Библиографический список
1. Официальный сайт Mouse Mischief
2. Pedsovet.su
Ульянова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ Редькинская школа, г.Озеры [email protected]
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ с использованием модульной технологии на уроках истории России в 10 классе Аннотация. В работе представлен опыт работы использования модульной технологии на уроках истории в 10 классе с целью успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории России. Описаны все этапы организации урока, приведены примеры вопросов для самоподготовки, тестов для проверки знаний на уроке, опорных конспектов, дано модульно-тематическое планирование курса истории России для 10 класса.
Ключевые слова: модульная технология, подготовка учащихся к ЕГЭ, разработка уроков, тематика модулей курса истории России.
Современная школа находится в творческом поиске, учителя осваивают и разрабатывают новые нестандартные методики преподавания разных предметов, ставят целью не только усвоение знаний учащимися, но и творческое развитие личности, что особенно актуально в условиях гуманизация процесса обучения. Особо надо сказать о ЕГЭ, от результата которого зависит порой возможность для молодого человека продолжать образование после окончания средней школы в соответствии со своими желаниями. Именно этот факт - результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Поэтому все усилия педагога, особенно в выпускных классах, направляются на повышение этого результата, который к тому же является социальным заказом и показателем работы педагога (хотя этот показатель спорный, ибо зависит не только от усилий учителя, но и возможностей учащегося).
Определяя для себя ту или иную форму построения урока, или выбирая какую-либо современную технологию, учитель должен руководствоваться рядом факторов, которые и должны, в конечном счете, определить результат усилий: возможности учащихся, количество учебного времени, требования программы и ЕГЭ. Исходя из этого, для разных классов, при изучении разных тем и, даже, при работе с разными учениками приходится применять разные приемы, формы и методы работы. Вместе с тем можно определить для себя основную технологию, позволяющую обеспечивать желаемый результат применительно к большинству обучаемых.
Я хочу поделиться опытом преподавания истории и обществознания, который применим для многих предметов гуманитарного цикла школьной программы. За основу взята идея модульного обучения, которая обладает рядом существенных преимуществ: усиливает мотивацию деятельности учащихся; позволяет осуществлять самоконтроль; прививает ребятам навыки самооценки (оценивают ответы товарищей, сопоставляют свои версии с эталонными); стимулирует деятельность учащихся, работающих по преимуществу индивидуально, в парах и подгруппах. Эта технология особенно оправдывает себя в старших классах (10-11), так как ребята уже имеют базовые знания, полученные в курсе основного среднего образования. В задачу учителя, стремящегося, в том числе и подготовить учеников к достойной сдаче ЕГЭ, входит систематизация и углубление имеющихся знаний, отработка наиболее сложных теоретических вопросов, работа с источниками, умение оперировать знаниями и многое другое. Чтобы добиться этого в условиях ограниченного программой учебного времени, да еще, часто, при не всегда больших способностях обучаемых, я использую следующее.
Весь курс Истории России разбит мною на темы-модули, связанные единой, общей, исторически значимой идеей (см. Приложение). Каждая тема-модуль включает в себя: теорию, которая опирается на краткий конспект, видеоматериалы, подборку документов и тестовый материал уровней А, В,С .
В зависимости от сложности и значимости темы, а также от рекомендаций общеобразовательной программы, я рассчитываю количество часов, необходимых для изучения темы. Допускается корректировка по факту, это закладывается в календарно- тематическое планирование.
Обучение строится по сведущему принципу: 1) учащимся предлагается план по самоподготовке к занятию, 2) определяется задание по работе с документом (работа выполняется дома). На первом по теме занятии проверяется усвоение теоретического материала с помощью вопросов, индивидуальных заданий, показа видеоматериалов и комментариев к ним. Эта работа может быть продолжена и на втором занятии, если тема достаточно трудная и значимая. Учитель должен добиться, чтобы учащиеся усвоили ход исторического процесса, его закономерности: причинно-следственные связи, результаты тех или иных событий. Не менее важно усвоение фактического материала: имена, даты, ход события. Для дальнейшего закрепления и повторения теоретического материала, учащимся по каждой теме предлагается план- конспект, отработанный учителем. Следующее одно-два занятия посвящены проверке знаний и отработке отдельных вопросов темы. Здесь широко используется и отрабатывается тестовый материал ЕГЭ, в зависимости от возможностей ученика, отрабатываются задания уровня А (для всех обязательно), уровня В,С (избира-
тельно). Для активизации процесса обучения на этом этапе используется и индивидуальная, и коллективная, и групповая формы работы.
