Научная статья на тему 'Онтология трансцендентного космизма Н. Ф. Федорова'

Онтология трансцендентного космизма Н. Ф. Федорова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / Н.Ф. ФЕДОРОВ / ДУХОВНОСТЬ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / АКТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / НООСФЕРА / БЛАГО / COSMISM / N.F. FEDOROV / SPIRITUALITY / TRANSCENDENT / ACTIVE EVOLUTION / NOOSPHERE / GOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисов Сергей Валентинович

В статье раскрываются основные онтологические идеи философии космизма Н.Ф. Федорова. Это идеи супраморализма как всеобщего нравственного совершенствования и духовного преображения человечества; блага как синтеза онтологического и антропологического; психократии как духовного объединения людей в братство; воскрешения как воссоединения ныне живущих «сынов» с умершими «отцами»; активной эволюции как освоения пространства биосферы и космоса для блага человечества. У Н.Ф. Федорова эти темы оформились в смелые проекты, рисующие счастливое будущее для всего человечества. В онтологии космизма Н.Ф. Федорова провозглашаются общечеловеческие и общепланетарные задачи ноосферного выбора, что сближает его учение с концепцией глобального эволюционизма. Актуальность темы определяется необходимостью более углубленного изучения философского творчества Н.Ф. Федорова через призму взаимосвязи его идей с глобальным эволюционизмом, понимания трансцендентных и духовных оснований его космистского мировидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ontology of transcendent cosmism of N.F. Fedorov

The study reveals the fundamental ontological ideas of the philosophy of cosmism by N.F. Fedorov. They include supramoralism as the universal moral improvement and spiritual transformation of mankind; good as the synthesis of ontological and anthropological elements; psychocracy as the spiritual incorporation of the brotherhood; the resurrection as the reunification of the living sons with the dead fathers; active evolution as the development of the space of the biosphere and the cosmos for the benefit of mankind. N.F. Fedorov reflected these themes in bold projects that demonstrated a happy future for all humanity. In the ontology of cosmism, N.F. Fedorov proclaimed universal human and planetary challenges of noospheric choice that brought his teaching and the concept of global evolutionism together. The relevance of the research is determined by the need for an in-depth study of the philosophical doctrines of N.F. Fedorov from the perspective of the relationship between his ideas and global evolutionism, understanding the transcendent and spiritual foundations of his cosmist worldview.

Текст научной работы на тему «Онтология трансцендентного космизма Н. Ф. Федорова»

УДК 141.1:111.8 Федоров

https://doi.org/10.24158/fik.2019.1.1

Борисов Сергей Валентинович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

ОНТОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВА

Borisov Sergey Valentinovich

D.Phil., Professor, Head of the Philosophy and Cultural Studies Department, South Ural State University of Humanities and Education

THE ONTOLOGY OF TRANSCENDENT COSMISM OF N.F. FEDOROV

Аннотация:

В статье раскрываются основные онтологические идеи философии космизма Н.Ф. Федорова. Это идеи супраморализма как всеобщего нравственного совершенствования и духовного преображения человечества; блага как синтеза онтологического и антропологического; психократии как духовного объединения людей в братство; воскрешения как воссоединения ныне живущих «сынов» с умершими «отцами»; активной эволюции как освоения пространства биосферы и космоса для блага человечества. У Н.Ф. Федорова эти темы оформились в смелые проекты, рисующие счастливое будущее для всего человечества. В онтологии космизма Н.Ф. Федорова провозглашаются общечеловеческие и общепланетарные задачи ноосферного выбора, что сближает его учение с концепцией глобального эволюционизма. Актуальность темы определяется необходимостью более углубленного изучения философского творчества Н.Ф. Федорова через призму взаимосвязи его идей с глобальным эволюционизмом, понимания трансцендентных и духовных оснований его космистского мировидения.

Ключевые слова:

космизм, Н.Ф. Федоров, духовность, трансцендентное, активная эволюция, ноосфера, благо.

Summary:

The study reveals the fundamental ontological ideas of the philosophy of cosmism by N.F. Fedorov. They include supramoralism as the universal moral improvement and spiritual transformation of mankind; good as the synthesis of ontological and anthropological elements; psychocracy as the spiritual incorporation of the brotherhood; the resurrection as the reunification of the living sons with the dead fathers; active evolution as the development of the space of the biosphere and the cosmos for the benefit of mankind. N.F. Fedorov reflected these themes in bold projects that demonstrated a happy future for all humanity. In the ontology of cosmism, N.F. Fedorov proclaimed universal human and planetary challenges of noospheric choice that brought his teaching and the concept of global evolutionism together. The relevance of the research is determined by the need for an in-depth study of the philosophical doctrines of N.F. Fedorov from the perspective of the relationship between his ideas and global evolutionism, understanding the transcendent and spiritual foundations of his cosmist worldview.

