Научная статья на тему 'Операции мышления и решение мыслительных задач'

Операции мышления и решение мыслительных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2781
276
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Норова Рахима Файзуллоевна

Мышление как деятельность состоит из отдельных действий, содержание которых обусловливается конкретной целью, стоящей перед человеком. В данной статье раскрываются приемы, способы мысленного оперирования с образами, понятиями отражаемых предметов и явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операции мышления и решение мыслительных задач»

функционального движения, пробы своих сил и как исполнителей, и как руководителей. Формирование целостной личности, способной всесторонне подойти к проблеме, составляет основную задачу воспитательной работы профессионального учебного заведения. Это относится и к проблемам формирования коммунистической нравственности, личного взгляда на зло, неправду, бесчестье, активной действенной позиции, направленной на их искоренение.

Список литературы

1. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. С. 35-45. М., 1989.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. С. 78-86. М., 1988.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

ЗАДАЧ Норова Р.Ф.

Норова Рахима Файзуллоевна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: мышление как деятельность состоит из отдельных действий, содержание которых обусловливается конкретной целью, стоящей перед человеком. В данной статье раскрываются приемы, способы мысленного оперирования с образами, понятиями отражаемых предметов и явлений. Ключевые слова: классификация предметов, анализ, синтез, конкретизация.

Главными мыслительными операциями являются анализ и синтез, а производными от них такие операции как сравнение, обобщение, классификация и систематизация, абстракция и конкретизация.

Анализ как мыслительная операция может происходить и при восприятии любого предмета или явления, и при представлении чего-либо в образной форме, и тогда, когда человек думает о чем-то в обобщенном виде (мыслить понятиями). Анализ-это мысленное разложение целого на части выделение в нем отдельных признаков и свойств.

Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаком, свойств и сторон. Синтез - это мысленное соединение частей предметов или явлений или мысленное сочетание их признаков свойств или сторон. Являясь противоположными друг другу операциями анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Так, например, при заучивании какого-то материала учащийся сначала прочитывает его весь, а затем осуществляет выделение отдельных смысловых кусков, т.е. анализирует текст. После этого составляет план для запоминания - это уже операция синтеза. Мысленные анализ и синтез возникли у человека в результате практических действий с предметами. «...Уже разбивая ореха,- писал Энгельс, - есть начало анализа». Анализ и синтез применяются и в самых простых умственных действиях, и в очень сложных мыслительных процессах связанных с творчеством [1, с. 90]. Конкретизация. Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение-это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнивать предметы и явление можно по одному какому-то признаку и по ряду признаков и свойств; так, например, можно сравнивать учащихся по такому признаку как успеваемость, но можно сравнивать и по комплексу показателей: дисциплина, успеваемость, активность в

общественной работе. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда целенаправленно, т.е. происходит с определённой точки зрения ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено на установление сходства предметов или различий между ними или определение сходных и отличительных признаков. Сравнение может использоваться не только как средство тонкого и многообразного сопоставления разных предметов, но и для выявления изменений, происходящих в одном предмете. Так может быть решен вопрос об изменении качества знаний, которыми овладели отдельные учащихся или целый класс за определенное время или у разных преподавателей, или по разным предметам. Выделяя общее в предметах или явлениях, а месте с тем вскрывая и различие между ними, человек получает возможность систематизировать их. Систематизация или классификация предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному в зависимости от того какой признак положен в основу классификации. Можно, например, разбить учащихся в группе по успеваемости, по дисциплине, оп активности в общественной работе и другим признакам.

Конкретизация-это мысленный переход от обобщенного знания к единому отдельному случаю. Для этого снова необходим анализ этого частного случая выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону. В учебной деятельности конкретизировать -значить привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение правило закон. Конкретизация оказывается в процессе познания мостом от теории к практике. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний оторванности их от жизни. Операции мышления обычно не выступают в чистом виде. В решении поставленной задачи человек использует тот или иной набор операций. Решение мыслительных задач. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Акт мышления, в котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые, называется мыслительным действием. Любое мыслительное действие проходит через ряд этапов. Прежде всего, выясняется вопрос, который надо решить. В ходе анализа условий здесь дифференцируется то, что дано и что требуется найти. Затем привлекаются знания (правила, факты, законы) необходимые для решения задачи. Завершается данный этап появлением предположения о сущности изучаемого явления. Третий этап -процесс проверки предположения (гипотезы) Проверка гипотезы может производить в уме. Так конструктор, решая техническую задачу, обдумывает ее про себя, мысленно рассматривает разные варианты устройства машины. Но чаще всего проверка гипотезы осуществляется со схематическим изображением проектируемого устройства.

Список литературы 1. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. С. 84-95. М., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.