Научная статья на тему 'Онтология вечности в толковых словарях и в индивидуально-авторском осмыслении'

Онтология вечности в толковых словарях и в индивидуально-авторском осмыслении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНАНТИОСЕМИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МЕТАФОРА ВЕЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА / INDIVIDUAL AUTHOR'S PICTURE OF THE WORLD / ENANTIOSEMY / SPATIAL METAPHOR OF ETERNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широкова Елена Николаевна

Рассматривается толкование в словарях слова вечность как трансцендентной сущности, а также индивидуально-авторское осмысление вечности с помощью метафор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOLOGY OF ETERNITY IN THE DICTIONARY AND IN THE INDIVIDUAL AUTHOR'S REFLECTION

The article is focused on the problem of interpretation of the word eternity as a transcendental essence in various dictionaries. The individual authors reflection of eternity by means of metaphors is also considered.

Текст научной работы на тему «Онтология вечности в толковых словарях и в индивидуально-авторском осмыслении»

Лингвистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2010, № 4 (2), с. 800-803

УДК 811.161.1

ОНТОЛОГИЯ ВЕЧНОСТИ В ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ И В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

© 2010 г. Е.Н. Широкова

Нижегородский государственный педагогический университет shirokelena@yandex. ги

Поступила в редакцию 17.05.2010

Рассматривается толкование в словарях слова вечность как трансцендентной сущности, а также индивидуально-авторское осмысление вечности с помощью метафор.

Ключевые слова: энантиосемия, пространственная метафора вечности, индивидуально-авторская картина мира.

Слово вечность неоднозначно трактуется в В XIX в. ключевыми понятиями философии

словарях. Так, во всех словарных статьях выделяется значение, связанное с экспликацией словом вечность субъективного времени, а именно: ‘Разг. О времени, тянущемся томительно долго (в субъективном восприятии кого-л.)’ [12; 7]. В данном значении представлена сема субъективного восприятия времени. Однако не во всех словарях у слова вечность выделяется значение, связанное с онтологией вечности; а в словарях, в которых данное значение представлено, оно трактуется неоднозначно. Последнее обусловлено, во-первых, различным пониманием онтологии вечности в философии, теологии и на уровне обыденного сознания, а во-вторых, изменением представления о вечности, связанным с секуляризацией науки и атеистическим мировоззрением.

В античной философии, а также в европейской теологии, в том числе и в теологии XX в., вечность рассматривается в связи с онтологией времени. Согласно наиболее распространенной точке зрения, вечность постоянна и неизменчива, целостна, т.е. неделима, безначальна и бесконечна. Такая вечность понимается как неизменное настоящее, как сегодня Бога. При этом вечность оказывается вневременной сущностью и противопоставлена времени. Как справедливо отмечает Августин, «если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое» [1: 292]. Онтология времени определяется из соотношения с вечностью. Время как онтологическая сущность имеет начало, сотворено вместе с миром (космосом), изменчиво, членимо на настоящее, прошлое и будущее.

становятся процесс, развитие, история, эволюция. Это приводит к пересмотру представления о вечности и времени. Как отмечает философ П.П. Гайденко, Ф. Шеллинг «вводит время в саму жизнь Божества, различая типы времени в соответствии с особенностями божественных потенций» [3: 227]. По мнению Н.А. Бердяева, вечность существует во времени. В связи с этим различаются два типа времени - время нашей мировой действительности и истинное время. Время нашей мировой действительности - это испорченное и дурное время, так как оно членимо в силу ограниченности человека на настоящее, прошлое и будущее [2: 404-406]. Время истинное представляет собой «внутренний момент самой вечности, некоторую эпоху вечности» [2: 404]. Время нашей земной действительности включается в истинное время, «которое оно отражает и выражает» [2: 403].

Таким образом, в философии и теологии представлено два противоположных взгляда на вечность - вечность как вневременность и вечность как особая форма времени.

В секуляризированной науке и культуре складывается другой взгляд на временность вечности. Вечность рассматривается как сложение бесконечной суммы отрезков времени. П.П. Гайденко, анализируя представление о времени в философии Дж. Локка, отмечает, что для последнего «вечность отличается от времени лишь количественно: мы образуем понятие вечности, складывая бесконечную сумму отрезков времени» [3: 111]. При этом между временем и вечностью «больше нет онто-теологического различия» [3: 111]. И для современного обыденного сознания онтология времени не связана с вечностью. По мнению М. Хайдеггера, «главный тезис расхожей ин-

терпретации времени» заключается в том, «что время ‘бесконечно’» [14: 424], а П.П. Гайденко отмечает, что «для сегодняшнего ходячего представления вечность - это бесконечно продолжающееся время, не более того» [3: 415].

