Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ", "ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ", "ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ" КАК ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕНЫХ'

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ", "ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ", "ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ" КАК ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2304
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УЧЕНЫХ / АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ / "INFORMATION SUPPORT" / "RESEARCH SUPPORT" / INFORMATION SERVICE FOR RESEARCHERS / ANALYSIS OF CONCEPTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Калюжная Татьяна Альбертовна

Цель статьи - провести анализ часто используемых понятий «информационное обеспечение» (ИО), «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» (ПНИ) и показать различия в их использовании. Основной вывод: на концептуальном уровне термин ИО необходимо сохранить для отражения процессов создания и предоставления информации для работы над НИР в до-интернет-эпоху, а ПНИ - для подготовки и предоставления информации для ученых на любом этапе -от зарождения идеи до опубликования и внедрения результатов НИР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Калюжная Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SENSE OF THE NOTIONS "INFORMATION PROVISION", "INFORMATION MAINTENANCE", "RESEARCH SUPPORT" AS STAGES FOR RESEARCHERS' INFORMATION SERVICE

The aim of the article is to make an analysis of the frequently used concepts of "information provision" (IP), ";information support", and "research support". Among the first terms in the draft of the GOST "Library and information activity one can see its key concept, but there are no the definitions of "IP", "informational support", ";research support", which are widely used to refer to information services for scientists. The absence of these concepts does not mean that they will no longer be used in special literature. To determine their place in the new paradigm of concepts, the definitions of "IP" proposed in 1974-2018 were collected. In the article they are systematized in the form of a table. These definitions show that even in the early 2000s, the domestic concept of "IP" was associated with the preparation of special publications - first bibliographic indexes, then databases, as well as the organization of the remote access to full-text resources. It follows that the domestic concept of "IP" was formed in the field of bibliography. (Although it should be noted that providing copies or originals of primary sources - that is library activities - has always been the part of the IP tasks.) But then, under the influence of electronic resources and information technologies, the concept of "IP" began to be included in the activity that has always been related to librarianship. Moreover, there appeared electronic resources (initially bibliographic) that provide various services. And these services are not only bibliographic (informational), but also library ones. This led in the late 1990s and early 21st century to the emergence of a new term - ";information support", which is used in several paradigms. Contextual analysis of this concept has shown that it is firstly used in a very close meaning to "IP", retains its direction - from a library (information center) to a user, but emphasizes that a user can himself access resources and services specially provided for him via Internet (the first paradigm). The other is related to the mass media, not to the infrastructure of science. The third one is related to the organizational activities of information structures, that is, in the paradigm of modern administrative activity. A completely different picture is in the English terminology: it was supported by the examples of the use of this phrase as a term in foreign publications and by the analysis of universities library sites. It can be seen that this concept includes bibliographic and library activities, all possibilities for transmitting information to support a special group of users -scientists, specialists, and young researchers. This is also a good fit for a variety of activities (but not yet mastered by Russian research libraries), the work with initial research data and checking the reproducibility of research. The authors conclude that at the conceptual level, it is necessary to retain the term "information provision" to reflect the processes of providing information for research in the pre-Internet era, to provide information only for the work on research at the research stage. The term ";research support" can be used conceptually to reflect preparing and providing information at any stage - from the idea cradle to publishing and research results implementation.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ", "ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ", "ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ" КАК ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕНЫХ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2020. № 40

УДК 021.13 (571)

DOI: 10.17223/22220836/40/28

О.Л. Лаврик, Т.А. Калюжная

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ», «ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ», «ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» КАК ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕНЫХ

Цель статьи - провести анализ часто используемых понятий «информационное обеспечение» (ИО), «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» (ПНИ) и показать различия в их использовании. Основной вывод: на концептуальном уровне термин ИО необходимо сохранить для отражения процессов создания и предоставления информации для работы над НИР в до-интернет-эпоху, а ПНИ - для подготовки и предоставления информации для ученых на любом этапе -от зарождения идеи до опубликования и внедрения результатов НИР. Ключевые слова: информационное обеспечение, информационное сопровождение, поддержка научных исследований, информационное обслуживание ученых, анализ понятий.

Введение

Значение терминологии для науки хорошо известно: она отражает ее развитие; необходима для коммуникации между специалистами. Вопросами терминологии в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения всегда занимались наши известнейшие ученые, занимаются ими и современные маститые [1—3]. Причем можно видеть, во-первых, как новые явления требуют закрепления новых терминов [4-6], во-вторых, насколько, с одной стороны, широка терминологическая сфера библиотековедения, библиографоведения и книговедения [7-10], с другой - какой глубокой и детальной разработки она требует [11-15], в-третьих, лингвистический аспект нашей современной терминологии [16, 17]. Авторы данной статьи также обратились к этой теме. В работе [18] было предложено описательное определение понятия «поддержка научных исследований» (research support): это библиотечно-информационная деятельность по созданию необходимых ресурсов и участие библиотек на каждом этапе научного исследования, до и после него через предоставление любой необходимой информации, выполнение услуг по ее обработке и обучение».

В начале 2020 г. профессиональной библиотечной аудитории был предложен для обсуждения проект ГОСТа «Библиотечно-информационная деятельность». Термины и определения1. Среди первых терминов - ключевое понятие «библиотечно-информационная деятельность» (library and information activity), которое трактуется как «система различных видов деятельности по созданию библиотечно-информационных услуг, направленных на удовлетворение информационных, культурных и образовательных потребностей населения» со сле-

1 https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSЮNALAM/7_sibid/ГОСТ _Библиотечно-информаци-онная деятельность_1-я ред_проект^£ (дата обращения: 30 марта 2020).

дующим примечанием: «включает научно-исследовательскую, научно-методическую работу, подготовку библиотечных кадров, организацию работы библиотек и информационных центров». Как видим, в предложенное нами определение вложен гораздо более узкий смысл.

Мы уже писали о том, что в научной литературе последнего десятилетия, на сайтах научных библиотек, в учебниках и учебных пособиях можно встретить понятия «информационное обслуживание», «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований», используемые для обозначения информационного обслуживания ученых. Отсутствие ряда понятий отнюдь не означает, что они более не будут использоваться в специальной литературе. Попробуем определить их место в новой предлагаемой парадигме понятий.

