Научная статья на тему 'Оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений экстремистского характера'

Оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений экстремистского характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА / TERRORIST CRIME AND EXTREMIST / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / ОСУЖДЁННЫЙ / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цатуров Арманд Владиславович

В статье дан анализ изменений Уголовно-исполнительного кодекса России и Федерального закона «О Федеральной службе безопасности». Показано, что изменение закона способствовало повышению эффективности борьбы с преступлениями террористического и экстремистского характера. Дана характеристика новых задач, возникающих в уголовно-исполнительной практике, и путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operatively-search actions against persons convicted of crimes of an extremist nature

The article analyzes the results of changes of the Penal Code Russian, Federation Law “On the Federal Security Service”. It is shown that the change in the law has improved the efficiency of combating crimes of terrorist and extremist nature. The characteristic of the new challenges arising in the penal practice and possible solutions.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений экстремистского характера»

ОПЕРА ТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Operational search activity

УДК 343.102

А. В. Цатуров

ОПЕРА ТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОСУЖДЁННЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА

A. V. Tsaturov

OPERATIVEL Y-SEARCH ACTIONS AGAINST PERSONS CONVICTED OF CRIMES OF AN EXTREMIST NATURE

В статье дан анализ изменений Уголовно-исполнительного кодекса России и Федерального закона «О Федеральной службе безопасности». Показано, что изменение закона способствовало повышению эффективности борьбы с преступлениями террористического и экстремистского характера. Дана характеристика новых задач, возникающих в уголовно-исполнительной практике, и путей их решения.

The article analyzes the results of changes of the Penal Code Russian, Federation Law "On the Federal Security Service". It is shown that the change in the law has improved the efficiency of combating crimes of terrorist and extremist nature. The characteristic of the new challenges arising in the penal practice and possible solutions.

Ключевые слова: преступления террористического и экстремистского характера; оперативно-розыскная деятельность; осуждённый.

Keywords: terrorist crime and extremist; operatively-search activity; condemned.

Результаты анализа работы, проводимой ФСИН России в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (далее - ИУ), показывают, что принимаемые меры позволили достичь определённых результатов1.

На наш взгляд, этому способствовало и внесение изменений в законодательство Российской Федерации (ст. 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации , ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ), направленные на повышение эффективности мер по разработке осуждённых и разобщению террористических и экстремистских ячеек, формируемых осуждёнными, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.

1 Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Оптимизация правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в учреждениях ФСИН России // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 3-4 (43-44). С. 43-48.

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

3 О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (с изменениями на 05.05.2014) // Российская газета. 1995. 12 апреля.

В настоящее время сформированы информационные базы, содержащие сведения о лицах, осуждённых за осуществление террористической и экстремистской деятельности. Разработан и реализуется комплексный межведомственный план, предусматривающий проведение совместных мероприятий в отношении осуждённых, отбывающих наказание за преступления террористического и экстремистского характера, обеспечение контроля над лицами указанной категории, освободившимися из мест лишения свободы, а также профилактическую работу, направленную на предупреждение распространения идеологии экстремизма и терроризма. Внесены коррективы в расстановку сил и средств, сформированы дополнительные позиции, способные вскрывать деятельность законспирированных террористических и экстремистских ячеек, создаваемых осуждёнными в учреждениях уголовно-исполнительной системы1.

Это приводит к повышению эффективности проводимой работы. Приведём тому пример. Осуждённый Ражаев отбывал наказание за разбойное нападение. В результате проведённых ФСИН России мероприятий получены и процессуально закреплены данные об его активной противоправной деятельности в составе бандформирований и участии в убийствах военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (в 1999 г. в Дагестане лично зверски расправился с шестью военнослужащими Внутренних войск МВД России). В результате 30 января 2012 г. Верховный суд Республики Дагестан признал Ражаева виновным в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы2.

Внесённые в ст. 13 закона «О Федеральной службе безопасности» изменения позволяют, на наш взгляд, организовывать работу по формированию позиций в среде осуждённых, способных решать задачи в интересах правоохранительных органов после освобождения. Так, в результате оперативно-розыскных мероприятий в среде осуждённых за период с 2007 по 2013 гг. получено более 120 явок с повинной, раскрыт ряд резонансных преступлений, реализована информация в отношении 22 тайников с оружием, боеприпасами и взрывчатыми материалами. Пресечена деятельность 32 экстремистских ячеек, формируемых осуждёнными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, 24 проповеднических групп. Привлечены 18 лиц к уголовной ответственности и 38 лиц к административной ответственности, девяти лицам объявлены официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.

1 Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 36-40.

2 Архив Верховного суда Республики Дагестан, 2012.

В предупредительно-профилактических целях осуществлено более 400 информационно-пропагандистских мероприятий1.

