УДК 930.253
«ОПИСАНИЕ ПИСАНЫХ КАМНЕЙ В ТОМСКОМ УЕЗДЕ» Л.А.Скрябина
Музей-заповедник «Томская Писаница»
Машинописная рукопись «Описание писаных камней в Томском уезде» была обнаружена в 1993 г. научным сотрудником музея-заповедника «Томская Писаница» Л.А. Скрябиной в документальном фонде Российского этнографического музея в г. Санкт-Петербурге (РЭМ, ф. 1. оп. 2, д. 439). Автор рукописи - член Общества любителей исследования Алтая, землеустроитель и путешественник Николай Яковлевич Овчинников. Представленный документ является кратким описанием Тутальской писаницы на реке Томи, открытой им в 1906 г. во время рабочей поездки по Тутальской волости Томского уезда.
Ключевые слова: Тутальская волость, р. Томь, д. Писаная, д. Поломошная, рисунки на камнях.
"A DESCRIPTION OF CARVED ROCKS IN TOMSK COUNTY" L. A. Skryabina
Museum-Reserve 'Tomskaya Pisanitsa"
Typewritten manuscript "A description of carved rocks in Tomsk County" was discovered by the Museum-Preserve Researcher L. A. Scryabina in the records archive of Russian Museum of Ethnography in Saint Petersburg in 1993. The author of this manuscript is Nikolay Ovchinnikov, a member of the Society of Amateur Researchers of Altai, a land-surveyor and an explorer. This document is a brief description of the Tutalskaya Pisanitsa on the river Tom discovered in 1906 during his work trip around Tutalskaya volost of Tomsk County (uyezd).
Keywords: Tutalskaya volost, the river Tom, the village of Pisanaya, the village of Polomoshnaya, images on rocks.
Николай Яковлевич Овчинников родился в г. Барнауле, в 1897 г. окончил Казанскую духовную академию и поступил на службу в статистический отдел Управления землеустройства Алтайского округа. По долгу службы занимался изучением общинного землеустройства, бывал во многих уездах Томской губернии.
В 1906 г. в окрестностях д. Поломошной впервые обнаружил «писаный камень», известный сегодня как Тутальская писаница. В 1913 г. по заданию Кабинета совершил фотоэкспедицию в горы Алтая.
В 1914 г. Н.Я. Овчинников возглавил отдел землеустройства Алтайского округа, позднее был переведён в Петербург. В советское время работал в Государственном научно-исследовательском институте землеустройства и переселения.
Н.Я. Овчинников был активным членом Общества любителей исследования
Алтая, преобразованного в последствии в Алтайский отдел Западно-Сибирского отделения Русского Географического общества, и являлся одним из авторов старейшего краеведческого периодического издания «Алтайский сборник». Восьмой номер журнала (1907 г.) был полностью отведён его работе «К вопросу о поземельном устройстве в Алтайском округе».
В 1910 г. в десятом номере «Алтайского сборника» опубликована статья с рисунками под названием «О «писаных» камнях в Томском уезде», почти полностью совпадающая с представленным ниже текстом машинописной рукописи «Описание писаных камней в Томском уезде», датированной декабрем 1906 г. и хранящейся в документальном фонде Российского этнографического музея в г. Санкт-Петербурге [РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 439].
Архивные изыскания
71
Приложение
Описание писаных камней в Томском уезде
[Российский этнографический музей (РЭМ), ф. 1. оп. 2, д. 439]
«В Томском уезде в Тутальской волости на правом берегу р. Томи верстах в 45 вверх по ее течению от того места, где она пересекается с железной дорогой около д. Поло-мошной, есть деревня, носящая несколько странное название «Писаная». Название происходит от того, что недалеко от этой деревни в 5 верстах к востоку, по берегу р. Томи у самой воды находятся «писаные камни», как называет их местное население.
