Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иваньков Игорь Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы оперативно-розыскной профилактики в оперативно-розыскном обеспечении исполнения и отбывания наказания в пенитенциарной системе России. Высказаны суждения относительно возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями исправительных учреждений с целью профилактики правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы. Отмечается недостаточная теоретическая проработка дефиниции «оперативно-розыскная профилактика» применительно к практике деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. На основе анализа, существующих научных определений данного направления деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, законодательства, регламентирующего профилактику в Российской Федерации, а также полномочий субъектов оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказания в виде лишения свободы предлагается авторская дефиниция понятия пенитенциарной оперативно-розыскной профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иваньков Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-SEARCH PREVENTION IN THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF LIBERTY: CONCEPT AND FEATURES

The article considers the issues of operational-search prevention in operational-search enforcement and serving sentences in the penitentiary system of Russia. The author made judgments about the possibility of conducting preventive-search activities by operational units of correctional institutions in order to prevent offenses in the execution and serving of sentences in the form of imprisonment. There is an insufficient theoretical definition of operational-search prevention in relation to the practice of the operational units of the penitentiary system of Russia at the present stage. Based on the analysis, existing scientific definitions of this area of activity of the operational units of the penal system, legislation regulating prevention in the Russian Federation, as well as the powers of the subjects of operational-search activity in the execution of punishment in the form of imprisonment, an author's definition of the concept of penitentiary operational-search prevention is proposed.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ»

УДК 343.85

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/144-157

И. А. Иваньков

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются вопросы оперативно-розыскной профилактики в оперативно-розыскном обеспечении исполнения и отбывания наказания в пенитенциарной системе России.

Высказаны суждения относительно возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями исправительных учреждений с целью профилактики правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы. Отмечается недостаточная теоретическая проработка дефиниции «оперативно-розыскная профилактика» применительно к практике деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. На основе анализа, существующих научных определений данного направления деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, законодательства, регламентирующего профилактику в Российской Федерации, а также полномочий субъектов оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказания в виде лишения свободы предлагается авторская дефиниция понятия пенитенциарной оперативно-розыскной профилактики.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний; оперативные подразделения; оперативно-розыскная профилактика.

Для цитирования: Иваньков И. А. Оперативно-розыскная профилактика при исполнении наказания в виде лишения свободы: понятие и особенности // Вестник Кузбасского института. 2022. № 4 (53). С. 144-157. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/144-157.

I. A. Ivankov

OPERATIONAL-SEARCH PREVENTION IN THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF LIBERTY:

CONCEPT AND FEATURES

The article considers the issues of operational-search prevention in operational-search enforcement and serving sentences in the penitentiary system of Russia.

The author made judgments about the possibility of conducting preventive-search activities by operational units of correctional institutions in order to prevent offenses in the execution and serving of sentences in the form of imprisonment. There is an insufficient theoretical definition of operational-search prevention in relation to the practice of the operational units of the penitentiary system of Russia at the present stage. Based on the analysis, existing scientific definitions of this area of activity of the operational units of the penal system, legislation regulating prevention in the Russian Federation, as well as the powers of the

© Иваньков И. А., 2022 © Ivankov I. A., 2022

subjects of operational-search activity in the execution of punishment in the form of imprisonment, an author's definition of the concept of penitentiary operational-search prevention is proposed.

Keywords: Federal Penal Service of Russia; operational units; operational-search prevention.

For citation: Ivankov I. A. Operational-search prevention in the execution of punishment in the form of deprivation of liberty: concept and features. Vestnik Kuzbasskogo insti-tuta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 4 (53), p. 144-157. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/144-157.

Предупреждение правонарушений в обществе является одним из существенных направлений правовой политики любого государства. В различных научных источниках, посвященных вопросам предупреждения правонарушений,

встречаются различные термины «профилактика», «превенция» и, собственно, «предупреждение».

Понятие «предупреждение» преступлений давно оспаривается в вопросах соотношения с понятиями «профилактика» и «пресечение» преступлений [37, с. 38-39]. В связи с этим возникает необходимость в определении исходных понятий, характеризующих процесс предупреждения преступлений в исправительных учреждениях (далее — ИУ), и смысла, который в них вкладывается, так как в практической деятельности и в специальной литературе рассматриваемые понятия зачастую употребляются в разном значении.