В итоге можно объективно оценивать знания и старания учеников, достаточно большая накопляемость оценок (что важно для учителя). И, самое главное: дети хорошо усваивают теорию, она не сводится к набору фактов, которые часто путаются, т. к. запоминаются хаотично, а не в связи с ходом исторического процесса. Наконец, изложенная технология организации обучения истории позволяет отработать на уроке тестовый материал ЕГЭ, ознакомиться с первоисточниками, на что у учителя часто не хватает времени. При этом учитель вполне укладывается в то количество уроков, которое отведено данной теме по рекомендации общеобразовательной программы. Данная технология успешно применима и для преподавания обществознания.
Далее я предлагаю конкретную разработку первых тем курса, а так же планы по самоподготовке по темам, план-конспект, тестовый материал по темам и др. методические разработки.
Тема №1.Догосударственный период (до IX века).
Восточные славяне в I тыс. до н.э., изучается 1 час.
Вопросы для самоподготовки.
1. Назвать 3 группы славян.
2. Территория восточных славян.
3. Племенные союзы (назвать не менее 10)
4. Соседи (варяги, кочевники; фино-угорские племена; соседние государства Хазария, Булгария).
5. Путь « из варяг в греки».
6. Рассказать об отношениях с Византией.
Вопросы 2 - 5 выполнить с помощью карты. При ответе быть готовым отвечать без карты.
7. Назвать основные занятия славян. Два основных типа земледелия.
8. Каков общественный строй восточных славян в 1 тыс. н. э.. Родовая община. Переход к соседской.
9. Что означает понятие «знать». Как она формируется.
10. Какая религия была у вост. славян. В чем её сущность.
Знать и уметь объяснить следующие понятия и термины:
Бортничество, подсека, перелог, жито, лемех, варяги, греки, язычество, дружина, ополчение, вервь, вече, вой, волхв, капище, идол, люди, бондарство, соха, борона, гончарство, гривна, сошник, лемех, домна, бердыш, палица, рало, тризна, озимь, коган, холоп, изгой, дань, князь, дружинник, смерд.
Знать(наизусть) языческих богов: Перун, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Род, Велес, Макошь.
Анализ вопросов: причины перехода от родовой общины к соседской; причины появления неравенства у славян.
Опираясь на данные вопросы, ученики должны сделать конспект, который могут использовать на уроке воспроизведения знаний (1 урок).
На данную тему, ввиду её малозначительности отводится один урок. Ученикам предлагается изложить свои знания в виде тезисов по вопросам (10 минут). Далее работа с картой (10 минут), знание специальной терминологии и понятий проверяется письменно (10 минут), анализ вопросов причинно-следственного характера заслушиваются у доски (индивидуальный опрос). В конце урока подводится итог, и ученики получают в печатном виде 1)конспект по теме (для уточнения и доработки своего конспекта и тестовое задание на следующий урок. Отдельным учащимся предлагается дома изложить анализ изучаемых в теме №1 вопросов.
Конспект по теме.
1.Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Славяне выделяются из индоевропейской языковой семьи во II тыс. до н.э., в период бронзового века.
Прародина славян находилась в верховьях рек Висла, Одер, Эльба и Дунай.
Расселение славян с исторической прародины началось в III в.
Три ветви славян:_
Западные Южные Восточные
Чехи Поляки Словаки Сербы Хорваты Болгары Предки русских, украинцев, белорусов
2.Славяне появились на территории Восточной Европы в VI в. Славяне заселяли Восточную
Европу двумя путями:
• С Дуная через Карпаты на берега Днепра, основали Киев.
• По берегу Балтийского моря на берега Волхова, основали Новгород и Ладогу. В VI в. славяне жили уже племенными союзами. Всего около 15 племенных союзов.
_Во главе каждого союза князь - вождь самого сильного племени._
Название племенного союза Места расселения Главный город
Поляне Среднее Поднепровье Киев
Древляне Припять Искоростень
Дряговичи между Припятью и Западной Двиной
Кривичи верховья Волги, Днепра и Западной Двины Смоленск
Полочане Полота Полоцк
Ильменские словене Озеро Ильмень, Волхов Новгород, Ладога
Северяне Десна, Сейм, Сула Чернигов
Радимичи Сож, Сейм
Вятичи междуречье Оки и Волги Ростов, Суздаль
Волыняне и бужане Южный Буг
Уличи и тиверцы междуречье Днестра и Дуная
Хорваты и дулебы Дунай, Прикарпатье
З.Соседи славян:
• Балты
• Финно-угорские племена
• Тюрко-язычные народы
• Византийская империя.