Вместе с тем, уровень угроз безопасности Российской Федерации остается высоким2. Полагаем, что сложившаяся на сегодня система государственного регулирования этой сферы, равно как и организация в пределах компетенции мер оперативного реагирования на угрозы на рассматриваемом направлении, не вполне эффективны.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание более 1150 осуждённых за террористическую деятельность. Более 500 осуждённых за экстремистскую деятельность, из которых 157 приговорены к лишению свободы на сроки более 10 лет, 13 человек - пожизненно. Есть основания полагать, что ряд из них в той или иной степени причастны к деятельности международных террористических организаций3.

По нашим данным, с 2007 г. оперативно-розыскные мероприятия проводились в основном в отношении террористов, пытавшихся осуществить свои устремления на Северном Кавказе и в Поволжье, в частности, под флагом «джихадизма». В настоящее же время фиксируется весь спектр мотивов террористической деятельности - т. е. политически, социально, религиозно, национально окрашенный экстремизм.

В этой связи необходимо выделить следующие негативные факторы:

- недостаточный оперативный контроль над содержащимися в исправительных учреждениях лицами, осуждёнными за совершение преступлений экстремистской направленности;

- рост популярности неонацистской идеологии среди молодёжи, формирование в этой среде положительного образа «военнопленного борца с режимом»;

- наличие предпосылок для «сращивания» идей радикального ислама с идеологией национал-социализма;

- недостаточные знания сотрудников исправительных учреждениях об исламе и о признаках, указывающих на исповедование осуждёнными его радикальных форм;

- создание и функционирование в исправительных учреждениях сплочённых экстремистских групп, координирующих свою деятельность с помощью незаконно используемых средств сотовой связи;

1 Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Противодействие распространению религиозной и экстремистской идеологии в учреждениях ФСИН России // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 31-37.

2 Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2014. № 2. С. 29-32.

3 Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Библиотека криминалиста. 2014. № 4 (15). С. 150-156.

- недостатки в техническом оснащении, затрудняющие выявление фактов нелегального использования осуждёнными средств мобильной связи и выхода в Интернет;

- недостаточность принимаемых администрациями исправительных учреждениях мер по недопущению поступления в места заключения религиозной литературы экстремистского характера, используемой для пропаганды радикальной идеологии;

- оказание помощи религиозным экстремистам отдельными представителями местных мусульманских организаций, в условиях отсутствия должного контроля над деятельностью указанных структур со стороны администраций исправительных учреждениях;

- низкая активность духовно-просветительской работы среди заключённых со стороны местных епархий Русской православной церкви;

- активная деятельность различных «правозащитных» организаций, оказывающих под эгидой соблюдения прав заключённых идеологическую и финансовую поддержку осуждённым радикалам.

На наш взгляд, в результате проводимого в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы сокращения штатов в большинстве ИУ отмечается нехватка оперативного состава, а также сотрудников подразделений безопасности и режима, что затрудняет осуществление контроля за спецконтингентом.

Ситуацию усугубляет то, что в текущем году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы»1 планируется дальнейшее сокращение количества сотрудников территориальных подразделений ФСИН России.

При этом Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагает, что сокращение численности сотрудников будет компенсироваться внедрением на объектах ФСИН России современных комплексов инженерно-технических средств охраны и надзора, а также интегрированных систем безопасности.

Между тем в настоящее время сокращение штатных должностей в ИУ проводится без внедрения технических средств контроля над осуж-

3

дёнными по причине нехватки денежных средств .

Несовершенство действующего законодательства Российской Федерации также способствует совершению гражданами правонарушений, связанных с передачей либо попытками передачи запрещённых

1 Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы: Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2013 № 363 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 16. Ст. 1923.

2 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

3 Спасенников Б. А., Смирнов А. М. Исправление осуждённых мужчин в процессе исполнения длительных сроков лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 8. С. 23-25.

предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Так, на наш взгляд, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 предусматривает весьма мягкую ответственность за совершенное противоправное деяние (штраф от 3 до 5 тыс. рублей). При этом выплачиваемая осуждёнными сумма за поставку в колонию запрещённых предметов кратно выше взимаемого штрафа. Законом также не предусмотрена ответственность за неоднократность совершения правонарушений данного вида, что ухудшает оперативную обстановку.

Происходящее на этом фоне некоторое ухудшение психологической обстановки в коллективах, морально-нравственного состояния отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы, по нашему мнению, негативно влияет на уровень профессионализма, способствует росту злоупотреблений должностных лиц ИУ, снижению охранного режима и, как следствие, возможному возникновению на объектах предпосылок к чрезвычайным ситуациям, в том числе распространение экстремистской идеологии.

