Научная статья на тему 'Опережающее развитие образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе'

Опережающее развитие образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / ADVANCED DEVELOPMENT OF EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SKILLS UPGRADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна

Рассматривается изменение роли образования в условиях формирования информационного общества, раскрываются значение опережающего развития образования и задачи повышения квалификации в целях обеспечения конкурентоспособности в условиях формирования информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATED DEVELOPMENT OF EDUCATION AS A FACTOR IN INCREASING COMPETITIVENESS IN THE INFORMATION SOCIETY

The article discusses the changing role of education in the information society. The author considers the significance of advanced development of education and identifies the objectives of skills upgrading to ensure competitiveness in the information society.

Текст научной работы на тему «Опережающее развитие образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 3 (2), с. 489-493

УДК 330.101; 332.146.2

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2010 г. Е.Г. Калинкина

Нижегородский институт развития образования ekalin2006@rambler.ru

Поступила в редакцию 22.05.2010

Рассматривается изменение роли образования в условиях формирования информационного общества, раскрываются значение опережающего развития образования и задачи повышения квалификации в целях обеспечения конкурентоспособности в условиях формирования информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, опережающее развитие образования, непрерывное образование, профессиональное развитие, повышение квалификации.

Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития -информационному обществу.

Стратегия развития информационного общества определяет наиболее важные мероприятия в области использования потенциала информационных технологий, науки и образования, национальной культуры и демократического устройства для улучшения качества жизни граждан России, повышения конкурентоспособности и укрепления обороноспособности страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка, расширения взаимовыгодного международного сотрудничества, содействия решению задач по формированию глобального информационного общества [2].

К характерным чертам и признакам информационного общества относится:

• формирование единого информационнокоммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социальноэкономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• возрастание роли информационнокоммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

• повышение уровня образования, научнотехнического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Стратегической целью перехода России к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства. Важно отметить, что переход к информационному обществу отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной на

знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

Формирование информационного общества предполагает изменение представлений о роли образования. С одной стороны, образование как социальный институт отражает базовые процессы, характерные для общественного развития, и новый тип общества, в котором знания имеют определяющее значение, предъявляет новые требования к системе обучения, обусловливает потребность перехода от знаниевой образовательной парадигмы индустриального общества к компетентностной парадигме постиндустриального общества.

С другой стороны, образование в современную эпоху превращается в важнейший ресурс формирования информационного общества. Необходимость в постоянном обучении связана с быстро меняющейся средой - технологической, рыночной, информационной, - в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ответом на обостряющуюся конкуренцию является ускорение инновационных процессов, требующих от работников большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденций». К их числу относятся:

- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

- значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

- ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

В связи с этим современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах, поскольку знания и умения как единицы образовательного результата, характерные для традиционной массовой школы, теперь необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в информационном обществе. Все более востребованными становятся такие качества человека, как способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, воз-

никающих в реальной деятельности, способность и готовность учиться и переучиваться, выстраивать эффективную коммуникацию. К примеру, к числу ключевых компетенций, называемых в документах Евросоюза, относятся:

• коммуникация на родном языке;

• коммуникация на иностранном языке;

• математическая компетентность и базовая естественнонаучная и технологическая компетентность;

• цифровая (ИКТ) компетентность;

• умение учиться;

• социальная и гражданская компетентность;

• инициативность и предприимчивость;

• культура и способность к самовыражению [6].

Таким образом, речь идет об изменении единиц организации содержания образования и изменении способов оценки эффективности процесса образования. Именно в этом и заключается сущность перехода к компетентност-ному подходу, акцентирующему внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Все вышесказанное предполагает отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания, что обусловливает изменение контуров всего образовательного процесса - его содержания, форм, средств, технологий и методов, требований к профессиональной компетентности педагогов.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость приятия решений, скорость экономических, культурных, политических процессов. Современному человеку надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда, быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, эффективно осваивать огромные массивы информации, успешно действовать в максимально неопределенной ситуации, быстро принимать решения и организовывать их воплощение, быть легким на подъем, коммуникабельным. Динамичное, постоянно меняющееся общество нуждается в столь же динамичном образовании, которому присущи следующие черты:

- направленность на овладение основами человеческой культуры и ключевыми компетенциями (предметными, гражданскими, профессиональными, коммуникативными и т.д.);

- ориентация на непрерывное образование, учение в течение всей жизни;

- установление партнерских отношений в процессе обучения;

- динамичная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса;

- акцент на самостоятельную работу обучающихся;

- заинтересованность педагога в развитии обучающихся, стимулировании их достижений в различных сферах;

- смещение акцентов на самоконтроль и самооценку обучающихся;

- эффективное использование ресурсов информационно-телекоммуникационных систем и СМИ.