Keywords:

cosmism, N.F. Fedorov, spirituality, transcendent, active evolution, noosphere, good.

Философия русского космизма как направление в отечественной философской мысли зародилась во второй половине Х!Х в. Космизмом принято называть философские учения, рассматривающие человека и космос в ракурсе коэволюционного единства. Основателем этого направления принято считать Н.Ф. Федорова, который в своем труде «Философия общего дела» заложил идеи активной эволюции человека, культурного преображения биосферы, регуляции стихийных сил природы путем «внесения в нее воли и разума», освоения космических миров для нужд человечества и др. В настоящее время идеи русского космизма нашли свое дальнейшее развитие в концепции глобального эволюционизма. Значимыми стали темы не только о единстве человека и космоса, но и о понимании трансцендентного во взаимосвязи с духовностью как основным параметром человеческой эволюции [1].

Актуальность темы определяется необходимостью более углубленного изучения философского творчества Н.Ф. Федорова через призму взаимосвязи его идей с глобальным эволюционизмом, понимания трансцендентных и духовных оснований его космистского мировидения.

Свое учение Н.Ф. Федоров определял как «пасхальные вопросы», лейтмотивом которых, согласно библейскому пророчеству, является идея объединения всех ныне живущих людей («сынов») в деле воскрешения всех умерших поколений («отцов»). Но мыслитель предложил этому учению еще одно определение: «супраморализм, или всеобщий синтез». В федоровском супра-морализме, обоснованном эволюционно и трансцендентно, заключен нравственный императив, который не просто постулирует принцип самосовершенствования для каждого человека, но и задает духовно-онтологические параметры дальнейшей эволюции человека.

Можно выделить ряд идей, на которых базируется онтология космизма Н.Ф. Федорова. Прежде всего это идея блага. Речь идет о всеобщем благе как синтезе онтологического и антропологического. В философии космизма Н.Ф. Федорова благо реализуется через процесс интеграции познания с преображением мира. По мнению мыслителя, для этого гносеология должна

преобразиться в гносеургию, в которой познание истины откроет дорогу к благу. В рамках реализации проекта всеобщего блага на первый план выходят этические вопросы: преображение бытия в благобытие, онтологии в деонтологию, приоритет должного над сущим и др. Проект блага рисуется как мост между должным и реальным, как реализация идеала блага в бытии человека и космоса. Т. е. речь идет о благобытии в онтологическом понимании, а не в узкосоциальном. В качестве одного из инструментов реализации принципа блага выдвигается идея синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой, который приведет к синтетическому способу мышления и достижению высших целей блага. В рамках этого вопроса Н.Ф. Федоров считает необходимым «синтез двух разумов» - теоретического и практического и трех предметов познания и деятельности - Бога, человека и природы.

Идея психократии как объединения людей во всечеловечество. Поскольку греческое слово psyche переводится как 'душа', 'дух', психократия подразумевает власть духа, духовное объединение людей. Поднимая вопрос «о родстве» всех поколений людей, Н.Ф. Федоров утверждает психократию через превращение человеческой толпы в «стройную силу сынов», объединившихся в деле воскрешения «всех отцов» как «одного отца», в признании каждым человеком «со всеми вместе» долга перед отцами.

Через идею блага рассматривается и антропологическая тема. Н.Ф. Федоров понимает, что преображение мира, достижение всеобщего блага зависит от человека - субъекта космической эволюции. Раньше Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского Н.Ф. Федоров увидел в человеке промежуточное существо, которому предстоит дальнейшее когнитивное и духовное развитие. Современного человека Н.Ф. Федоров называет смертным, кризисным, противоречивым существом. Эволюционная задача человека - уподобиться божественной сущности, что означает принять на себя муки и радости созидательного труда.

Провозглашая духовно-онтологическое преображение человека, мыслитель предлагает всему человечеству отказаться от неоязыческого обожествления природы и самого человека, от идеала комфорта и наслаждения ради ублажения своей физической натуры, от согласия на заданные ему природой пределы существования и пр. Он ратует за приобретение независимости в онтологическом смысле: борьбу за бытийственную свободу человека от смертоносных сил природы, фундаментальное обеспечение жизни всем и каждому, превращение природы в «вечного друга», т. е. нахождение способов ее регуляции с целью гармоничного сосуществования.

Н.Ф. Федоров считает более правильным называть людей «сын человеческий», «дочь человеческая», «сын умерших отцов». Этим он подчеркивает, с одной стороны, незавершенность природы человека, с другой, его активно-деятельный характер, дающий импульс к самосовершенствованию («достижению силы») через творчество. Идея о самообучающемся, превозмогающем свою природу человеке является центральной в антропологии мыслителя. Н.Ф. Федоров утверждает, что сам Бог развивает человека через его самого, учит его «гевристически», т. е. наводит на мысль о его предназначении и деле. Суть же своей антропологической эволюции человек должен осознать сам.