Некоторые авторы, исследуя понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности и преступлений», «предотвращение преступности и преступлений», «пресечение преступности», используют их как равнозначные [22]. Такая позиция, вероятно, приемлема, если рассматривать эти понятия в широком смысле, т. е. как систему различных мер на общем, специальном и индивидуальном уровнях [12], призванных устранить причины и условия преступности, как общие, так и различных видов преступлений.

В то же время необходимо отметить, что при разработке любого правового понятия необходимо учитывать не только этимологию, но и смысловое содержание, т. е. насколько используемые термины пригодны для обозначения реализуемых в практической деятельности мер, согласно их характеру и правовой природе, учитывать принятую в законодательной и практической деятельности специальную терминологию.

Одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, другие — при трехчленном понимании «предупреждения» и имея в виду прежде всего предупреждение преступлений, а не преступность в целом — рассматривают профилактику как часть «предупреждения», относя к последнему также предотвращение и пресечение преступлений [1, с. 333-335].

Для уточнения терминологии, по нашему мнению, необходимо рассмотреть данные значения с точки зрения действующего законодательства.

В настоящее время правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». При этом законодателем определено, что под правонарушением понимается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездей-

ствие), влекущее уголовную или административную ответственность (ст. 2).

В соответствии со ст. 6 указанного закона предупреждение правонарушений является одним из основных направлений профилактики, которое реализуется, в том числе, и применением специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера. Специальные меры профилактики правонарушений в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» соотносится как общее к частному, т. е. предупреждение выступает составной частью профилактики.

В то же время понятия «предотвращение правонарушений» и «пресечение правонарушений», по нашему мнению, выступают как элементы предупреждения или превенции правонарушений. В данном контексте речь идет о разных стадиях предупредительного воздействия на личность правонарушителя в рамках индивидуальной профилактики, поскольку относятся к таким стадиям механизма преступного поведения, как принятие решения о преступлении, его планирование, подготовка и начавшееся исполнение решения [12].

Как отмечается в криминологической литературе, предупреждение преступлений осуществляется путем нейтрализации или устранения причин и условий совершения правонарушений или формирования (стимулирования) правопослушного поведения [15].

При этом выделяют субъекты профилактики, т. е. государственные и социальные институты, осуществляющие деятельность по предупреждению правонарушений и антиобщественного по-

ведения, и объекты, под которыми понимаются причины и условия совершения правонарушений, криминогенные процессы, происходящие в микросреде и личность.

Для уяснения терминологии отметим, что в криминологии под предупреждением преступности понимается антикриминогенное воздействие на причины и условия преступности [13, с. 234]. Различают два уровня предупреждения преступности — общесоциальное предупреждение преступности и специально-криминологическое.

Общесоциальное предупреждение преступности заключается в достижении результата в процессе совершенствования всей системы общественных отношений в обществе.

Под специально-криминологическим понимается деятельность государственных, общественных и иных органов и организаций, непосредственно призванных выявлять причины и условия правонарушений, принимать меры к их устранению, а также к лицам, от которых можно ожидать противоправных поступков [14, с. 296-299].

Одним из видов специальной профилактики в криминологии выступает пенитенциарная профилактика. Как отмечает И. А. Уваров, целью пенитенциарной профилактики является противодействие криминальным процессам, происходящим в ИУ [29, с. 181].

Мы рассматриваем профилактику пенитенциарной преступности как предупредительную деятельность персонала исправительного учреждения, направленную на формирование у осужденных правопослушного поведения и, как следствие, профилактику, направленную на предупреждение преступлений, административных правонарушений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Поэтому, на наш взгляд, представленная выше точка зрения И. А. Уварова на цель пенитенциарной профилактики

требует определенной корректировки. Под целью пенитенциарной профилактики мы понимаем противодействие преступлениям, административным правонарушениям и нарушениям установленного порядка отбывания наказания при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы [6, с. 3-7]. И соответственно, задачи, указанные данным автором, корректируются в указанном контексте.

