Научная статья на тему 'Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса'

Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЦЕСС / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилемханов А.Г.

В статье автор обосновывает теоретическую и практическую значимость применения принципов операционного менеджмента по отношению к процессам коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса. Приводится пример оптимизации деятельности и повышения эффективности управления промышленными предприятиями нефтехимического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса»

УДК 65.015.07

ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

А. Г. ГИЛЕМХАНОВ,

соискатель кафедры производственного менеджмента

Е-mail: GilemhanovAG@mail. ru Казанский (Приволжский) федеральный университет

В статье автор обосновывает теоретическую и практическую значимость применения принципов операционного менеджмента по отношению к процессам коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса. Приводится пример оптимизации деятельности и повышения эффективности управления промышленными предприятиями нефтехимического комплекса.

Ключевые слова: менеджмент, процесс, коммерческая деятельность, промышленность, предприятие, комплекс, эффективность.

В современных российских условиях операционный менеджмент является жестким императивом для успешного ведения бизнеса, поскольку он нацелен на ведение бизнеса рентабельным способом [7]. С подобным мнением Н. П. Николенко согласны В. В. Володин, О. А. Огай и Ю. В. Нефедов [1], которые констатируют, что если до 1990-х гг. операционный менеджмент был синонимом производственного менеджмента и определялся как деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция и услуги компании, то в настоящее время операционный менеджмент приобрел более широкое значение и заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Отсюда можно сделать два вывода.

Во-первых, в современных условиях операционный менеджмент нацелен на то, чтобы бизнес был прибыльным и целесообразным с хозяйственной точки зрения, т. е. оправдывал инвестиции,

вложенные в него, и понесенные затраты. Другими словами, в рамках операционного менеджмента управление должно быть организовано таким образом, чтобы исполнение каждой операции способствовало получению прибыли.

Во-вторых, операционный менеджмент применим к любым видам деятельности и процессам. В этой связи наиболее актуальным представляется применение принципов операционного менеджмента к процессам коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

Развитие рыночных отношений в нефтехимическом секторе экономики, капиталоемкость и потенциальная опасность для окружающей среды производственных процессов, специфика производства и сбыта сырьевого товара ставят отечественные промышленные предприятия нефтехимического комплекса в тяжелые условия функционирования, которые осложняются отсутствием государственных гарантий поддержки хозяйственной деятельности, острой конкуренцией, необходимостью установления цен через факторы спроса и предложения. В таких условиях внешней среды процессы коммерческой деятельности приобретают особое значение и становятся одним из средств обеспечения эффективности функционирования промышленных предприятий нефтехимического комплекса. Это связано с тем, что изменчивость конъюнктуры рынка находится вне сферы управления промышленных предприятий. Поэтому с риском нарушения ресурсообеспечения отечественных промышленных предприятий и ослаблением иммунитета по отношению к многочисленным

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

53

дестабилизирующим факторам возможно бороться только через развитие гибкости и адаптивности собственных подразделений и, в частности тех, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Именно о развитии этих качеств говорил Президент РФ Д. А. Медведев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, проходившего 18 июня 2010 г., противопоставляя их понятиям стабильности и предсказуемости [5].

Актуальность использования принципов операционного менеджмента при управлении процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса обусловлена также тем, что [2, 3, 6]:

- базовые потребности работников коммерческих подразделений полностью удовлетворены;

- все работники коммерческих подразделений промышленных предприятий имеют высшее образование;

- работники коммерческих подразделений по роду своей работы имеют тесную связь с другими предприятиями, что позволяет им перенимать не только положительный опыт работы, но и образцы высокого уровня жизни;

- имеется высокий статус коммерческих подразделений на промышленных предприятиях нефтехимического комплекса;

- высокая степень риска от влияния последствий внешних стимулов для эффективной деятельности предприятий.

Для того чтобы понять, какой эффект позволяет получить управление операциями процессов коммерческой деятельности, необходимо рассмотреть место процесса и операции в организации по отношению друг к другу. Обобщая определения терминов «процесс» и «операция», автор пришел к мнению, что процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных операций, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, предоставляющие ценность для потребителя [4, с. 17]. Процесс - это более общее понятие, включающее в себя операции. При этом чаще всего процесс имеет иерархию подпроцессов или процессов низшего уровня, на самом последнем уровне которого находятся операции. Именно возможность декомпозиции процесса на элементы заставляет многие организации сталкиваться с одним из важнейших вопросов, возникающих при моделировании бизнес-процессов и при использовании процессного подхода -это определение глубины описания процесса. Как

отмечает В. Г. Елиферов [4, с. 38], всегда очень важно изначально определить практически целесообразную степень детальности описания любого процесса. В свою очередь операция отличается от процесса тем, что она не подлежит декомпозиции. В этом и состоит ее преимущество - исключаются вопросы, связанные с глубиной описания. Вместе с тем по отношению к процессу операция имеет недостаток - это их большое количество, который может нивелироваться только использованием информационных систем управления класса «система планирования ресурсов предприятия» (ERP).

