УДК 622.864.007
И.И. Волков, А.А. Дружинин, А. Вал. Галкин
ОПЕРАТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ РИСКОВ ТРАВМ И АВАРИЙ В ОАО «РАСПАДСКАЯ»
"П системе управления охраной труда и промышленной
-М-Р безопасностью для анализа и расчета рисков травм и аварий на угольных шахтах применяют два основных метода - статистический, основанный на использовании эмпирических данных, и экспертный, опирающийся на мнения и интуицию специалистов. При этом расчетные показатели рисков не всегда являются достаточно наглядной информацией для снижения уровня травматизма и аварийности. В условиях интенсивного развития горных работ необходим инструмент оперативного мониторинга факторов риска травм и аварий, который позволил бы надежно прогнозировать и своевременно предотвращать негативные события.
Разработка такого инструмента, на наш взгляд, возможна на основе сочетания традиционных методов выявления и расчета рисков травм и аварий и метода оперативного картирования этих рисков. Такое сочетание методов позволит сформировать визуальное представление о существующих опасностях в определенный период времени.
Суть картирования рисков травм и аварий заключается в ранжировании объектов управления шахты по степени реальной и потенциальной опасностей для выбора приоритетных направлений работы системы управления охраной труда и промышленной безопасностью. Карты рисков разрабатываются для четырех основных уровней управления угольной шахты в соответствии с объектами управления (таблица).
Результаты картирования отражают состояние промышленной безопасности как на шахте в целом, так и на любом ее объекте (подразделение, цех, участок, конкретное рабочее место), а также являются основой для принятия оперативных управленческих решений при осуществлении производственного контроля.
Х8Х
Функциональная структура системы управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью (СУОТПЭБ) ОАО «Распадская»
Субъект | Объект 4-й уровень управления
Дирекция Территория всей шахты, включая подземные выработки. Оборудование, находящееся на территории шахты. Весь персонал шахты, в том числе персонал, находящийся на территории шахты, включая подземные выработки
3-й уровень управления
Специалисты Территория, относящаяся к службе (на поверхности шахты и в подземных выработках). Оборудование, относящееся к службе. Персонал, выполняющий наряд на данной территории, который относится к службе; персонал, выполняющий наряд на данной территории, который не относится к службе
2-й уровень управления
Руководители работ Территория, относящаяся к участку (на поверхности шахты и в подземных выработках). Оборудование, относящееся к участку. Персонал, выполняющий наряд на данной территории, который относится к участку; персонал, выполняющий наряд на данной территории, который не относится к участку
1-й уровень управления
Рабочий персонал Рабочее место, на котором выполняется наряд. Маршруты движения до рабочего места и обратно. Оборудование, используемое для выполнения наряда. Собственная жизнь и здоровье, другие работники, находящиеся рядом во время движения по маршруту, а также при выполнении наряда
Основной целью картирования является формирование у персонала предприятия единого представления о том, что конкретное сочетание факторов риска травм и аварии закономерно приводит к реализации определенных негативных событий. Это особенно важно, поскольку многие нарушения правил промышленной безопасности или технических регламентов, являясь факторами риска, не воспринимаются персоналом первого и второго уровней управления таковыми. Можно утверждать, что отношение персонала к факторам риска часто бывает неадекватным, что в большинстве случаев объясняется отсутствием полной и достоверной информации об опасностях, существующих на рабочих местах.
Так, например, в результате проведенной на шахте в 2007 г. идентификации опасностей был сформирован перечень (реестр) факторов, влияющих на риск возникновения травм и аварий по всем технологическим процессам. Из всех оцененных персоналом рисков к категории недопустимых, то есть наиболее тяжелых для шахты по тяжести последствий, были отнесены следующие виды опасностей:
• ДТП и опасности, связанные с перевозкой людей автобусами, «вахтовками» (со смены и на смену);
• пожар (возгорание) в горной выработке;
• взрыв метана и угольной пыли;
• опасности, связанные с работой подземного транспорта (конвейерной ленты);
• внезапный выброс угля, газа;
• воздействие электрического тока;
• обрушение горной массы;
• сход с рельсового пути подвижного состава и электровоза.
Риски ДТП и опасностей, связанных с перевозкой людей со
смены и на смену, были оценены работниками подземной группы выше, чем те опасности, которые присутствуют при выполнении работ в подземных условиях. Это может объясняться тем, что работники подземной группы не в состоянии влиять на величину риска опасностей на поверхности и управлять ими. Такие опасности, как пожар (возгорание) в горной выработке и взрыв пылегазовоздушной смеси, особо отмечаются работниками в связи с тяжестью их последствий, возникших
Воздействие
экстремальных
температур
1%
Воздействие движ., разлет., вращающ. предметов и деталей 34%
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли
15%
Воздействие струи эмульсии, находящейся под высоким давлением 2%
Дор.-транспорт. происш. на технолог. транспорте 2%
Падение при передвижении и с высоты 46%
Рис. 1. Распределение травм по видам поражающих факторов за период 20012007 гг
в результате происшедших за последние годы аварий на шахтах Кузбасса.