Поэтому, с нашей точки зрения, мы можем говорить о пенитенциарной профилактике при исполнении наказания в виде лишения свободы как предупредительной деятельности администрации исправительного учреждения, направленной на противодействие правонарушениям.

Рассматривая вопросы предупреждения пенитенциарных правонарушений, необходимо отметить, что в силу законодательно закрепленных решаемых задач особое место среди субъектов профилактического воздействия на процесс исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы занимают оперативные подразделения.

Специфическим этапом деятельности оперативных подразделений ИУ по предупреждению правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы (после выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес) является комплекс оперативно-розыскных мер, направленных на профилактику противоправных деяний и осуществляемых в рамках такой организационно-тактической формы, как оперативно-розыскная профилактика (в литературе еще встречается формулировка «оперативно-розыскное предупреждение преступлений») [18, с. 452472; 19, с. 593; 39 и др.].

В научной литературе, посвященной вопросам теории оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскная профилактика рассматривается как отдельная организационно-тактическая

форма оперативно-розыскной деятельности.

При этом всеми авторами подчеркивается специфика оперативно-розыскной профилактики, заключающейся в осуществлении оперативными подразделениями комплекса мер с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, проводимых гласно и негласно для выявления причин и условий совершения преступлений с целью их устранения (общая профилактика), а также выявления лиц, от которых возможно ожидать совершения преступлений, и воздействия на них с целью предотвращения замышляемых и пресечения подготавливаемых преступлений и покушений на преступления (индивидуальная профилактика) [5, с. 27; 23, с. 132; 26, с. 590-607; 28, с. 251-256].

На современном этапе развития теории ОРД есть различные подходы по поводу определения оперативно-розыскной профилактики в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Так, И. А. Уваров оперативно-розыскную профилактику пенитенциарной преступности определяет как основанную на законах и урегулированную ведомственными нормативными актами научно обоснованную деятельность, проводимую уполномоченными на то должностными лицами, заключающуюся в комплексном применении гласных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, установления осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений в период отбывания наказания, и оказания на них предупредительного воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений [29, с. 205].

С нашей точки зрения, в определении И. А. Уварова обращает на себя внимание тот факт, что автором не учитывается особенность осуществления

оперативно-розыскной деятельности. Она заключается в следующем.

Законодателем в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») сформулировано понятие оперативно-розыскной деятельности как деятельности, проводимой гласно или негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Другими словами, оперативно-розыскные мероприятия, в рамках рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, могут проводиться и гласно и негласно. При этом тактику проведения конкретных мероприятий определяет должностное лицо, которое их проводит или санкционирует их проведение.

Второй не менее важный вопрос для оперативно-розыскной профилактики при отбывании и исполнении наказания в виде лишения свободы заключается в направленности деятельности только на преступления. Однако согласно ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях должна решать задачу предупреждения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказаний. Поэтому, рассматривая вопрос определения оперативно-розыскной профилактики при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы, с нашей точки зрения, правомерно утверждать именно о пенитенциарных правонарушениях, а не только о преступлениях.

Третьим вопросом, вытекающим из определения И. А. Уварова, является применение комплекса мероприятий в отношении осужденных. Ранее мы рассматривали вопросы оперативно-розыскного обеспечения правопорядка в ИУ.

При изучении этих вопросов мы говорили о том, что при исполнении наказания в виде лишения свободы объектом

оперативно-профилактического воздействия выступают не только осужденные, но и представители персонала ИУ, родственные и иные связи осужденных за пределами исправительных учреждений, различные физические и юридические лица, которые вступают в производственные и иные отношения и т. д. [9, с. 70-115].

Другое определение оперативно-розыскной профилактики дает И. Л. Хромов, определяя ее как систему агентурно-оперативных мероприятий, направленных на предварительную оперативную проверку первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, обнаружению признаков замышляемых и подготовки преступных деяний, установления причастных к ним лиц, допускающих отклонения от нормального поведения [39].

Представленное определение, по нашему мнению, также нуждается в определенной корректировке.