1. Соотношение понятий «библиотечно-информационная деятельность» и «информационное обслуживание». Понятие «информационное обеспечение»

Из определения, данного в проекте ГОСТа, следует, что библиотечно-информационная деятельность - очень широкое понятие, приемлемое для библиотек любого типа. В этом смысле использованное нами понятие «информационное обслуживание» является видом деятельности, также приемлемо для библиотек любого типа, любой формы собственности. А понятие «информационно-библиографическое обслуживание», в свою очередь, остается направлением информационного обслуживания [19. С. 106, 109]: информационно-библиографическая деятельность => информационное облужи-вание => информационно-библиографическое обслуживание. Понятно, что все они включают обслуживание всех категорий пользователей. Нас же в первую очередь интересуют термины, которыми обозначают формы информационно-библиографического обслуживания, специфические для ученых и специалистов. И таким в русскоязычной специальной литературе является понятие «информационное обеспечение» (ИО). Динамика понимания этого термина приведена в таблице.

Определения понятия «информационное обеспечение» Determinations of the notion "information provision"

Год Определение Комментарии авторов статьи

1974 ИО представляет собой непрерывный технологический процесс подготовки и выдачи информации потребителям в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной научно-технической деятельности [20] Подчеркивается непрерывность подготовки и выдачи информации

1976 ИО - переход от удовлетворения запросов потребителей к удовлетворению потребностей соответствующих исследований, разработок[21] Основное внимание - на предоставлении информации по НИР

1978 ИО - это комплекс методов и средств документального (предоставление первичных документов), фактографического (предоставление фактов и концепций, минуя первичные документы) и концептографического (предоставление развернутой или интерпретированной информации) обслуживания, используемых для удовлетворения информационных потребностей в конкретной научно-технической ситуации [22] Выделяются методы подготовки и виды информационных продуктов. Определение «обеспечения» через «обслуживание»

Продолжение таблицы Continuation table

Год Определение Комментарии авторов статьи

1979 ИО представляет собой организованный непрерывный технологический процесс подготовки и выдачи информации потребителям в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной научно-технической деятельности [23] Точка зрения автора на понятие «информационное обеспечение» не изменилась (сравним с [20])

1980 ИО - совокупность процессов по подготовке и представлению специально подготовленной научно-технической информации для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [24] Выдвижение на первый план подготовки специальной информации для определенных целей

1985 ИО - это научно-информационная деятельность (НИД), включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих функций НИД и соединенных в единую логически последовательную целенаправленную систему [25] Акцент на системные действия

1986 ИО - совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [26] Подчеркивается специализация ИО в зависимости от этапов

1995 Информационно-библиографическое обеспечение -совокупность информационно-библиографических ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации [27]. ИО - совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих, научно-технических, исследовательских и производственных задач в соответствии с этапами их выполнения [27] Различие информационно-библиографического обеспечения и ИО. В первом случае выделены ресурсы, долговременный характер информационных потребностей. Во втором - цель информационной работы

1999 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [28] По сравнению с ГОСТом 1980 г. [24] «специально подготовленная информация» заменена на «информационные ресурсы»

2004 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих, творческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения [29] Определение ИО, изложенное в ГОСТе 1999 г., дополнено творческой составляющей

2008 ИО - информационная деятельность, включающая совокупность информационных процессов, направленных на выполнение обеспечивающих по отношению к научным исследованиям информационных функций, соединенных в логически последовательную, целенаправленную систему. При этом не исключается возможность использования отдельных традиционных форм обслуживания потребителей информации. Представляет собой процесс постоянного курирования научного исследования — от зарождения научной идеи, оформленной в виде научной проблемы, до внедрения в практику результатов исследования [30. С. 24-25] Впервые акцент сделан на курирование всего процесса научного исследования. До этого выделялись особенности ИО для различных видов НИР: фундаментальные исследования, прикладные, разработки, внедрение результатов исследования

2011 ИО - активная роль библиотекаря, который не дожидается запроса от читателя-пользователя, а сам, зная информационные потребности своих читателей, предлагает им необходимую информацию о первоисточнике [31]. ИО понимается как «сбор-обработка-хранение-распространение» информации, в данном случае библиотечной информации, отражающей все отрасли знаний, представленные в фондах библиотеки [32] Подчеркивается характер взаимодействия библиотечного сотрудника и ученого (специалиста)-пользователя

Окончание таблицы The end of the table

Год Определение Комментарии авторов статьи

2012 ИО - совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения» [33] Сохраняется определение, данное в ГОСТе 1999 г. [28]

2018 «Информационное обеспечение (в широком смысле) - это совокупность информационных ресурсов и услуг для удовлетворения информационных потребностей и запросов» [34] Касается запросов ученых и специалистов. Понятие применимо для библиотек разных типов - от национальных до научно-технических. Сопоставив определения «информационное обеспечение» и «информационно-библиографическое обеспечение», зафиксированные в ГОСТ 7.0-99, Г.Л. Левин справедливо утверждает, что «цели „информационного" и „информационно-библиографического обеспечения" оказываются разнопорядковыми»

Отечественное понятие «информационное обеспечение» сформировалось на поле библиографоведения и было связано с подготовкой специальных изданий - сначала библиографических указателей, затем баз данных. Это четко видно в приведенных определениях и прослеживается еще в начале 2000-х гг. Но затем, скорее всего уже под влиянием развития электронных ресурсов (позволяющих совместить полный текст и библиографическое описание (БО)), информационных технологий (позволяющих перейти от БО к полному тексту, переслать информацию пользователю и оказать ему иную информационно-библиотечную услугу) в понятие ИО стали более четко вкладывать и то, что всегда относилось к библиотечному делу. Это прежде всего почувствовали крупнейшие научные библиотеки, о чем свидетельствует и точка зрения специалистов БЕН РАН (1996 г.): «... процесс системы ИО возможен только при условии планомерного развития и гармоничного взаимодействия трех ее основных элементов: информационных технологий, системы коммуникации, института информационных посредников» [35. С. 168]. Тем более, что появились ресурсы (изначально библиографические), которые предоставляют различные услуги. И эти услуги по сути являются не только библиографическими (информационными), но и библиотечными.

Заметим также, что с конца 1990-х гг. термин ИО стали использовать для обозначения процессов формирования электронных ресурсов и обеспечения доступа к ним [36, 37].