Тема№2 Киевская Русь - X век (образование государства у восточных славян).
(изучается 2 часа).
Вопросы для самоподготовки.
1.Назовите главный источник наших знаний древней истории. 2.Объяснить понятие «государство».
3.Процесс формирования государства у восточных славян
A) территория
Б) выделение знати
B) появление городов - административных центров Г) появление войска (дружина, князь)
Д )дань (налог)
4.Назвать 2 главных центра Древней Руси (летопись)
5. Приглашение Рюрика (летопись)
б.Объединение 2-х центров, образование единого государства (летопись)
7.Князь Олег.
8. Князь Игорь (летопись о восстании древлян)
9.Княгиня Ольга (летопись о мести Ольги)
10. Князь Святослав (летопись): победитель вятичей, хазар, основал Тмутараканское княжество на п-ве Тамань.
Знать и уметь объяснить:
Государство, вече, дружина, князь, 882 год, полюдье, воевода, погосты, уроки. Анализ вопроса: причины образования государства у восточных славян На изучение данной темы отводится 2 урока.
Урок 1.Тезисное изложение материала (15 минут), отработка понятия «государства» и процесс его формирования (12минут), просмотр видеоматериалов (5 минут), работа с картой (10минут). В конце урока ученики получают отработанный план-конспкт темы, используемый в дальнейшем для закрепления и повторения материала. Домашнее задание учащиеся получают в виде тестового задания 3-х уровней А,В,С.
Урок 2. Проверка домашнего задания: тестов уровня Б с объяснениями и комментариями (10 минут), домашние задания уровня А в классе не проверяются, это самопроверка. Задания Уровня С проверяются учителем в индивидуальном порядке.
Далее работа с первоисточниками (фрагменты Повести временных лет) - 20 минут. Далее ученикам выдаются задания с контрольными тестами, которые делаются в классе (10-12 минут). Подведение итогов по теме и выдача домашнего задания (3мин). Конспект по теме.
1.Государство у славян возникло в IX в.
• 862 г. Призвание варягов, Начало династии Рюриковичей.
• 882 г. Объединение князем Олегом Киева и Новгорода. Киев становится столицей государства. _2.Теории возникновения государства у восточных славян._
Норманнская теория Современные историки Славянская
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
Термин «русь» имеет варяжское происхождение Термин «русь» не славянского происхождения. Какого? Споры продолжаются. Корни «руси» в праславянских языках.
З.Большинство ученых признают:
• историчность Рюрика;
• вымышленность Синеуса и Трувора;
• варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения;
• возникновение государства у восточных славян под влиянием внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжского вторжения.
Примерные тесты для проверки усвоения материала на занятии.
( по темам №1 -2).
Тест 1. Восточные славяне
А1. Какова была территория расселения восточных славян?
1. Восточная Азия
2. Западная Европа
3. Восточно-Европейская равнина
4. Прибалтика
А2. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха» и «борона»?
1. рыболовство
2. бортничество
3. скотоводство
4. земледелие
А3. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье подсечно-огневой системы земледелия?
1. плодородием почвы.
2. лесистостью края
3. отсутствием леса
4. использование плуга.
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» - свидетельствует о том, что у восточных славян в VI вв.:
1.утвердились феодальные отношения
2.сохранился родоплеменной строй
3.сложилось государство
4.отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами _В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков._
Славянское божество Олицетворение сил природы
Перун Ярило Стрибог A. бог грома и молнии Б. повелитель ветра B. бог солнца
1 2 3
Тест 2. Предпосылки создания государства у восточных славян.
А1. Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?
1. заключение военного договора с Византией
2. развитие городов и торговли
3. возникновение религиозных верований
4. освобождение от хазарской зависимости
А2. Где в период формирования Древнерусского государства у восточных славян сложилось два центра государственности?
1.в Новгороде и Приднепровье
2.в Поволжье и Прибалтике
3.в Прибалтике и Причерноморье
4.в Поволжье в и на Дону
А3. Что славяне охотно покупали у иностранных купцов?
1. меха
2. рыбу
3. воск
4. шелк и парчу
А4. В чем заключалась роль варягов в русской истории?
1. варяги основали город Киев
2. варяги завоевали Древнерусское государство
3. варяги создали государство у восточных славян
4. варяги положили начало русской княжеской династии
В1. Расположите в правильной последовательности участки пути «из варяг в греки».