Определение оперативно-розыскной профилактики как системы агентурно-оперативных мероприятий указывает на негласность проведения оперативно-розыскного предупреждения, так как агентурный метод выступает сутью содействия граждан оперативным подразделениям учреждений и органов, исполняющих наказание [35]. В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну. Соответственно, и вопросы использования помощи граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с оперативными подразделениями ИУ, при проведении мероприятий, направ-

ленных на предупреждение правонарушений, также отнесены к сведениям, не подлежащим разглашению. Как нам представляется, мероприятия, направленные на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений, могут проводиться представителями администрации ИУ (в том числе и сотрудниками оперативных подразделений) гласно.

Кроме того, комплекс мероприятий, направленных на оперативно-розыскную профилактику в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, может проводиться сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы самостоятельно без привлечения возможностей лиц, оказывающих содействие.

Для выработки понятия оперативно-розыскной профилактики при исполнении и отбывании наказания следует рассмотреть основные характерные признаки данного направления деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. К ним следует отнести следующие:

- научная обоснованность оперативно-розыскного предупреждения правонарушений в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- оперативно-розыскная профилактика — деятельность, регламентированная законодательством РФ;

- оперативно-розыскная профилактика осуществляется уполномоченным субъектом — оперативными подразделениями УИС;

- оперативно-розыскная профилактика при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы имеет присущий ей специфический объект.

Рассмотрим эти признаки более подробно.

Рассматривая вопросы оперативно-розыскного предупреждения как отдельной формы профилактики, мы можем

говорить об устоявшейся в теории ОРД точке зрения, согласно которой данный правовой институт является отдельной организационно-тактической формой проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, имеющих свою присущую для данной области знаний систему элементов.

Анализ научных источников в этой области позволяет утверждать, что:

1) в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для противодействия преступности, оперативные подразделения получают возможность углубленно изучить причины и условия преступности, личность преступника;

2) изучить и зафиксировать среду криминально активных лиц, в которой осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий;

3) установить оперативно-профилактическое наблюдение за выявленными лицами, от которых можно ожидать совершение преступлений с целью фиксации фактов, действий и поступков для оказания профилактического воздействия.

Говоря о достаточно устоявшейся в теории оперативно-розыскной деятельности точке зрения на оперативно-розыскную профилактику как форму проведения данной деятельности, можно привести высказывание Р. С. Белкина: «Стратегия предупреждения преступлений — предмет ... криминологии. Что же касается оперативных методов предупреждения . преступлений, то они разрабатываются . наукой теорией ОРД» [3].

Таким образом, рассматривая вопросы научной обоснованности деятельности оперативных подразделений по оперативно-розыскному предупреждению преступлений, мы можем утверждать, что на современном этапе разви-

тия теории ОРД эта деятельность научно обоснована.

Переходя к вопросу об оперативно-розыскной профилактике правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы, мы можем отметить, что, по сути, это одно из направлений оперативно-розыскной профилактики как организационно-тактической формы ОРД. При этом данное направление имеет присущие ему цели и задачи, регламентируется уголовно-исполнительным и оперативно-розыскным законодательством, осуществляется специальным субъектом в отношении специфического объекта оперативно-профилактического воздействия.

Оперативно-розыскное предупреждение правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы регламентировано законодательством России.

В Российской Федерации предупреждение правонарушений регламентировано Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 182).

Одним из субъектов, уполномоченных на применение специальных мер профилактики, выступает уголовно-исполнительная система Российской Федерации (ч. 3 ст. 6).

Указанная норма ФЗ № 182 корреспондирует с уголовно-исполнительным законодательством России. Так, в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ законодателем одной из целей уголовно-исполнительного законодательства определено предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Более предметно вопросы предупреждения правонарушений осужденными при отбывании наказания в виде лишения свободы сформулированы законодателем в ч. 1 ст. 84 рассматривае-

мого законодательного акта, в которой закреплены задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

При этом структурно ст. 84 является одним из элементов главы 12 УИК РФ «Режим и средства его обеспечения». Другими словами, законодатель рассматривает оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях как одно из средств обеспечения режима.

В развитие законодательных актов по профилактике правонарушений в исправительных учреждениях приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 была утверждена Инструкция о профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — Инструкция).

