Оперативно-розыскная профилактика экстремизма в сети Интернет Operational-investigative prevention of extremism on the Internet
Малахов Денис Михайлович
Слушатель
Академия Управления МВД России Россия, г. Москва malakhovden@mail.ru
Malakhov Denis Mikhailovich
Student
Russian MIA Academy of Management Russia, Moscow malakhovden@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматривается содержание терминов "экстремизм" и "экстремистская деятельность", их формы и источники, а также вопрос не только фактического противодействия им, но и предупреждения их проявления посредством профилактических мероприятий. Раскрываются различные формы таких мероприятий, а отдельно делается акцент на оперативно-розыскной профилактике в контексте экстремистской деятельности при помощи и внутри сети «Интернет». Акцентирует внимание целям злоумышленников и методам применения сети «Интернет» при нарушении закона, включая дискредитацию государства, организацию противоправной деятельности и привлечение сторонников. Кроме этого рассматриваются конкретные условия для противодействия такой деятельности с учётом особенностей, проблем и возможностей, которые предоставляет сеть «Интернет», как правонарушителям, так и работникам охраны правопорядка. Также, отмечаются как причины, по которым профилактической деятельности в сети, возможно, не уделяется должное внимание в органах внутренних дел, так и действия, необходимые для развития данного направления деятельности.
Annotation.
The article deals with the terms "extremism" and "extremist activity", their forms and sources, while analyzing not only the countermeasures against them, but also methods of prevention before they even get in motion using preventive measures. Multiple types of such preventive measures are presented, with special attention given to operational-investigative prevention of extremist activities which take place using the Internet. Emphasized are the perpetrators and the ways they use the Internet to violate the law, which includes discrediting the government, organizing unlawful activities and gathering the followers. Besides that, the article examines the specific conditions necessary to counteract such actions, while taking into account the problems and opportunities the Internet provides both the criminals and the law enforcement bodies with. Finally, the article takes note of the possible reasons why preventive activities in the Internet might not be getting the necessary attention from the law enforcement, and of the ways to advance that kind of law enforcement activity.
Ключевые слова: Экстремизм, экстремистская деятельность, терроризм, оперативно-розыскная профилактика, сеть «Интернет», использование сети «Интернет» для экстремистской деятельности.
Keywords: Extremism, extremist activity, terrorism, operational-investigative prevention, the Internet, the use of the Internet for extremist activity.
В современной информационной сфере мы часто сталкиваемся с таким с понятием, как «экстремизм» или «экстремистская деятельность» при освещении событий в обществе. Публичные события в политическом, культурном или правовом поле называются «экстремизмом» или «экстремисткой деятельностью» при их осуществлении крайними методами, выходящим за рамки общепринятых, а лиц, использующих данные методы, называют «экстремистами».
На бытовом уровне такое явление, как «экстремизм» понимается как негативное явление, выходящее за рамки общепринятого. Понятие «экстремизма» происходит от латинского слова «extremus», имеющее значение «крайний, чрезмерный, выходящий за рамки». Юридическое определение данного явления содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [1], причем экстремистская деятельность и экстремизм имеют тождественно равные значения.
Данное определение объемно и включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности, террористическую деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека, нарушение прав, свобод и законных интересов человека по тем же признакам, финансирование указанных деяний, создание экстремистской организации, экстремистских материалов. Также необходимо отметить наиболее опасную форму экстремизма - терроризм. Согласно статье 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 "О противодействии терроризму" [2], терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Таким образом, можно определить, что «экстремизм» — это деятельность и приверженность к крайним взглядам и методам при достижении целей в политической, социальной, религиозной и национальной (этнической) сферах общественной жизни. В соответствии с этим можно выделить виды экстремистской деятельности - политический, религиозный, националистический.
Противодействие экстремизму в современной России имеет большое значение ввиду угроз, несущих данным явлением государству и обществу в целом. Экстремистская деятельность наносит удар по основам конституционного строя, основным правам и свободам человека, приводит к возникновению идеологий, порождавших ненависть и вражду в обществе ведущих к расколу, с учетом многонациональности государства, его территориального устройства и размерам, внешних и внутренних угроз. С целью организации комплексного противодействия экстремизму, Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 года № 344 утверждена «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [3].
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает различные составы за совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сети "Интернет". Согласно данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России в 2021 году выявлено 1057 преступлений экстремисткой направленности, причем 66% совершено с использованием сети «Интернет» [4].