2. Понятие «информационное сопровождение»

Действительно, развитие информационно-коммуникационных технологий привело в конце 1990-х - начале XXI в. к появлению нового термина, не закрепленного ни в ГОСТах, ни в учебниках по библиотековедению или библиографо-ведению, - «информационное сопровождение» (ИС). Тем не менее в работе [38] было предложено его определение. Суть термина заключалась в том, что пользователь мог теперь сам воспользоваться предлагаемыми библиотекой (или иными информационными структурами) ресурсами или ее услугами через Интернет1.

1 Это «целенаправленная и систематическая работа по созданию и организации информационных ресурсов и / или информации о них в электронной среде и набор сервисов / услуг по их доведению и доступу, осуществляемых через Интернет, и использование которых возможно как через посредника, так и напрямую самим пользователем» [38. С. 22].

В профессиональной литературе по библиотековедению и библиографо-ведению также встречалось и другое понимание термина ИС:

• «ИС НИР и ОКР - это разновидность (форма) информационного обслуживания, основанная на информационном обеспечении НИР и ОКР от получения задания до внедрения научных результатов в производство. Доминирующим признаком является предоставление пользователям документов или сведений, отобранных по тематическим признакам» [27]. Заметим, что это определение, зафиксированное в терминологическом словаре 1995 г., во-первых, в русле библиографоведческого подхода, во-вторых, концептуально отражало старые представления об ИО;

• «ИС - вариант информационного обеспечения, применяемый при формировании и реализации различного рода программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» [39. С. 262];

• «ИС - целенаправленная и систематическая работа по созданию и организации информационных ресурсов и / или информации о них и набора сервисов / услуг по их доведению до потребителей» [33. С. 14];

• ИС - процесс, направленный на «удовлетворение общественного интереса к личности, организации, событию, проекту, предполагающее трансляцию не только той информации, в распространении которой заинтересован субъект коммуникации, но и той, в распространении которой субъект коммуникации может быть и не очень заинтересован, но которая вызывает общественный интерес» [40];

• ИС представляет собой систематический и целенаправленный процесс создания эффективной коммуникации, предоставления информации целевой группе, заинтересованной в получении информации1.

Как видим, все приводимые определения весьма близки по смыслу, сохраняют направление - от библиотеки (информационного центра) к пользователю. И только определение в работе [38] подчеркивает, что пользователь имеет возможность сам через Интернет обратиться к специально предоставляемым для него ресурсам и услугам.

Нам встретилось также определение понятия ИС и в рамках других парадигм. Первая скорее связана со СМИ, а не с инфраструктурой науки:

«В узком смысле слова под информационным сопровождением понимается использование традиционных СМИ в качестве основного канала для создания образа компании, информирования потребителей о продукте или услуге, рассказе о мероприятии и др., тогда речь будет идти об использовании классических PR-инструментов. В более широком понимании информационное сопровождение - использование всех имеющихся в распоряжении

компании каналов для создания образа и информирования потребителей о

2

товарах и услугах» .

Отметим, что в 2015 г. в журнале Успехи современной науки и образования определение понятия ИС, данное в работе [38], было подвергнуто критике. В статье А.Ю. Дёменко [41] было сказано, что в нем сужены каналы коммуникации до сети Интернет, дающей возможность получения информации без посредника. Автор также приводит ряд определений (например, ИС -

1 https ://studbooks.net/ 1556120/sotsюlogiya/informatsюnnoe_sopшvozhdeшe_ponyatie_suschnost soderzhanie _podhody_organizatsii (дата обращения: 23 октября 2019).

2 https://comagency.ru/pr-support-of-evets (дата обращения: 23 октября 2019).

«организованный процесс», в который включены: работа с СМИ, формирование информационных поводов и организация специальных мероприятий, с последующим анализом и подведением итогов» [42], и наиболее правильное, по ее мнению, определение Н.В. Лазуренко: «ИС - распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращенное к кругу заинтересованных лиц» [43]), и дает свое: «ИС можно определить как систематический и целенаправленный процесс (действие) передачи субъектом сведений (в основе которых лежат конкретные сообщения) через СМИ для заинтересованной целевой аудитории» [41. С. 101]. С нашей точки зрения, в этом определении смешаны понятия «социальные и научные коммуникации»: в социальных коммуникациях основная роль принадлежит СМИ (канал связи), и речь идет об информация любого характера. В научных же коммуникациях (автор => издатель => библиотека <= читатель / пользователь) речь идет о передаче только научно-технической информации для ученых и специалистов.

Вторая - с организационной деятельностью информационных структур, т.е. в парадигме современной административной деятельности. Использование этого термина проявляется в создании служб, отделов и центров сопровождения научных исследований или НИР.

3. Заимствованное понятие «поддержка научных исследований»

В статьях конца 1980 - 1990-х гг., в которых встречается ключевое слово «поддержка научных исследований» (но не воспринимаемое как термин), писали на следующие темы: о создании различных информационных систем (например, гипертекстовых [44], интеллектуальных [45], информационно-поисковых систем [46], сетей [47], программных средств и др.). При этом ни один из авторов не давал определения этому понятию, а описывались формы и виды, способы реализации.

В настоящее время также появляются работы [7, 48], где этот термин используется в значении, близком к данному нами в работе1 [18]. Однако отечественные авторы продолжали его использовать в значении ИО или в общем, нетерминологическом, смысле. Это видно из контент-анализа следующих фраз:

• использование информационной системы Elsevier (Нидерланды) для поддержки научных исследований [49];

• развитие информационной поддержки научных исследований, включая виды и востребованность информационных ресурсов, способы продвижения информационных сервисов в пользовательскую среду (сайт, блоги, социальные сети) и т.п. [50];

• формулировка основных принципов проектирования и реализации комплексной информационной системы поддержки НИД [51];

• системы искусственного интеллекта как инструмент автоматизированной поддержки научных исследований в социологии [52].

1 Необходимо отметить, что в 2004 г. В.В. Брежнева и В.А. Минкина [29] дали определение понятию «информационная поддержка»: «информационная поддержка - процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами». Как видим, оно дается через понятие «инфрмационное обеспечение».

Совершенно иная картина в англоязычной терминологии, которую мы отметили в работе [53]. Подкрепим предложенное нами в работе [18] определение следующими примерами использования этого словосочетания как термина:

• Поддержка научных исследований в библиотеке Австралийского университета [54].

• Старые и новые роли библиотек университетов в поддержке исследований 2.0 [55].

• Роль библиотек в поддержке научных исследований в университете Бхаратиар [Индия]) [56].