В п. 2 раздела 1 Инструкции установлено, что основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

В п. 5 общих положений Инструкции устанавливается, что профилактика правонарушений обеспечивается, в том числе, и путем выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Таким образом, рассматривая вопросы правового регулирования профилактики правонарушений при исполнении и отбывании наказания в исправительных учреждениях, мы можем говорить о системе нормативных актов различной юридической силы, которые либо непосредственно регулируют вопросы применения мер профилактического

воздействия, либо создают условия для их применения.

Следующим сущностным признаком оперативно-розыскной профилактики при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы выступает объект предупредительного воздействия.

Одно из значений термина «объект» в русском языке — явление, предмет на который направлена какая-нибудь деятельность [25]. Философия под объектом понимает то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, а также часть объективной реальности, с которой взаимодействует субъект [38, с. 313-314].

В юриспруденции используется термин «объект правоотношения», под которым понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения [20, с. 597-601; 34, а 425-428], либо реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности [34].

Анализ высказанных в литературе точек зрения на объект правоотношений позволяет сделать вывод о том, что объектом правоотношения выступают отношения между людьми по поводу: материальных благ, предметов материального мира; результатов духовного, интеллектуального творчества; поведения людей, а также результатов того или иного поведения; личных неимущественных и социальных благ, которые служат удовлетворению интересов и потребностей людей.

Изучение законодательства и практики деятельности оперативных подразделений учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, показывает, что объектом оперативного воздействия при оперативно-розыскном предупреждении выступают отношения, складывающиеся между участниками исполнения наказания, по поводу установленных уголовно-исполнительным

законодательством требований. Какие же отношения подвергаются оперативно-розыскному воздействию?

Прежде всего, с помощью гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскному воздействию могут быть подвержены отношения сотрудников и работников учреждений по поводу ненадлежащего исполнения ими функциональных обязанностей по различным вопросам.

Второй группой отношений, подвергаемых оперативно-розыскному воздействию в ИУ при оперативно-розыскной профилактике, являются неправомерные отношения, складывающиеся между персоналом учреждений и осужденными по поводу исполнения последними требований законодательства по порядку отбывания наказания.

Третьей, весьма существенной, группой отношений, подвергаемых оперативно-розыскному воздействию при оперативно-розыскном предупреждении в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, являются отношения, складывающиеся в процессе отбывания наказания, как между отдельными осужденными, так и между группами осужденных, а также между отдельными осужденными и группами осужденных.

Еще одной немаловажной группой отношений, на которые оказывается оперативно-розыскное воздействие при оперативно-розыскной профилактике, являются отношения осужденных по поводу нематериальных благ. К таким благам в юридической литературе, как правило, относят жизнь и здоровье человека, духовные и интеллектуальные ценности и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей людей.

Изложенное выше позволяет утверждать, что объектами оперативно-розыскного воздействия оперативно-розыскной профилактики при исполнении и отбывании наказания в виде ли-

шения свободы выступают неправомерные отношения персонала, осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, по поводу материальных и нематериальных благ.

Следующим сущностным признаком оперативно-розыскной профилактики, подлежащим рассмотрению, выступает субъект, уполномоченный на ее осуществление.

Как мы уже отмечали выше, одним из государственных органов, уполномоченных на применение специальных мер профилактики, выступает Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение научной литературы показывает, что на современном этапе развития теории оперативно-розыскной деятельности существует несколько подходов к определению субъектов ОРД.

Одни ученые относят к субъектам оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие ОРД; оперативные подразделения этих органов; должностных лиц, названных органов и подразделений; другие подразделения указанных органов и их должностных лиц; физических лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД и других субъектов [2, с. 12]. Другие авторы, в общем соглашаясь с приведенной точкой зрения, считают, что к субъектам оперативно-розыскной деятельности не относятся лица, оказывающие конфиденциальное содействие на бесконтрактной основе, а также лица привлекаемые к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий без заключения контракта [28, с. 91-94].

Третья точка зрения по этому вопросу заключается в том, что под субъектами оперативно-розыскной деятельности понимают только органы, осуществляющие ОРД и их оперативные подразделения [8, с. 142].