В связи с этим важное значение, как отмечается в Концепции формирования информационного общества, имеет информатизация всей системы образования - от дошкольного образования до высшего и дополнительного профессионального образования, различных форм подготовки и переподготовки специалистов, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Здесь в первую очередь должны быть решены такие задачи, как:

- выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, средства мультимедиа и т.д.);

- создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение образовательных задач;

- разработка и внедрение дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами;

- разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки компьютеризации в образовании и домашней компьютеризации;

- создание условий, облегчающих интеграцию государственных и негосударственных структур в освоении и развитии рынка информационных и коммуникационных услуг для населения;

- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям.

Тенденции развития российского образования, формирование модели «новой школы» требуют соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников вызовам времени, быстрой реакции на происходящие изменения, умения верно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем. Достижение этого возможно лишь при условии профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников. Анализ современного этапа развития общества позволяет выделить факторы, которые влияют на тенденции изменений в процессе повышения квалификации педагогических работников, в частности:

- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что определяет необходимость подготовки к осуществлению этого выбора;

- возрастание объемов информационных потоков, что предполагает потребность непрерывного совершенствования ИКТ-компетент-ности;

- структурные изменения в сфере занятости, что обусловливает потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности;

- возрастание роли «человеческого капитала», что предопределяет необходимость интенсивного опережающего развития сферы образования.

Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения квалификации. Становится очевидным, что эпизодическое повышение квалификации педагогов на квалификационных курсах раз в пять лет становится явно недостаточным для обеспечения потребностей развития образования в условиях формирования информационного общества, в связи с чем возникает задача обеспечения опережающего развития образования.

Ориентация на учет социального заказа обусловил новые черты в организации образовательной деятельности в Нижегородском институте развития образования, а именно:

• опора на компетентностный подход и модульный принцип образовательных программ;

• открытость и доступность модулей по различной проблематике;

• усиление значения деятельностного, личностного и практикоориентированного аспектов в процессе обучения;

• повышение роли самообразования для обеспечения возможности непрерывного обучения в течение всей жизни;

• предоставление возможности активного взаимодействия в процессе обучения, консультирования и обмена опытом;

• организация работы сетевых социальнопедагогических сообществ как формы профессионального развития педагогов, где к существовавшему ранее вертикальному взаимодействию (преподаватель - слушатель) добавляется возможность горизонтального (слушатель -слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества.

Образовательная деятельность Нижегородского института развития образования учитывает весь комплекс изменений в образовании: инновационный характер и интенсификацию учебного процесса, новое содержание и формы его организации, социокультурную переориентацию образования, новые стратегии в управлении и финансирования учебных заведений. Решение обозначенных выше задач развития образования осуществляется в рамках нескольких направлений, в числе которых:

- разработка новых программ и модулей повышения квалификации в области информационных технологий, нацеленных на формирование качественно нового уровня ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса;

- оснащение учебного процесса современными аппаратными и программными средствами, развитие современной информационнообразовательной среды;

- совершенствование и развитие системы разработки и внедрения мультимедийных и сетевых учебно-методических ресурсов, программных средств моделирования и тренинга, интерактивных дидактических приложений;

- внедрение новых форм организации повышения квалификации, использование каскадной модели обучения на базовых опорных площадках, тьюторского сопровождения образовательного процесса;

- создание системы информационного обеспечения, включающей электронную библиотеку образовательных ресурсов с обеспечением удаленного сетевого доступа, коллекцию ЦОРов, баз данных и современных систем поиска информации;

- развитие единой информационной среды, образовательного портала, внутренней телекоммуникационной инфраструктуры, внутрикорпоративного повышения квалификации в области ИКТ;

- внедрение системы сертификации и обеспечения качества учебных электронных изданий и обучающих программных средств;

- внедрение системы компьютерного тестирования как формы оценки качества образовательного процесса и определения профессиональной компетентности с использованием современных программных комплексов;

- совершенствование системы дистанционного обучения и форм сетевого взаимодействия, в том числе с использованием возможностей сетевых педагогических сообществ.