Такое противоречивое представление о вечности находит отражение и в толковых словарях. Так, во втором издании БАСа и в словаре Т.Ф. Ефремовой значение слова вечность как трансцендентной сущности представлено энан-тиосемическими оттенками значения: ‘ 1. Бесконечное во времени существование материального мира // Течение времени, не имеющее ни начала, ни конца // Вневременность, независимость от времени’ [12; 7]. В МАСе последний оттенок значения неоправданно ограничивается рамками античной философии: ‘1. Течение времени, не имеющее начала и конца // его Бессрочность // В античной религиозно-идеалистической философии: вневременность, независимость от времени, неизменность во времени’ [11].

В некоторых словарях у слова вечность выделяется только одно значение: ‘Очень долгое время, бесконечность’ [10; 13]. Тем самым в одном значении объединены значение слова вечность, связанное с экспликацией субъективного времени, и значение, связанное с онтологией вечности.

Кроме того, с онтологией времени и вечности связано представление о том, что в настоящем, в котором постоянно пребывает человек, присутствует «вневременное начало времени, сквозь которое, как сквозь окно, виден проблеск вечности, то есть подлинного бытия» [3: 18]. И для ряда современных исследователей «вечность - это не безгранично длящееся время, а вневременная полнота бытия, это вечное - истинное - теперь» [3: 422], обусловленное полнотой проживания-переживания каждого момента бытия. Такое понимание вечности коррелятивно этимологии слова. Так, М.П. Г алышева, опираясь на данные Этимологического словаря Фасмера, отмечает: «слово вечность принадлежит смысловому полю жизни - как «живой жизни», внутренне интенсивной, наполненной» [4: 29].

В словаре В.И. Даля слово вечность трактуется и как свойство вечного, то есть неизменного, бесконечного и безначального, и через оппо-зитивные отношения со словом век: век - это ‘срок жизни человека <...>; продолжение земного бытия’, вечность - это ‘будущая, загробная, духовная жизнь наша’ [6: 330]. В таком аспекте вечность осмысляется как истинное бытие человеческого духа. Производным от

такой вечности является представление о вечности как об исторической памяти человечества, о хранилище духовных ценностей.

Несмотря на многочисленные попытки осмыслить вечность, вечность как онтологическая сущность непостижима для человека, «человек не может познать вечность, но может ее себе представить» [8: 13]. Представление вечности, как и всякой трансцендентной сущности, осуществляется прежде всего с помощью метафор, при этом для вечности, так же как и для времени, характерно осмысление с помощью пространственных метафор. Об этом свидетельствует сочетаемость слова вечность с квантитативными показателями весь, целый и с существительным предел, указывающими на то, что вечность мыслится как субстанция, имеющая границы: Литургия - это момент, когда вечность врывается во время, когда время, как говорит святой Максим Исповедник, расширяется до пределов вечности, когда мы уже хоть на мгновение, на короткое время, пока литургия длится, находимся в вечности. <...> В вечности, которая пришла к нам с воплощением Сына Божия; вся вечность, все будущее заключены, как в зеркале, в этом Его приходе (Митрополит Антоний (Блум)., Свет вечности. Нац. корпус рус. яз.); Тут одна с солипсизмом на третьей стадии. <...> Что за это полагается? <...> Вечное заключение в прозе социалистического реализма. В качестве действующего лица. /- А может в эту, как ее, <...> военную прозу? Каким-нибудь двухабзацным лейтенантом НКВД? Чтоб только выходила из-за угла, вытирала со лба пот и пристально вглядывалась в окружающих? И ничего нет, кроме фуражки, пота и пристального взгляда. И так целую вечность, а? (В. Пелевин, Девятый сон Веры Павловны).

Индивидуально-авторские пространственные метафоры вечности могут строиться как метафоры физического или ментального пространства. И в том и в другом случае возможна экспликация субъективности вечности. Так, свидригайловская вечность у Ф.М. Достоевского - это основанная на мейозисе метафора физического пространства:

- Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание).

В произведениях В. Пелевина вечность представлена по-разному - от канонической

вечности до вечности, производной от идеологии тоталитарного общества, веры и памяти человека. Такое неоднозначное представление вечности также свидетельствует о ее субъективности. Так, в рассказе «Иван Кублаханов» вечность традиционна - независима от сознания, асобытийна и атемпоральна, противопоставлена времени, основные свойства которого -изменчивость и событийность: Као тольоо появилось время, он смутно припомнил, что нечто подобное уже случалось. Первый момент был подобен вечности - ниоаоих событий за эту вечность не произошло, и она была заполнена чистым существованием, лишенным оаоих бы то ни было оачеств <...> На самом деле он ни-оогда не пооидал первого мига, за границей оо-торого началось время, но, пребывая в вечности, он все же постоянно следил за той причудливой рябью, ооторую вздымало время на поверхности его сознания <...> Ведь больше всего Иван Кублаханов боялся именно исчезновения, а оно и было главным условием вечности (В. Пелевин, Иван Кублаханов).

