Научная статья на тему 'Онтология возникновения информации'

Онтология возникновения информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
817
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЪЕКТ / ФОРМА / МАТЕРИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ФОРМА / НЕЛОКАЛЬНАЯ ФОРМА / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ONTOLOGY / INFORMATION / OBJECT / FORM / MATTER / LOCAL FORM / NON- LOCAL FORM / SOURCE OF INFORMATION / MEDIUM / INFORMATION EMERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулешов А. В.

В статье описывается процесс возникновения информации с онтологической точки зрения. Информация рассматривается в контексте философской концепции отражения. В этом аспекте она определяется как образ объекта в ином объекте. Исходя из такого понимания информации, выстраивается онтологическая модель процесса ее возникновения. Понятие образа ассоциируется с понятием формы. Форма определяется, с одной стороны, как то, в чем совпадают или могут совпадать материальные объекты, не совпадающие пространственно и структурно. С другой стороны, форма представляет собой совокупность отношений объектов (материальных или формальных), образующих единое целое. В статье устанавливается различие между локальной и нелокальной формой материального объекта. Локальная форма существует в пространстве, в котором наличествуют материальные части оформленного объекта. Нелокальная форма является продуктом совокупности форм, которые соотносятся с ней без признаков локализации. В статье показано, что локальные формы не передаются от одного объекта к другому. Передаются только нелокальные формы, которые в результате становятся образами исходных объектов в иных объектах. Утверждается, что процесс дублирования нелокальных форм не имеет пространственных характеристик. Делается вывод о том, что возникновение информации есть передача нелокальных форм от источников к носителям информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the process of information emergence from ontological point of view. Information is examined within the context of philosophical conception of reflection. In this context it is defined as the representation of one object in another. The ontological model of information emergence grounded on the above mentioned understanding is being constructed. The concept of representation is associated with the concept of form. The form is defined, on the one hand, as that in which incongruous spatially and structurally material objects coincide or can coincide. On the other hand, the form appears to be the aggregate of objects’ relations (material objects’ as well as formal) generating the single whole. The paper specifies the difference between the local and the non-local form of a material object. The local form exists in space in which the material parts of a shaped object also exist. The non-local form is the product of the other forms which correlate with the former without the signs of localization. The paper shows that local forms are not transmitted from one object to another. Only non-local forms can be transmitted, becoming as a result the representations of initial objects in other ones. It is stated that the process of non-local forms doubling has no spatial characteristics. The inference is made that the information emergence is the transmission of non-local forms from the sources of information to its medium.

Текст научной работы на тему «Онтология возникновения информации»

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

27

УДК 111:007

DOI: 10.17726/phiNT2015.10.2.111

ОНТОЛОГИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Кулешов Александр Вадимович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии,

Черкасский государственный технологический университет,

Черкассы, Украина

[email protected]

Аннотация. В статье описывается процесс возникновения информации с онтологической точки зрения. Информация рассматривается в контексте философской концепции отражения. В этом аспекте она определяется как образ объекта в ином объекте. Исходя из такого понимания информации, выстраивается онтологическая модель процесса ее возникновения. Понятие образа ассоциируется с понятием формы. Форма определяется, с одной стороны, как то, в чем совпадают или могут совпадать материальные объекты, не совпадающие пространственно и структурно. С другой стороны, форма представляет собой совокупность отношений объектов (материальных или формальных), образующих единое целое. В статье устанавливается различие между локальной и нелокальной формой материального объекта. Локальная форма существует в пространстве, в котором наличествуют материальные части оформленного объекта. Нелокальная форма является продуктом совокупности форм, которые соотносятся с ней без признаков локализации. В статье показано, что локальные формы не передаются от одного объекта к другому. Передаются только нелокальные формы, которые в результате становятся образами исходных объектов в иных объектах. Утверждается, что процесс дублирования нелокальных форм не имеет пространственных характеристик. Делается вывод о том, что возникновение информации есть передача нелокальных форм от источников к носителям информации.