Предупреждение преступлений экстремистской направленности в рамках противодействия экстремизму в целом имеет большое значения для поддержания правопорядка и стабилизации нормализованного состояния общества. Поэтому профилактика по недопущению экстремистских проявлений и ликвидации криминальных факторов и условий, а также причин способствующих совершению преступлений экстремистской направленности является необходимым условием в успешной борьбе с таким явлением, как экстремизм.
Понятие профилактики дается в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" [5]. Согласно закону, профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Выделяются общая профилактика, направленная на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений и индивидуальная профилактика, направленная на оказание воспитательного воздействия на лиц.
Также в научной литературе упоминается об общей, специальной и индивидуальной профилактике [6]. Общая профилактика направлена на весь социум в целом, специальная профилактика воздействует на
социальные группы с криминальным поведением определенной направленности, при индивидуальной профилактике объектом воздействия являются конкретные лица, склонные к совершению преступлений.
Одной из форм предупреждения экстремизма в сети «Интернет» является оперативно-розыскная профилактика, осуществляемая оперативными подразделениями МВД России и подразделениями по противодействия экстремизму в частности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" одной из задач оперативно-розыскной деятельности является предупреждение преступлений [7].
Данная деятельность осуществляется в отношении конкретных лиц и направлена на, собственно, установление лиц, которые могут или склонны к совершению преступлений экстремисткой направленности и оказание на них воздействия с целью предотвращения преступлений.
В научной литературе приводятся различные определения оперативно-розыскной профилактики. Например, Борин Б.В. и Ищук Я.Г. дают такое определение: «оперативно-розыскная профилактика преступлений — это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая оперативными подразделениями, заключающаяся в комплексном применении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих, установления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны совершения преступлений, а также обеспечения безопасности граждан, которые подлежат защите от преступных посягательств» [8].
Предупреждение экстремизма, в том числе оперативно-розыскными методами, в сети «Интернет» - одно из основных направлений противодействия экстремизму. Информационные ресурсы сети «Интернет», а также интернет-мессенджеры активно используются как для вовлечения в этот вид противоправной деятельности, так и для совершения преступлений. С использованием телекоммуникационных возможностей сети оказывается воздействие на обширную аудиторию, а различные программные средства позволяют соблюдать анонимность.
Сегодня интернет-среда используется для дискредитации государственной власти, организации несанкционированных массовых акций протеста, координации деятельности и склонения участия в них. Также виртуальное пространство используется для разжигания межнациональной вражды и розни, использования религии для создания напряжённости и раскола в обществе.
Отдельно необходимо отметить использование сети «Интернет» террористическими и экстремистскими организациями для вовлечения лиц в свою деятельность, а также информационного воздействия на российское общество со стороны недружественных государств.
Для достижения целей оперативно-розыскной профилактики экстремизма в сети «Интернет» необходимо реализовать комплекс мероприятий по нескольким направлениям.
Необходимо обладать первичной информацией о лице, которое может совершать преступления с использованием информационных ресурсов, а также о противоправной деятельности экстремистской направленности. Следует определить возможную криминальную роль лица - организатор, лидер, активный участник. Для достижения данной цели осуществляются оперативно-розыскные мероприятия, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 6 ФЗ «Об ОРД», а также привлекается содействие граждан тем, кто осуществляет оперативно-розыскную деятельность на основании статьи 17 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В дальнейшем осуществляется оперативное наблюдение лица с целью освещения его деятельности в сети «Интернет», выявления намерения совершать преступления, получения информации о социально-
информационной среде, установление условий, причин и факторов, способствующих криминализации личности. В ходе наблюдения также устанавливаются иные лица, которые могут способствовать криминальному поведению наблюдаемого. Кроме этого, необходимо получить психологический портрет наблюдаемого лица.
При наличии достаточных данных и наличии оснований необходимо осуществить оперативно-розыскное воздействие с целью устранения причин и условий формирования противоправного поведения, ослабление факторов способствующих совершению преступлений экстремистской направленности.
В ходе осуществления оперативно-розыскной профилактики нельзя исключить совершения преступления экстремистской направленности с использованием сети «Интернет», поэтому необходимо предусмотреть в ходе профилактики фиксацию противоправной деятельности с целью привлечения к юридической ответственности преступника, которая в результате может рассматриваться как индивидуальная профилактика, а также как общая при неизбежности наказания для общества в целом.