• Потребность в улучшении работы библиотеки по поддержке исследователей-дантистов [57].

• Специальный библиотекарь и персонализированные мета-услуги: стратегии для воссоединения библиотекарей и исследователей [58].

И многие другие примеры.

О том, как библиотеки университетов реализуют на практике поддержку научных исследований, можно судить по сайтам зарубежных университетов. Ряд наиболее явных страниц сайтов показан на рис. 1-3. Отметим также, что среди отечественных университетов только у Томского государственного университета можно видеть подобный подход к поддержке научных исследований библиотекой.

The University of Kansas . . : : ; : : : : : : : : : : : : : : : : : myKU Email

KU Libraries

A Find Resources services Help Locations and Hours About

Services Using the Libraries Instruction Research Publish and Share Community Engagement

Libraries' faculty and staff are experts in the digital, print, and archival collections at KU and are glad to help with your research. In addition to providing consultations for assignments, papers, or advanced projects, we can help you to:

■ refine your research question and get started

• develop search strategies to find relevant and reliable sources of information

■ track your searches

■ access, organize, and anaLyze research data

■ manage references and citations

Walk-in assistance is available at the service desks in any library location and by email, phone, text, or chat at Ask a Librarian. Alt patrons may schedule a consultation with a Librarian to get research assistance at any stage of the research process.

Рис. 1. Библиотека Университета Канзаса (https://lib.ku.edu/services/research) Fig. 1. The library of University of Kansas (https://lib.ku.edu/services/research)

! UNI VE RS ITY°F I „lTDa,jcT I BIRMINGHAM I

Main website Login For students For staff

Рис. 2. Библиотека Университета Бирмингема (https://intranet.birmingham.ac.uk/as/libraryservices/library/research/index.aspx)

Fig. 2. The library of University of Birmingham (https://intranet.birmingham.ac.uk/as/libraryservices/library/research/index.aspx)

Исследователям и 4 преподавателям

Ресурсы: ищем и читаем Наукометрия: сравниваем и

Рекомендации: пишем, оформляем, публикуем

Редактирование английского языка научных статей

Консультации для сотрудников ТГУ

Списки литературы рабочих программ дисциплин

Professors' English Speaking

Рис. 3. Библиотека Томского государственного университета (http://www.lib.tsu.ru/ru) Fig. 3. The library of Tomsk state University (http://www.lib.tsu.ru/ru)

Как видим, это понятие включает библиографическую и библиотечную деятельность, все возможности передачи информации для информационной поддержки особой группы пользователей - ученых, специалистов, начинающих исследователей. Сюда хорошо вписывается и разнообразная, но пока не освоенная отечественными научными библиотеками деятельность по работе с исходными научными данными [55] и проверке вопроизводимости научных исследований [59].

Выводы и заключение

Так как же соотносятся понятия «информационное обеспечение», «информационное сопровождение» и «поддержка научных исследований»?

Нам кажется, что на концептуальном уровне термин «информационное обеспечение» необходимо сохранить для отражения процессов предоставле-

ния информации для работы над НИР на исследовательском этапе в до-интернет-эпоху. Термин же «поддержка научных исследований» концептуально может быть использован для подготовки и предоставления информации (в том числе из неопубликованных источников) для ученых на любом этапе - от зарождения идеи до опубликования и внедрения результатов НИР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И еще одно замечание. Очень часто отечественные исследования выглядят архаичными на фоне зарубежных. На наш взгляд, одна из причин этого -использование устаревшей терминологии, особенно при попытке опубликовать статью в зарубежных журналах. Поэтому использование современных и актуальных терминов может значительно повысить престиж отечественного библиотековедения и библиографоведения.

Литература

1. Барсук А.И. Стандартизация библиографической терминологии - требование времени // Советская библиография. 1974. № 6. С. 26-27.

2. Левин Г.Л. Прошлое и настоящее стандартизации библиографической терминологии // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы IX Междунар. науч. семинара (Москва, 24-25 окт. 2018 г.) : в 2 ч. Минск ; Москва, 2018, Ч. 1. С. 284-289.

3. Дворкина М.Я. Российская библиотечная терминология в 1970-1990 гг. // Библиотечное дело-2012: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, образования и культуры. Скворцовские чтения : материалы Семнадцатой Междунар. науч. конф. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Ин-т информ. коммуникаций и библиотек. М., 2012. С. 23-25.

4. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. М. : Ин-т развития информ. общества, 2009. 160 с.

5. Дворкина М.Я. Разработка национального стандарта «библиотечно-информационное обслуживание»: проблемы и решения // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 367-373.

6. Каменская М.А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2016. № 8. С. 24-33.

7. Левин Г.Л., Масловская Н.С. Стандартизация библиографической терминологии: развитие и современность // Библиосфера. 2019. № 4. С. 23-32.

8. Мигань К. Названия науки о книге. Терминология, лексика и семантика // Веснж Беларускага дзяржаунага ушверйтэта культуры i мастацтвау. 2016. № 1 (25). С. 162-170.

9. Барма О.А. Библиотечная межкультурная коммуникация и общение: терминология и видовая классификация // Весшк Беларускага дзяржаунага ушвератэта культуры i мастацтвау. 2011. № 2 (16). С. 102-108.

10. Левин Г.Л. Национальная библиография как понятие и термин // Библиография. 2004. № 1. С. 109-119.

11. Швецова-Водка Г.Н., Романуха З.В. Справочно-библиографическое обслуживание: терминологический аспект // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 71-84.

12. Павлов Л.П. Непубликуемые источники научно-технической информации: терминологический анализ // Информатизация и связь. 2013. № 3. С. 77-80.

13. Козлова Е.И. Идентификация электронных изданий: терминологические и классификационные аспекты // Библиография. 2012. № 1 (378). С. 9-17.

14. Есипова В.А. Учебная и научная рукописная книга: проблемы терминологии и библиотечной практики (по материалам ОРКП НБ ТГУ) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. № 2. С. 113-120.

15. Левин Г.Л. Библиографические ресурсы: проблемы терминологии и систематизации // Библиотековедение. 2008. № 5. С. 34-39.

16. Суворова В.М. Терминологический сегмент библиотечного пространства: процессы заимствования // Библиотековедение. 2015. № 1. С. 38-45.