Особую угрозу представляют коррумпированные связи осуждённых с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, которые за материальное вознаграждение снабжают их мобильными устройствами связи. В частности, на объектах Управления ФСИН России по Астраханской области в результате проведенных мероприятий выявлены средства сотовой телефонии, незаконно используемые осуждёнными. Так, в ФКУ СИЗО-1 при наличии 102 помещений для содержания осуждённых выявлено 134 единицы средств сотовой связи.

Ослабление контроля формирует у осуждённых экстремистов чувство безнаказанности и подталкивает их к активизации попыток усилить свое влияние на спецконтингент и вовлечь в экстремистскую деятельность новых лиц.

Очевидно, что это требует внесения своевременных корректив и укрепления единой системы организации работы на рассматриваемом направлении оперативно-розыскной деятельности.

Актуальность и важность адекватного реагирования на новые вызовы вызвана тем, что, по нашим данным, значительная часть заключённых намерена продолжить противоправную деятельность после освобождения из мест лишения свободы. Анализ ситуации свидетельствует о сохранении условий для распространения в учреждениях уголовно-исполнительной системы идеологии радикального ислама. В настоящее время среди её носителей и распространителей, помимо осуждённых участников террористических и религиозно-экстремистских структур,

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 05.05.2014) (редакция, действующая с 25.05.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

фиксируется увеличение количества лиц, осуждённых за общеуголовные преступления.

Несмотря на принимаемые меры по осуществлению контроля над осуждёнными экстремистами, пенитенциарные учреждения остаются благоприятной средой для распространения религиозно-экстремистской идеологии и вербовки потенциальных террористов.

Отбывая наказание в ИУ, приверженцы радикальной исламистской идеологии стремятся к объединению в экстремистские ячейки, приобретению пособнических связей в местных национальных диаспорах, мусульманских организациях и правозащитных структурах.

Факты создания религиозно-экстремистских ячеек в местах лишения свободы вскрыты в 20 регионах России. Для сравнения следует указать, что за 2007-2008 гг. таких религиозно-экстремистских ячеек вскрыто не более 5.

Лидеры таких групп активно используют ислам для укрепления своего положения в неформальной иерархии осуждённых, пропаганды экстремистских взглядов среди спецконтингента и вербовки новых сторонников. В этих целях в исправительные учреждения доставляются агитационные материалы, в том числе признанные в установленном законом порядке экстремистскими.

Большинство исламских печатных изданий, в том числе запрещённых к обороту на территории Российской Федерации, поступает в ИУ по легальным каналам. Массовое распространение запрещённой литературы в местах лишения свободы обусловлено отсутствием во ФСИН России ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих контроль за поступающими в ИУ печатными изданиями, ненадлежащим отношением ряда сотрудников ФСИН России, осуществляющих досмотр поступающей в исправительные учреждения литературы, отсутствием на местах актуальной версии федерального списка экстремистских материалов. Кроме того, в связи с регулярно проводимыми мероприятиями по изъятию экстремистской литературы осуждёнными используются издания, закамуфлированные под книги, не включённые в федеральный список экстремистских материалов.

В ряде случаев отмечается сращивание религиозно-экстремистских ячеек и криминальных сообществ посредством присвоения лидерам упомянутых ячеек воровских титулов.

Указанные негативные процессы происходят на фоне резкого увеличения в местах лишения свободы количества заключённых, исповедующих ислам. В учреждениях пенитенциарной системы отмечается значительный рост числа молельных комнат и мечетей, которые активно используются отдельными служителями культа для пропаганды радикальной исламской идеологии.

Как показывает практика, изолирование осуждённых-вербовщиков от основной массы спецконтингента путём перевода для дальнейшего

отбытия наказания в ИУ на территории других регионов России в целом проблему распространения экстремисткой идеологии не решает.

Расширение ресурсной базы террористических структур происходит также вследствие распространения радикальных форм ислама среди осуждённых, не принадлежащих к этносам, традиционно исповедующим ислам (так называемые неофиты). Их идеологическую обработку религиозные экстремисты считают одной из приоритетных задач.

В большинстве случаев неофиты подбираются из числа лиц молодого или среднего возраста, зачастую неоднократно судимых и не имеющих семьи, слабовольных, занимающих низшие позиции в уголовной иерархии, рассматривающих радикальный ислам как вариант личностного развития, легко поддающихся влиянию, наркозависимых, которых в последующем можно использовать в качестве террористов-смертников или рядовых боевиков.

Подобные тенденции наблюдаются во всех регионах России, где отбывают наказание осуждённые за преступления террористического и экстремистского характера1.

Процесс обработки осуждённых-славян начинается со знакомства с положениями Корана, трактуемыми приверженцами радикального ислама в выгодном им ключе и принятия исламской веры. Затем проводится психологическая обработка с использованием литературы экстре-мисткой направленности.

