Научная статья на тему 'ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ'

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / опорный конспект / логические опорные схемы / результаты обучения / деятельность / самоконтроль / самосознание / память / познавательная деятельность / творческих потенциал / индивидуальные способности. / cognitive interest / reference summary / logical reference schemes / learning outcomes / activity / self-control / self-awareness / memory / cognitive activity / creative potential / individual abilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Олеся Алексеевна

в статье рассмотрена проблема познавательного интереса школьников, рассмотрены пути развития познавательного интереса на уроках географии, представлена система опорных конспектов как один из способов формирования познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Олеся Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE SUMMARY AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN GEOGRAPHY LESSONS

the article considers the problem of cognitive interest of schoolchildren, considers the ways of developing cognitive interest in geography lessons, presents a system of reference notes as one of the ways of forming cognitive interest.

Текст научной работы на тему «ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Васильева О.А.

Васильева Олеся Алексеевна - магистрант, направление подготовки: естественнонаучное образование, факультет математики и естественнонаучного образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье рассмотрена проблема познавательного интереса школьников, рассмотрены пути развития познавательного интереса на уроках географии, представлена система опорных конспектов как один из способов формирования познавательного интереса.

Ключевые слова: познавательный интерес, опорный конспект, логические опорные схемы, результаты обучения, деятельность, самоконтроль, самосознание, память, познавательная деятельность, творческих потенциал, индивидуальные способности.

REFERENCE SUMMARY AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN GEOGRAPHY LESSONS Vasileva O-А.

Vasilyeva Olesya Alekseevna - Master's Student, fiELD OF TRAINING "NATURAL SCIENCE EDUCATION", FACULTY OF MATHEMATICS AND NATURAL SCIENCE EDUCATION, BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: the article considers the problem of cognitive interest of schoolchildren, considers the ways of developing cognitive interest in geography lessons, presents a system of reference notes as one of the ways of forming cognitive interest.

Keywords: cognitive interest, reference summary, logical reference schemes, learning outcomes, activity, self-control, self-awareness, memory, cognitive activity, creative potential, individual abilities.

УДК 331.225.3

Познавательный интерес - это особое, сложное отношение человека к явлениям и предметам окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.

Он начинает формироваться с раннего дошкольного возраста, но в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью детей становится не учеба, а общение, познавательный интерес теряется, а вместе с ним ухудшаются и результаты обучения. Необходимо предоставлять учащимся неограниченные возможности формирования интереса к познанию новых истин, и с этой ролью в средней и старшей школе успешно справляется учебный предмет география.

Однако опыт работы в школе показал, что более чем у половины подростков познавательный интерес находится на нейтральном уровне, а в ряде случаев - он отрицательный.

В результате у ребят не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности.

Я, как учитель-географ, считаю необходимым раскрыть весь потенциал предмета через разработку системы преподавания географии, направленной на формирование и развитие познавательно интереса у школьников.

С целью решения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и изучению методов, форм, средств, технологий, приемов, применяемых на уроках географии.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Можно считать, что познавательный интерес находит на нормальном, элементарном уровне тогда, когда учащийся проявляет непосредственный интерес с новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.

Более высокий уровень характеризуется проявленным интересом к познанию существенных свойств предметов и явлений.

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно -следственным связям, к выявлению закономерностей.

Выделяются следующие диагностические критерии познавательного интереса:

1. Положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе:

- как ученик оценивает важность предмета;

- как часто задает вопросы по теме и в рамках предмета в целом;

- насколько активен и самостоятелен на уроках;

- насколько часто и добросовестно выбирает более сложные задания.

2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.

3. Чтение дополнительной литературы по предмету.

4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив опыт работы известных педагогов, старших коллег и свой собственный опыт, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии.

Практика применения различных методов, приемов и технологий показала, что наибольший интерес к предмету учащиеся проявляют тогда, когда при изучении материала проявляется творческий подход. Говоря словами учеников: «Когда нет запретов на оформление конспекта; когда можно расположить материал не под диктовку учителя и по его правилам, а так, как мне удобно будет его читать; когда можно использовать все цвета ручек в моем пенале». Лучше всего с данной потребностью учащихся справляется система опорных конспектов.

Система опорных конспектов, а точнее сейчас они называются ЛОК (логические опорные конспекты) или ЛОС (листы опорных сигналов), при обучении географии применяются давно. О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». При этом главными критериями служат современность, научность, умение отбирать главное, и затем это главное отображать графически.

ЛОК направлены на создание у учащихся четкого, наглядного представления об учебном материале, помощь при определении его структуры; ЛОК помогут выделить главное в устном и письменном материале, помогут определить или же, напротив, обозначить взаимосвязи между компонентами содержания, и, самое главное, легко запомнить материал.

Готовые опорные (ОК) конспекты позволяют учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности. Но наибольшую пользу ОК приносят тогда, когда их создают сами ученики, например в 8 и старше классах. Опорный конспект нельзя списать! Для того, чтобы преобразовать текст в ОК, необходимо самостоятельно перечитывать, анализировать, систематизировать полученную информацию; выделять главное и второстепенное. Вследствие творческой работы учащиеся невольно запоминают и осознают всё, над чем так долго и упорно работали. А когда ребенок понял, велика вероятность, что он захочет узнать еще. А это уже достигнутая нами цель - познавательный интерес.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Особую значимость и полезность показали опорные конспекты во время перехода на дистанционное обучение. В период, когда было важно сократить для учащихся время пользования компьютерами, поддержать их интерес к учению, сохранить уровень самоорганизации, при этом не навредив здоровью и не упустив необходимого материала.

Важно научить школьников работать с опорным конспектом. Для слабых учащихся ОК действительно становится опорой для запоминания отдельных фактов, событий, дат и целых тем, в который порой так сложно ориентироваться. Он помогает вспомнить и воспроизвести материал практически без помощи учителя.

Опыт моей работы по данной методике показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал и формирует интерес и изучению предмета.

Список литературы /References

1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии,

2007. № 4. С. 45-55.

2. Бенъкович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии России. М., 1997. 271 с.

3. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей // Теория и практика

общественного развития, 2013. № 8. С. 29-36.

4. Кзенцова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000, 325 с.

5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в шести томах. М.: Педагогика, 2011, 368 с.

6. ЩукинаГ.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2001, 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.