Section 9. Philosophy
кусства. Это, в частности, «Класс - 1984» (Class of 1984) и «Класс - 1999: Новый учитель» (Class of 1999) режиссера Марка Лестера (Канада, 1982, 1990), «Замена» (The Substitute) режиссера Г. Менделя (США, 1996), «Опасные мысли» (Dangerous Minds) режиссера Джона Н. Смита (США, 1995), «Последний урок» (La journee de la jupe) режиссера Жан-Поля Лилиенфельда (Франция, Бельгия, 2008), «Учитель на замену» (Detachment) режиссера Т. Кея (США, 2011). Все они исследуют метаморфозы учебной практики, не нацеленной на подготовку к реальной жизни, поскольку не предполагают усвоение учащимися тех целостных знаний, которые способствуют освоению сущности внутренних противоречий, присущих конкретно-историческим жизненным коллизиям.
Обобщение изложенного материала позволяет сделать вывод о том, что осмысление причин проявления
аксиологического кризиса, обусловленного качественным изменением антропологических принципов мироотно-шения, мотивирует художников на поиск таких духовнометафизических оснований жизнеустройства, которые способны совершить разработку ценностных моделей для реализации образованием его витальной функции. Такая постановка проблемы предполагает движение авторов от исследования индивидуальности, к универсальной проблеме Человека.
Перспективными в исследовании трансформационных процессов в современном образовании средствами искусства могут быть его характеристики как такого социального института, смыслом и целью существования которого является обеспечение преемственности культуры духа между поколениями.
Список литературы:
1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием./С. Г. Кара-Мурза. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 832 с. (Серия «История России. Современный взгляд»).
2. Левченко Т. I. Свропейська освыа: конвергенщя та дивергенцья: [Монографгя]/Т. I. Левченко. - Вшниця: «Нова книга», 2007. - 656 с.
3. Скотний В. Г. Рацюнальне та iррацiональне в наущ й освт./В. Г. Скотний. - Кшв-Дрогобич: Коло, 2003. -288 с.
4. Скотна Н. В. Особа в розколотш цивЫзацн: освыа, свыогляд, ди./Н. В. Скотна. - Львiв: Украшсью технологи, 2005. - 384 с.
Kokhanevych Oksana Viktorivna, Osteuropäische Nationale Lessja Ukrainka Universität, Aspirantin, Institut für Sozialwissenschaften E-mail: oksana.kokhanievich@mail. ru
Ontologie der televirtuellen Realität
Abstrakt: Der Artikel ist der Konzeption des ontologischen Status der televirtuellen Realität gewidmet. Es sind die Begriffe «des Simulakrums» und «der Hyperrealität» wie die Phänomene der Ontologie der televirtuellen Realität analysiert.
Stichwörter: die Televirtualität, die Ontologie, die Hyperrealität, die Realität, die Simulation, das Dasein.
Коханевич Оксана Викторовна, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, аспирантка, Институт социальных наук
E-mail: oksana.kokhanievich@mail. ru
Онтология телевиртуальной реальности
Аннотация: Статья посвящена концепции онтологического статуса телевиртуальной реальности. Проанализированы понятия «симулякр» и «гиперреальность» как феномены онтологии телевиртуальной реальности.
Ключевые слова: телевиртуальность, онтология, гиперреальность, реальность, симуляция, бытие.
Ранневизантийский философ Василий Великий еще в IV веке в своей натурфилософской работе «Шестоднев» утверждал, что одна реальность может воспроизводить второю, законы существования которой не будут сводиться
к законам бытия порождающей ее действительности. Ныне телевиртуальность — новая форма отражения внешнего мира, которая начинается там, где Подобие прекращает свое существования, а симулякр обретает виртуальное бытие.
116
Ontologie der televirtuellen Realität
В философско-культурологическом исследовании онтологический аспект виртуальной реальности в своих трудах рассматривают Жиль Делёз, Славой Жижек, Надежда Маньковская, Николай Носов, Сергей Хоружий и др. Современная русская исследовательница Екатерина При-лукова утверждает, что телевиртуальность — гомоморфное отражение эмпирической реальности, которое лишено темпоральной и континуальной длительности.
Цель статьи — философско-культурологический анализ онтологии телевиртуальной реальности.
