Научная статья на тему 'Оперативная обстановка на объектах железнодорожного транспорта в Центральном федеральном округе Российской Федерации'

Оперативная обстановка на объектах железнодорожного транспорта в Центральном федеральном округе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / ОБЪЕКТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ПРЕСТУПНОСТЬ / СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / OPERATIVE SITUATION / OBJECT / RAILWAY TRANSPORT / CRIMINOLOGICAL SITUATION / CRIME / TOTALITY OF THE SOCIAL REALITY FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Алексей Александрович

Раскрывается сущность понятия «оперативная обстановка», анализируются различные мнения ведущих ученых относительно данного понятия, выделяются основные компоненты, составляющие структуру оперативной обстановки, рассматриваются отдельные внешние факторы, обусловливающие оперативную обстановку на объектах железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative situation at the railway transport objects in the RF Central Federal District

The essence of the concept «operative situation» is revealed, various opinions of the leading scientists concerning this concept are analyzed, basic components forming the structure of the operative situation are marked out, some external factors conditioning the operative situation at the railway transport objects are viewed.

Текст научной работы на тему «Оперативная обстановка на объектах железнодорожного транспорта в Центральном федеральном округе Российской Федерации»

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАХАРОВ,

начальник линейного отдела полиции на ж.-д. ст. Лосиноостровская ЛУ МВД России на ст. Москва - Ярославская УТ МВД России по ЦФО

ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Раскрывается сущность понятия «оперативная обстановка», анализируются различные мнения ведущих ученых относительно данного понятия, выделяются основные компоненты, составляющие структуру оперативной обстановки, рассматриваются отдельные внешние факторы, обусловливающие оперативную обстановку на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: оперативная обстановка, объект, железнодорожный транспорт, криминологическая обстановка, преступность, совокупность факторов социальной действительности.

A.A. Zakharov, Chief, Linear Police Division at the Railway Station Losinoostrovskaya, Russia MI Linear Office at the Railway Station Moscow-Yaroslavskaya, Russia MI Transport Department (Central Federal District); e-mail: sugar-76@yandex.ru, tel.: 8968-728-88-01.

Operative situation at the railway transport objects in the RF Central Federal District.

The essence of the concept «operative situation» is revealed, various opinions of the leading scientists concerning this concept are analyzed, basic components forming the structure of the operative situation are marked out, some external factors conditioning the operative situation at the railway transport objects are viewed.

Key words: operative situation, object, railway transport, criminological situation, crime, totality of the social reality factors.

Прежде чем приступить к раскрытию заявленной темы, уместно определить сущность понятия «оперативная обстановка».

Как показало изучение научной литературы в этой области, сущность рассматриваемого понятия исследовалась разными науками и достаточно полно2, но такое положение дел не привело авторов к единому мнению. Ими сущность оперативной обстановки определяется разноплано-во, и иногда их мнения расходятся диаметрально противоположно.

П.И. Мурашов характеризует оперативную обстановку как совокупность негативных факторов и обстоятельств, определяющих вероятность совершения преступлений на конкретной территории3.

Р. К. Безруких говорит, что это - управляемая система взаимодействующих управляемых элементов, оказывающих «уравновешиваемые» воздействия на всю систему в целом4.

Ряд авторов считают, что «оперативная обстановка» - это реально существующие условия, в которых осуществляется деятельность органов внутренних дел5 и которые являются главным элементом в системе оперативной обстановки6.

Другая часть исследователей утверждают,

что это - совокупность правил, определяющих порядок выявления, изучения, анализа и оценки социальных, социально-психологических и криминологических факторов, а также мер предупреждения в целях недопущения преступлений и нарушений правил общественного порядка7.

Некоторые авторы полагают, что под оперативной обстановкой следует понимать совокупность данных, характеризующих состояние и динамику преступности, эффективность использования сил и средств в борьбе с ней, а также особенности территории, обслуживаемой органами внутренних дел8.