17. Лбова Е.М. Книжная культура русской эмиграции: интерпретация понятий и терминов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014. № 7. С. 605-610.

18. Лаврик О.Л., Калюжная Т.А. Информационное обслуживание (сравнительный анализ русскоязычных и англоязычных терминов // Библиография. 2019. № 6. С. 55-66.

19. Коршунов О.П., Леликова Н.К., Лиховид Т.Ф. Библиографоведение : учебник / ред. О.П. Коршунов. СПб. : Профессия, 2014. 287 с. (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

20. Звежинский С.М. Научная организация информационной деятельности. Львов, 1974.

116 с.

21. Хлебников Р.А. О логике развития информационной активности ОНТИ // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1976. № 11. С. 3-7.

22. Блюменау Д.И. Библиотечно-информационное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ : учеб. пособие. Л., 1978. 73 с.

23. Звежинский С.М. Этапы становления информационной деятельности // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1979. № 9. С. 1-8.

24. ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения. М., 1983. 13 с.

25. Илюшкин С.И. Некоторые аспекты понятий «информационное обеспечение» и «информационное обслуживание» // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1985. № 4. С. 1-4.

26. Библиотечное дело : терминол. слов. М., 1986. 224 с.

27. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995. 268 с.

28. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. СПб., 2003. С. 11-38.

29. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб. : Профессия, 2004. 304 с. (Сер. Библиотека).

30. Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов : учеб.-метод. пособие. СПб. : Профессия, 2008. 464 с.

31. Елепов Б.С., Лаврик О.Л. Информационное обеспечение научных исследований в академической библиотеке на базе компьютерных технологий: вчера, сегодня, завтра // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения, информатики и книговедения : юбил. науч. сб., посвящ. 100-летию Информ.-библ. совета Рос. акад. наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2011. С. 91-102.

32. Шурпаков В.А. Комплексное информационно-библиотечное обеспечение банковского дела (на примере ИНИОН РАН) // Теория и практика общественно-научной информации : сб. науч. тр. М., 2011. Вып. 20. С. 45-52.

33. Брежнева В.В., Гиляревский Р.С. Информационное обслуживание : учеб. пособие. СПб. : Профессия, 2012. 368 с. (Библиотека).

34. Левин Г.Л. Библиография в системе информационного обеспечения науки // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки : сб. статей / авт.-сост. Е.А. Воронцова. М. : Этерна, 2018. С. 59-75.

35. Алексеев Н.Г., Госина Л.И., Захаров А.Г., Солошенко Н.С. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований / под общ. ред. А.Г. Захарова. Пущино : ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. 196 с.

36. Оганова О.А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона // Библиосфера. 2009. № 3. С. 45-52.

37. Подкорытова Н.И., Босина Л.В., Дубовенко В.А., Лакизо И.Г. Итоги изучения информационного обеспечения научных организаций Сибирского региона, подведомственных ФАНО // Научные и технические библиотеки. 2017. № 10. С. 5-14.

38. Лаврик О.Л., Шевченко Л Б. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2006. № 9. С. 19-23.

39. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб. : Профессия, 2006. 304 с.

40. Дзялошинская М.И., Дзялошинский И.М. От информационного сопровождения к информационному партнерству // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4, № 4. С. 349-365.

41. Дёменко А.Ю. Информационное сопровождение: проблема научного определения // Успехи современной науки и образования. 2015. № 1. С. 100-101.

42. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. Ростов н/Д., 1997.

77 с.

43. Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н. Информационное сопровождение семейной политики в муниципальном образовании // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 10. С. 124-126.

44. Танцерев В.И., Нестеров А.В. Гипертекстовая система в библиотеке // 4-й научный семинар с международным участием «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», Новосибирск, 14-16 мая, 1991 : тез. докл. и сообщ. Новосибирск, 1991. С. 73-74.

45. Финн В.К. Об интеллектуальных системах автоматизированной поддержки научных исследований // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информационные процессы и системы. 1996. № 5-6. С. 1-2.

46. Neelameghan A. Concept categorization and knowledge organization in specialized databases: a case study // Int. Classif. 1991. Vol. 18, № 2. P. 92-97.

47. Racz A. A K+F informacios infrastruktura fejlesztesi program // Konyvtari Figyelo. 1989. Vol. 35, № 5-6. Р. 499-508, 456, 459.

48. Филь М.М. Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития // Закон и право. 2019. № 6. С. 20-28.

49. Черный А.И. Информационная поддержка научных исследований: система компании Elsevier // Международный форум по информации. 2008. Т. 33, № 1. С. 3-14.

50. Линдеман Е.В. Тенденции развития информационной поддержки отрасли образования и науки на современном этапе // 19-я Международная конференция «Крым 2012» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и новая роль в общественном развитии», Судак, 4-8 июня, 2012. М., 2012. С. 1-2.

51. Прокудин Д.Е. Проектирование и реализация комплексной информационной системы поддержки научных исследований // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. СПб., 2014. С. 31-36.

52. Михеенкова М.А. О принципах интеллектуального анализа данных в социальных науках // Шестнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 (Москва, 24-27 сент. 2018 г.) : труды конф. : в 2 т. М., 2018. Т. 1. С. 222-230.

53. Лаврик О.Л., Калюжная Т.А., Плешакова М.А. Библиотека и вуз: опыт поддержки научных исследований // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 6. С. 643-650. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-6-643-650

54. Keller A. Research support in Australian University libraries: an outsider view // Australian Academic & Research Libraries. 2015. Vol. 46, № 2. P. 73-85. DOI: 10.1080/00048623.2015. 1009528

55. Koltay T. Accepted and emerging roles of academic libraries in supporting research 2.0 // Journal of Academic Librarianship. 2019. Vol. 45, № 2. P. 75-80. DOI: 10.1016/j.acalib.2019.01.001.

56. Fazal F.A., Chakravarty R. Role of library in research support: a study of Bharathiar University // Library Philosophy and Practice. 2019, art. №. 2780.

