Научная статья на тему 'ОПЕРА "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА'

ОПЕРА "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖАНРОВЫЙ АРХЕТИП / РУССКАЯ ОПЕРА / ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихонова Мария Михайловна

Статья посвящена новой опере Р.Щедрина «Боярыня Морозова» (2006). Автор анализирует это произведение с позиций претворенных в нем жанровых архетипов. Среди них особое внимание обращается на традиции русской оперы и русской литургической драмы, а также на пассионы И.С.Баха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERA BOYARYNIA MOROZOVA OF R.SHCHEDRIN: TO A PROBLEM OF THE GENRE ARCHETYPE

Author analyses this work from positions of genre archetypes reflected in it. Among them the special attention applies on traditions of Russian opera and Russian liturgical drama, on I.S.Bach's passions.

Текст научной работы на тему «ОПЕРА "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА»

5. Бордюг Н.Д. Курс лекций «Поэтика русской народной песни»: апробация на КТМ ННГК им. М.И.Глинки. Н.Новгород, 1995.

6. Былины: русский музыкальный эпос / сост. и вст. статьи Б.М.Добровольского и В.П.Коргузалова; ред. Д.Шостаковича. - М., 1981.

7. Дудко Д. Свет из иранского мира // Заратустра. Учение огня: гаты и молитвы. - М., 2002.

8. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. - М., 1980.

9. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998.

10. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1999.

11. Полный церковно-славянский словарь: сост. Г.Дьяченко. - М., 1900, репринт - 1993.

12. Селиванов Ф.М. Стихи духовные. - М., 1991.

© 2009 г. Тихонова М.М.

ОПЕРА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА» Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА

Статья посвящена новой опере Р.Щедрина «Боярыня Морозова» (2006). Автор анализирует это произведение с позиций претворенных в нем жанровых архетипов. Среди них особое внимание обращается на традиции русской оперы и русской литургической драмы, а также на пассионы И.С.Баха. Ключевые слова: «Боярыня Морозова» Р.Щедрина, жанр, жанровый архетип, русская опера, литургическая драма.

«Боярыня Морозова» - на сегодняшний день последняя опера Р.Щедрина, она написана и исполнена в 2006 году. Как известно, оперное творчество этого композитора было подвержено непрерывной эволюции, в каждом сочинении свершалось какое-либо открытие. «Боярыня Морозова» не стала исключением. Ее специфика определена в двойном подзаголовке: «Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой. Русская хоровая опера». Таким образом, уже по названию можно судить о первостепенной роли хора в этом произведении. Как мы постараемся продемонстрировать, это связано, в том числе, и с жанровым архетипом оперы.

В основе либретто оперы лежат тексты «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой» и «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Опера «Боярыня Морозова» переносит слушателя в пору церковного раскола XVII века, последовавшего за реформами патриарха Никона. Церковный раскол поделил русское общество на две противоборствующие части, причем, православных, не обратившихся в обновленную веру, преследовали, подвергали пыткам, истребляли. Противостояние двух персонажей истории - боярыни Морозовой и царя Алексея Михайловича - определили главную конфликтную линию оперы Р.Щедрина. Композитор максимально поляризовал и обнажил конфликт, включив в действие, кроме двух героев, протопопа Аввакума, выступающего на стороне боярыни, в роли комментатора-пророка.

При жизни боярыня Морозова занимала крайне высокое положение, она приходилась дальней родственницей царю. В связи с этим мучительная казнь представительницы высокой знати была особенно показательна и поучительна для инаковерующих граждан, противившихся церковной реформе. И тем выше подвиг боярыни, отказавшейся от роскоши и земной славы во имя своей исконной веры.

Р.Щедрин в беседе с корреспондентом ответил на вопрос об отношении к трагическим событиям, изображенным в опере: «Было бы странно, если я бы стал влезать в тот узел, который люди не могут размотать последние 350 лет. Искать правду, истину, виновников трагедии XVII века не входило в мои планы. Но! Я сочувствую этим людям -старообрядцам. Сочувствую искренне и музыкально» [1, 12] .

Действительно, в тринадцати номерах оперы боярыня характеризуется как человек несгибаемой воли, твердо следующий заветам своей веры. В то же время в произведение

включены эпизоды, где героиня показана обычной женщиной, оплакивающей сына (№6), и уже перед смертью - взывающей к состраданию стражника (№12) и молящей дать ей еды и помыть рубаху. Сам Р.Щедрин так поясняет свое видение героини: «У Сурикова на знаменитой картине изображена исступленная фанатичка внешности малопривлекательной. Мое же представление о Морозовой (основанное на вычитанном) говорило мне о другой женщине. Ко дню ареста было ей 39 лет. Она была не только самая богатая, но и самая красивая женщина в России (...) Исследователи пишут, что мотивы исключительной жестокости Тишайшего к сестрам до сего дня не ясны. Известный историк С.Зеньковский (...) ясно намекает на возможность личностных причин ненависти («Трудно сомневаться в личном элементе», - пишет он)» [5, 275].

Из первоисточников либретто мы можем судить, что Феодосия Морозова не была религиозной фанатичкой. Аввакум писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной). Ей вовсе не чужды были человеческие страсти и слабости. Оставшись тридцатилетней вдовой, она томила тело власяницей, и, тем не менее, Аввакум писал ей: «Глупая, безумная, безобразная, выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия1».

Но для нее же и ее сестры, когда они попали в тюрьму, у пустозерского старца находились и самые ласковые и патетические выражения: «"Детки мои духовные...", "...земние ангелы и небесные человецы! о, святая Феодосия, и блаженная Евдокия, и страстотерпица Мария", "...светлые и доблие мученицы, столпи непоколебимые. О, камение драгое: и акинф, и измарагд, и аспис! О трисиятельное солнце и немерцающие звезды!"» [2, гл. 32]. Аввакум всячески старался поддержать боярыню в ее муках, внушить ей уверенность в ее исключительную роль в противостоянии никонианству.

