УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10273
ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ
Нина Артемовна САЛЬНИКОВА, заместитель начальника отдела собственной безопасности Управления на транспорте МВД России по ЦФО
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности. Поднимается проблема законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: оперативный сотрудник, оперативно-розыскное мероприятие, проверочная закупка, оперативный эксперимент.
Annotation. In article questions of use in the course of proving of results operatively-search activity, legality of carrying out of operatively-search actions are considered.
Keywords: the operative employee, operatively-search action, verifying purchase, operative experiment.
Возможность применения в доказывании по уголовному делу данных, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, устанавливает ст. 89 УПК РФ1. В числе таких мероприятий в практической деятельности органов предварительного следствия и органов дознания наиболее часты проверочная закупка и оперативный эксперимент2, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ 3.
При этом их использование допускается, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Данные требования изложены в ст. 74 УПК РФ «Доказательства» и определяют в качестве доказательств любые сведения, на основе которых орган предварительного расследования, прокурор и суд в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом4, устанавливают наличие или отсутствие события преступления, виновность лица в его совершении и т.д5. Полученные данные подвергаются проверке, в частности, с целью установления источника получения доказательств, а также их допустимости и достоверности6.
Различные аспекты проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельнос-
ти (далее — ОРД) в доказывании по уголовным делам подробно изложены в многочисленных научных публикациях, комментариях к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»7 и монографических исследованиях8.
Порядок предоставления результатов ОРД следователю, дознавателю и в суд регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд9 и особых сложностей в правоприменительной практике не вызывает.
Актуальной проблемой теории и практики ОРД является определение (в первую очередь, с правовой точки зрения) допустимых пределов процедуры реализации оперативной информации с тем, чтобы действия оперативных сотрудников не превратились в провокацию преступления, а результаты оперативно-розыскной деятельности могли быть использованы в доказывании при производстве по уголовным делам10. * * *
Постановлением Европейского Суда по правам человека далее — ЕСПЧ), вынесенным по жалобе Г.А. Ваньяна к РФ, установлено нарушение положений ч. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
в части необоснованного привлечения Г.А. Баньяна к уголовной ответственности и последующего его осуждения в результате провокации преступления, совершенной сотрудниками органов внутренних дел11.
Сотрудники органов внутренних дел Е.Ф. и М.Б. предложили О.З., известной им как лицо, употребляющее наркотики, принять участие в проверочной закупке в целях установления сбытчика наркотических веществ. Получив согласие О.З., сотрудники выдали ей сумму денег, необходимую для покупки наркотиков, и 2 июня 1998 г. она позвонила Г.А. Баньяну с просьбой продать ей наркотические средства.
Придя на место встречи, под наблюдением сотрудников ОБД О.З. передала 200 руб. Г.А. Баньяну в обмен на упаковку героина.
При задержании у Г.А. Баньяна изъята еще одна упаковка героина.
Б жалобе, поданной в Европейский Суд по правам человека, Г.А. Баньян указал, что Люблинским районным судом была нарушена ст. 6 Европейской Конвенции, поскольку преступление спровоцировано сотрудниками ОБД, и его осуждение основывалось на свидетельских показаниях задержавших его сотрудников милиции и О.З., которая действовала по их указанию.
ЕСПЧ признал факт нарушения ст. 6 Европейской Конвенции, указав в своем постановлении, что «если действия тайных агентов направлены на подстрекательство преступления и нет оснований полагать, что оно было бы совершено без их вмешательства, то это ... может быть названо провокацией».
Таким образом, Европейский Суд по правам человека констатировал, что по данному делу нет свидетельств тому, что до привлечения к проверочной закупке О.З. у милиции были основания подозревать заявителя в распространении наркотиков.
* * *
Б вопросе использования в процессе доказывания результатов ОРД наибольшую дискус-сионность вызывает законность проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативный эксперимент12, неправильная реализация которого зачастую приводит к провокации преступлений13.
Исследование вопроса правового регулирования оперативного эксперимента осложнено и тем, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», во-первых, отсутствует его определение, во-вторых, должным образом не регламентированы процедурные элемен-
ты порядка проведения14. Это обстоятельство нередко влечет превышение должностными лицами оперативных подразделений своих полномочий.
При разработке понятия «оперативный эксперимент» необходимо учитывать и требования международных правовых актов.