Ключевые слова: онтология; информация; объект; форма; материя; локальная форма; нелокальная форма; источник информации; носитель информации; возникновение информации.

28

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

THE ONTOLOGY OF INFORMATION EMERGENCE

Kuleshov Aleksandr V.

candidate of philosophical sciences, associate professor, Department of philosophy,

Cherkasy state technological university Cherkasy, Ukraine

[email protected]

Abstract. The paper deals with the process of information emergence from ontological point of view. Information is examined within the context of philosophical conception of reflection. In this context it is defined as the representation of one object in another. The ontological model of information emergence grounded on the above mentioned understanding is being constructed. The concept of representation is associated with the concept of form. The form is defined, on the one hand, as that in which incongruous spatially and structurally material objects coincide or can coincide. On the other hand, the form appears to be the aggregate of objects’ relations (material objects’ as well as formal) generating the single whole. The paper specifies the difference between the local and the non-local form of a material object. The local form exists in space in which the material parts of a shaped object also exist. The non-local form is the product of the other forms which correlate with the former without the signs of localization. The paper shows that local forms are not transmitted from one object to another. Only non-local forms can be transmitted, becoming as a result the representations of initial objects in other ones. It is stated that the process of non-local forms doubling has no spatial characteristics. The inference is made that the information emergence is the transmission of non-local forms from the sources of information to its medium.

Keywords: ontology; information; object; form; matter; local form; nonlocal form; source of information; medium; information emergence.

Введение. Повышенный интерес к информации в последние десятилетия объясняется распространением новых информационных технологий, средств связи и компьютерной техники. Однако само явление информации выходит далеко за их пределы. Информацию обнаруживают в психосфере человека, в межличностной коммуникации, в области функционирования социаль-

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

29

ных институтов, в живой природе. Говорят и о физической информации. Вездесущность этого явления заставляет обратить на него внимание философов. Ведь основная функция философии, ее предназначение и оправдание заключаются во вписывании зафиксированных наукой или иными орудиями познания (искусством, практикой, житейским опытом) явлений в предельно общую и целостную картину мира. Необходимость интеграции знаний об информации обусловлена также несовпадающими ее трактовками в различных областях исследований и практической деятельности. Не факт, что, говоря об информации, представители разных научных дисциплин и профессий говорят хотя бы приблизительно об одном и том же.

Часто можно встретить определение статуса понятия информации как общенаучной категории. Это недоразумение. Общенаучная категория не имеет дисциплинарной соотнесенности. Иначе говоря, нет такой теоретической дисциплины («общенауки»), в состав которой входила бы общенаучная категория. Напротив, вполне естественно то, что информация стала предметом философии информации, которую позиционируют как новую, формирующуюся, прогрессивную отрасль философии. Последнее верно только отчасти. Точнее говоря, это верно, но только с формальной стороны. По сути же философию Платона уже можно назвать философией информации в ее идеалистическом варианте. Темы, связанные с информацией, таким образом, достаточно давно обсуждаются в философии. Более того, они находят отклик и в современной философской литературе. Реминисценции к Платону встречаются, например, в работе Е.А. Болотовой, в которой утверждается, что информация есть идея и смысл вещи, «то, что делает вещь именно этой вещью» [1].

Основные философские вопросы к информации очевидны: что такое информация, как и где существует информация, как появляется и как передается информация, почему возможно усвоение и использование информации человеком. Нельзя сказать, что на них существуют столь же очевидные ответы.

Цель работы. Один из этих вопросов является темой статьи. Цель статьи - объяснить с наиболее абстрактной, онтологической точки зрения, как и почему возникает информация в ее носителе. Достижение поставленной цели включает установление того, какой тип реальности представляет собой возникающая информа-

30

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

ция, в каком отношении она находится к реальностям иного типа, в каком смысле можно говорить о передаче или воспроизведении информации. Разумеется, указанное объяснение предполагает и ответ на вопрос, возникает ли, вообще говоря, информация или она существует в носителях изначально.

