Научная статья на тему 'Результативность планирования в системе операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса'

Результативность планирования в системе операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЛАНЫ СНАБЖЕНИЯ И СБЫТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / OPERATIONAL MANAGEMENT / COMMERCIAL ACTIVITIES PLANNING / SUPPLY AND SALE PLAN / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилемханов А. Г., Мисбахова Ч. А.

В статье авторами предлагается новый показатель косвенной оценки результативности планирования коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса в системе операционного менеджмента. Названный показатель позволит классифицировать планы снабжения и сбыта на прогнозные, стабильные и надежные. Классифицируя планы коммерческой деятельности, промышленное предприятие нефтехимического комплекса становится в состоянии повысить эффективность управления процессами коммерческой деятельности, своевременно принимать необходимые меры по активизации снабжения и сбыта, а также выявлять слабые стороны коммерческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors suggest a new coefficient of indirect assessment of commercial activities planning on the industrial refinery plants based on operational management. The abovementioned coefficient enables us to classify supply and sale plans into predictable, stable and fail-safe ones. Classifying commercial activity plans the industrial refinery plant will be able to improve management efficiency and promptly make arrangements on intensification of sale and supply as well as to release strong and weak aspects of commercial relations

Текст научной работы на тему «Результативность планирования в системе операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса»

А. Г. Гилемханов, Ч. А. Мисбахова РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: операционный менеджмент, планирование коммерческой деятельности, планы снабжения и сбыта,

эффективность управления.

В статье авторами предлагается новый показатель косвенной оценки результативности планирования коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса в системе операционного менеджмента. Названный показатель позволит классифицировать планы снабжения и сбыта на прогнозные, стабильные и надежные. Классифицируя планы коммерческой деятельности, промышленное предприятие нефтехимического комплекса становится в состоянии повысить эффективность управления процессами коммерческой деятельности, своевременно принимать необходимые меры по активизации снабжения и сбыта, а также выявлять слабые стороны коммерческих отношений.

Keywords: operational management, commercial activities planning, supply and sale plan, management efficiency.

The authors suggest a new coefficient of indirect assessment of commercial activities planning on the industrial refinery plants based on operational management. The abovementioned coefficient enables us to classify supply and sale plans into predictable, stable and fail-safe ones. Classifying commercial activity plans the industrial refinery plant will be able to improve management efficiency and promptly make arrangements on intensification of sale and supply as well as to release strong and weak aspects of commercial relations.

В условиях рыночной экономики внутренняя и внешняя среды промышленных предприятий подвержены быстрым изменениям. Поэтому успех предприятия зависит от того, насколько эффективно оно управляет внутренней средой и насколько его деятельность соответствует внешней среде. Если говорить о коммерческой деятельности, то соответствие внешней среде определяется наличием действующих договоров с приемлемыми условиями, позволяющими добиваться плановых показателей хозяйственной деятельности. Это особенно актуально для предприятий нефтехимического комплекса в связи с необходимостью поддержания в рабочем состоянии непрерывного производства, сложностью диверсификации и высокой степенью риска производственных мощностей.

Не случайно, на промышленных предприятиях нефтехимического комплекса при построении системы операционного менеджмента вопросу планирования коммерческой деятельности уделяется особое внимание, т. к. от его результатов зависит стабильная работа всего предприятия в будущем [1]. Вместе с тем, проблематике результативности планирования уделяется недостаточное внимание.

Если обратиться к методологическим основам планирования, то можно увидеть, что планирование представляется, прежде всего, как деятельность по определению наиболее благоприятных для предприятия значений параметров, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду, и по формированию перечня мероприятий, необходимых для достижения установленных значений этих параметров [2]. Другими словами, планирование рассматривается как разработка мер по активному воздействию на внутреннюю и внешнюю среду предприятия с целью достижения требуемых параметров их состояния.

Существует также аналогичное мнение о том, что планирование - это процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов [3]. Однако для повышения эффекта от мер активного воздействия, минимизации бесполезных

финансовых расходов и действий работников необходимо быть уверенным в достижимости разработанных планов или иметь возможность оценить результативность составления планов коммерческой деятельности.

Под результативностью планирования нами понимается степень соответствия плановых показателей фактическим. В условиях динамично изменяющейся рыночной среды достаточно тяжело добиться полного соответствия планов фактическим показателям. Однако следует добиваться максимально возможной результативности планируемых показателей, чтобы обеспечивать стабильную деятельность нефтехимических производств, а также надежную поставку входящего сырья и отгрузку исходящей продукции.

Вместе с тем, в работах ученых, исследовавших вопросы планирования,

акцентируется внимание только на точности планирования, включенного в перечень основных принципов планирования. Поэтому возможно смешение понятий результативности и точности планирования. Для исключения этого следует выделить, что точность отражает степень достоверности объема информации, используемого при разработке планов [2], т.е. отражает качество используемой информации, а не результат процесса планирования.

С учетом вышеуказанного, планирование должно заключаться не только в определении самих планов, но и в оценке результативности определения наиболее благоприятных для предприятия значений параметров, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду, а также в формировании перечня мероприятий, необходимых для максимизации результативности планирования.

Возможности промышленного предприятия нефтехимического комплекса по повышению результативности планирования ограничены двумя основными причинами.

