальных методов, применение которых снижает вероятность поглощения корпорации. Экономия средств сводится к наличию высокопрофессиональной юридической службы и структур обеспечения эффективного функционирования субъектов, представляющих стороны контракта.

В качестве вариантов преодоления риска возникновения и негативных последствий оппортунистического поведения могут быть рекомендованы четкая спецификация всех прав собственности; избегание заключения сделок с партнерами, принадлежащими к другой институциональной среде; реализация жестких санкций со стороны закона по отношению к прояв -лениям оппортунизма, которые вели бы к снижению общего дохода (например, высокие штрафы для обеих сторон).

Наличие вышеперечисленных проблем оппортунистического поведения субъектов рыночной экономики и необходимость формирования научного знания о природе возникновения, закономерностях и тенденциях реализации оппортунистического поведения обосновывает актуальность проблемы оппортунизма, объясняет объективную необходимость теоретического осмысления методологии исследования оппортунистического поведения, уточнения его социально-экономического содержания, выработки комплекса мер по его предотвращению или снижению его уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.