Материалы и методы исследования. Материалом исследования являются информационные процессы, фиксируемые в разных областях науки и практической деятельности. Это общее утверждение требует уточнения. Принципиально важно, что речь идет об объектах онтологического, а не физического или психического характера. Иначе говоря, речь идет о реальностях, которые обнаруживаются за тем, что мы обозначаем терминами информация, источник информации, информационный канал, передача информации, кодирование и декодирование и т.д. Описание языком онтологии отсылает не к физическим процессам в источниках и носителях информации, а к изменениям и связям, которые можно выявить на метафизическом уровне исследования, на уровне реальностей в наиболее абстрактном их понимании. Для такого описания потребуется более абстрактный понятийный инструментарий, выработанный философией и близкими к ней теоретическими дисциплинами. Понадобятся понятия формы, содержания, пространства, локализации, материи, объекта, качества, отношения. Поскольку речь идет об обработке понятий, то основными методами оказываются их дифференциация и интеграция. Иллюстративный материал отчасти уточняет сделанные выводы, отчасти обосновывает, по крайней мере, относительное соответствие сказанного действительному.

Результаты исследования и их обсуждение. Решение вопроса об онтологии возникновения информации зависит от понимания самой информации. Необходимо прояснить суть предмета, чтобы создать основу дальнейших рассуждений. Это тем более необходимо, что никакого единообразия в понимании информации сейчас нет. Моделью совокупности представлений об информации может послужить перевернутый конус (если мысленно двигаться снизу вверх). У основания будет самое узкое и наименее объемное понимание, на вершине - самое широкое и самое объемное.

Предельно узким в указанном смысле является понимание информации как исключительно субъективной реальности, как

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

31

возникающих в человеческой психосфере образов. Информация, с этой точки зрения, представляет собой «семантическое преобразование отражения реальности субъектом», она «реально существует лишь в сознании субъекта» [2: 54]. В этом же смысле информацию можно рассматривать как «результат восприятия и интерпретации данных, выраженный в осмысленной совокупности слов» [3: 186]. Семантические концепции информации распространены и в современной англоязычной философии [4: 18-21, 31-35].

Более широким является понимание информации как субъективной по содержанию и объективной по форме реальности. Информация в этом смысле является содержанием сообщений, которые могут передаваться с помощью знаков или сигналов, включая первую сигнальную систему животных и человека. Информация существует не только в человеческой психике, но и в технических системах, управляемых людьми, на знаковых носителях, в общении животных. Однако она должна быть туда вложена кем-то (неким субъектом) и кем-то потенциально может быть извлечена и расшифрована. Исходя из этих соображений, можно понять информацию как амбивалентный материально-идеальный феномен. Он включает семантическую информацию, выражающую духовные смыслы в форме коммуникабельных социальных знаков; биологическую информацию, выражающую биологические смыслы в форме коммуникабельных биологических знаков; и машинную информацию, осуществляющую телеуправление техническими объектами и имитирующую по алгоритмическим программам семантические процессы [5: 259].

Еще шире понимание информации, которое охватывает процессы, происходящие в любых самоорганизованных системах. Информация - и субъективная, и объективная реальность. Ее можно отождествить с сигналами, которые изменяют неопределенность в функционировании элементов самоорганизованной системы. Таковой может быть техническая система, работающая без вмешательства человека, или система наследственности у живых организмов. Описанному пониманию соответствует исходная для современной информатики концепция К. Шеннона и, в значительной степени, последующие концепции технической информатики, а также биоинформатики. Стэндфордская философская энциклопедия относит подобные концепции к количественным

32

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

(противопоставляя им качественное понимание информации как семантической или как состояния агента, принимающего информацию) [6].

