J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
РИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК ПО ОПТИМИЗАЦИИ
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
Ж . О. Яшкова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрывается система взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных задач, которые создают максимально комфортные условия работы и способствуют оптимизации обслуживания читателей.
Ключевые слова: публичная библиотека, инновационная деятельность, образовательная деятельность, обслуживание пользователей, информационные ресурсы, инновационная модель развития. In article the system of the interconnected actions directed on achievement of specific objectives which create the most comfortable working conditions reveals and promote optimization of service of readers. Keywords: Public Library, innovation, educational activities, service users, information resources, innovative model of development.
Начавшийся в 1990-е годы процесс модернизации российских библиотек потребовал инновационных изменений в библиотечном деле, которые затронули все направления библиотечной деятельности и все без исключения сферы функционирования библиотек. Библиотеки в свою очередь активно стремятся адаптироваться к современным требованиям.
Библиотечная инновация — это оригинальная, нестандартная, выходящая за пределы существующих канонов и традиционных форм работы идея, методика, проект, которые отражают новый подход к содержанию и организации библиотечного обслуживания, к технологии управления библиотекой. Инновация обеспечивает развитие библиотеки в целом или позитивно сказывается на качестве и эффективности отдельных элементов и процессов ее функционирования. Инновация имеет большое значение для развития интеллектуального потенциа-
ла сотрудника или пользователя библиотеки, для их профессиональной и личностной самореализации.
Инновация является заключительным этапом в полном цикле инновационного процесса. На первом этапе этого цикла — новация, то есть что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество. Следующая стадия
— освоение новшества, которое выступает уже в качестве нововведения, целенаправленного внедрения качественных изменений, в заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и общения. Таким образом, инновационный процесс можно представить в следующей цепочке: новшество — нововведение
— инновация.
Основной формой инноваций в современных российских библиотеках является инициирование и реализация различных проектов. Под инновационным библиотечным проектом часто понимается программа развития, ком-
240 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 240-242
J
плекс действий (мероприятий), обеспечивающих получение инновационного результата
— внедрение и распространение различного рода новшеств в деятельности библиотеки.
Инновационный проект (в библиотеке) — это система взаимосвязанных и взаимообусловленных (по ресурсам, срокам и исполнителям) мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач), которые будут способствовать оптимизации обслуживания читателей.
Существуют две гипотезы, объясняющие происхождение инноваций: «технологический толчок» и «вызов спроса». В первом случае источником возникновения инноваций выступают внутренние закономерности, во втором
— определяющим фактором в создании инноваций является спрос. Однако на практике трудно выделить единственную первопричину появления инноваций.
Потребность в инновационной деятельности применительно к библиотекам возникает в связи с необходимостью мотивированных изменений в следующих случаях:
1. Освоение новых библиотечных услуг или создание нового качества той или иной услуги, где большое значение имеет сам по себе инновационный подход к решению поставленной задачи (проблемы).
2. Создание нового библиотечного продукта (указатели, навигаторы, образовательные программы, выставки и т.д.).
3. Разработка и внедрение новой библио-течно-информационной технологии.
4. Привлечение и закрепление в библиотеке новых групп читателей.
5. Освоение нового направления деятельности (например, клубная деятельность).
6. Проведение реорганизации (структурной, дизайнерской).
7. Развитие новых организационных форм сотрудничества.
Управление инновационной деятельностью библиотек — это процесс применения знаний, умений, методов, средств и технологий в целях достижения или превышения ожиданий участников инновационного процесса.
Библиотечное обслуживание — это подси-
^ Библиотечно-информационная деятельность
стема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Необходимо постоянно анализировать их потребности и ожидания, а также качество предоставляемых самой библиотекой услуг.
Для обеспечения этого необходимо управление библиотечным обслуживанием. Управление предполагает прогнозирование, планирование, организацию, координацию, анализ, руководство, учет, контроль. При грамотном подходе к организации этой работы повышается качество обслуживания читателей.