Для достижения целей оперативно-розыскной профилактики экстремизма в сети «Интернет» используется сочетание гласных методов и средств, а также принципы конспирации.
Осуществление оперативно-розыскной профилактики в сети «Интернет» имеет свои особенности. В глобальной компьютерной сети у пользователей может возникать ощущение анонимности и неуловимости, а также отсутствовать осознание совершения преступления ввиду представления «виртуальности» цифрового пространства в отличие от объективной окружающей реальности физического мира. Кроме того, необходимо учитывать информационное воздействие со стороны организаторов для вовлечения лиц в экстремистскую деятельность, в том числе основанное на научном подходе с использованием достижений современной психологии, апробированных на практике и подтвердивших свою эффективность.
Также необходимо учитывать развитие современных информационных технологий. Наличие средств, позволяющих анонимизировать свою деятельность в сети «Интернет», усложняет проведение профилактических мероприятий и установление лица на начальном этапе. Также использование шифрования затрудняет получение информации, необходимой для осуществления предупредительных мероприятий. Зачастую, серверы социальных сетей и интернет-мессенджеров располагаются заграницей и находятся вне юрисдикции Российской Федерации, что также затрудняет достижение профилактических целей. Появление и развитие криптовалют, цифровизация финансовых платежей и переводов облегчают осуществление финансирования экстремистской деятельности и вывода из поля зрения правоохранительных органов данных действий. Преодоление указанных препятствий возможно только при комплексном использовании оперативно-розыскных методов и средств.
Вместе с тем, в телекоммуникационной среде остаются цифровые следы противоправной деятельности, различные электронные документы, представляющие значимые данные для оперативно-розыскного предупреждения. Различные идентификационные данные оборудования и устройств, используемых для доступа и активности в сети «Интернет», позволяет устанавливать пользователей, их использующих, а также место и время события.
В рамках общей профилактики экстремизма в сети «Интернет», кроме вышесказанного, необходимо осуществлять активное противодействие. Например, ограничивать доступ к ресурсам, содержащим деструктивную информацию во взаимодействии с органами прокуратуры и Роскомнадзора, вносить в федеральный список экстремистских материалов выявленный запрещенный контент, осуществлять проверку деятельности общественных организаций с целью выявления экстремистской или террористической деятельности и внесения в список экстремистских или террористических организаций, осуществлять пропаганду опасности экстремизма, а также юридической ответственности.
Таким образом, оперативно-розыскная профилактика экстремизма обеспечивает своевременное выявление лиц, склонных к совершению преступлений экстремисткой направленности, получение оперативной информации о данных лицах, выявление причин, условий и факторов, способствующих совершению преступлений, осуществляет оперативно-розыскное воздействие для предупреждения преступлений.
В заключение, необходимо отметить, что профилактике экстремизма в органах внутренних дел Российской Федерации уделяется недостаточное внимание, возможно, ввиду того что отсутствует система оценки данного вида оперативно-служебной деятельности, результаты не учитываются в показателях деятельности оперативно-розыскных подразделений, а сам данный вид деятельности недостаточно обеспечен научно и методически.
Формирование целостной системы профилактики экстремизма в системе МВД России, основанной на научном подходе, и выработка критериев оценки данной деятельности являются необходимым условием успешного противодействия экстремизму на современном этапе развития общественных отношений в Российской Федерации.
Список используемой литературы:
1. Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Консультант Плюс: компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
2. Федеральный Закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Консультант Плюс: компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
3. Указ Президента РФ от 29.05.2020 N344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Консультант Плюс: компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
4. Сайт 1Щр8://мвд.рф/ [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
5. Федеральный Закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Консультант Плюс: компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
6. Некрасов Д.Е. Методологические основы организации предупреждения экстремизма в молодежной среде. Учебное пособие. Рязанский филиал Московского университета МВД России, ком. по делам молодежи Рязанской обл. Рязань 2011. С - 16
7. Федеральный Закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Консультант Плюс: компьютерная справочная правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.06.2022.
8. Борин Б. В., Ищук Я. Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3.
9. Ю. А. Лапунова, Ю. В. Сергеева. Основы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму. Учебное пособие. Академия управления МВД России. Москва 2021. С - 60.