Наконец, самое широкое понимание информации охватывает все существующее. Предполагается, что информация в своей основе объективна, она является необходимой стороной существования объектов любой природы. В классический период развития кибернетики (50-60-е годы ХХ века) подобные взгляды выражались У.Р. Эшби (концепции передаваемого разнообразия), В.М. Глушковым (концепция информации как неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени). Близкое к пониманию информации В.М Глушковым определение дает В.В. Колин, связывая ее с нарушением симметрии в распределении материи и энергии [7: 73]. Следует также отметить, что во французской философии идеи об информации как мировой реальности формулировали в 50-е годы ХХ века Ж. Симондон, а позже - Ж. Делез [4: 21-23]. Наиболее часто упоминаемой из этого типа представлений об информации в советской и постсоветской философской литературе стала концепция отражаемого разнообразия А.Д. Урсула. Ее сущность была сформулирована еще в 60-е годы ХХ века: «Информация - это разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте (в процессе их взаимодействия)» [8: 228].

Какое из пониманий информации правильное? В некотором смысле, правильны они все. Они правильны потому, что каждое из этих по-разному определенных явлений реально существует. Более того, оно отличается от других существующих явлений. Следовательно, каждое из описываемых разными концепциями явлений может быть выделено и названо. Проблема, таким образом, оказывается не сущностной, а чисто терминологической. Задача состоит в том, чтобы разделить термины с целью не путаться в них. Это вопрос удобства, а не истины. С семантической точки зрения, удобнее самый широкий (и абстрактный) денотат назвать наименее сложным именем. Тогда к более узким (и конкретным) денотатам можно будет приложить усложненные наименования.

Исходя из этих соображений, информацией будем называть реальность, присутствующую во всем существующем. Другие информационные реальности целесообразно выразить более сложными терминами (генетическая информация, техническая

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

33

информация, социальная информация, психическая или субъективная информация). За исходное можно взять определение, данное А.Д. Урсулом. Оно, впрочем, допускает некоторое упрощение. Как верно подметил А.В. Соколов, термин «отраженное разнообразие» скрыто тавтологичен [5: 54]. Отражение предполагает разнообразие. Во-первых, неразличимость (даже качественная) отображающего и отображаемого исключает отображение. Во-вторых, неразличимость отображений возможна только при их тождестве (иначе они хотя бы нумерически различимы). Но тогда надо говорить не об отображениях, а об одном отображении. Поэтому отражается всегда разнообразие. Последний термин из определения информации можно убрать.

В таком случае информация совпадает с отражением, вернее, с образом одного объекта в другом объекте. Однако в этом совпадении понятий нет ничего неприемлемого, поскольку совпадение частичное. Отражение - более сложное понятие, оно может относиться равно к процессу и к его результату, причем к результату - как в виде отношения между объектами, так и в виде стороны (или части) отражающего объекта. Термин «информация», будем считать, относится только к последнему (а именно к стороне объекта, т.е. образу в нем иного объекта).

Исходя из так определенного понятия информации, продолжим рассуждение на феноменальном уровне. Если знание одного объекта дает нам знание о другом объекте, то в первом объекте содержится информация о втором. Например, если нам удалось зафиксировать атом водорода в его количественно-качественной определенности, то мы уже получили какую-то информацию обо всех иных атомах водорода. Точно так же изображение пирамиды Хеопса на фотографии дает нам знание как о фотографии, так и об изображенной пирамиде. На этом строится наука: на переносе знаний с теоретической модели на объекты некоторого класса и на переносе знаний с одного объекта на любой другой принадлежащий тому же классу объект. Следовательно, информация есть нечто общее или подобное в разных объектах. Поскольку объекты разные, то общее или подобное в них можно отделить от самих объектов. Становится уже понятно, что информация не совпадает с самими объектами. Если ничего общего или подобного нет - нет и не может быть информации. Предположим, что существуют два ни в чем не сходных объекта. Имея перед собой один из них, мы,

^ Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

разумеется, даже не догадаемся о существовании другого. Скорее всего, в реальности такого не бывает, из чего можно сделать вывод, что все существующее несет в себе определенную информацию обо всем.

