Научная статья на тему 'ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ'

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВСТРОЕННЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ / РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пунда А. С.

Дано определение понятия «опережающее информационное обслуживание специалистов», рассмотрена эволюция взглядов на его содержание и организацию. Выделены основания функционирования современной системы опережающего обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пунда А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMBEDDED LIBRARY SERVICE FOR PROFESSIONALS: EVOLUTION OF IDEAS

Тhe definition of the concept of «embedded library service for professionals», considered changing ideas about the organization of embedded librarianship. The conditions for the functioning of a modern system of embedded librarianship are described.

Текст научной работы на тему «ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. ПУНДА А. С. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дано определение понятия «опережающее информационное обслуживание специалистов», рассмотрена эволюция взглядов на его содержание и организацию. Выделены основания функционирования современной системы опережающего обслуживания

Ключевые слова: опережающее информационное обслуживание, встроенный библиотекарь, рекомендательная библиография

PUNDA A. S. EMBEDDED LIBRARY SERVICE FOR PROFESSIONALS: EVOLUTION OF IDEAS

The definition of the concept of «embedded library service for professionals», considered changing ideas about the organization of embedded librarianship. The conditions for the functioning of a modern system of embedded librarianship are described.

^^words: embedded librarian, recommendation bibliography

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. ПУНДА А. С. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ_

Специалисту всё сложнее следить за информационным потоком: изучать все выходящие материалы по теме, производить их качественную оценку и отбирать релевантные. Такое положение дел вызывает все больший интерес к опережающему информационному обслуживанию.

Под опережающим информационным обслуживанием мы понимаем такое обслуживание, при котором библиотекарь не дожидается поступления запроса от пользователя, а основываясь на постоянном изучении и прогнозировании информационных потребностей определенной целевой аудитории, сам предлагает документы, данные, контакты, прогнозирует изменения потребностей.

О целесообразности опережающего информационного обслуживания НИОКР писал еще Д.И.Блюменау. Дмитрий Иосифович отмечал, что работа в режиме справочного обслуживания часто приводит к перегрузке информационной службы из-за неравномерного распределения запросов. Как следствие, была предпринята попытка перехода к активному справочному обслуживанию, то есть предупреждению появления новых запросов. Такой переход потребовал тщательного изучения всех этапов исследовательской деятельности подразделений предприятия и возникающих на каждом этапе информационных потребностей [3].

На чем же может строиться современная система опережающего информационного обслуживания? Размышляя над ответом на этот вопрос, мы пришли к мысли: «а что, если все новое - хорошо забытое старое?».

Такое умозаключение привело нас к материалам докторской диссертации Валентины Альфредовны Минкиной, которая была написана в 1993 году, то есть почти 30 лет назад [7].

Нами были выделены пять оснований для эффективного функционирования системы опережающего информационного обслуживания, которые ниже будут рассмотрены подробно.

Первое основание - психология творчества специалистов. Неслучайно Валентина Альфредовна подробно описала психологический процесс создания нового знания, говоря о пользе привлечения результатов психологии творчества и когнитивной психологии.

Специалист, находясь в поиске решения задачи, полностью сосредоточен только на этом процессе. Поиск необходимой информации в документальном потоке воспринимается как отвлекающий аспект. Погруженные в поиск ответов специалисты не запоминают путь поиска, поэтому им трудно при возникающей необходимости вспомнить, какой документ содержал релевантную информацию. Именно поэтому помощь и руководство со стороны информационного работника повышают эффективность исследовательского процесса.

В современной цифровой среде знание психологии специалистов также позволит создать сервис опережающего обслуживания, в котором учтены особенности научного процесса. Сервис с дружественным интерфейсом, интуитивно понятным поиском, релевантными результатами будет востребован.

В работе В. А. Минкина пишет о комфортной информационной среде,

которая является вторым основанием. Комфортная информационная среда не просто должна содержать большое количество сведений для удовлетворения осознанных информационных потребностей, но и должна «предоставлять возможности выбора, позволять обнаруживать неожиданные связи» для удовлетворения еще неосознанных, необозначенных потребностей [7 с. 136].

Такая среда способна показывать объект или явление с разных сторон, помогать специалисту встраивать новое знание в уже сложившуюся систему. К тому же комфортная информационная среда при работе с запросами специалистов учится, обогащает свою систему понятий.

На наш взгляд, именно эти признаки комфортной информационной среды способствуют осуществлению опережающего информационного обслуживания. Опережающее обслуживание - это не только про удовлетворение информационных потребностей, это также про их развитие и стимулирование научной деятельности.

Информационное обслуживание специалистов в том числе и опережающее (в работе В. А. Минкиной этот термин не использовался) основывалось на людях и их деятельности по обслуживанию: эксперты, референты, техинформаторы. АИС на том этапе своего развития четко работали только со сформулированными запросами, а экспертные системы еще только разрабатывались.

Сегодня нейронная сеть может позволить информационному обслуживанию стать автоматизировано обучаемой

системой. Автоматизированное обучение является третьим основанием. На такую систему возможно переложить анализ информационного потока в разных аспектах: реально существующий мировой поток по профилю, поток, цитируемой мировым профессиональным сообществом литературы, поток опубликованных и неопубликованных документов, используемых специалистами, поток документов, создаваемых авторами предприятия. То есть то, чем первоначально занимался библиотекарь.