57. He H.Y., Gerbig M., Kirby S. Needs assessment for improving library support for dentistry researchers // Journal of the Medical Library Association : JMLA. 2019. Vol. 107, № 3. P. 352-363. DOI: 10.5195/jmla.2019.556

58. Nolin J.M. The special librarian and personalized meta-services: Strategies for reconnecting librarians and researchers // Library Review. 2013. Vol. 62, № 8. P. 508-524. DOI: 10.1108/LR-02-2013-0015

59. Sayre F., Riegelman A. Replicable services for reproducible research: a model for academic libraries // College and Research Libraries. 2019. Vol. 80, № 2. P. 260-262. DOI: 10.5860/crl. 80.2.260/

Olga L. Lavrik, The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: Lavrik@spsl.nsc.ru

Tatyana A. Kalyuzhnaya, The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: Kalyuzhnaya@spsl.nsc.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2020, 40, pp. 305-319.

DOI: 10.17223/2220836/40/28

THE SENSE OF THE NOTIONS "INFORMATION PROVISION", "INFORMATION MAINTENANCE", "RESEARCH SUPPORT" AS STAGES FOR RESEARCHERS' INFORMATION SERVICE

Keywords: "information support", "research support", information service for researchers, analysis of concepts

The aim of the article is to make an analysis of the frequently used concepts of "information provision" (IP), "information support", and "research support". Among the first terms in the draft of the GOST "Library and information activity one can see its key concept, but there are no the definitions of "IP", "informational support", "research support", which are widely used to refer to information services for scientists. The absence of these concepts does not mean that they will no longer be used in special literature. To determine their place in the new paradigm of concepts, the definitions of "IP" proposed in 1974-2018 were collected. In the article they are systematized in the form of a table. These definitions show that even in the early 2000s, the domestic concept of "IP" was associated with the preparation of special publications - first bibliographic indexes, then databases, as well as the organization of the remote access to full-text resources. It follows that the domestic concept of "IP" was formed in the field of bibliography. (Although it should be noted that providing copies or originals of primary sources - that is library activities - has always been the part of the IP tasks.) But then, under the influence of electronic resources and information technologies, the concept of "IP" began to be included in the activity that has always been related to librarianship. Moreover, there appeared electronic resources (initially bibliographic) that provide various services. And these services are not only bibliographic (informational), but also library ones. This led in the late 1990s and early 21st century to the emergence of a new term - "information support", which is used in several paradigms. Contextual analysis of this concept has shown that it is firstly used in a very close meaning to "IP", retains its direction - from a library (information center) to a user, but emphasizes that a user can himself access resources and services specially provided for him via Internet (the first paradigm). The other is related to the mass media, not to the infrastructure of science. The third one is related to the organizational activities of information structures, that is, in the paradigm of modern administrative activity.

A completely different picture is in the English terminology: it was supported by the examples of the use of this phrase as a term in foreign publications and by the analysis of universities library sites. It can be seen that this concept includes bibliographic and library activities, all possibilities for transmitting information to support a special group of users -scientists, specialists, and young researchers. This is also a good fit for a variety of activities (but not yet mastered by Russian research libraries), the work with initial research data and checking the reproducibility of research.

The authors conclude that at the conceptual level, it is necessary to retain the term "information provision" to reflect the processes of providing information for research in the pre-Internet era, to provide information only for the work on research at the research stage. The term "research support" can be used conceptually to reflect preparing and providing information at any stage - from the idea cradle to publishing and research results implementation.

References

1. Barsuk, A.I. (1974) Standartizatsiya bibliograficheskoy terminologii - trebovanie vremeni [Standardization of bibliographic terminology - the requirement of the time]. Sovetskaya bibliografiya. 6. pp. 26-27.

2. Levin, G.L. (2018) Proshloe i nastoyashchee standartizatsii bibliograficheskoy terminologii [Past and present of bibliographic terminology standardization]. Sovremennye problemy knizhnoy kul'tury: osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiya [Modern Problems of Book Culture: Main Trends and Development Prospects]. Proc. of the Ninth Seminar. Moscow, October 24-25, 2018. Minsk; Moscow: [s.n.]. pp. 284-289.

3. Dvorkina, M.Ya. (2012) Rossiyskaya bibliotechnaya terminologiya v 1970-1990 gg. [Russian library terminology in 1970-1990]. Bibliotechnoe delo-2012: bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' v prostranstve nauki, obrazovaniya i kul'tury. Skvortsovskie chteniya [Library Science -2012: Library and Information Activities in the Space of Science, Education and Culture. The Skvortsov Readings]. Proc. of the 17th International Conference. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. pp. 23-25.

4. Khokhlov, Yu.E. (2009) Glossary po informatsionnomu obshchestvu [The Information Society Glossary]. Moscow: In-t razvitiya inform. obshchestva.

5. Dvorkina, M.Ya. (2018) Development of the National Standard "Library and Information Services": Problems and Solutions. Bibliotekovedenie - Russian Journal of Library Science. 67(4). pp. 367-373. (In Russian). DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-4-367-373

6. Kamenskaya, M.A. (2016) Evolyutsiya informatsionno-bibliotechnogo obsluzhivaniya: voprosy terminologii [Evolution of information and library services: terminology issues]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1: Organizatsiya i metodika informatsi-onnoy raboty. 8. pp. 24-33.

7. Levin, G.L. & Maslovskaya, N.S. (2019) Standartizatsiya bibliograficheskoy terminologii: razvitie i sovremennost' [Standardization of bibliographic terminology: development and modernity]. Bibliosfera. 4. pp. 23-32.

8. Migan, K. (2016) Nazvaniya nauki o knige. Terminologiya, leksika i semantika [Titles of the science about the book. Terminology, vocabulary and semantics]. Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga universiteta kul'tury i mastatstvay. 1(25). pp. 162-170.

9. Barma, O.A. (2011) Bibliotechnaya mezhkul'turnaya kommunikatsiya i obshchenie: terminologiya i vidovaya klassifikatsiya [Library intercultural communication: terminology and classification]. Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga universiteta kul'tury i mastatstvay. 2(16). pp. 102108.

10. Levin, G.L. (2004) Natsional'naya bibliografiya kak ponyatie i termin [National bibliography as a concept and term]. Bibliografya. 1. pp. 109-119.

11. Shvetsova-Vodka, G.N. & Romanukha, Z.V. (2016) Spravochno-bibliograficheskoe obsluzhivanie: terminologicheskiy aspekt [Reference and bibliographic service: terminological aspect]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 3. pp. 71-84.

12. Pavlov, L.P. (2013) Nepublikuemye istochniki nauchno-tekhnicheskoy informatsii: terminologicheskiy analiz [Unpublished sources of scientific and technical information: terminological analysis]. Informatizatsiya i svyaz'. 3. pp. 77-80.