Так, согласно ст. 26 рекомендательного законодательного акта «О борьбе с организованной преступностью», принятого постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ 2 ноября 1996 г.15, оперативный эксперимент — это воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий в целях пресечения преступления, выявления лиц, его готовящего или совершающего, а также проверка и оценка собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности.
Суть и природа оперативного эксперимента заключаются в активном наблюдении за поведением лица — объекта оперативной заинтересованности — в управляемых или контролируемых условиях или проведении иных опытных действий для получения информации о вероятной подготовке или совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления16.
Оперативный эксперимент определяется как способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений17.
Оперативный эксперимент, по нашему мнению, — это, в первую очередь, активные действия оперативных сотрудников по наблюдению и контролю за преступлением, совершаемым (подготавливаемым) наблюдаемым лицом добровольно, помимо воли наблюдателей, в целях его пресечения и раскрытия. Понятие оперативного эксперимента может включать и создание условий18, при которых лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, без постороннего воздействия может проявить намерения к совершению, либо начать действия по его совершению, а также обнаружить причастность к совершенному преступлению.
Таким образом, при проведении оперативного эксперимента инициатива на совершение преступления должна исходить только от объекта
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
оперативно-розыскного мероприятия, а не от должностных лиц ОВД19. В противном случае побуждение к преступным действиям или вовлечение лица в совершение преступления с целью его дальнейшего разоблачения, если у такого лица отсутствовал умысел на совершение преступления, по нашему мнению, должны быть признаны провокацией преступления20.
Отметим, что в целях предотвращения совершения при проведении оперативного эксперимента сотрудниками полиции противоправных действий в виде провокации преступления и тем самым недопущения привлечения невиновных лиц к уголовной ответственности необходимо, в первую очередь, законодательно регламентировать определение понятия «оперативный эксперимент» как оперативно-розыскного мероп-риятия21, установить алгоритм действий оперативных сотрудников при его реализации путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также предусмотреть в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за провокацию преступления.
1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.
2 Королев И.А. Уголовно-правовое обеспечение борьбы с преступностью // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. кафедры организации оперативно-розыскной деятельности: В 3-х ч. М., 2015. С. 137—147.
3 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
4 Королев И.А. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом: вопросы теории и практики. Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 289—294.
5 Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Рос. юстиция. 2001. № 5.
6 См.: Королев И.А., Крыжнов А.П. Организованная преступность и коррупция // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016. С. 127—131; Гапеенок Д.Е., Королев И.А. Контроль деятельности предприятии и организации как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступности: Науч. портал МВД России. 2012. № 3 (19). С. 93—99.
7 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под рук. В.В. Николюка. М., 2000;
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Кон-
ституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. М., 2006.
8 Королев И.А. История становления розыскной работы в Российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 210—221.
9 Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.
10 Королев И.А., Вяткин А.В. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: Межведомств. науч. сб. М., 2010. С. 259—261.
11 Постановление Европейского Суда по правам человека от 15.12.2005 г. Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» (жалоба № 53203/99) (Первая секция). 26.05.2016. Страсбург, 2005.
12 Артюхов А.Е., Королев И.А. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по материалам МВД по республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016.
13 Трошев С.Л. Некоторые аспекты правовой характеристики оперативного эксперимента / Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Сб. науч. тр. М., 2002. С. 43—45
14 Дорофеев И.Н., Королев И.А. Нравственно-этические аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел специальных (негласных) мер в решении задач борьбы с преступностью // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М., 2017. С. 99—108.
15 Программа модельного законотворчества в СНГ на 1996 — 1998 годы. СПб., 1997.
16 Королев И.А. Особенности личности террориста и их влияние на мотивацию террористической деятельности // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. М., 2016. С. 76—82.
17 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под рук. В.В. Николюка. М., 2000.
18 Королев И.А. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции // Закон и право. 2019. № 1. С. 150—152.
19 Королев И.А. Личность и мотивация террориста // Закон и право. 2019. № 3. С. 15—18.
20 Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методич. пособие. М., 2000.
21 Кузнецов К.Г., Королев И.А. Понятия «помощь» и «содействие» лиц в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. кафедры организации оперативно-розыскной деятельности: В 3-х ч. М., 2015. С. 117—121.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019