Чтобы продвинуться дальше в рассуждении, необходимо разобраться с несколько нечетким пониманием подобного или общего. Обратим внимание на то, что это разбирательство продолжается в философии уже не одну тысячу лет между номиналистами и реалистами. Не углубляясь в детали спора (что вышло бы за рамки статьи), автор сразу же признается в том, что выражает реалистическую точку зрения.

Подобие предполагает соответствие признаков одного объекта признакам другого. Но что означает соответствие? Если признаки не тождественны, иными словами, если это не один и тот же признак, то они различны. Почему мы должны считать эти различные признаки соответствующими? Потому что они подобны? Нет, это заводит нас в логический круг. Каков же тогда критерий подобия? Если бы нам удалось совместить все элементы одного объекта (включая его качества, отношения, структуры) с элементами другого, подобного первому, то обнаружилось бы совпадение части элементов. Совпадение же представляет собой не что иное, как невозможность отличить одно от другого. Представим себе для наглядности два человеческих тела, совмещенных в одном: некоторые движения этих тел были бы разными, а некоторые были бы одними и теми же движениями. Напрашивается вывод, что совпадение, о котором идет речь, есть неразличимость, иначе говоря, тождество. Подобие объектов, в итоге, сводится к общему в них, т.е. к частичному тождеству объектов.

Что представляет собой это общее? Можно ли сказать, что объекты информационного (точнее, сопровождающегося возникновением информации) взаимодействия содержат в себе структурные или пространственные части друг друга? Вовсе не обязательно. Более того, как правило, носители информации отделены от источников информации пространственно и не совпадают с ними даже частично в структурном отношении. Отделив совпадающее и не совпадающее в объектах, можно попытаться отождествить то и другое с содержанием известных философских понятий. То, в чем подобные, но разные (не имеющие общих структурных частей) объекты не совпадают, будем называть материей объектов

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

35

(или материальными объектами). То, в чем они совпадают или могут совпадать, будем называть формами объектов (или просто формами). С иной точки зрения, форма представляет собой совокупность отношений объектов (материальных или формальных), образующих единое целое. Как единое целое форма отличается от структуры, которая является простой совокупностью отношений между элементами системы. Если целое, как уверяют холисты, не равно совокупности его частей, то именно то, что существует в целом помимо его частей, есть форма. Материальный объект, с другой стороны, вступает в отношения, не завися от отношений. Используя терминологию Б. Рассела, скажем, что материя представляет собой то, для чего отношения являются внешними.

Материальные объекты взаимодействуют, т.е. оказывают воздействие друг на друга. Взаимодействие связано с пространственным контактом и изменением пространственного положения объектов или их частей. Формы непосредственно не взаимодействуют. Разумеется, при не абсолютно упругом столкновении материальных тел, например двух автомобилей, они деформируются, т.е. изменяют свои формы. Но формы изменяются вследствие изменения пространственного положения материальных частей взаимодействующих тел, а не наоборот. Понятно, что в нашем примере сталкиваются не формы автомобилей.

Отсутствием непосредственного взаимодействия формы отличаются от материальных объектов. Вместе с тем, одна и та же форма может возникать в разных объектах. Будем считать, что деформации материальных объектов при взаимодействии всегда чем-то подобны, следовательно, содержат тождественную форму. (Это эмпирическая истина, не поддающаяся полной проверке.) Если форма одного объекта возникает в другом, допустимо это назвать передачей формы. Форма, которая передается, может быть названа информацией. Таким образом, носитель информации ин-формируется, заражается формой другого объекта.

Следует сказать, что идея информации как отраженного целого, к которой подводит ее понимание как передаваемой формы, была высказана В.Б. Вяткиным, автором синергетической теории информации. В.Б. Вяткин противопоставляет отраженное разнообразие и отраженное неделимое целое как две разновидности информации [9: 18]. Думается, что целесообразнее говорить о двух сторонах процесса отражения.