В повести «Generation “П”» вечность произ-водна от человеческого сознания, а в тоталитарном обществе - от господствующей идеологии. Такая вечность событийна и «заселена» историческими личностями. В постсоветский период происходит деидеологизация вечности и, как следствие, ее исчезновение. Так как вечность существует только в ментальном пространстве человека, условиями существования такой вечности являются вера человека и его память. Ключевыми словами при описании вечности оказываются слова тематического поля веры и памяти, а именно: Ооазалось, что вечность существовала тольоо до тех пор, пооа Татарский исоренне в нее верил, и нигде за пределами этой веры ее, в сущности, не было. Для того, чтобы исоренне верить в вечность, надо было, чтобы эту веру разделяли другие, - потому что вера, ооторую не разделяет ниото, называется шизофренией. <...> Вечность, в ооторую он раньше верил, могла существовать тольоо на государственных дотациях - или, что то же самое, оао нечто запрещенное государством. Больше того, существовать она могла тольоо в оачестве полуосознанного воспоминания оаоой-нибудь Маньои из обувного <... >. Татарсоий ясно понимал: при любомрас-оладе Маньое просто не до вечности, и оогда она ооончательно перестанет в нее верить, ниоаоой вечности больше не будет, потому что где ей тогда быть? Или, оао он тогда записал в свою онижечоу, придя домой: «Когда исчезает субъеот вечности, то исчезают и все

ее объеоты, - а единственным субъеотом вечности является тот, ото хоть изредоа про нее вспоминает» (В. Пелевин, Generation “П”).

Вечность оказывается мифологемой, то есть знанием, основанным на вере. Тоталитарное общество заинтересовано в воспроизводстве мифологем в сознании каждого члена социума. Биологами выделяется несколько видов воспроизводства форм: репликация, копирование, репродукция. Под репликацией понимается многократное производство действующим механизмом единств одного и того же класса [9: 50-59]. Мифологема ‘вечность’ у В. Пелевина воспроизводится способом репликации, что эксплицируется производственной метафорой: А ей [Маньке. - Е.Ш.] точно тао же, оао ему самому, эту сомнительную вечность просто вставляли в голову в одном оонтейнере с природоведением и неорганичесоой химией (В. Пелевин, Generation «П»).

Мифологема вечности обусловливает временную децентрацию героя, под которой понимается «возможность отделения личного временного центра от момента хронологического настоящего и перенос этого центра в любой иной момент хронологического прошлого или будущего» [5: 126]. Так, временная перспектива героя нацелена на вечность, и планируемое будущее Татарского должно протекать в двух темпоральных системах, центрами которых являются циклические темпоральные показатели днем и по вечерам, задающие аксиологическую оппозицию работа / труд: Татарсоий представлял себе свое будущее примерно тао: днем

- пустая аудитория в Литинституте, под-строчнио с узбеосоого или оиргизсоого, оото-рый нужно зарифмовать о очередной дате, а по вечерам - труды для вечности (В. Пелевин, Generation «П»). С распадом СССР перспектива, связанная с вечностью, исчезает, и герой оказывается в настоящем. Итогом размышлений героя о вечности становится стихотворение, основанное на реминисценциях из Ф.М. Достоевского и песни Ю. Шевчука «Что такое осень»: Что таоое вечность - это баньоа, /Вечность -это баньоа с пауоами. / Если эту баньоу / Позабудет Маньоа, / Что же будет с Родиной и с нами? (В. Пелевин, Generation «П»).

Таким образом, значения слова вечность оказываются субъектно ориентированными. Если в значении, связанном с экспликацией субъективного времени, представлена сема субъективного восприятия времени, то в значении, связанном с онтологией вечности, отражено неоднозначное представление о вечности, что репрезентируется в словарях энантиосеми-

ческими оттенками значения. Синтагматические связи слова вечность свидетельствуют об осмыслении вечности с помощью пространственных метафор, а ассоциативные связи актуализируют в индивидуально-авторских метафорах производность вечности от сознания человека.

Список литературы

1. Августин А. Исповедь. М., 1991.

2. Бердяев Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

4. Галышева М.П. Вечность у Ф.М. Достоевского // Русская речь. 2008. № 6.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.

7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2001. Т. 1.

8. Иванова И.С. Миг и вечность в поэзии Серебряного века // Русская речь. 2007. № 6.

9. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М., 2001.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

11. Словарь русского языка в 4-х томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985. Т. 1.

12. Словарь современного русского литератур ного языка: В 20 т. М., 1991. Т. 2: В.

13. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2007.

14. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2006.

THE ONTOLOGY OF ETERNITY IN THE DICTIONARY AND IN THE INDIVIDUAL AUTHOR'S REFLECTION

E.N. Shirokova

The article is focused on the problem of interpretation of the word “eternity” as a transcendental essence in various dictionaries. The individual author’s reflection of eternity by means of metaphors is also considered.

Keywords: enantiosemy, spatial metaphor of eternity, individual author's picture of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.