В отличие от оценки работников проведенный статистический анализ причин травм показал, что наиболее значимыми видами поражающих факторов за последние шесть лет являются «воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей»; «падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и т.д.»; «падение пострадавшего с высоты» и «падение при передвижении» (рис. 1).
Таким образом, можно сделать вывод о расхождении между фактическими причинами травм и аварий и мнением работников об опасностях, что обусловливает неадекватные действия персонала (например, реальные опасности игнорируются в процессе выполнения работ).
Для сравнения эти данные были обобщены (рис. 2). На графике отражены реализовавшиеся риски (травмы) и потенциальные риски,
недопустимые с точки зрения персонала. Тяжесть последствий рисков оценивалась по десятибалльной шкале.
□
"О
Кол-во травм, % Риск, %
На основании графика можно сделать вывод о том, что информация о рисках травм и аварий с потенциально высокой тяжестью последствий не позволяет персоналу пренебрегать правилами промышленной безопасности и является ведущим ограничением нарушений технологического процесса. Это подтверждает отсутствие за рассматриваемый период травм и аварий, обусловленных риском с высокой тяжестью последствий, причем к категории недопустимых рисков персонал не относит случаи травм, которые имеют место ежегодно.
Основой для картирования рисков травм и аварий служат выявленные опасные производственные ситуации. Опасная производственная ситуация (ОПС) - совокупность обстоятельств, возникших в производственной деятельности предприятия или подразделения, в которых из-за технических, технологических, экономических или организационных причин продолжение работ невозможно без вынужденного нарушения персоналом требований промышленной безопасности и охраны труда*.
Опасные производственные ситуации отражают все известные на сегодняшний день факторы, воздействие которых, особенно в сочетании, повышает риск возникновения травмы или аварии. Каждый фактор экспертно оценен по критериям частоты реализации и тяжести последствий и на общей схеме выделен цветом с целью его ранжирования по значимости влияния на возникновение травмы или аварии (рис. 3). Такое визуальное представление рисков целесообразно использовать в процессе стратегического управления охраной труда и промышленной безопасностью. Для оперативного же управления следует с необходимой регулярностью осуществлять мониторинг значимых факторов риска травм и аварий в реальном времени.
Карты рисков травм и аварий для всех уровней управления шахтой имеют общее - сочетание факторов риска и непосредственных причин, которые приводят к травме или аварии (рис. 4).
Результаты картирования могут использоваться при стандартизации производственных процессов, одной из задач которой является достижение приемлемого уровня риска травм и аварий.
*
Дружинин А.А. Повышение эффективности планирования и осуществления производственного контроля промышленной безопасности на высокопроизводительных угольных шахтах: Дис. ... канд. техн. наук. - М., 2006. - 127 с.
Кроме того, метод оперативного картирования рисков травм и аварий имеет следующие возможности:
Информационные карты факторов риск для 4-го уровня управления
Информационные карты факторов риск для 3-го и 2-го уровней управления
Неудовлетв ори-тельное состояние путевого хозяйства
эименение не специальных отгоняющих блоков
Недостаточное техническое оснащение доставочных
1ехническое несовершенство прицепных У устройств
V Отсутствие или недос-^ таток звуковой и световой сигнализации
Информационные карты факторов риска для 1-го уровня управления
ны ИТР
Рис. 3. Пример схемы выявления значимых факторов, влияющих на риск реализации опасности «Воздействие оборудования, материалов» при осуществлении проходческих работ
Травма
или
авария
Ф Фактор 8
Фактор 5
Факторы риска травмы или аварии | Причины травмы или аварии I
Причина Следствие ►
Рис. 4. Принципиальная схема карты риска травмы и аварии
• осуществление мониторинга факторов риска травм и аварий, обусловливающих уровень травматизма и аварийности, в результате которого любой линейный руководитель может в любой момент времени оценить уровень безопасности своего участка, цеха и разработать соответствующие мероприятия для его повышения;
• повышение информированности персонала посредством разработки информационных карт рабочих мест;
• использование результатов картирования для формирования компетентности вновь принимаемого на шахту персонала: новый работник получает визуальное представление о характерных для данного предприятия опасностях, а также о факторах, влияющих на риск травмы или аварии.
Использование метода картирования позволяет руководителям разных уровней управления получать оперативную и достоверную информацию об опасностях на рабочих местах, формировать необходимый уровень компетентности персонала, принимать адекватные управленческие решения, распределять ресурсы в области обеспечения безопасности производства, ніш
— Коротко об авторах ----------------------------------------------
Волков Игорь Иванович - заместитель генерального директора ЗАО «Распадская угольная компания» — директор ОАО «Распадская», кандидат технических наук,
Дружинин Андрей Александрович - заместитель директора по охране труда и промышленной безопасности ОАО «Распадская», кандидат технических наук,
Галкин Алексей Валерьевич - научный сотрудник ОАО «НТЦ-НИИОГР»_______________________________________
188