36

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

Впрочем, пока наша модель возникновения информации слишком обща и требует дальнейших рассуждений.

Каждый материальный объект (возьмем для простоты физические объекты как наиболее очевидно материальные) имеет множество форм, которое, в свою очередь, образует его индивидуальную форму. Например, стоящий во дворе автомобиль имеет пространственную форму, функциональную форму, образуемую функциональными частями автомобиля, химическую форму, образуемую разными веществами, и т.д. Все эти формы объединяет их присутствие здесь и теперь в данном объекте - автомобиле, стоящем во дворе. Такая форма присуща одному материальному объекту и только ему, она привязана к материальному объекту, который привязан к определенному пространству и времени, т.е. локализован. Форма, привязанная к материальному объекту, также локализована. Мы не можем отделить форму описанного выше автомобиля от самого автомобиля (имея в виду под самим автомобилем его материальную сущность). Назовем такую форму локальной формой.

Передаются ли локальные формы? Появляется ли та же самая локальная форма в другом материальном объекте? Очевидно, нет. Безусловно, не передается локализация (сама локализация, то есть локализация в материальном смысле, не форма локализации), которая является конститутивным элементом локальной формы. Точно так же не передается непосредственная связь с материальным индивидом (сама связь, не ее форма). Следовательно, локальные формы не могут быть содержанием информации. Они всегда остаются со «своими» материальными объектами, не переходят на другие объекты, точнее, не возникают в них.

Обратим внимание на отношение локальных форм с оформленными ими материальными объектами. Материальный объект образует, создает свою индивидуальную форму. Форма возникает из соединения материальных частей объекта и существует, пока существует это (а не иное) их соединение. Изменяясь при взаимодействии с другими материальными объектами, названный объект изменяет и свою форму. Падающий водяной шарик, имеющий форму, которую называют каплей, перестает быть шариком и каплей при соприкосновении с почвой или поверхностью лужи.

С другой стороны, само изменение, его возможные последствия задаются формой материального объекта и (опосредство-

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

37

ванно) формами иных объектов. Из упавшей на лист бумаги капли не может возникнуть ничего кроме мокрого пятна не слишком сложной конфигурации. Есть основание утверждать, что формы (в более широком плане следует говорить о формах, включая индивидуальную форму объекта) не меняют материальный объект, но определяют форму его изменения. В этом проявляется ассиме-тричная зависимость между материальной и формальной сторонами объекта. Материя образует форму объекта, форма не образует материю объекта, но реализует его как нечто целое и задает направления и границы изменчивости этого целого.

Впрочем, индивидуальная форма определяется не только ее материальным носителем. Она определяется также другими формами. Точно так же как материальный объект состоит из материальных частей, его индивидуальная форма состоит из форм этих частей. Шарообразная форма капли образуется молекулами воды, граничный слой которых отстоит на одинаковом расстоянии от центра капли. Вместе с тем форма шара образована двумя полушариями или некоторым количеством иных шаровых сегментов, секторов или слоев шара, т.е. объектами, каждый из которых является формой. Индивидуальная форма определяется, помимо этого, и другими формами - как формами взаимодействующих объектов, так и более отдаленными, а также общими формами вплоть до форм, присущих всему существующему.

Эти формально-формальные отношения конституируются по иному принципу, чем материальные и формально-материальные. Принципиально то, что в них не присутствует ничто материальное (по крайней мере, непосредственно). Чисто формальные отношения не имеют пространственно-временных параметров (в смысле физического пространства и времени), это связи в особом системно-структурном пространстве. Вследствие этого индивидуальная форма материального объекта оказывается продуктом совокупности форм, которые соотносятся с ней без признаков локализации. Такие формы следует назвать нелокальными. В частности, нелокальная форма индивидуального материального объекта почти тождественна локальной, отличаясь лишь отсутствием локализации. Можно назвать ее образом объекта в самом объекте.