Существует суждение, что оперативную обстановку следует рассматривать с различных точек зрения: с одной стороны, как общее состояние, с другой - как конкретную ситуацию.

В первом значении оперативная обстановка представляет собой «совокупность различных факторов реальной действительности, причинно обусловливающих состояние сохранности государственного и общественного имущества и правопорядка, устойчиво действующих во времени и пространстве». В значении конкретной ситуации «оперативная обстановка» представляется исследователями как «сложившаяся совокупность об-

стоятельств реальной действительности, отдельных явлений, обусловливающих возникновение и развитие факторов криминогенного характера»9.

Как видно из приведенных определений, несведущему в тонкостях терминологий человеку, в том числе оперативному сотруднику ОВД, трудно определиться с реальным содержанием термина, тем более понять его значение для решения задач ОРД.

Поэтому справедливы слова В.Д. Ларичева, который, полемизируя о наличии в специальной литературе диаметрально противоположных определений, пишет об оперативной обстановке следующее: «употребляя термин, многие авторы не дают при этом определения его понятия, которое они раскрывают, а включают в его содержание различные данные. Некоторые из них используют данные термины как равнозначные криминологической обстановке (ситуации), другие включают в это понятие совокупность различных данных»10.

Мы тоже нашли такие труды, где авторы в качестве синонима оперативной обстановки употребляют термин «криминологическая обстановка», под которой понимают «состояние преступности как результат действия детерминирующих факторов различной природы и направленности в данное время и на определенной территории»11.

Как видим из определения, автор в рассматриваемом понятии выделяет всего два элемента -преступность и совокупность факторов социальной действительности, находящихся во взаимосвязи.

Мы вряд ли сможем согласиться с таким подходом. По нашему мнению, понятие «оперативная обстановка» является более емким по отношению к приведенному выше понятию. Более того, можно сказать, что криминологическая обстановка является составной частью оперативной обстановки.

П.И. Иванов, определяя сущность оперативной обстановки, использует понятие «оперативно-розыскная характеристика»12, а Н.Б. Егоров -«оперативное обслуживание»13.

Нам же представляется, что указанные дефиниции напрямую связаны с исследуемым понятием. Так, оперативно-розыскная характеристика преступлений (ОРХП) представляет собой научно разработанную систему обобщенных данных о наиболее типичных оперативно значимых признаках преступления, проявляющихся в особенностях объекта преступного посягательства, способах совершения преступления, механизме следообразования преступных действий, а также личностных данных субъекта преступления, знание которых является теоретической и информационной базой для разработки основных

методических и тактических приемов выявления и раскрытия преступлений14.

Следовательно, ОРХП, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, представляет собой описание одного из основных элементов оперативной обстановки - проявлений преступности в исследуемой сфере.

Взаимосвязь оперативного обслуживания и оперативной обстановки прослеживается в самом содержании данного вида деятельности органов внутренних дел. Именно с помощью оперативного обслуживания, которое представляет собой некую организационную форму, определяется оперативная обстановка на объектах железнодорожного транспорта. То есть можно сделать вывод о том, что оперативное обслуживание также является одной из составляющих оперативной обстановки.

Проанализировав литературные источники, мы приходим к выводу, что при определении понятия «оперативная обстановка» необходимо выделять целый ряд моментов, к которым целесообразно отнести следующие:

а) оперативная обстановка представляет собой реальную совокупность конкретных условий, в которых органы внутренних дел выполняют свои оперативно-служебные задачи, а не совокупность информации об этих условиях;

б) к оперативной обстановке относятся не только объективно существующие явления криминогенного характера, но социально-экономические, демографические и иные факторы, благоприятно влияющие на борьбу с преступностью;

в) оперативная обстановка включает в себя внешние и внутренние факторы, определяющие организацию деятельности органа. К внешним факторам относятся: преступность; причины и условия, способствующие совершению правонарушений; совокупность социально-экономических, демографических, географических и иных условий, которые носят криминогенный характер в силу их влияния на состояние преступности. К внутренним факторам относятся: наличие и состояние сил и средств, участвующих в борьбе с преступностью; существующее исходное структурное построение органа (аппарата); наличие времени, необходимого для выполнения задач по борьбе с преступностью15.