В последние десятилетия XXI в. благодаря развитию телевизионных технологий появилась новая форма бытия — телевиртуальность. Современная философия обосновывает ее существование в научном знании и выделяет как философскую категорию, которая конкретизирует бытие человека и общества ХХ - начала XXI столетия. Украинская исследовательница Анна Чмиль утверждает, что этот новый тип реальности олицетворяет телевизионную деятельность, которая существует независимо от сознания человека и выступает структурным компонентом его бытия. Она — результат преобразования бытия в небытие, замена одного типа существования вторым. По мнению современной исследовательницы, «телевиртуальность — часть реальности, которая тождественна симулякру и не сводится к внешней действительности или отдельному ее фрагменту» [8, 190-191]. Это новый вид бытия, где сущее есть симулякр, производящий посредством характерного для него «эффекта вложенных матрешек» различные онтологические копии действительного мира.
По мнению известного словенского философа и культуролога Славоя Жижека, телевиртуальная реальность представляет часть действительности, которая лишена собственной субстанции. Исследователь указывает: «Точно так же, как кофе без кофеина обладает запахом и вкусом кофе, но им не является, так виртуальная реальность переживается как настоящая, не будучи таковой» [7, 16]. Она, несмотря на свой статус порожденности, представляет онтологически равноправную форму отражения внешней действительности. Сегодня телевиртуальное Подобие — единственная дефиниция настоящего реального.
Ныне, как утверждает французский философ-пост-структалист Жиль Делёз, мы больше не способны определить искусственную природу телевиртуальности за характером ее отношения к настоящей модели Того же Самого действительного мира, из которой и выводится качество подобия всех ее копий. Подобие здесь возникает как внешний результат симулякра. Исследователь указывает: «Оно становится ушедшей во внутрь разницей, где идентичность Разного — изначальная власть Того же Самого, а сходное — лишь симуляционная сущность, выражающая функционирование симулякра» [5]. Современная телевиртуальность не предполагает Того же Самого и Подобного — наоборот, она конституирует только То же Самое того, что различно, и только сходное — сходное несоответствующего. Она представляет второстепенный образ
действительности, ее своеобразный онтологический субгоризонт, недо-род бытья, где То же Самое и Подобное: «всегда одновременно больше или меньше, но некогда не равенство» [5].
В телевиртуальной реальности, как считает Жиль Делёз, тщетной является попытка воспользоваться моделью Другого, поскольку здесь не существует модели, которая могла бы противостоять головокружительности ее симуляции [5]. Находясь вдалеке от своего основания, она поглощает настоящую реальность, гарантируя всеобщий ее развал (effondrement), который несет в себе характеристики радостного и позитивного события, лишенного собственной субстанции. «За каждой пещерой, — утверждает исследователь, — еще более глубокая пещера — над всякою поверхностью более обширный, неведомый, богатый мир и пропасть за отдельным основанием» [5]. Современная телевиртуальная реальность представляет нам гигантские онтологические сферы, глубины и дистанции, с которыми мы не способны справиться, поскольку испытываем шокирующее впечатление от необозримого многоликого виртуального подобия мира, которое состоит из разнообразных симулякров.
Известный французский философ Жан Бодрийяр считает, если раньше феномен объективной реальности был тесно связан с репрезентативностью и указывал на то, что объект («вещь в себе» у Канта, «реальное» у Лакана) недоступен субъекту, то сегодня мы живем во вселенной, которая избегает репрезентации [2, 73]. В мире самореферентных знаков телевиртуальности нет никакой реальности. Здесь символические сущности отсылают к таким же символическим сущностям, а отражение истинной действительности сменяется ее извращением, маскировкой ее отсутствия, полной утратой какой-либо связи с настоящей реальностью. Происходит замена смысла образом отсутствующей действительности — симулякром («копией копии», ложным претендентом Подобия).
В телевиртуальной реальности модель — абстрактное определение, владеющее образом настоящей действительности, больше не представляет трансцендентальность или ее проекцию. Как указывает Жан Бодрийяр: «В нашем распоряжении уже нет никаких средств драматической репрезентации вещей. <...>. И отныне уже никто не в состоянии возвыситься над ним, ибо этот Универсум абсорбирует все, что ему трансцендентно, поглощает всякое свое отражение» [2, 74]. Современный телевиртуальный мир — вселенная, где нет горизонта, никакой горизонтальности, здесь все — артефакт. Изолированные объекты вне своего преференциального контекста, которые возведенные в чистые знаки и описывают отсутствие, пустоту.