Таким образом, выяснив, что процессы - это прежде всего потоки операций, можно предположить, что использование принципов операционного менеджмента для управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса позволит перевести управление на внутренний уровень организации -уровень операций - и тем самым поднять управляемость на более высокий качественный уровень.

Для того чтобы наглядно увидеть, каким образом операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности может помочь промышленным предприятиям нефтехимического комплекса повысить эффективность управления, представим результаты работы на одном из крупнейших нефтехимических производств Российской Федерации.

В связи с наращением объемов производства на рассматриваемом предприятии планировалось увеличение работ в коммерческих подразделениях. Была поставлена задача: сохранить численность персонала и за счет этого увеличить заработную плату работников коммерческих подразделений. В связи с этим остро встал вопрос оптимизации деятельности внутри коммерческих подразделений, которых на предприятии было два: управление сбыта, обеспечивающее продажи на внутреннем рынке, и управление экспорта, обеспечивающее экспорт продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья. Перед началом работ было выявлено, что ранее, применяя принципы процессного подхода, процесс сбытовой деятельности был разложен на следующие подпроцессы:

- преддоговорный;

- согласования и заключения договоров;

- исполнения договоров и последоговорный.

Благодаря этому удалось подсчитать необходимое количество персонала, выровнять нагрузку между ними, распределить ответственность за исполнение функций и повысить качество их ис-

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

полнения. Однако на этом процесс оптимизации был остановлен, так как не было понятно в каком направлении проводить дальнейшую работу.

Поэтому было принято решение о разложении процессов до уровня операций. В качестве первого направления работ был принят процесс исполнения договоров. Анализ деятельности сбытовых подразделений показал, что этот процесс делится еще на два подпроцесса: исполнение договоров до отгрузки продукции и исполнение договоров после отгрузки продукции. Эти подпроцессы исполнялись различными работниками. Анализ процесса исполнения договоров после отгрузки продукции позволил выделить следующие операции: - подписание накладных форм 1-Т и М-15, поступающих от пунктов отгрузки продукции;

18 000т

16 00014 00012 000 10 000 8 000 ■ 6 000 ■ 4 000 ■ 2 000 0

РП

Подписание накладных форм 1-Т и М-15

Регистрация перехода права собственности

и.

- отслеживание и регистрация в системе ERP даты перехода права собственности;

- создание и деблокирование коммерческих счетов и счетов-фактур в системе ERP;

- печать коммерческих счетов и счетов-фактур из системы ERP;

- оформление и комплектация коммерческих счетов и счетов-фактур. Сдача экземпляров предприятия в бухгалтерию. Подготовка реестра рассылки для экземпляров покупателей;

- рассылка коммерческих счетов и счетов-фактур покупателям.

Для более объективного анализа были собраны количественные данные по исполнению указанных операций обеими подразделениями за 2009-2011 гг. Результаты расчетов приведены на рис. 1, 2, на

18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

Создание и деблокирование счетов-фактур и коммерческих счетов

Печать счетов-фактур и коммерческих счетов

Подпись и комплектация счетов-фактур и коммерческих счетов;сдача экземпляров в бухгалтерию; подготовка реестра рассылки экземпляров покупателей

15 400, 18 000

15 300- — 16 000

15 200. 14 000

15 100 ■ 12 000

15 000. 10 000

14 900- 8 000

14 800. 6 000

14 700 . 4 000

14 600. 2 000

14 500. 0

Регистрация перехода права собственности

Создание и деблокирование счетов-фактур и коммерческих счетов

Рассылка экземпляров покупателям

2009 г.

ЕПП 2010 г.

□ 2011 г.

Рис. 1. Динамика выполнения договоров управлением сбыта после отгрузки продукции: а - управление сбыта (2009 г - 20 чел., 2010-2011 гг. - по 18 чел); б - финансовое управление (5 чел.); в - система ERP (0 чел); г - отдел документационного обеспечения (1 чел.)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР^тжгсх*

55

9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000

Регистрация перехода права собственности

Создание и деблокирование счетов-фактур и коммерческих счетов

Печать счетов-фактур и коммерческих счетов

Подпись и комплектация счетов-фактур и коммерческих счетов; сдача экземпляров в бухгалтерию; подготовка реестра рассылки экземпляров покупателей

Рассылка экземпляров покупателям

7 000 6 800 6 600 6 400 6 200 6 000 5 800

Регистрация перехода права собственности

Создание и деблокирование счетов-фактур и коммерческих счетов

2009 г.

НПЗ 2010 г.

□ 2011 г.

0

Рис. 2. Динамика операций процесса выполнения договоров управлением экспорта после отгрузки продукции: а - управление экспорта (2009 г - 10 чел., 2010 - 9 чел., 2011 гг - 8 чел); б - система ERP (0 чел.)