Отметим, что указанные внутренние и внешние факторы в значительной мере определяют характер деятельности органов внутренних дел на обслуживаемых объектах железнодорожного транспорта. Причем объем сведений и круг факторов, которые следует учитывать, напрямую влияют на принятие решительных мер по борьбе с преступлениями на рассматриваемых объектах транспорта.

Некоторые авторы при рассмотрении вопросов, связанных с информационным обеспечением управления органов внутренних дел, включают в понятие оперативной обстановки три блока информации: а) характеризующей орган внутренних дел как систему, созданную для решения конкретных задач; б) характеризующей объект непосредственного воздействия органа внутренних дел; в) характеризующей те элементы среды функционирования, которые не входят в объект воздействия органа внутренних дел, но оказывают влияние на устойчивость его функционирования16.

В специальной юридической литературе можно встретить немного иную структуру оперативной обстановки. Так, Э.А. Васильев выделяет следующие основные компоненты исследуемого понятия:

сами подразделения ОВД как система, созданная для решения задач, связанных со своевременным выявлением и раскрытием преступлений;

силы и средства, имеющиеся в распоряжении подразделений ОВД;

объект непосредственного воздействия подразделений ОВД;

среда функционирования, т.е. совокупность факторов социально-экономического, политико-правового, идеологического и иного характера.

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что, несмотря на множество мнений относительно содержания понятия «оперативная обстановка», все авторы сходятся в одном - оперативная обстановка имеет сложную внутреннюю структуру, включающую совокупность внутренних и внешних факторов.

В зависимости от характера исследуемых факторов, объема сведений о них исследователи выделяют общую и специализированную оперативную обстановку17. Общая - позволяет изучать совокупность условий, в которых действует конкретный орган внутренних дел, а специализированная оперативная обстановка характеризует состояние работы по конкретной линии оперативно-служебной деятельности или по борьбе с отдельными видами преступлений. Согласимся с высказываемым исследователями мнением, что при оценке факторов, влияющих на структурное построение названных подразделений, следует основываться на данных, характеризующих не только специализированную (по линии работы подразделений), но и общую оперативную обстановку, в которой действует орган внутренних дел в целом18. Данное утверждение обусловлено рядом взаимосвязанных обстоятельств. Выявление и раскрытие преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, носят многоплановый характер и требуют комплексного ис-

пользования сил и средств. Кроме того, не всегда четко можно определить степень участия отдельных служб и подразделений в решении конкретных задач ОРД. Следует отметить, что значительное число факторов, влияющих на состояние преступности на железнодорожном транспорте, обусловлено рядом обстоятельств. Это - повышенная общественная опасность, концентрация больших людских потоков, сосредоточение на относительно малых территориях значительного количества материальных ценностей, наличие в системе железнодорожного транспорта организаций негосударственных форм собственности, круглосуточный цикл работы, значительные скорости передвижения, интенсификация грузовых перевозок, свободный доступ к подвижному составу и объектам грузовых перевозок посторонних лиц, значительная протяженность участков, обслуживаемых органами внутренних дел.

В рамках данной статьи более подробно рассмотрим некоторые внешние факторы, обусловливающие оперативную обстановку на объектах железнодорожного транспорта в ЦФО РФ.

К таковым относятся значительная протяженность участков, обслуживаемых органами внутренних дел на железнодорожном транспорте, и прохождение их по территориям областей, краев, суверенных республик и государств - членов СНГ На сегодняшний день зона обслуживания управления на транспорте МВД России по ЦФО РФ включает в себя 14 996,8 км железной дороги и объекты, расположенные на железной дороге (8 862,2 км Московской железной дороги, 1897 км Московского отделения Октябрьской железной дороги, 4237,6 км Юго-Восточной железной дороги). Московская железная дорога, Московское отделение Октябрьской железной дороги, Юго-Восточная железная дорога расположены в 18 субъектах Российской Федерации: Москве, Московской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тульской областях, Республике Мордовия, и входят в состав ОАО «РЖД».