Все виды деятельности библиотеки, которые обеспечивают предоставление услуг, должны рассматриваться не изолированно, а как единый комплекс. Это означает, что не только абонемент и читальный зал, но и Справочно-библиографический отдел, и специализированные отделы (нотно-музы-кальный, изобразительного искусства и др.), и Медиатеку необходимо видеть в комплексе обслуживания, что потребует разработки концепции библиотечного обслуживания, создания программы по инновационному обслуживанию пользователей.
Оптимизация обслуживания читателей — это процесс приведения системы в наилучшее состояние, создание максимально комфортных условий для всех категорий читателей библиотеки.
Важными условиями оптимизации обслуживания читателей являются: повышение компетентности персонала библиотеки, его способность к творческим, креативным решениям; командный стиль работы; сотрудничество с другими учреждениями культуры и образования; управление с использованием маркетинга и менеджмента.
Профессия библиотекаря тесно переплетается с педагогикой, поэтому высокий профессионализм сотрудников библиотеки, их умение оперативно, точно и четко удовлетворять читательские интересы и потребности определяет также и педагогическое мастерство библиотекаря. Это профессиональное умение направлять все виды обслуживания в библиотеке на всестороннее развитие куль-
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
туры населения, обучение, образование, просвещение читателей.
Место библиотек в образовательном процессе обогащается их информационными возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом, электронными ресурсами, зарекомендовавшей себя на протяжении веков системой библиотечного обслуживания). Новые информационные технологии, без которых невозможно сегодня представить современную библиотеку, позитивно влияют на изменение библиотечной среды, способствуют продуктивному усвоению знаний и их интеграции.
Нельзя не отметить, что в современном обществе, вследствие бурного развития электронных технологий изменилось отношение к книге, чтению и библиотеке, особенно у молодежи. Библиотеки совершенствуют свою работу в соответствии с требованиями времени. Сегодня вся деятельность библиотеки направлена на формирование новой гуманитарной парадигмы, создание эффективной образовательной среды. Во многих библиотеках разработаны программы информационной поддержки воспитания и образования населения, развиваются информационные библиотечные системы, реализуются принципы дистанционного образования в библиотечной деятельности. Это дает основания гово-
рить о формирующейся единой информационно-образовательной среде, разработке целостной концепции, направленной на реализацию образовательной, просветительной и педагогической функций библиотек.
Одна из важных функций библиотеки как учреждения культуры — собирать и сохранять культурные ценности, традиции духовности, а также предоставлять пользователю полный доступ к информации. В переломные исторические периоды жизни общества, когда ищется выход из глубокого социально-экономического и духовного кризиса, особенно остро встают проблемы обучения и воспитания. Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей и цель библиотекаря всегда объективируется в усвоении культуры, знаний. Осознавая, как это сложно, библиотекарь выстраивает логику своей деятельности с опорой на читательские интересы и потребности.
Сегодня в библиотеках создаются все условия для творческого развития читателя, его самовыражения и постижения мировых культурных ценностей. Разрабатываются различные программы и проекты для более полного удовлетворения запросов пользователей и оптимизации библиотечного обслуживания.
Примечания
1. Библиотечная энциклопедия / гл. ред. Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — 1300 с.
2. Библиотечное обслуживание: Теория и методика : учебник / Московский гос. ун-т культуры; под ред. А. Я. Айзенберга. — Москва : МГУК, 1996. — 200 с.
3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учебно-методическое пособие: 100 выпусков. Вып. 7 / В. А. Бородина. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. — 165 с. — (Библиотекарь и время. XXI век).
4. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учебно-практическое пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина.
— Санкт-Петербург: Профессия, 2004. — 304 с. — (Библиотека).
5. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность : лекции. Вып. 2 / М. Я. Дворкина.
— Москва: Московский государственный университет культуры и искусств: Профиздат, 2000. — 46 с.
— (Современная библиотека. Вып. 2).
6. Матлина, С. Г. Публичная библиотека: Пути инновационного развития / С. Г. Матлина. — Санкт-Петербург: Профессия, 2009. — 376 с.
7. Столяров, Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : [полн. курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе канд. минимума] / Ю. Н. Столяров. — Орел: [Орлов. гос. ин-т искусств и культуры], 2007. — 266 с.