В контексте проблемы возникновения информации нас должно интересовать, каким образом нелокальная форма передается от одного объекта к другому. Из сказанного становится понят-

38

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Философия информации и проблема искусственного интеллекта

ным, что процесс образования нелокальной формы осуществляется без пространственного движения. Нелокальная форма индивидуального материального объекта реализуется нелокальными формами, которые структурно начинают совпадать с элементами локальной формы.

На это можно было бы возразить, используя приведенный выше пример, что нелокальная форма водяного шарика задана его локальной формой, которая образована материальными частями этого объекта, на которые, в свою очередь, действуют известные физические силы. Поэтому именно физические силы и создают форму падающей капли. Примем во внимание, однако, что физические силы имеют свои нелокальные формы и в нашем случае именно нелокальные формы физических сил определяют изменение локальной и нелокальной формы водяной капли. Пространственное движение и воздействие здесь оказывается всего лишь средством осуществления более общих формальных отношений. Оно заменяется качественным сближением, все большим совпадением форм, совмещением нелокальных аналогов локальных форм в структуре нелокальных форм.

Качественное сближение, уподобление, приближение к полному тождеству в мире форм являются аналогом перемещения и пространственного сближения в материальных процессах. Этим путем некоторая нелокальная форма может полностью или частично отождествиться, уподобиться различным локальным формам. Такое отождествление целесообразно называть передачей формы от одного материального объекта к другому, иначе говоря - передачей информации. Информация, таким образом, возникает в ее носителях в качестве передаваемых нелокальных форм объектов (как материальных, так, очевидно, и формальных).

Обратим внимание на то, что с каждым объектом связывается не одна, а множество нелокальных форм. Понятно, что некоторые из них имеют большую, а некоторые меньшую общность. Соответственно, информация, содержащаяся в объекте, относится к разным по мощности классам объектов. Отметим также, что в совокупности нелокальные формы некоторого объекта совпадают с локальной формой (без ее локализации). Следовательно, на определенном уровне усложнения нелокальных форм они начинают соотноситься только с одним объектом. И если нелокальные формы, связанные с некоторым объектом, есть не что иное,

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

39

как информация, то такая информация указывает на конкретный иной объект. Эту индивидуальную информацию можно назвать адресной, противопоставив ее общей информации о классах объектов. Она включает и информацию о локализации объекта как нелокальную форму его локальности.

Напрашивается также вывод о том, что возникновение в носителях информации как совокупности блуждающих нелокальных форм должно иметь естественный характер. С одной стороны, для всего существующего, очевидно, имеются общие естественные нелокальные формы. Иначе бы мы не могли говорить о классах объектов. С другой стороны, информация порождается взаимодействием физических объектов, имеющим формальную или информационную сторону. Вряд ли кто-то будет спорить, что всякий физический процесс происходит в определенных формах, задающих его результат. Но сказанное относится и к более сложным случаям естественной информации, прежде всего к генетической информации. Передача генетической информации происходит при взаимодействии ее физических носителей - молекул ДНК - с другими молекулами. Взаимодействие носителей генетической информации со средой и между собой задается их формами (в том понимании форм, которое здесь было выражено). Эти формы, как принято считать, возникли в ходе естественной эволюции неживой и живой природы. В контексте исследуемой темы логично предположить, что генетический код представляет собой нелокальную форму, задающую локальную форму и через нее определяющую движение и реакции физических носителей генетической информации. Если это так, то можно констатировать определенное соответствие представлений о генетической информации описываемой модели возникновения информации.