Провозглашая активно-творческое призвание человека, Н.Ф. Федоров определяет его статус как эволюционирующего, космического существа. При этом он понимает человечество как соборную совокупность сознательных, чувствующих существ и возлагает на него одновременно родовую и космическую задачу: духовно укрепив свое сознательно-творческое начало, человек должен преобразить природу Земли и космоса. Эволюционная задача человека обусловлена необходимостью превращать зло в добро, трансформировать злонаправленную энергию человека и человечества в благую и жизнестроительную. С точки зрения мыслителя, зло подлежит уничтожению, а носители зла - освобождению от него, - в этом заключается всеобщее спасение. Вслед за Григорием Нисским, Афанасием Великим, Псевдо-Дионисием Ареопагитом Н.Ф. Федоров не видит в зле самостоятельной бытийственной силы, а усматривает в нем «недостаток добра».

Идея братства человечества. С точки зрения Н.Ф. Федорова, постановка вопроса о братстве человечества своевременна и необходима. Философы и ученые не поднимают этого вопроса, потому что братство пока не существует на Земле. Вопрос о братстве раскрывает истинный этический смысл антропоэволюции, может наполнить новым содержанием творчество научного и философского сообщества. Он потребует от ученых постановки целей и задач, разработки стратегии, ведущей людей к объединению во всечеловеческое братство. Н.Ф. Федоров считает, что реализация вопроса о братстве перепрофилирует ученые сословия, которые превратятся в своего рода «призывную комиссию» для объединения, собирания всего человеческого рода в единый всечеловеческий организм. Тогда понятие прогресса заменится воскрешением, неродственный тип организма будет заменяться «родственным типом нераздельной Троицы». Деятельность ученых кардинально изменится: они перейдут от созерцания (чем занимались до сих пор) к осуществлению проекта лучшего мира, в котором зло будет преодолеваться утверждением добра, а обреченность смерти будет заменяться жизнеутверждением. «Признавая имманентное воскрешение, мы полагаем предел пытливости человеческой, направленный к трансцендентному, к мысли без дела; но,

осуждая спиритизм и вообще стремление к всемирному, мы не стесняем, однако, человека, ибо показываем, что область доступного ему имманентного так широка, что нравственное, родственное чувство, всемирная любовь найдет в ней полное удовлетворение» [2, с. 46].

Особенностью философско-антропологического видения Н.Ф. Федорова является то, что он рассматривает человека не в социальном, а в природно-родовом и космическом аспектах. В человеке он синтезирует земное и небесное: природное чувство родства и прорыв к богоподо-бию, к бессмертию. Философ онтологически укореняет нравственность, считая, что именно это качество является основой соединения всех ныне живущих людей в братство и собирания всего человеческого рода во всечеловечество через воскрешение предков.

Идея активной эволюции. С точки зрения Н.Ф. Федорова, всемирная (глобальная) эволюция содержит в себе необратимый, направленный, закономерный характер. Он провозглашает идею активной эволюции, согласно которой духовное и природное преображение человечества не хаотично, а трансцендентно (замысел Бога), целенаправленно благодаря религии и человеческому разуму. Трансцендентность проявляется в религиозном идеале, определяющем направление космо-антропо-эволюции. В онтологии космизма Н.Ф. Федорова утверждается земно-космическая связь всех явлений, единство «метеорических» и космических процессов, предлагаются проекты не только земно-природной регуляции стихийных сил (землетрясений, климата, извержения вулканов, засухи, наводнений и пр.), но и Солнечной системы и других звездных систем. Мыслитель мечтает о выходе человечества в космос, предполагая, что духовно-совершенное человечество, овладевшее всеми видами земно-космической регуляции, преодолеет земное притяжение и превратит нашу планету в космический корабль, который сойдет со своей орбиты и будет путешествовать в космическом пространстве по заданному курсу. Н.Ф. Федоров обосновывал свой проект освоения космических миров не только социально-экономической и демографической необходимостью (истощение природных ресурсов, перенаселение и др.), но и этически - «отыскивание новых землиц», приготовление новых обителей «воскрешенным отцам». А борьбу с разъединяющим пространством и всепоглощающим временем он рассматривал как шаг на пути к бессмертию человечества.

