Криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
УДК 343.9 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10242
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
Виктор Николаевич ОМЕЛИН, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор E-mail: v.omelin@mail.ru
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы рассматривается отличие оперативно-розыскных мероприятий от иных оперативно-розыскных действий. Формулируются предложения и рекомендации, направленные на внесение изменений и дополнений в действующий Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскные действия, организационные мероприятия, оперативно-тактические действия.
Annotation. In article on the basis of analysis of scientific literature discusses the difference of operative-ly-search events from other related operatively-search actions, proposals and recommendations regarding amendments and additions to the existing Federal law of the Russian Federation of 12 August 1995 № 144-FZ «About operatively-search activity».
Keywords: operatively-search activity, operatively-search events, operatively-search actions, organizational activities, operatively-tactical actions.
В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) установлено, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). В настоящее время установленный ст. 6 ФЗ об ОРД перечень включает 15 ОРМ.
Анализ современных подходов к понятию оперативно-розыскных мероприятий позволяет предложить следующее определение: ОРМ — это предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковые действия, проводимые уполномочен-
ным субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленные на получение, фиксацию и проверку сведений, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.
В статьях 1, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 и других ФЗ об ОРД речь в основном идет об ОРМ. В то же время в некоторых статьях данного Закона применен термин «действие» (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 16).
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
По поводу соотношения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых в сфере ОРД, в юридической литературе высказаны различные точки зрения [1; 2].
Анализ ФЗ об ОРД, а также литературных источников позволяет сделать вывод о том, что весь комплекс действий, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность, можно обозначить как оперативно-розыскные действия (оперативно-розыскные меры), а действия, непосредственно направленные на получение, фиксацию и использование оперативно значимых сведений (фактических данных) — термином «оперативно-розыскные мероприятия». По нашему мнению, данная трактовка позволяет разграничить понятия «оперативно-розыскные действия» и «оперативно-розыскные мероприятия».
Из сказанного можно сделать, как минимум два вывода, имеющих важное значение для правильного решения рассматриваемого вопроса.
Во-первых, понятия «оперативно-розыскные меры» и «оперативно-розыскные действия, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, можно рассматривать как синонимы.
Во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия — это лишь составная часть оперативно-розыскных мер (оперативно-розыскных действий).
В системе оперативно-розыскных мер наряду с оперативно-розыскными мероприятими, перечень которых указан в ст. 6 ФЗ об ОРД, можно отметить следующие оперативно-розыскные действия, о которых говорится в тексте ФЗ об ОРД:
■ создание и использование информационных систем (ч. 1 ст. 11);
■ заведение дел оперативного учета (ч. 2 ст. 11);
■ прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозе государственной, экономической или экологической безопасности (п. 1 ст. 15);
■ установление отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД (п. 2 ст. 15);
■ создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД (п. 5 ст. 15) и др.
Мы готовы согласиться с мнением исследователей, которые пишут, что с содержательной стороны оперативно-розыскная деятельность наряду с ОРМ охватывает также «проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном счете способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности» [3].
Полагаем, что применительно к конкретному ОРМ есть все основания говорить об организационно-подготовительных действиях. По своему содержанию эти действия — организационные мероприятия, а по целевой направленности и временной связи с проведением самого оперативно-розыскного мероприятия — подготовительные.
Например, применительно к ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» организационно-подготовительные действия включают:
■ определение необходимости и цели обследования указанных объектов на основе анализа сложившейся оперативно-розыскной ситуации;
■ принятие решения о проведении обследования;
■ определение оперативно-тактической формы обследования (гласная, негласная);
■ определение времени и круга участников проведения обследования, инструктаж его участников;
■ составление плана обследования;
■ информационное и техническое обеспечение обследования.
Оперативно-тактические действия предназначены для реализации ОРМ. Перечень оперативно-тактических действий не может быть исчерпывающим, если учитывать особенности конкретных ОРМ и многообразие оперативно-розыскных ситуаций, складывающихся в ходе оперативно-розыскной деятельности.
В сравнительно-правовом плане представляет интерес Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 марта 2011 г. № 68 (в ред. от 26.07.2014 г.).
Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона при осуществлении ОРД наряду с оперативно-розыскными мероприятиями применяются следующие
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
оперативно-розыскные действия: блокирование, засада, захват, погоня и прочесывание местности, направленные на пресечение преступлений и (или) задержание лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление.
Указанные выше оперативно-розыскные действия также широко применяются оперативно-розыскными органами Российской Федерации.
ФЗ об ОРД допускает проведение ОРМ в ходе так называемой административно-проверочной работы:
■ об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
■ о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
■ о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность и др. (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД);
■ в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение определенных должностей (ч. 3 ст. 7 Ф3 об ОРД).
С учетом приведенных суждений полагаем целесообразным уточнить определение оперативно-розыскной деятельности, которое содержится в ст. 1 ФЗ об ОРД.
Полагаем, что наряду с другими признаками следует указать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных законных действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных настоящим Законом, целях.
Библиографический список
1. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2003.
2. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия. Общие положения: Монография. СПб: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004.
3. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Сини-лова, А.Ю. Шумилова. М., 2004.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018