13. Kozlova, E.I. (2012) Identifikatsiya elektronnykh izdaniy: terminologicheskie i klassifikatsionnye aspekty [Identification of electronic publications: terminological and classification aspects]. Bibliografiya. 1(378). pp. 9-17.

14. Esipova, V.A. (2011) Uchebnaya i nauchnaya rukopisnaya kniga: problemy terminologii i bibliotechnoy praktiki (po materialam ORKP NB TGU) [Educational and scientific handwritten book: problems of terminology and library practice (based on the materials of the Department of Rare Books and Manuscripts, Tomsk State University Research Library)]. Trudy GPNTB SO RAN. 2. pp. 113-120.

15. Levin, G.L. (2008) Bibliograficheskie resursy: problemy terminologii i sistematizatsii [Bibliographic resources: problems of terminology and systematization]. Bibliotekovedenie - Russian Journal of Library Science. 5. pp. 34-39.

16. Suvorova, V.M. (2015) Terminological Segment of Library Space: the Processes of Borrowing. Bibliotekovedenie - Russian Journal of Library Science. 1. pp. 38-45. (In Russian).

17. Lbova, E.M. (2014) Knizhnaya kul'tura russkoy emigratsii: interpretatsiya ponyatiy i terminov [Book culture of the Russian emigration: interpretation of concepts and terms]. Trudy GPNTB SO RAN. 7. pp. 605-610.

18. Lavrik, O.L. & Kalyuzhnaya, T.A. (2019) Informatsionnoe obsluzhivanie (sravnitel'nyy analiz russkoyazychnykh i angloyazychnykh terminov [Information service (a comparative analysis of Russian and English terms]. Bibliografiya. 6. pp. 55-66.

19. Korshunov, O.P., Lelikova, N.K. & Likhovid, T.F. (2014) Bibliografovedenie [Bibliography Studies]. St. Petersburg: Professiya.

20. Zvezhinsky, S.M. (1974) Nauchnaya organizatsiya informatsionnoy deyatel'nosti [Scientific organization of information activities]. Lvov: [s.n.].

21. Khlebnikov, R.A. (1976) O logike razvitiya informatsionnoy aktivnosti ONTI [On the logic of the ONTI information activity development]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty. 11. pp. 3-7.

22. Blumenau, D.I. (1978) Bibliotechno-informatsionnoe obespechenie nauchno-issledovatel'skikh i opytno-konstruktorskikh rabot [Library and information support of scientific research and experimental design works]. Leningrad: [s.n.].

23. Zvezhinsky, S.M. (1979) Etapy stanovleniya informatsionnoy deyatel'nosti [Stages of information activity formation]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty. 9. pp. 1-8.

24. Russian Federation. (1983) GOST 7.27-80. Nauchno-informatsionnaya deyatel'nost'. Osnovnye terminy i opredeleniya [GOST 7.27-80. Scientific and informational activity. Basic terms and definitions]. Moscow: [s.n.].

25. Ilyushkin, S.I. (1985) Nekotorye aspekty ponyatiy "informatsionnoe obespechenie" i "informatsionnoe obsluzhivanie" [Some aspects of the concepts of "information support" and "information service"]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty. 4. pp. 1-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Kartashov, N.S. (ed.) (1986) Bibliotechnoe delo: terminologicheskiy slovar [Librarianship: Terminological Dictionary]. 2nd ed. Moscow: [s.n.].

27. Vysotskaya, Z.G. (ed.) (1995) Terminologicheskiy .slovar' po bibliotechnomu delu i smezhnym otraslyam znaniya [Terminological dictionary on librarianship and related branches of knowledge]. Moscow: Ben.

28. Russian Federation. (2003) Standarty po bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti [Standards for Library and Information Activities]. St. Petersburg: [s.n.]. pp. 11-38.

29. Brezhneva, V.V. & Minkina, V.A. (2004) Informatsionnoe obsluzhivanie: produkty i uslugi, predostavlyaemye bibliotekami i sluzhbami informatsii predpriyatiy [Information Services: Products and Services Provided by Libraries and Enterprise Information Services]. St. Petersburg: Professiya.

30. Dresher, Yu.N. (2008) Informatsionnoe obespechenie uchenykh i spetsialistov [Information Support of Scientists and Specialists]. St. Petersburg: Professiya.

31. Elepov, B.S. & Lavrik, O.L. (2011) Informatsionnoe obespechenie nauchnykh issledovaniy v aka-demicheskoy biblioteke na baze komp'yuternykh tekhnologiy: vchera, segodnya, zavtra [Information support of scientific research in the academic library based on computer technologies: yesterday, today, tomorrow]. In: Vklad informatsionno-bibliotechnoy sistemy RAN v razvitie otechestvennogo bibliotekovedeniya, informatiki i knigovedeniya [Contribution of the information and library system of the Russian Academy of Sciences to the development of the national librarianship, informatics and bibliology]. Novosibirsk: SB RAS. pp. 91-102.

32. Shurpakov, V.A. (2011) Kompleksnoe informatsionno-bibliotechnoe obespechenie bankovskogo dela (na primere INION RAN) [Complex information and library support of banking (a case study of INION RAS)]. In: Teoriya ipraktika obshchestvenno-nauchnoy informatsii [Theory and Practice of Social and Scientific Information]. Vol. 20. Moscow. pp. 45-52.

33. Brezhneva, V.V. & Gilyarevsky, R.S. (2012) Informatsionnoe obsluzhivanie [Information Service]. St. Petersburg: Professiya.

34. Levin, G.L. (2018) Bibliografiya v sisteme informatsionnogo obespecheniya nauki [Bibliography in the system of science information support]. In: Vorontsova, E.A. (ed.) Rol' bibliografii v informatsionnom obespechenii istoricheskoy nauki [The role of bibliography in information support of history]. Moscow: Eterna pp. 59-75.

35. Alekseev, N.G., Gosina, L.I., Zakharov, A.G. & Soloshenko, N.S. (1996) Informatsionno-bibliotechnoe obespechenie fundamental'nykh nauchnykh issledovaniy [Information and library support for fundamental scientific research]. Pushchino: RAS.

36. Oganova, O.A. (2009) Informatsionnaya podderzhka nauchnykh issledovaniy Ural'skogo regiona [Information support of scientific research of the Ural region]. Bibliosfera. 3. pp. 45-52.