Суть федоровских проектов всеобщей регуляции не сводится к чисто технической реализации, в них ставится глобальная цель духовного преобразования человека во взаимосвязи с преобразованием природно-космического бытия. В этих проектах чисто техническому прогрессу современности противопоставляется «органический прогресс», при котором орудия труда и техника только усиливают умственные и физические возможности человека. Более того, провозглашая психофизическую регуляцию, Н.Ф. Федоров высказывает мысль о постепенном освобождении человека от технической зависимости и переходе к «полноорганности» через сознательное овладение физиологическими и биохимическими процессами в организме человека, что приведет к умению создавать себе всякого рода творческие органы в зависимости от среды обитания и рода деятельности.

Оригинальность философской мысли Н.Ф. Федорова предполагает эвристический подход к анализу его философии космизма. В своей системе категорий он соединяет язык родового сознания и христианского мышления: родственность - неродственность, совершеннолетие - несовершеннолетие, человек - сын человеческий, братство - братотворение, школа - храм, воскрешение - Пасха, нравственность - супраморализм и т. д. Привычному философскому расчленению и анализу он противопоставляет путь собирания, сложения, синтеза, «воскрешения» всего знания о мире и человеке: онтологии, гносеологии, антропологии, этики и пр. С точки зрения мыслителя, путь собирания человеческого рода и знания приведет к победе над врагом человека -смертью как «главным разложителем» сложного на все более простые элементы. Воскрешение же является воссоединением простого в сложное, раздробленного в целое, достижением цветущей сложности и приобретением новых качеств духовного преображения. Поэтому воскрешение понимается как «всеобщий синтез», благодаря которому будут преодолены антагонизмы: ученых и неученых, города и села, теоретического и практического разума, жизни и смерти, религии и науки, эгоизма и альтруизма, воли и чувства и т. д.

Н.Ф. Федоров - религиозный мыслитель. В его философии, согласно христианской традиции, основой природно-космического бытия является трансцендентный Бог. Поэтому онтологию космизма Н.Ф. Федорова можно рассматривать как разновидность трансцендентного космизма, в котором существование человека и космоса мыслится на основе сверхприродного первоначала -Бога. В космистском учении Н.Ф. Федорова органично сочетаются идеи, являющиеся основополагающими для современного глобального эволюционизма, в котором реальность человека и космоса рассматривается с позиций системного подхода как единый онтологический процесс. Это идеи: холизма (всеединства человека и космоса), организмизма (природа рассматривается как «враг временный, а друг вечный»), ноосферы (окультуривание биосферы, овладение регуляцией природных процессов), духовности и др. Космистское учение Н.Ф. Федорова касается высших духовных целей человечества и эволюционно-онтологических задач, потому что в объекте у него все мироздание, а в субъекте - все человечество.

Таким образом, в онтологии космизма Н.Ф. Федорова обнаруживаются следующие темы: 1) супраморализма как всеобщего нравственного совершенствования и духовного преображения человечества; 2) блага как синтеза онтологического и антропологического; 3) психократии как духовного объединения людей в братство; 4) воскрешения как воссоединения ныне живущих «сынов» с умершими «отцами»; 5) активной эволюции как освоения пространства биосферы и космоса для блага человечества. У Н.Ф. Федорова эти темы оформились в смелые проекты, рисующие счастливое будущее для всего человечества. Учение Н.Ф. Федорова можно назвать трансцендентным космизмом, поскольку существование космоса и человека мыслится на основе деятельности сверхопытного первоначала - Бога. Замыслом имманентного воскрешения Н.Ф. Федоров прогнозирует переход в абсолютное, благое богобытие, когда успешность разрешения эволюционных задач человечества Земли, преображение биосферы и космоса разрешается с помощью трансцендентной силы - Бога.

В онтологии космизма Н.Ф. Федорова провозглашаются общечеловеческие и общепланетарные задачи ноосферного выбора как апофеоз жизни, победа человека над смертью. Идеи

H.Ф. Федорова оказали большое влияние на его современников в России и за рубежом. Среди последователей Н.Ф. Федорова были, например, «биокосмисты», в число которых входили К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский [3]. «Биокосмистов» интересовали идеи власти человека над природой, освоения космического пространства, использования энергии космоса на благо человечества, преодоления смерти и др.

Ссылки:

I. Ковалева Г.П. Духовность в аспектах философии космизма // Современный ученый. 2017. № 7. С. 342-345.

2. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. М., 1995. 518 с.

3. Hagemeister M. Die Biokosmisten // Hagemeister M. Nikolay Fedorov. Studien zu leben, Werk und Wirking. München, 1989. S. 301-317.

References:

Fedorov, NF 1995, Collected Works: 4 vols, vol. 1, Moscow, 518 p., (in Russian).

Hagemeister, M 1989, 'Die Biokosmisten', in Hagemeister, M, Nikolay Fedorov. Studien zu leben, Werk und Wirking, München, S. 301-317.

Kovaleva, GP 2017, 'Spirituality in Aspects of the Philosophy of Cosmism', Sovremennyy uchenyy, no. 7, pp. 342-345, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.