A. Озеро Ильмень Б. Балтийское море
B. Река Ловать
1 2 3
Тест 3. Становление Древнерусского государства. А1. Кто был основным торговым партнером Руси?
1. Византия
2. Швеция
3. Тмутаракань
4. Скифия
А2. С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?
1. Рюрика
2. Олега
3. Игоря
4. Святослава
А3. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?
1. развитию образования
2. упорядочению сбора дани
3. укреплению связей с Византией
4. распространению христианства
А4. О чем идет речь в отрывке из документа?
Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит. И послали к нему послов, говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань». 1. о походе Святослава на Киев 2.о походе Святослава
3. о восстании древлян
4. о нападении хазар
А5. Какое название получил объезд князем подвластных племен и земель в Древнерусском государстве с целью сбора дани?
1. налогообложение
2. полюдье
3. выкуп
4. приношение
В1. Установите последовательность правления древнерусских князей и княгинь
A. Ольга Б. Олег
B. Рюрик Г. Игорь
Д. Святослав
1 2 3 4 5
Приложение
Тематическое планирование курса Истории России по модулям (70 часов).
10 класс.
1. Восточные славяне в догосударственный период. -1 час.
2. Возникновение государства у восточных славян. Русь в 9-10 веках.- 2часа.
3. Расцвет государство Киевская Русь в 11 веке. Распад Руси в.н.12 века. - 3 часа.
4.Русь удельная. 12 век. - 2 часа.
5. Борьба с завоевателями. 13 век. - 3 часа.
6. Собирание русских земель. Создание Московского государства (Россия). - 4 часов.
7. Россия в 16 веке. Эпоха Ивана Грозного. - 4 часа.
8. Смутное время в России. - 2 часа.
9. Укрепление российской государственности в 17 веке. - 3 часов.
10. Преобразование России Петром I. - 4 часов.
11. Дворцовые перевороты. 18 век. - 2 часа
12. Просвещенный абсолютизм Екатерины!!. - 3 часа.
13. Противоречивость политики Павлак - 1час.
14. Формирование Русской культуры (до 19 века). - 2 часа.
15. Россия в первой половине 19 века. Внутренняя политика. - 2 часа.
16.Россия в первой половине 19 века. Внешняя политика.Отечественная война 1812 года.-4часа.
17. Россия в первой половине 19 века. Общественное и революционное движение. - 3 часа.
18.Политика укрепления самодержавия в первой половине 19 века. - 3 часа.
19. Внешняя политика России в 19 веке. Восточный вопрос.- 4 часа.
20.Россия в период великих реформ. 19 век. - 3 часов.
21. Последствия политики реформ.-2 часа.
22. Вступление России в индустриальную эпоху. - 3 часа.
23. Золотой век русской культуры. 19 век. - 4часа.
24. Рост территории России (14-19 век). -1час.
Итого:65 часов (5 часа - резерв).
Хабибрахманова Ирина Юрьевна,
учитель начальных МБОУ «СОШ № 7», г. Ноябрьск [email protected]
Проект урока окружающего мира по теме «Круговорот воды в природе» Аннотация. Представленный проект урока окружающего мира разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием электронных образовательных ресурсов. Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Поэтапно изложена технология изучения темы. На каждом этапе представлены блок целеполагания, инструментальные средства и виды формируемых универсальных учебных действий.
Ключевые слова: окружающий мир, круговорот воды, свойства воды, вода в природе, ФГОС, УУД, электронные ресурсы.
Класс:3
Цели: расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды; дать представление о круговороте воды в природе; учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.
Основное содержание темы, термины и понятия:
• определять состояние воды в природе;
• формировать представление о круговороте воды в природе;
• увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Личностные:
Умение:
• ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
• аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;
• осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
• самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой.
Метапредметные
• Познавательные:
Умение:
• ориентироваться в учебнике;
• отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;
• передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;
• работать с информацией;
• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
• собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;
• называть свойства воды;
• решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.
• Регулятивные:
Умение:
• определять цель учебной деятельности самостоятельно;
• работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
• аргументировано находить и объяснять свои ошибки;
• определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
• Коммуникативные:
Умение:
• задавать вопросы;
• слушать, не перебивая;
• выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;
• корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.
Предметные:
• В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.
• В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
• карточки-кроссворды «Вода в природе» (одна - на парту);
• карточки «Круговорот воды в природе»;
• рисунок дерева;