37. Podkorytova, N.I., Bosina, L.V., Dubovenko, V.A. & Lakizo, I.G. (2017) Itogi izucheniya informatsionnogo obespecheniya nauchnykh organizatsiy Sibirskogo regiona, podvedomstvennykh FANO [The study of information support of Siberian scientific organizations subordinate to FANO]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 10. pp. 5-14.

38. Lavrik, O.L. & Shevchenko, L.B. (2006) Informatsionnoe soprovozhdenie kak novyy etap razvitiya informatsionnoy deyatel'nosti [Information support as a new stage in the development of information activities]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty. 9. pp. 19-23.

39. Brezhneva, V.V. & Minkina, V.A. (2006) Informatsionnoe obsluzhivanie: produkty i uslugi, predostavlyaemye bibliotekami i sluzhbami informatsii predpriyatiy [Information Services: Products and Services Provided by Libraries and Enterprise Information Services]. St. Petersburg: Professiya.

40. Dzialoshinskaya, M.I. & Dzialoshinsky, I.M. (2015) From information support to the information partnership. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki - Theoretical and Practical Issues of Journalism. 4(4). pp. 349-365. (In Russian).

41. Demenko, A.Yu. (2015) Informatsionnoe soprovozhdenie: problema nauchnogo opredeleniya [Information support: the problem of definition]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya - Success of Modern Science andEducation. 1. pp. 100-101.

42. Kapitonov, E.A. (1997) Organizatsiya sluzhby svyazey s obshchestvennost'yu [Organization of a Public Relations Service]. Rostov-on-Don: North-Caucasian State Service.

43. Lazurenko, N.V. & Podporinova, N.N. (2014) Informatsionnoe soprovozhdenie semeynoy politiki v munitsipal'nom obrazovanii [Information support of family policy in the municipality]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy iputi ikh resheniya. 10. pp. 124-126.

44. Tantserev, V.I. & Nesterov, A.V. (1991) Gipertekstovaya sistema v biblioteke [Hypertext system in the library]. Avtomatizirovannye bibliotechno-informatsionnye sistemy [Automated Library and Information Systems]. The Fourth Seminar. Novosibirsk, May 14-16, 1991. Novosibirsk: [s.n.]. pp. 73-74.

45. Finn, V.K. (1996) Ob intellektual'nykh sistemakh avtomatizirovannoy podderzhki nauchnykh issledovaniy [On intelligent systems for scientific research automated support]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 2: Informatsionnyeprotsessy i sistemy. 5-6. pp. 1-2.

46. Neelameghan, A. (1991) Concept categorization and knowledge organization in specialized databases: a case study. International Classification. 18(2). pp. 92-97. DOI: 10.5771/0943-7444-19912-92

47. Racz, A. (1989) A K+F informacios infrastruktura fejlesztesi program. Könyvtäri Figyelö. 35(5-6). pp. 499-508, 456, 459.

48. Fil, M.M. (2019) Gosudarstvennaya grantovaya podderzhka nauchnykh issledovaniy v Rossiyskoy Federatsii. Stanovlenie, pravovoy rezhim, tendentsii razvitiya. Zakon i pravo - Law and Legislation. 6. pp. 20-28.

49. Chernyy, A.I. (2008) Informatsionnaya podderzhka nauchnykh issledovaniy: sistema kompanii Elsevier [Information support of scientific research: the Elsevier system]. Mezhdunarodnyy forumpo informatsii. 33(1). pp. 3-14.

50. Lindeman, E.V. (2012) Tendentsii razvitiya informatsionnoy podderzhki otrasli obrazovaniya i nauki na sovremennom etape [Trends in the development of information support for the education and science industry at the present stage]. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa: Biblioteki v tsifrovuyu epokhu: novaya paradigma i novaya rol' v obshchestvennom razvitii [Libraries and information resources in the modern world of science, culture, education and business: Libraries in the digital age: a new paradigm and a new role in the public development]. Proc. of the 19th Conference. Sudak, June 4-8, 2012. Moscow: [s.n.]. pp. 1-2.

51. Prokudin, D.E. (2014) Proektirovanie i realizatsiya kompleksnoy informatsionnoy sistemy podderzhki nauchnykh issledovaniy [Design and implementation of an integrated information system for supporting scientific research]. In: Chugunov, A. (ed.) Tekhnologii informatsionnogo obshchestva v nauke, obrazovanii i kul'ture [Technologies of the information society in science, education and culture]. St. Petersburg: Universitet ITMO. pp. 31-36.

52. Mikheenkova, M.A. (2018) O printsipakh intellektual'nogo analiza dannykh v sotsial'nykh nau-kakh [On the principles of data mining in the social sciences]. KII-2018. Proc. of the 16th National Conference on Artificial Intelligence. Moscow, September 24-27, 2018. Vol. 1. Moscow: [s.n.]. pp. 222-230.

53. Lavrik, O.L., Kalyuzhnaya, T.A. & Pleshakova, M.A. (2017) Library and its University: the Experience of Research Support. Bibliotekovedenie - Russian Journal of Library Science. 66(6). pp. 643-650. (In Russian). DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-6-643-650

54. Keller, A. (2015) Research support in Australian University libraries: an outsider view. Australian Academic & Research Libraries. 46(2). pp. 73-85. DOI: 10.1080/00048623.2015. 1009528

55. Koltay, T. (2019) Accepted and emerging roles of academic libraries in supporting research 2.0. Journal of Academic Librarianship. 45(2). pp. 75-80. DOI: 10.1016/j.acalib.2019.01.001

56. Fazal, F.A. & Chakravarty, R. (2019) Role of library in research support: a study of Bharathiar University. Library Philosophy and Practice. Art. №. 2780.

57. He, H.Y., Gerbig, M. & Kirby, S. (2019) Needs assessment for improving library support for dentistry researchers. Journal of the Medical Library Association: JMLA. 107(3). pp. 352-363. DOI: 10.5195/jmla.2019.556

58. Nolin, J.M. (2013) The special librarian and personalized meta-services: Strategies for reconnecting librarians and researchers. Library Review. 62(8). pp. 508-524. DOI: 10.1108/LR-02-2013-0015

59. Sayre, F. & Riegelman, A. (2019) Replicable services for reproducible research: a model for academic libraries. College and Research Libraries. 80(2). pp. 260-262. DOI: 10.5860/crl. 80.2.260/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.