Валентина Альфредовна отмечает популярность ИРИ в качестве средства информационного обслуживания специалистов, но вместе с этим говорит об ограниченности ИРИ при возникновении новых потребностей. Сегодня ИРИ считается одним из перспективных средств осуществления опережающего информационного обслуживания. Однако в настоящее время существует ряд технологических задач, которые необходимо решить, чтобы система ИРИ в полной мере соответствовала требованиям опережающего обслуживания.

Но технологическая оснащенность не позволяет нам исключать из системы информационных работников. Здесь мы говорим о четвертом основании: метазнание библиотекаря. Оно включает представления о предметной области, содержание профессиональных информационных потребностей и опыт выполнения запросов.

Наука - творческая деятельность, которую нельзя передать в полной мере технике. Библиотекарь, находящийся «внутри» процесса исследования, решает нестандартные задачи, поступающие от специалистов. Также самообучаемой нейросети необходимы первоначальные корректные сведения об информационных потребностях специалистов. Такими сведениями обладает библиотекарь. А в ситуации, когда специалисту понадобится информация из другой области знания, библиотекарь поможет ему легко войти в эту область.

Говоря о формировании метазнания, В. А. Минкина отмечает важность образовательного процесса студентов, будущих библиотекарей. И это

является пятым основанием. В контексте информационного обслуживания специалистов выделяется ряд проблем в подготовке библиотечных кадров: у библиотекарей отсутствует понимание мотивов обращения специалистов к информации; библиотекари стремятся «вписать» информационные потребности в круг доступных им ресурсов. Информационные работники нацелены на решение тех задач, в которых заинтересованы они, содействие в решении задач, которые поставлены перед специалистами, уходит на «второй план». Эти проблемы в определенной степени можно увидеть и сегодня.

Несмотря на отмеченные в 1993 году возможности и потенциал информационного обслуживания специалистов, его развитие во многом остановилось из-за распада системы НТИ, вывода библиотекаря из исследовательского процесса. Появление Интернета, а вместе с ним и устойчивого убеждения «в Интернете можно найти всё» также сыграло свою

роль в стагнации, а в определенных аспектах и в регрессе информационного обслуживания специалистов. Эти явления и их последствия были подробно проанализированы В. В. Брежневой [4]. Возможности информационного обслуживания специалистов остались не полностью реализованы.

Однако осознание необходимости повышения качества обслуживания специалистов стимулирует его развитие. И хотя не выработан единый термин для обозначения информационного обслуживания, осуществляемого в режиме предупреждения запросов пользователей, мы можем наблюдать увеличение количества научных публикаций по этой теме. Освещаются различные теоретические аспекты, например, терминологический. Так М. А Каменская проследила эволюцию термина «встроенный библиотекарь» и содержания выполняемых им функций. Особенность «встроенного библиотекаря» заключается в том, что он активно взаимодействует с пользователем, влияет на среду, в которой оказывается [5].

Информационный работник, занимаясь опережающим обслуживанием, должен работать «внутри» исследовательского процесса, это позволит наиболее точно понимать потребности и предсказывать их появление.

Сегодня в различных областях знания распространен термин «проактивный» - упреждающий, предвосхищающий. Библиотечная сфера не стала исключением. Вопрос о проактивном подходе в библиотековедении подняла Н. В. Лопатина [6].

Попытки теоретического обоснования и практической реализации опережающего информационного обслуживания с применением современных технических возможности предпринимает Р. А. Барышев. Руслан Александрович пишет о проактивной библиотеке, которая предвосхищает поведение читателей и таким образом повышает эффективность взаимодействия. На сегодняшний момент модель такой библиотеки (Проактивная электронная библиотека) введена в эксплуатацию в Научной библиотеке Сибирского Федерального Университета [1, 2].

Появляется надежда на развитие и внедрение в практику опережающего информационного обслуживания специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышев Р. А. Модернизация процесса обслуживания пользователей университетских библиотек / Р. А. Барышев, И. А. Цветочкина, Е. Н. Касянчук, О. И. Бабина // Научные и технические библиотеки. - 2022. -№ 3. - С. 39-60.

2. Барышев Р. А. Университетская библиотека как проактивная система / Р. А. Барышев, И. А. Цветочкина, М. М. Манушкина, О. И. Бабина // Научные и технические библиотеки. - 2020. - № 4. - С. 13-36.

3. Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис. -Ленинград : Наука, 1989. - 192 с. - (Серия «Наука и технический прогресс»).

4. Брежнева В. В. О задачах информационного менеджмента в изучении современных информационных служб организаций и предприятий /

В. В. Брежнева // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. - 2009. - № 3. - С. 1-5.

5. Каменская М. А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии / М. А. Каменская // Научно-техническая информация. - 2016. - № 8. - С. 24-33.

6. Лопатина, Н. В. Библиотека в цифровом мире: проактивный и реактивный подходы в библиотековедении / Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика. - 2019. - № 29. - С. 3.

7. Минкина В. А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов : дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03 / В. А. Минкина ; СПбГИК. Санкт-Петербург, 1993. - 390 с. - Прил.: с. 1-190.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пунда Анастасия Сергеевна, студент 4 курса кафедры информационного менеджмента, библиотечно-информационный факультет, Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.