Правый берег реки здесь высок, крут, скалист. Обнаженная каменная порода имеет пластовидное строение, причем пласты имеют положение, приближенное к вертикальному. В одном месте, где отвесная сторона скалы наиболее гладка и обширна, какой-то художник из обитавших здесь дикарей-звероловов оставил следы своего искусства и быта своих сородичей. Он изобразил тут если не целые сцены охотничьей жизни, то некоторые предметы охоты. Здесь мы видим несколько изображений лосей, причем общий характер фигуры этого животного схвачен так верно, что не может быть ниакого сомнения, что это именно лось. Тут же изображения медведей уже гораздо менее удачные, напоминающие кабана. Рядом со всеми этими изображениями человеческое лицо и несколько человеческих мужских фигур с отчетливо нарисованными признаками пола. Все это высечено на гладкой поверхности камня довольно глубокими бороздками, которыми фигуры обведены только по контуру.
Всякий крестьянин из деревни Писаной хорошо знает положение писанных камней и проводника к ним здесь всегда легко найти. Доступ к ним удобен, хотя самому живописцу, конечно, приходилось пользоваться какими-то подмостками, когда он рисовал в верхней части скалы.
Писаные камни посещались многими, и посетители оставили на камнях много следов, более чем сам художник. Так, что когда приближаешься к ним, то сначала броса-
ются в глаза вырезанные или намазанные на камнях имена наших современников, а потом уже начинаем разбирать и самый рисунок.
Летом 1906 г. мне пришлось быть в окрестностях д. Поломошной. Однажды я бродил по р. Томи верстах в 5 от деревни с ружьем в поисках куропаток. Когда я дошел, идя по течению до того места, где Томь делает поворот к востоку, я увидел, что тут берег высок, крут, скалист и состоит из той же пластовидной каменной породы, которая наблюдается на правом берегу р. Томи около Писаной. Осматривая берег, я заметил, что в углублении камней приютились гнездовья горного стрижа. Я решил добыть гнездо, для чего стал взбираться на крутизну. Во время этого занятия мой взгляд упал на небольшую гладкую стенку, на которой уже издали заметил штрихи, напоминавшие «писаные камни». Заинтересовавшись, я поднялся в высь и убедился, что здесь изображены те же сюжеты, что и на скалах у д. Писаной: лоси и медведи. Вскоре я сделал там снимки. На первом изображен общий вид берега. Второй тоже, но с близкого расстояния. Крестиками помечено подножие разрисованной плоскости.
На всей плоскости сделано пять изображений: 3 лося, 2 медведя. Лучше других сохранились два нижних рисунка, самый верхний еле виден, а часть его вовсе откололась вместе с верхним краем разрисованной скалы от действий дождей и ветра. Рисунки сохранились гораздо хуже, чем близ Писаной. Это обстоятельство находится в зависимости от положения плоскости, ничем не защищенным от действия преобладающих здесь юго-западных ветров. Процесс выветривания породы здесь энергичней, чем на укрытых от ветра камнях близ Писаной.
Стиль рисунка тот же, что на писаных камнях. Здесь живописец не ограничивал-
ся, впрочем, высечкой контуров, на некоторых рисунках разделял их насечкой и внутри самих контуров, а на двух рисунках снизу (лось) он выделил даже детали глаз. Возможно эти детали были и на других рисунках, но выветрились.
Другая особенность этого камня, та что на нем нет ниодного имени наших современников, которым этот камень до сих пор известен не был.
Чтобы осмотреть камень надо поехать из д. Поломошной по направлению к юго-
востоку, через речки Межовку и Каменку. Дорога идет сначала лиственным лесом, потом в конце хвойным выводит на вершину крутого берега Томи против селения Усть-Искитим. Спускаться вниз пешком по крутому логу к самой воде, а затем около воды под камнями можно пробраться к месту изображения. При низкой воде можно пройти низом от устья р. Каменки.
Овчинников Н.Я.
Томск. 1906, 13 декабря».