Экология
УДК 574
DOI 10.21661/r-529845
Волостных Е.А.
Научный руководитель: Краснощеков В.Н.
Опасные отходы у населения: проблемы, поиск решений их раздельного накопления
Аннотация
Мусор и различные отходы являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, но на сегодняшний день это превратилось в глобальную проблему. Основной причиной, по которой накопление мусора потребовало особого внимания и новых способов переработки и утилизации, является накопление опасных отходов, образующихся у населения. В статье рассмотрены проблемы обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, предложены способы решения рассмотренных проблем. Цель исследования - выявить, круг субъектов, ответственных за обращение с опасными отходами у населения, рассмотреть иерархию по обращению с отходами применительно к опасным отходам населения. Методы исследования: метод правового анализа, метод обобщения. Итоговый результат: предложены рекомендации по формированию системы раздельного накопления и утилизации опасных отходов.
I
Ключевые слова: региональный оператор, опасные отходы, коммунальные отходы, ответственность производителя, раздельное накопление.
Volostnykh E. A. Scientific adviser: Krasnoshchekov V.N.
Hazardous Waste in the Population: Problems, Search for Solutions to their Separate Accumulation
Abstract
The operational strategies of pharmaceutical enterprises change every decade, in line with changes in production management, focusing primarily on productivity and economies of scale, the quality of the economy, ensuring the flexibility of production in the production planning account, customer orientation, and then-at the speed economy, innovation and knowledge, skills and cooperation. The problem of use and full development of productive potential occurs frequently in management activities. The emphasis in this article is on the strategic component of operational activities and not only on ensuring the current economic outcomes.
I Keywords: regional operator, municipal solid waste, hazardous waste, extended producer responsibility.
жегодно каждый человек производит от нескольких сотен килограмм до 1 т всевозможного мусора. Результатом этого являются огромные свалки, заполненные тысячами тонн отходов. Бытовой мусор, а именно твердые коммунальные отходы, согласно Федеральному закону №89 «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №89), - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых
нужд [1]. Коммунальные отходы, могут содержать в себе небезопасные компоненты, такие как ртутьсодержащие лампы, градусники, химические источники тока и ряд других опасных веществ, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ от 03.09.2010 №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Постановление Прави-
Есо1оду
тельства РФ №681) [2]. Это опасные отходы, то есть отходы с химическим составом или другими свойствами, способными вызвать заболевания, нанести какой-либо другой вред для человека. Когда такие опасные предметы попадают в обычный мусорный бак, то они становятся твердыми коммунальными отходами. При этом перечисленные виды предметов, входят в перечень тех отходов, которые запрещены к захоронению, так как они являются опасными отходами, а это значит, подлежат обязательной утилизации [3].
Опасные отходы относятся в круг субъектов расширенной ответственности. Так, во-первых, они входят в круг ответственности федерального оператора по обращению с отходами, потому что они являются отходами 1 и 2 класса опасности. Во-вторых, существует обязанность управляющих компаний ТСЖ в соответствии с минимальным перечнем услуг предоставлять гражданам возможность сдавать такие виды отходов раздельно.
Если мы рассмотрим иерархию по обращению с отходами применительно к опасным отходам населения, то ее можно представить следующим образом:
1. Предотвращение образования отходов. А именно, запретить на федеральном уровне использование ртутных ламп и градусников, пропагандировать использование аккумуляторов вместо батареек. Так, например, правительство Японии постановило провести утилизацию всех СВЧ-печей в стране до конца текущего года, причиной для запрета микроволновок стало исследования ученых, выяснивших, что за 20 лет применение такой техники радиоактивными волнами нанесло больше вреда здоровью граждан, чем ядерная бомбардировка американской авиации 1945 года.
2. Снижение класса опасности отходов в места образования предполагает организацию раздельного накопления отходов 1-2 класса опасности.
3. Обработка утилизации - развитие мощностей по извлечению полезных компонентов их отходов 1-2 класса опасности.
4. Обезвреживание отходов - выбор безопасных для окружающей среды технологий, максимально возвращающих ценные вторичные ресурсы в производственный цикл.
На сегодняшний день, если мы говорим о том, что раздельное накопление, транспортировка и утилизация опасных отходов от населения, согласно «мусорной реформе» ложится на регионального оператора, то мы понимаем, что региональный оператор должен либо самостоятельно, либо с привлечением специализированной организации обеспечить населению инфраструктуру для раздельного накопления опасных отходов, их транспортировку и передачу на утилизацию, а из этого следует, что стоимость инфраструктуры на остальные виды деятельности должны либо войти в единый тариф регионального оператора и «лечь на плечи» населения, либо быть оплачены другой заинтересованной в этом структурой.