Для определения субъектов оперативно-розыскной профилактики в учре-

ждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, проведем анализ указанных положений.

Прежде всего необходимо отметить, что право осуществления оперативно-розыскной деятельности законодателем возложено на оперативные подразделения государственных органов.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции. Следовательно, должностные лица ФСИН России, в том числе и оперативных подразделений, являются государственными служащими.

Следовательно, под оперативным подразделением ФСИН России следует понимать структурное подразделение, осуществляющее функции по борьбе с преступностью, уполномоченное руководителем федерального органа исполнительной власти, указанного в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, мы можем утверждать, что оперативные подразделения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, являются структурными подразделениями государственных органов.

Как мы уже отмечали выше, отдельные авторы к субъектам оперативно-розыскной деятельности относят граждан, оказывающих содействие оперативным подразделениям в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий [27]. По нашему мнению, данный подход не совсем верен. С нашей точки зрения, такая позиция противоречит требованиям ст. 1 ФЗ «Об ОРД», которая гласит, что оперативно-розыскная деятельность проводится путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и только оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на ее проведение настоящим законом. Другими сло-

вами, субъектами оперативно-розыскных правоотношений выступают должностные лица государственных органов, которые осуществляют свои функциональные обязанности в сфере ОРД. В нашем случае это должностные лица органов управления, реализующих свои функциональные обязанности в сфере ОРД и оперативных подразделений ФСИН России.

Что касается граждан, оказывающих содействие оперативным подразделениям ФСИН России, а также сотрудников других (неоперативных) подразделений уголовно-исполнительной системы, то, по нашему мнению, они субъектами оперативно-розыскного оперативно-розыскной профилактики в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не являются, так как не входят в штатную структуру оперативных подразделений, а оказывают им помощь (содействие) в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответственно, при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий указанные участники правоотношений выполняют поручения (задания) должностных лиц оперативных подразделений либо оказывают иную помощь, предоставляя те или иные услуги.

Рассмотрев сущностные признаки оперативно-розыскного профилактики правонарушений при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы, мы можем сделать определенные выводы.

1. Оперативно-розыскная профилактика при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы выступает отдельным научно обоснованным направлением оперативно-розыскной профилактики как организационно-тактической формы ОРД.

Литература

2. Оперативно-розыскная профилактика при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы выступает в качестве отдельного правового института профилактики преступлений.

3. Объектом оперативно-розыскной профилактики в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выступают неправомерные отношения персонала, осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, по поводу материальных и нематериальных благ, при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы.

4. Оперативно-розыскная профилактика в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, проводится специальным субъектом — оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, под оперативно-розыскной профилактикой при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы (пенитенциарной оперативно-розыскной профилактикой) мы понимаем научно обоснованную, регламентированную законодательством Российской Федерации деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по реализации комплекса мер гласного и негласного характера, направленного на устранение или нейтрализацию причин и условий совершения правонарушений, а также установление и оказание оперативно-предупредительного воздействия на лиц, вступающих в неправомерные отношения из числа персонала, осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, по поводу материальных и нематериальных благ.

1. Аванесов, Г. А. Криминология. — Москва, 1984.

2. Атмажитов, В. М., Бобров, В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: научный доклад. — Москва: Изд-ль Шумилова И. И., 2003.

3. Белкин, Р. С. Читателям русского издания «Криминалистического словаря» // Криминалистический словарь: пер. с нем. / отв. ред. В. Бурхард [и др.]. — Москва, 1993.

4. Большая Российская энциклопедия. — Москва, 1996.

5. Галахов, С. С. Организационно-тактические и правовые основы оперативно-розыскной профилактики и пути ее совершенствования (по материалам аппаратов уголовного розыска): дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 1988.

6. Горяинов, К. К., Иваньков, И. А. Оперативно-розыскное обеспечение наказания и его цели. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2016. — № 2.

7. Дубоносов, Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г. К. Синилова. — Москва: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2004.

8. Иваньков, И. А. Оперативно-розыскное обеспечение поддержания правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы (Теоретические и правовые аспекты): монография — Киров: Кировский ИПКР ФСИН России, 2018.

9. Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Долговой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2003.

10. Криминология: учебник / М. П. Клейменов. — Москва: Норма, 2008.

11. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 02110 «Юриспруденция» / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили; под ред. Г. А. Аванесова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-Дана, 2006.

12. Курганов, С. И. Криминология: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / С. И. Курганов. — 2-е изд., перере-раб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

13. Лекарь, А. Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка: дис. ... д-ра юрид. наук. — Москва, 1967.

14. Лукашов, В. А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». — Киев, 1973.

15. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

16. Мицкевич, А. В. Социальная профилактика правонарушений в развитом социалистическом обществе: ее понятие, система и значение. — Москва, 1978.

17. Наливайченко, О. М. Правовые и организационные проблемы оперативно-розыскной профилактики в исправительно-трудовых колониях: дис. . канд. юрид. наук. — Москва, 1988.

18. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий. — Москва: ФКУ НИИ ФСИН России, 2015.

19. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под общ.ред. проф. Л. И. Скворцова. — Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.

20. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. — Москва: ИНФРА-М, 2004.

21. Организация использования конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям учреждений и органов, исполняющих наказание / Гу-цев О. В., Иваньков И. А. и др. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013.

22. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб.пособие / А. В. Агарков [и др.]; под ред. С. Н. Емельянова; Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010.

23. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гриш-ко, А. П. Фильченко. — Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

24. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма, 2004.

25. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К Горяинова, В. С. Овчинского. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021.

26. Токарев, А. Ф. Основные понятия криминологии. — Москва, 1989.

27. Философский энциклопедический словарь. — Москва, 1983.

28. Хромов, И. Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказание: криминологические и оперативно-розыскные аспекты. — Москва: ИД «Юриспруденция», 2011.

References

1. Аvаnеsоv G. А. Kriminologia [Criminology]. Мoscow, 1984.

2. Аtмаgitоv V. М., Bоbrоv V. G. О zakonodatelnom regylirovanii operativno-rozisknoi deyatelnosti [On the legislative regulation of operational investigative activities]. Scientific report. Мoscow, Publisher Shymilova I. I., 2003.

3. Belkin R. S. Chitatelyam rysskogo izdaniya "Kriminalistichesrogo slovarya" [To readers of the Russian edition of the "Forensic Dictionary"]. In: Kriminalisticheskii slovar [Forensic Dictionary]. Gen. ed. V. By^rd [and others]. Мoscow, 1993.

4. Bolshaya Rossiiskaya Enchiklopediya [The Great Russian Encyclopedia]. Мoscow, 1996.

5. Galahov S. S. Organizationno-takticheskie i pravovie osnovi operativno-rozisknoi pro-filaktiki i puti eyo sovershenstvovaniya (po materialam apparatov ugolovnogo roziska) [Organizational, tactical and legal bases of operational and investigative prevention and ways to improve it (based on the materials of the criminal investigation apparatus)] Candidate of law thesis. Мoscow, 1988.

6. Goryainov К. К., Ivankov I. А. Operativno-rozisknoie obespechenie nakazanie i ego cheli [Operational investigative support of punishment and its goals]. Ugolovno-ispolnitelnaya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Penal System: Law, Economics, Management], 2016, no. 2.

7. Dubonosov E. S. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Fundamentals of operational investigative activity]. Ed. by h Honored Scientist of the Russian Federation, dr. of law, professor G. K. Sinilova. Мoscow, Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia , Knizhnyj Mir, 2004.

8. Ivan'kov I. A. Operativno-rozysknoe obespechenie podderzhaniya pravoporyadka v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih nakazaniya v vide lisheniya svobody (teoreticheskie i pravovye aspekty) [Operational and investigative support of maintaining law and order in institutions executing sentences in the form of imprisonment (theoretical and le-

gal aspects)]. Monograph. Kirov, Kirov Institute for Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, 2018.