В этом же контексте следует хотя бы предварительно оценить и соответствие описываемой модели общепринятым представлениям о тех видах информации, которые можно отнести к искусственной, создаваемой людьми информации. Речь идет, прежде всего, о знаковой, семантической информации, составляющей содержание коммуникации. Если сопоставить понятие знака с используемыми в статье понятиями, становится заметно, что знак усложняет отношение локальной и нелокальной форм. Локальная форма знака может не нести в себе нелокальной, информационной формы. Указанное обстоятельство очевидно для знаков-симво-

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

40 -------------------------------------------------------------------

Философия информации и проблема искусственного интеллекта

лов, например для слов, которые Вы сейчас читаете. Форма знака, однако, непосредственно связана с формой образа знака, который реализуется в психосфере человека. Этот психический образ является нелокальной физически, но локализованной в психосфере формой, с которой ассоциирована нелокальная форма - образ того, на что указывает знак. Процесс возникновения информации здесь, очевидно, происходит более опосредованно, что, впрочем, не меняет определенной выше его сути. Основываясь на этом, можно предположить, что перенос нелокальных форм и, соответственно, возникновение информации в ее носителях имеет место как в естественной, так и в искусственной информационной среде.

Заключение. Еще раз вернемся к содержанию статьи и повто -рим пройденный путь короткой цепочкой выводов. Информация представляет собой передаваемые формы объектов. Форма объекта соответствует совокупности отношений его материальных частей, а также совокупности иных форм, образующие единое целое. Основываясь на этих соответствиях, следует различать локальную и нелокальную форму объекта. Только нелокальные формы передаются от объектов к объектам, вернее, отождествляются с нелокальными (и частично локальными) формами иных объектов. Именно эта передача нелокальных форм является сущностью процесса возникновения информации. Таким образом, информация появляется в носителе как образ источника информации. Она также существует изначально и в самом источнике информации в той мере, в какой всякий объект допустимо считать образом самого себя. Можно предположить, что в качестве нелокальных форм информация возникает как в естественной, так и в искусственной информационной среде.

Литература:

1. Болотова Е.А. Информация как философская категория: онтологические и гносеологические аспекты [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар: РГБ, 2006. - Режим доступа: http://diss. rsl.ru/diss/06/0157/060157037.pdf. (Bolotova E.A. Information as a philosophical category: ontological and gnoseological aspects: Thesis for the degree of the candidate in philosophy. Krasnodar: RGB, 2006.)

2. Столяров Ю.Н. Сущность информации. М., 2000. - 120 с. (Stolyarov Yu.N. The essence of information. M., 2000. - 120 p.)

3. Седякин В.П. Информация и знания // Научные ведомости. 2009. № 8 (63). - С. 180-187. (Sedyakin V.P. Information and knowledge // Nauchniye vedomosti. 2009. № 8 (63). - P. 180-187.)

№ 2 (10), декабрь 2015 URL: http://cyberspace.pglu.ru

41

4. The Philosophy of Information - An Introduction [Электронный ресурс]. 2013. - 218 p. - Режим доступа: http://socphilinfo.org/sites/default/files/ i2pi_2013.pdf.

5. Соколов А.В. Философия информации: проф.-мировоззр. учеб. пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2010. - 368 с. (Sokolov A.V Philosophy of information: professional and world view textbook. Saint-Petersburg: SPbGUKI, 2010. - 368 p.)

6. Adriaans P Information [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2013 Edition) / Edward N. Zalta (ed.). 2013. -Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/fall2013/entries/infor-mation/.

7. Колин К.К. Философия информации: структура реальности и феномен информации // Метафизика. 2013. N° 4 (10) - С. 61-84. (Kolin K.K. Philosophy of information: the structure of reality and the phenomenon of information // Metafizika. 2013. № 4 (10) - P. 61-84.)

8. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. - 2-е изд. - Челябинск, 2010. - 231 с. (Ursul A.D. The nature of information: philosophical essay. Chelyabinsk, 2010. - 231 p.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вяткин В.Б. Синергетическая теория информации: пояснения и терминологические замечания [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2012. № 6 (80). - С. 557-592. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/06/pdf/46.pdf (Vyatkin V.B. Synergetic theory of information: explanations and terminological notes. Krasnodar: Kub-GAU, 2012. - №06 (80). - P. 557-592.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.