Образ протопопа Аввакума примыкает к сфере страдалиц, хотя стоит несколько обособленно. Аввакум высказывается в трех развернутых сольных номерах - плачах. В них комментирует произошедшее и выражает свое сочувствие к раскольницам. В своих молитвах за мучениц он выражает надвременное значение их трагической судьбы для жизни Руси и православной веры. В этой роли, а также благодаря теноровому тембру, Аввакум напоминает Евангелиста из страстей И.С.Баха. Тем не менее, щедринского Аввакума от баховского Евангелиста отличает большая лиричность тона, теплота и субъективность переживания. Так, сам автор говорит: «.в тексте его партии я использую лишь выдержки из писем Аввакума к сестрам в заточение. Это пронзительно-проникновенные лирические воззвания к дорогим его сердцу узницам» [5, 277]. А в исполнении должен быть подчеркнут «трагизм и сострадание к страждущим жертвам».

Кроме параллели с Евангелистом из страстей, Аввакум вызывает ассоциации с архетипом «пророка» в русской опере, выделяемого А.Париным [3]. Именно этот герой воплощает моральный императив, проводит четкую грань между добром и злом (как Юродивый в «Борисе Годунове») или наоборот стирает ее (как Звездочет в «Золотом петушке»), вопреки официальной норме. Ассоциации с ролью Юродивого поддерживаются тембром исполнителя и обращением к жанру плача в качестве основы вокальной партии. Таким образом, и тут и там подводится, по выражению А.Парина, «поэтический итог драмы», звучит «похоронный вопль над судьбами».

Как уже было сказано, оппонентом Боярыне Морозовой в опере выступает царь Алексей Михайлович. Согласно классификации А.Парина, это тип царя-карателя, который в своей власти приносит невиновного в жертву, совершает грех убийства (убийство царевича Борисом Годуновым, сына - Иваном Грозным и др.). «Надо только добавить, что карающая функция Царя приводит к понятной конфронтации народа и монарха и что именно в этот момент рождается понятие «Святой Руси» как мифа о женском, защитном, питающем, «святом» начале, реакции на миф о Грозном Отце, миф, в основе которого - мужское начало с его властными функциями» [3, 35].

Противопоставив в опере двух основных действующих лиц, автор обострил конфликт, сконцентрировал его. Опера лишена каких-либо отступлений от единой линии развития; все детали хоровой и инструментальной партий, введение в одном из номеров сына боярыни

обогащают его или переводят в плоскость осмысления, комментирования, как и плачи Аввакума.

По типу драматургии, остроте и интенсивности развития конфликта, оперу «Боярыня Морозова» следует отнести к типу оперы-драмы. Она открывается кульминационным столкновением сторон, и первый же номер является этапом развития конфликта. В дальнейшем нечетные номера будут посвящены действенному развитию конфликта, проявлению агрессивной сферы царя, образам зла, творящегося на наших глазах. Они будут чередоваться с номерами, в которых главное место занимает молитвенное сострадание раскольницам, осмысление их пути к Богу через муки.

Но у оперы имеется еще одна жанровая составляющая. Она говорит о близком родстве с хоровой музыкой, кантатно-ораториальными жанрами, в частности, с жанром пассионов. Опера раскрывает традиционную для данного жанра религиозную тему безвинного страдания праведника во имя своей веры, во имя Бога. Как и в страстях, ведущие средства ее воплощения содержатся в хоровом звучании.

Принадлежа в различные моменты действия разным противоборствующим силам конфликта, хор выполняет в «Боярыне Морозовой» две функции, аналогичные баховским хорам-turbae и мадригальным хорам. Первые выступают на стороне Алексея Михайловича, олицетворяя то завистливую толпу, то царскую челядь, то карателей-палачей, непосредственных исполнителей монаршей воли. Хор выражает здесь земные идеи, низменные чувства: злобу, зависть, жестокость, агрессию, выполняет действенно -изобразительную функцию в драматургии оперы.

С другой стороны, хоры, аналогичные мадригальным, характеризуются молитвенным звучанием и, словно голос неба, переносят действие в метафизическую плоскость; наряду с плачами Аввакума, они комментируют происходящее с надвременных позиций.

Однако, наряду с родством со страстями, в опере угадывается глубоко русский исток, который характеризуется изначальной «литургичностью» русской оперы. Н.Серегина точно отмечает, что в творчестве Глинки, Бородина, Римского -Корсакова, Мусоргского «шло неуклонное восхождение к первоисточнику русской культуры, к храмовой системе музыкального языка и образности. Возрождалась храмовая тема истории, страданий и духовного подвига, и в театре возник обновленный духовный «купол», объединяющий идеалы нового искусства и певческого искусства Древней Руси» [4, 122].

Можно сказать, что на сегодняшнем этапе «русская хоровая опера» Р.Щедрина убедительно венчает этот процесс.

Примечания

1 Аввакум имел в виду пример преподобной Мастридии, героини одного из житий, которая выколола себе глаза, чтобы избавиться от любовного соблазна.

Литература

1. Денисов Н. «Боярыня Морозова»: Новая хоровая опера, или думы о судьбе России?» // Музыкальная академия, 2007. №4.

2. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Мюнхен, 1970. (Forum Slav.; T. 21); 1995.

3. Парин А. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. - М.: «Аграф», 1999.

4. Серегина Н. Древнерусское храмовое действо как предтеча театра в России // Музыкальный театр, ред. А.Л.Порфирьева, - СПб, РИИИ, 1991.

5. Щедрин Р. Автобиографические записи. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.