9. Kriminologiya [Criminology]. Gen. ed. dr. of law, prof. A. I. Dolgova. 2nd iss., rewr. and add. Moscow, 2003.

10. Kriminologiya [Criminology]. By M. P. Klejmenov. Moscow, Norma, 2008.

11. Kriminologiya [Criminology]. By G. A. Avanesov, S. M. Inshakov, S. Ya. Lebedev, N. D. Eriashvili. Ed. G. A. Avanesov. 4th iss., rewr. and add. Moscow, YuNITI-Dana, 2006.

12. Kurganov S. I. Kriminologiya [Criminology]. 2nd iss., rewr. and add. Moscow, YuNITI-DANA, 2006.

13. Lekar' A. G. Predotvrashchenie prestuplenij organami ohrany obshchestvennogo por-yadka [Prevention of crimes by public order protection bodies]. Dr. of law thesis. Moscow, 1967.

14. Lukashov V. A. Vvedenie v kurs "Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnu-trennih del" [Introduction to the course "Operational investigative activity of internal affairs bodies"]. Kiev, 1973.

15. Marchenko M. N. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and law]. 2nd iss., rewr. and add. Moscow, TK Velbi, Prospekt, 2007.

16. Mickevich A. V. Social'naya profilaktika pravonarushenij v razvitom socialisticheskom obshchestve: ee ponyatie, sistema i znachenie [Social crime prevention in a developed socialist society: its concept, system and meaning]. Moscow, 1978.

17. Nalivajchenko O. M. Pravovye i organizacionnye problemy operativno-rozysknoj pro-filaktiki v ispravitel'no-trudovyh koloniyah [Legal and organizational problems of operational search prevention in correctional labor colonies]. Candidate of law thesis. Moscow, 1988.

18. Normy ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva, reglamentiruyushchie operativno-rozysknuyu deyatel'nost' [Norms of penal enforcement legislation regulating operational investigative activities]. Moscow, Research Institute of the FPS of Russia, 2015.

19. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Under gen. ed. of prof. L. I. Skvorcov. Moscow, Oniks, Mir i obrazovanie, 2007.

20. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' [Operational and investigative activities]. 2nd iss., rewr. and add. Under ed. by K. K. Goryainov, V. S. Ovchinskiy, G. K. Sinilov, A. Yu. Shumilov. Moscow, INFRA-M, 2004.

21. Organizaciya ispol'zovaniya konfidencial'nogo sodejstviya grazhdan operativnym po-drazdeleniyam uchrezhdenij i organov, ispolnyayushchih nakazanie [Organization of the use of confidential assistance of citizens to operational units of institutions and bodies executing punishment]. By Gucev O. V., Ivan'kov I. A. and others. Ryazan', the Academy of the FPS of Russia, 2013.

22. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Fundamentals of operational investigative activity]. By A. V. Agarkov and others. Under ed. of S. N. Emel'yanov. Vladimir, Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, 2010.

23. Penitenciarnaya kriminologiya [Penitentiary criminology]. Under ed. of Yu. M. An-tonyan, A. Ya. Grishko, A. P. Fil'chenko. Ryazan', the Academy of the FPS of Russia, 2009.

rd

24. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and law]. Gen. ed. V. D. Perevalov. 3 iss., rewr. and add. Moscow, Norma, 2004.

25. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Theory of operational investigative activity]. Under ed. of K. K Goryainov, V. S. Ovchinskiy. 5* iss., corr. and add. Moscow, INFRA-M, 2021.

26. Tokarev A. F. Osnovnye ponyatiya kriminologii [Basic concepts of criminology]. Moscow, 1989.

27. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1983.

28. Hromov I. L. Protivodejstvie prestupnosti v uchrezhdeniyah, ispolnyayushchih nakaza-nie: kriminologicheskie i operativno-rozysknye aspekty [Countering crime in penal institutions: criminological and operational-investigative aspects]. Moscow, Yurispru-denciya Publishing House, 2011.

Сведения об авторе

Игорь Анатольевич Иваньков: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России (г. Киров, Российская Федерация), заместитель начальника института по учебной и научной работе, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: iwanckow2011@yandex.ru

Information about the authors

Igor A. Ivankov: the Kirov Institute of Advanced Training of Employees of the FPS of Russia (Kirov, Russia), deputy head of the institute for academic and scientific work, candidate of law, associate professor. E-mail: iwanckow2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.