которых видно, сколько раз, какое подразделение и сколько работников исполняли перечисленные операции.

Рассмотрим разложенный на операции процесс исполнения договоров после отгрузки продукции в управлении сбыта. Как можно видеть на рис. 1, первые три операции («подписание накладных форм 1-Т и М-15, поступающих с пунктов отгрузки продукции», «отслеживание и регистрация в системе ERP даты перехода права собственности», «создание и деблокирование коммерческих счетов и счетов-фактур в системе ERP») в 2009 и 2010 гг. исполнялись работ-

никами управления сбыта. Причем в 2011 г. исполнение двух последних операций благодаря внедрению системы ERP стало переводиться в автоматический режим. Две следующие операции («печать коммерческих счетов и счетов-фактур из системы ERP» и «оформление и комплектация коммерческих счетов и счетов-фактур; сдача экземпляров предприятия в бухгалтерию; подготовка реестра рассылки для экземпляров покупателей») исполнялись работниками финансового управления в количестве пяти человек. Последняя операция («рассылка коммерческих счетов и счетов-фактур покупателям») исполнялась

56

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеот>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

одним работником отдела документационного обеспечения. Такое представление рассматриваемого процесса (см. рис. 1) показало, что с внедрением системы ERP часть операций стала передаваться на ее исполнение, что положительно влияет на достижение поставленной выше задачи - высвобождение работников от исполнения этих операций, что позволит в дальнейшем принять на себя исполнение других операций в большем количестве.

Рассмотрим разложенный на операции процесс исполнения договоров после отгрузки продукции, протекавший в управлении экспорта. Достаточно существенные отличия исполнения этого процесса в управлении экспорта от исполнения того же процесса в управлении сбыта показано на рис. 2. Во-первых, работники управления экспорта не исполняют первую операцию «подписание накладных форм 1-Т и М-15, поступающих с пунктов отгрузки продукции». Это связано с тем, что названные документы определяются российским законодательством и вместо, например, товаротранспортной накладной формы 1-Т оформляется международная накладная CMR, форма которой не требует подписания ответственным по договору. Во-вторых, три последние операции («печать коммерческих счетов и счетов-фактур из системы ERP» и «оформление и комплектация коммерческих счетов и счетов-фактур; сдача экземпляров предприятия в бухгалтерию; подготовка реестра рассылки для экземпляров покупателей», «рассылка коммерческих счетов и счетов-фактур покупателям») исполняются самими же работниками управления экспорта. Причем количество работников, исполняющих эти операции, значительно превышает количество работников финансового управления и отдела документацион-ного обеспечения, исполняющих те же операции по договорам управления сбыта. Например, в 2011 г. 8 чел. управления экспорта исполняли около 8 000 операций по печати коммерческих счетов и счетов-фактур, хотя в то же время только 5 работников финансового управления исполняли более 16 000 тех же самых операций по договорам управления сбыта.

Вышеуказанный анализ показывает, что для дальнейшей оптимизации деятельности сбытовых подразделений необходимо две операции управления экспорта («печать коммерческих счетов и счетов-фактур из системы ERP» и «оформление и

комплектация коммерческих счетов и счетов-фактур; сдача экземпляров предприятия в бухгалтерию; подготовка реестра рассылки для экземпляров покупателей») передать на исполнение в финансовое управление, а последнюю операцию («рассылка коммерческих счетов и счетов-фактур покупателям») передать на исполнение в отдел документационного обеспечения. При этом, учитывая объемы передаваемых операций, возможна передача двух работников из управления экспорта в финансовое управление и одного работника в отдел документационного обеспечения. Таким образом, в управлении экспорта высвободится пять человек для исполнения операций других процессов, в частности процесса исполнения договоров до отгрузки продукции или процесса согласования и заключения договоров. Такая оптимизация работ позволит обеспечивать продажу увеличивающегося объема продукции без увеличения численности работников.

Описанный пример показывает, как применение принципов операционного менеджмента к процессам коммерческой деятельности позволяет находить способы оптимизации деятельности и повышать эффективность управления промышленными предприятиями нефтехимического комплекса.

Список литературы

1 . Володин В. В., Огай О. А., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Маркет ДС, 2010.

2. Гилемханов А. Г. Заметки для профессионала крупного промышленного предприятия // Новости менеджмента. 2011. № 1

3 . Гилемханов А. Г. Стимулы в системе управления коммерческими ресурсами предприятия. // Проблемы экономики и управления. 2006. № 2.

4 . ЕлиферовВ. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учеб. М.: ИНФРА-М, 2008 .

5. Медведев Д. А. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума от 18.06.2010 г. URL: Й1р://пре-зидент. рф/news/8093.

6 . Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / под. ред. Ю. Н. Капту-ревского. СПб: Питер, 2002.

7 . Николенко Н. П. Операционный менеджмент в страховании // Страховое дело. 2009. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.