Повышение эффективности, доступности и качества образования в современных условиях неразрывно связано с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет осуществлять обучение без отрыва от производства, выстроить индивидуальный образовательный маршрут с учетом профессиональных потребностей и временных возможностей, способствовать осмыслению возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности в целях опережающего развития образования.

В условиях развития Интернет-технологий для работников образования открывается принципиально иная, чем раньше, форма профессионального роста и самореализации - через участие в сетевых проектах, экспертирование материалов коллег и представление собственных наработок вниманию широкой педагогической общественности, организацию открытых обсуждений профессиональных вопросов в форумах сетевых педагогических сообществ и т.д. В результате возникает полноценное сетевое взаимодействие, формируются связи, позволяющие разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, новые технологии организации и управления образовательными процессами. Это подтверждает деятельность нижегородских сетевых педагогических сообществ в «Открытом классе», созданных и модерируемых сетевыми методистами и консультантами Нижегородской области из числа специалистов Нижегородского института развития образования и лучших учителей Нижегородской области, прошедших обучение в рамках проекта НФПК «Создание и развитие сетевых педагогических сообществ в сети Интернет».

Сетевая организация способствует преодолению автономности и закрытости субъектов образовательной деятельности; построению взаимодействия на принципах социального партнерства, выстраиванию прочных и эффек-

тивных вертикальных и горизонтальных связей между управленческими структурами, что обеспечивает согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; учет информационных и профессиональных потребностей, эффективный информационный обмен. В этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как интеграционный механизм, влияющий на качество образования. Инновации в условиях сетевой деятельности приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией при отсутствии требования обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, позволяющего оценить уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим повышению результативности дальнейшей деятельности.

Как показывает практика, инструменты и сервисы социального Интернета, задействованные при создании сообществ и инициировании активностей в них, позволяют не только обеспечить получение оперативной информации для решения профессиональных вопросов, быстрого решения проблем, возникающих в практической деятельности, организовать дистанционное консультирование или обмен опытом педагогов, находящихся на значительном территориальном удалении друг от друга, что существенно экономит временные и материальные ресурсы, но и в полной мере реализовать базовые принципы «long life learning» -«образования через всю жизнь»:

- профессиональная мобильность, готовность приобретать новые навыки, компетенции, осваивать смежные области деятельности;

- осознанное построение траектории собственной профессионализации;

- работа с профессиональными дефицитами на каждом уровне кризиса компететности и формулирование образовательного заказа относительно выявленных проблем;

- самостоятельный поиск и выбор средств образования и самообразования, как формального, так и неформального характера.

Важно отметить, что в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» идея непрерывности образования по отношению к личности, к образовательному процессу и к организационной структуре образования приобретает ключевое значение. Только в этом случае непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания оптимальных условий для ее эффективного развития и повышения конкурентоспособности в современном обществе.

Список литературы

1. Концепции формирования информационного общества в России // http://www.iis.ru

2. Стратегия развития информационного общества в России // http://president.kremlin.ru/text/docs/ 2007/07/138516.shtml

3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008.

4. Калинкина Е.Г. Формирование информационного общества и развитие ИКТ-компетентности педагогов в процессе повышения квалификации // Нижегородское образование. 2009. № 4.

5. Чему и как учиться и учить в XXI веке: из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области. Н. Новгород: НРЛ, 2009. 118 с.

6. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning (2006/962/EC).

ACCELERATED DEVELOPMENT OF EDUCATION AS A FACTOR IN INCREASING COMPETITIVENESS IN THE INFORMATION SOCIETY

E.G. Kalinkina

The article discusses the changing role of education in the information society. The author considers the significance of advanced development of education and identifies the objectives of skills upgrading to ensure competitiveness in the information society.

Keywords: information society, information technology, advanced development of education, continuing education, professional development, skills upgrading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.