Во-первых, это неопределенность рыночной среды. Промышленное предприятие не может со стопроцентной вероятностью прогнозировать будущее состояние рыночной среды и будущий уровень своего развития, на базе чего можно было бы спланировать стопроцентно достижимые показатели деятельности. Для решения этой проблемы предприятия нефтехимического комплекса стремятся минимизировать влияние рынка на свои планируемые показатели деятельности. К инструментам такой минимизации можно отнести:

- вертикальную интеграцию, при которой предприятие присоединяет к себе своих поставщиков или клиентов путем слияния или поглощения, благодаря чему внешние сделки (снабжения и сбыта) превращаются во внутрифирменные;

- монополизацию рынка, при которой с рынка вытесняются конкуренты и блокируется появление новых игроков;

- контрактное сотрудничество между поставщиками и покупателями, при котором продукция изготавливается не для рынка, а под конкретных клиентов, в ряде случаев на условиях полной или частичной предварительной оплаты.

Второй ограничивающей причиной являются затраты на планирование. Чем тщательнее осуществляется планирование, тем больше затрат оно влечет за собой. Поэтому предприятие обычно самостоятельно определяет уровень затрат на планирование с учетом своих возможностей, тем самым сдерживая результативность планов.

Не случайно, при ведении работ по максимизации результативности планирования,

возникает необходимость в показателе результативности планирования коммерческой

деятельности. Принимая во внимание силу договорных обязательств, в случае нарушения которых возможно получение компенсаций и возмещение затрат, результативность планирования коммерческой деятельности можно назвать максимальной в случае заключения договоров на все объемы сырья и продукции на планируемый период. В связи с этим, для косвенной оценки результативности планирования коммерческой

деятельности в системе операционного менеджмента можно предложить показатель, который отражает долю информации, полученной для целей планирования из заключенных договоров на

планируемый период, в общей информации, использованной для целей установления плановых показателей:

Кд = Ид / И, (1)

где Кд - коэффициент результативности планирования коммерческой деятельности; Ид -количество (или сумма), которое будет получено для целей планирования из договоров, подписанных с партнерами на предстоящий (планируемый) период; И - общее количество (или сумма), запланированное на предстоящий (планируемый) период.

Предложенный показатель позволит оценивать валидность разрабатываемых планов и обеспечивать приемлемый баланс между

стабильностью поставок и максимизацией доходов. Кроме того, предложенный показатель расширит возможности сокращения количества предпосылок, которые могут привести к уменьшению

эффективности управления коммерческой

деятельностью и снижению мотивации работников материально-технического обеспечения и сбыта промышленных предприятий нефтехимического

комплекса.

При использовании коэффициента

результативности планирования коммерческой деятельности на ОАО «Нижнекамскнефтехим» были получены результаты, отраженные на рис. 1.

Как можно видеть из рис. 1, показатель результативности планирования отражает сезонность спроса таких видов продукции, как этиленгликоль и полистирол, а также наличие долгосрочных договоров на продажу каучука БК и абсорбента.

Результаты вышеуказанного анализа позволяют предложить классификацию создаваемых планов по критерию результативности планирования на: прогнозные, стабильные и

надежные. План снабжения или сбыта считается прогнозным, если коэффициент результативности планирования находится в диапазоне от нуля до значения, рассчитанного с учетом Ид, собранного из количества договоров, достаточного для покрытия себестоимости производства. План снабжения или сбыта считается надежным, если коэффициент результативности планирования находится в диапазоне от значения, рассчитанного с учетом ИД, собранного из количества договоров достаточного для обеспечения безубыточной деятельности, до единицы. Если коэффициент результативности

планирования не попадает ни в один из вышеуказанных диапазонов, то план считается стабильным.

В связи с тем, что каждое предприятие имеет индивидуальные показатели деятельности, которые могут изменяться с течением времени, представляется нецелесообразным определять числовые значения коэффициента результативности планирования, разделяющие прогнозные, стабильные и надежные планы.

Классифицируя планы коммерческой деятельности, промышленное предприятие нефтехимического комплекса становится в

состоянии повысить эффективность управления процессами коммерческой деятельности,

своевременно принимать необходимые меры по

Юг»т«В(

'Л ^

ил / —1

\/ \ м'кшмт II Ч/Ч/П

0,4 Инииарт у/лфсифсгами

М

о

■ гир» флфдо» юр лфглп «иАЭДП ммш мм эауп 2911 ¿011 ¿011 2011 2011 ¿011 ¿011

¿011 ¿011 ¿011 ¿ои

Рис. 1 - Анализ результативности планирования сбыта некоторых видов продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» в 2011 году

активизации снабжения и сбыта, а также выявлять слабые стороны коммерческих отношений.

Литература

1Машковцев, П.В. Показатели эффективности функционирования инновационного процесса предприятия / П.В. Машковцев, С.Н. Яшин // Вестник Казан. технол. университета. - 2011. - Т. 14, №20. -С.288.

2.Котляров, И.Д. Планирование на предприятии / И.Д. Котляров. - М.: Эксмо, 2010. - С.10-11.

3.Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 74.

© А. Г. Гилемханов - гл. специалист по бизнес-процессам сбыта ОАО «Нижнекамскнефтехим», gilemhanovag@mail.ru; Ч. А. Мисбахова - канд. социол. наук, доц., нач. отд. аттестации науч.-пед. кадров КНИТУ, 330-a@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.