В пространстве телевиртуальности, по мнению Жана Бодрийяра, понятие «виртуального» совпадает с понятием «гиперреальности» — абсолютно гомогенизированной, «цифровой» и «операциональной» действительности, которая силою своего совершенства, контролируемости и непротиворечивости заменяет все
117
Section 9. Philosophy
иное. Части реальности, которая благодаря своей совершенной «завершенности» — более реальна, чем сама реальность [2, 20]. Французский исследователь пишет: «Мы имеем дело уже не со старым добрым философским виртуальным, которое стремится превратиться в актуальное и находится с ним в диалектических отношениях. Теперь виртуальное есть то, что идет на смену настоящему реальному и знаменует собой его окончательное разрушение, поскольку делает вселенную предельной реальностью» [2, 20]. У телевиртуальной действительности настоящее реальное — это нулевой уровень бытия виртуального, из которого исчезли весь шарм и смысл, вся глубина и энергия репрезентаций. Отныне оно испаряется, гибнет в гиперреализме телевиртуальности, в ее галлюциногенном сходстве с ним.
В современном виртуальном мире телевидения сущее образовано из разных измененных моделей и образов внешней действительности, которые способны воспроизводиться бесконечное количество раз. По мнению Жана Бодрийяра, в телевиртуальности настоящая реальность есть «то, что можно эквивалентно воспроизвести» в отличие от гиперреальности, которая — «то, что всегда уже воспроизведено» [4, 151]. Современная телевиртуальная реальность представляет собой бесконечный процесс симуляции настоящего «сада расходящихся тропок», где каждый порожденный симулякр конституирует серию
своих подобных копий.
Новый виртуальный мир телевидения существует как бытие частиц, сегментов, как реальность онтологически автономных фрагментов внешней действительности. Ныне, как утверждает Жан Бодрийяр: «Мы имеем дело с вселенной непосредственного соединения, склеивания вещей и их репрезентации, с универсумом, который погружает в визуальное, где каждый образ вовлекается в процесс образного становления мира, в котором все происходит исключительно в режиме on-line» [2, 75]. Современная телевиртуальность — сфера искусственно-технологического бытия, в которой действуют простая информативность, просчиты-ваемость и исчислимость; сфера репрезентации мира, где нет ни объекта настоящей реальности, ни субъекта мысли, ни субъекта действия, а существует только симулякр.
Телевиртуальность — новый вид реальности, конституируемый симулякрами. В процессе современного преобразования бытия в небытие, замены одного типа существования иным она выступает онтологически равноправной формой репрезентации настоящего, воспроизводя множество симулятивних копий с модели внешнего мира, в которых визуальные знаковые сущности отсылают к таким же знаковым сущностям, и где за их отражением скрывается полное отсутствие действительности. Это форма имманентной антиципации настоящей реальности, где подобие — лишь второстепенный образ внешней действительности.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы:
Бодрийяр Ж. Соблазн./Пер. с фр. А. Гараджи. - Москва: Ad Marginem, 2000. - 317 c.
Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту./Пер. с фр. Н. Суслова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 200 с. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция./Пер. с фр. А. Печенкина. - Тула: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть./Пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000. - 387с.
Делёз Ж. Платон и симулякр.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://www.philosophy.ru/library. Гонгало Е. Ф. Концепция виртуальной реальности в творчестве Ж. Бодрийяра.//Философия и социальные науки. -2010. - № 4. - С. 57- 62.
Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального.//Пер. с англ. А. Смирного. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.
Чмаль Г. П. Екранна культура: плюральшсть прояв1в. - Х.: Крук, 2003. - 336 с.
Seregin Alexander Vasilevich, Ufa Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics, Assistant Professor of «Humanities» department Volkova Angelina Sergeevna, Assistant of the department «Economics and Management at the enterprises of trade and catering» E-mail: [email protected]
The social and humanitarian aspects of the advertising service businesses
Abstract: The article deals with social and humanitarian aspects of the advertising service businesses. Brief analyzes the development of the social and humanitarian aspects of advertising. It is a fundamental aspect in the development of the advertising service businesses.
118