Участки обслуживания Брянского, Курского, Белгородского, Старооскольского ЛО МВД России на транспорте и ЛО МВД России на станции Смоленск граничат с железными дорогами Украины и Беларуси. Граница проходит по 10 пограничным стыковым станциям: с Беларусью - по 2, с Украиной - по 8.

На участке оперативного обслуживания Московской железной дороги, Московского отделения Октябрьской железной дороги, Юго-Восточной железной дороги дислоцируются 90

вокзалов, 1092 станции и 3214 посадочных платформ. Имеется 104 грузовых и 14 сортировочных станций, 286 погрузочно-выгрузочных и 78 контейнерных площадок.

Значительный объем перевозок приходится на столичную магистраль. Ежесуточно курсирует около 3 тыс. пригородных поездов, перевозящих 1,5 млн человек, и 420 пассажирских поездов, что составляет 50% пригородных перевозок и 23% - в поездах дальнего следования от объема перевозок по всей России19.

Следующим фактором, влияющим на оперативную обстановку на объектах железнодорожного транспорта в ЦФО РФ, является состояние криминогенной обстановки.

По итогам 2011 г. на объектах обслуживания УТ МВД России по ЦФО РФ она характеризуется снижением зарегистрированных преступлений. Наибольшее снижение, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечено в ЛО МВД России на станции Мичуринск - на 35,3% (с 470 до 304), ЛУ МВД России на станции Москва-Рязанская - на 30,4% (с 1480 до 1030).

Основная масса тяжких и особо тяжких преступлений против личности совершена на территории Московского железнодорожного узла, где зарегистрировано 12 убийств, 70 разбоев , 269 грабежей.

В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ отмечается увеличение количества зарегистрированных преступлений. Так, в Белгородском ЛО МВД России на транспорте их зарегистрировано 80 (+73,9%, АППГ-46), в Брянском ЛО МВД России на транспорте выявлено наибольшее количество преступлений данной категории - 326 (+4,2%, АППГ-313).

Число зарегистрированных экономических преступлений, предварительное следствие по которым обязательно, снизилось.

Самые низкие показатели по нагрузке в ЛО МВД России на станциях Тула - 1,25, Москва-Павелецкая - 1,5, Калуга - 2, Мичуринск - 2,4, Орел - 3, Москва-Киевская - 3,5, Москва-Савеловская - 3,7.

Снижены показатели по выявлению преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно, в ЛО МВД России на станциях Москва-Павелецкая (с 66 до 9), Тула (со 11 до 5), Орел (с 35 до 12), Калуга (с 36 до 12), Мичуринск (с 136 до 19), в Елецком ЛО МВД России на транспорте (с 48 до 17), Лискинском (со 110 до 21).

Неудовлетворительно организована работа по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности. Единичные

преступления указанной категории выявлены в ЛО МВД России на станциях Москва-Белорусская, Москва-Киевская, Орел - по 3, Москва-Савеловская - 4, Москва-Павелецкая, Тула - по 5.

Уменьшилось количество зарегистрированных преступлений в сфере грузовых перевозок. Так, в ЛО МВД России на станции Калуга зарегистрировано 52 преступления (АППГ-38), окончено производством 45 уголовных дел (АППГ-41); в ЛО МВД России на станции Смоленск зарегистрировано 60 преступлений (АППГ-65), окончено - 56 уголовных дел (АППГ-59); в ЛУ МВД России на станции Москва-Рязанская зарегистрировано 3 преступления (АППГ-9), окончено - 1 (АППГ-3), приостановлено 7 уголовных дел (АППГ-4).