С одной стороны, региональный оператор, включая затраты в тарифы населения, рискует тем, что население будет не довольно ростом тарифа на отходы, а, следовательно, будет расти социальное напряжение в
обществе. С другой стороны, если привлечь специализированные структуры, к данному вопросу, например, РОП (расширенную ответственность производителя), то затраты будут дешевле.
Возвращаясь к первому варианту, а именно, если региональный оператор самостоятельно обеспечит население инфраструктурой для раздельного накопления опасных отходов, то все мероприятия по накоплению, транспортированию, обработке и утилизации отходов 1 и 2 класса опасности должны быть отражены в территориальной схеме, региональной программе и в порядке накопления ТКО, в том числе раздельного накопления.
Кто же заплатит на сбор и утилизацию опасных отходов, если не население? Во-первых, это могут быть субсидии из местных бюджетов по сбору опасных отходов. Во-вторых, субсидии из средств экологического сбора и / или оплата по прямым соглашениям с субъектами РОП и их Ассоциациями. Следует понимать, что размер оплаты экологического сбора значительно ниже реальной стоимости утилизации отходов почти что в 2 раза, а норматив утилизации составляет всего 20% от объема выпускаемой продукции на 2020 год, следовательно, денег будет недостаточно для создания такой структуры. Действующая модель РОП не стимулирует развитие утилизации опасных отходов от населения. Действующую модель РОП нужно изменять в сторону повышения нормативов утилизации до 100%.
Основными рекомендациями по формированию системы раздельного накопления и утилизации опасных отходов от населения для регионов России являются следующие:
1) нужно осознать проблему и отразить в территориальных схемах количество образующихся у населения опасных отходов;
2) сформировать в региональных программах план реализации мероприятий по созданию в регионе инфраструктуры сбора опасных отходов от населения в шаговой доступности;
3) определить перечень предприятий, куда можно отправлять на утилизацию опасные отходы от населения, а также отразить в документах;
4) просчитать стоимость мероприятий по сбору и передаче на утилизацию опасных отходов, включая информирование населения, и сформировать перечень бюджетных и внебюджетных источников финансирования, чтобы понимать, сколько денежных средств потребуется;
5) следует обратиться в РУСРАО, ППК РЭО и Минприроды за разъяснениями по порядку получения субсидирования из средств РОП;
6) сформировать тариф для населения с учетом уже известных возможностей субсидирования.
Помимо этого, необходимо параллельно с поставленными задачами работать с самим населением. Разрабатывать программы по экологическому просвещению граждан, потому что не все люди, к сожалению, знают, как правильно обращаться с отходами 1 и 2 класса опасности.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сказать, что опасные отходы представляют большую опасность для окружающей среды и здоровья
Иегасйуе Баепсе | 1 (47) • 2020
45
Экология
человека, чем не опасные и, следовательно, требуют более строгого режима контроля. Их нельзя вывозить с обычным мусором на полигоны или сжигать. Традиционный вывоз мусора, который осуществляется с помощью мусоровозов, допустим только для бытовых отходов. Для решения вопроса по формированию системы раздельного накопления и утилизации опасных отхо-
дов следует сформировать в региональных программах план реализации мероприятий по созданию в регионе инфраструктуры сбора опасных отходов от населения в шаговой доступности, определить перечень предприятий, куда можно отправлять на утилизацию опасные отходы от населения, а также разрабатывать программы по экологическому просвещению населения.
Литература
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
3. Кипко А.А. Обращение с ртутьсодержащими отходами / А.А. Кипко, Е.О. Реховская // Молодой ученый. -2016. - №19. - С. 202-204.
References
1. Federal'nyi zakon "Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniia" ot 24.06.1998 89-FZ.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.09.2010 681 "Ob utverzhdenii Pravil obrashcheniia s otkhodami proizvodstva i potrebleniia v chasti osvetitel'nykh ustroistv, elektricheskikh lamp, nenadlezhashchie sbor, nakoplenie, ispol'zovanie, obezvrezhivanie, transportirovanie i.
3. Kipko, A. A., & Rekhovskaia, E. O. (2016). Obrashchenie s rtut'soderzhashchimi otkhodami. Molodoi uchenyi, 19, 202-204.