Потенциальным неофитам оказывается всесторонняя помощь, при этом акцентируется внимание на том, что «мусульмане с воли», в отличие от представителей других вероисповеданий, всячески поддерживают находящихся в заключении единоверцев. Формированию у осуждённого мотива стать членом экстремистской ячейки благоприятствуют также высокая сплочённость заключённых из числа приверженцев ислама и их готовность отстаивать интересы своих «братьев по вере» в различных конфликтных ситуациях между осуждёнными.

К настоящему времени установлено свыше 300 лиц, принявших ислам в местах лишения свободы. Большая их часть сделала это под влиянием носителей религиозно-экстремистской идеологии. Восприняв радикальные идеологические установки, новообращённые и после отбытия наказания, как правило, продолжают поддерживать с ними контакты.

Сотрудниками ФСИН России вскрываются факты, когда после освобождения неофиты присоединяются к бандподполью либо пытаются сформировать автономные террористические ячейки в местах своего проживания.

По нашему мнению, в ближайшей перспективе масштабы распространения идеологии радикального ислама в исправительных учреждениях будут возрастать. Об этом, в частности, свидетельствует тенденция

1 Спасенников Б. А., Смирнов А. М. Общая характеристика осуждённых мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Библиотека криминалиста. 2014. № 6 (17). С. 173-182

увеличения числа осуждённых за преступления террористического и экстремистского характера.

Наличие средств связи позволяет осуждённым в режиме реального времени контактировать с радикальными исламистами других регионов Российской Федерации и находящимися за рубежом, получать информационно-методические материалы экстремистского содержания, координировать свои действия по тактике защиты, проведению родственниками протестных акций на свободе, осуществлять пропагандистскую деятельность на различных экстремистских сайтах и правозащитных организаций.

Следует отметить, что принимаемые меры по изъятию запрещённых предметов из оборота вызывают недовольство со стороны спецконтингента. На наш взгляд, можно говорить о наличии сговора между осуждёнными за терроризм и общеуголовные преступления, направленные на умышленное привлечение к себе внимания госорганов и общественности и последующего осуществления попыток манипулирования администрацией исправительных учреждениях для извлечения собственных выгод, идущих вразрез с нормами федерального законодательства и внутриведомственными нормативно-правовыми актами ФСИН России.

При этом отмечается тенденция вовлечения осуждённых в экстремистскую деятельность под идеологией необходимости общего противостояния сотрудникам правоохранительных органов независимо от криминальной направленности.

Полагаем, что попытки дезорганизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе с использованием религиозно-экстремистских факторов, предпринимаются главарями террористических и экстремистских ячеек при поддержке международных и российских правозащитных организаций.

На наш взгляд, отмечается усиление активности различных правозащитных структур по распространению тенденциозной информации о якобы допускаемых нарушениях прав человека в отношении лиц, задержанных, подсудимых и осуждённых по обвинению в причастности и содействию террористической деятельности.

Решение проблем в этой сфере является задачей не только правоохранительных органов. Полагаем, что пока не выработано единого подхода со стороны заинтересованных ведомств по организации работы в среде осуждённых и освободившихся из мест лишения свободы.

По нашему мнению, основным критерием оценки эффективности проводимых мероприятий должно стать количество бывших террористов и экстремистов, вернувшихся к законопослушной жизни, и сокращение рецидива совершения ими аналогичных преступлений.

Для устранения имеющихся проблем, совершенствования деятельности по разработке осуждённых и освободившихся из мест лишения свободы необходимо в дальнейшем укреплять взаимодействия всех

заинтересованных ведомств, проводить активные наступательных мероприятия, в том числе предупредительно-профилактического характера. По нашему мнению, реализуемый комплекс мер должен быть направлен на пресечение попыток создания в местах лишения свободы террористических и экстремистских ячеек; получение сведений о местонахождении, планах и намерениях лидеров бандформирований, экстремистских группирований и международных террористических организаций, а также раскрытие резонансных преступлений.

Решение видится в разработке механизма более тесного взаимодействия ФСИН России с иными правоохранительными органами России.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 5 мая 2014 года) (редакция, действующая с 25.05.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

3. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон (с изменениями на 05.05.2014) // Российская газета. 1995. 12 апреля.

4. Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы: Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2013 № 363 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 16. Ст. 1923.

5. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

6. Спасенников Б. А., Смирнов А. М. Исправление осуждённых мужчин в процессе исполнения длительных сроков лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 8. С. 23-25.

7. Спасенников Б. А., Смирнов А. М. Общая характеристика осуждённых мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Библиотека криминалиста. 2014. № 6 (17). С. 173-182.

8. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Библиотека криминалиста. 2014. № 4 (15). С.150-156.

9. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Оптимизация правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в учреждениях ФСИН России // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 3-4 (43-44). С. 43-48.

10. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 36-40.

11. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2014. № 2. С. 29-32.

12. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Противодействие распространению религиозной и экстремистской идеологии в учреждениях ФСИН России // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.