В 2011 г. на участках оперативного обслуживания подразделений Московского железнодорожного узла участились случаи несанкционированного вмешательства в работу железнодорожного транспорта и вскрытия контейнеров при остановке поездов в результате падения давления тормозной системы на участках Большого и Малого окружных колец (перегоны Усады - Детково, Сандарово - Михнево, Не-пецино, Кубинка - Акулово, Пожитково, Дулево - Куровская - Черусти, ст. Подлипки, Ростокино, Бекасово-Сорт.).

К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все факторы, влияющие на оперативную обстановку в рассматриваемой сфере.

Из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что своевременное принятие решительных мер по борьбе с преступлениями на объектах железнодорожного транспорта невозможно без определения состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории, которая обусловлена состоянием преступности, совокупностью причин и условий, способствующих криминальной активности, и другими факторами. Анализ и оценка оперативной обстановки руководителями подразделений ОВД проводятся с целью определения ее состояния и выработки мер по своевременному реагированию на неблагоприятную ситуацию. Данная функция выступает одним из элементов организации оперативно-розыскной деятельности подразделений ОВД, осуществляющих оперативное обслуживание объектов железнодорожного транспорта.

1 Далее по тексту - ЦФО РФ.

2 Методика изучения и оценки оперативной обстановки / Андриевский А.Е., Морохин Б.Г., Самойлов В.Г., Синилов Г.К. -М.: ВШ МВД СССР, 1973. С. 3-6; Ипакян А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования: Учеб.

пособие. - М., 1982. С. 21-22; Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. - Киев: МВД УССР, 1975. С. 7-32; и др.

3 Мурашов П.И. Оперативная обстановка: содержание и понятие // Информационный бюллетень управления внутренних дел Ленгорисполкома. 1971. № 19-20. С. 145.

4 Безруких Р.К. Основы организации оперативно-розыскной деятельности горрайорганов внутренних дел: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1972. С. 5-6.

5 Основы оперативно-розыскной деятельности. - М.: ВШ МООП РСФСР, 1966. С. 440.

6 Горяинов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). - М., 1991. С. 10.

7 Назаров П.А., Бараненков Б.И. К вопросу о сущности понятия оперативной обстановки: Материалы итоговой научно-практической конференции за 1967 год. - Киев: ВШ МООП СССР, 1968. С. 216.

8 Ким Л. К вопросу о характере необходимой информации и источниках ее получения при анализе оперативной обстановки по линии БХСС // Бюллетень по обмену опытом работы органов внутренних дел. - Вильнюс: МВД Литовской ССР, 1974. № 36. С. 65.; Лапшин М.П. Проблемы научной организации деятельности органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью. - М.: ВНИИ МООП СССР, 1968. С. 55.

9 Перевозник П.Ф., Бурыкин В.М., Горяинов К.К. Изучение оперативной обстановки в конкретной отрасли народного хозяйства (на примере потребкооперации). - М.: ВНИИ МВД России, 1975. С. 7-8.

10 Ларичев В.Д. Преступность в сфере экономики (теоретические вопросы экономической преступности): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 6-7.

11 Горяинов К.К. Теория и практика познания криминологической обстановки: Дис. ... д-ра юрид. наук в форме науч-

ного доклада, выполняющего также функции автореферата. - М., 1991. С. 20.

12 Иванов П.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000.

13 Егоров Н.Б. О разработке современной Концепции организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов экономики в рыночных условиях // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в современных условиях: Сб. научных статей. - М., 2004.

14 Ларичев В.Д. Роль и значение оперативно-розыскной характеристики экономических преступлений в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание: Материалы круглого стола (Москва, 30 октября 2008 г.). - М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 8.

15 Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. - Киев: МВД УССР, 1975. С. 7-32.

16 Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 105-113.

17 Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. - Киев: МВД УССР, 1975. С. 34.

18 Васильев Э.А., Скуртул А.А. Организация оперативно-розыскной деятельности ОВД по выявлению и раскрытию экономических преступлений, совершаемых в сфере оборота водных биоресурсов организованными группами и преступными сообществами: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 56.

19 Анализ оперативно-служебной деятельности УТ МВД России по ЦФО по итогам работы за 2011 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.